|
|
|
Налоговые проверки:
Айман Жекеева Старший юрист Международная юридическая фирма Integrites, Казахстан
Все мы знаем, что любое государство не может существовать без налогов, контроль за своевременным пополнением казны и налогами осуществляют налоговые службы. Одним из инструментов налоговой политики являются налоговые проверки. Наша последняя практика споров налоговых органов и предпринимателей в части доначислений по результатам проведенных налоговых проверок показывает, что предприниматели в целом всегда находятся «под прицелом» налоговых органов и не защищены от повторяющихся за один и тот же период проверок. Налоговый кодекс РК в статье 46 закрепляет, что срок исковой давности по налоговому обязательству и требованию составляет пять лет. Это означает в частности, что проверка может распространяться на ранее проверенные периоды в рамках 5 летнего периода с возможными вытекающими последствиями в форме уведомлений о доначислении соответствующих платежей. Согласно статье 627 Налогового кодекса РК налоговые проверки подразделяются на следующие типы: 1) плановые - комплексные и тематические проверки, осуществляемые согласно плану налоговых проверок, который утверждается раз в полгода уполномоченным органом. План налоговых проверок составляется на основе анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика (налогового агента); 2) внеплановые - налоговые проверки, не указанные в подпункте 1) настоящего пункта, в том числе осуществляемые: · по заявлению самого налогоплательщика (налогового агента); · по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан; · в случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) дополнительной налоговой отчетности за ранее проверенный налоговый период с целью проверки достоверности отраженных сведений в такой дополнительной налоговой отчетности; · в случае получения ответа, не поступившего в ходе предыдущей налоговой проверки, по ранее направленным запросам органов налоговой службы; · в случае неисполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) уведомления налоговых органов об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в порядке, установленном статьей 608 настоящего Кодекса; · в связи с реорганизацией путем разделения или ликвидацией юридического лица-резидента, структурного подразделения юридического лица-нерезидента; · в связи с прекращением юридическим лицом-нерезидентом деятельности в Республике Казахстан, осуществляемой через постоянное учреждение; · в связи с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката; · в связи со снятием с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость на основании налогового заявления налогоплательщика; · в связи с истечением срока действия контракта на недропользование; · по вопросам государственного регулирования производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров, а также оборота авиационного топлива, биотоплива, мазута; · по вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и его дебиторами в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан; · на основании требования налогоплательщика в декларации по налогу на добавленную стоимость по подтверждению достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату; · на основании налогового заявления нерезидента на возврат уплаченного подоходного налога из бюджета или условного банковского вклада в соответствии с положениями международного договора об избежании двойного налогообложения; · по вопросам исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан, а также иными законами Республики Казахстан, контроль за исполнением которых возложен на органы налоговой службы; · по вопросам определения налогового обязательства по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда; · по вопросам определения налогового обязательства по сделке (сделкам), совершение которой (которых) признано судом осуществленными без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность; · в связи с жалобой налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, - по вопросам, отраженным в такой жалобе; · в связи с обращением нерезидента о повторном рассмотрении налогового заявления на возврат уплаченного подоходного налога из бюджета или условного банковского вклада в соответствии с положениями международного договора об избежании двойного налогообложения; · по вопросу устранения нарушений, по которым лицензиаром было приостановлено действие лицензии; · по вопросам исполнения налогового обязательства по налогу на добавленную стоимость и (или) акцизу по товарам, импортированным на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Таможенного союза; · по вопросам постановки на регистрационный учет в налоговых органах; · по вопросам наличия контрольно-кассовых машин; · по вопросам наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек; · по вопросам наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, наличия лицензии, разрешения на отпуск этилового спирта, патента, регистрационной карточки, указанной в статье 574 настоящего Кодекса; · по вопросам соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин; · по вопросам соблюдения правил лицензирования и условий производства, хранения и реализации отдельных видов подакцизных товаров; · по вопросам исполнения распоряжения, вынесенного налоговым органом, о приостановлении расходных операций по кассе; · на основании решения уполномоченного органа; · на основании решения налогового органа в случаях, установленных настоящей статьей. Внеплановые проверки, указанные в подпункте 2 настоящего пункта, могут осуществляться за ранее проверенный период. Исходя из указанной статьи следует, что в целом перечень оснований для внеплановой проверки не является исчерпывающим, что фактически создает неограниченные возможности для налоговых органов в части частоты налоговых проверок. Само понятие «внеплановой проверки» по Налоговому кодексу РК фактически не раскрывает определённых критериев и не дает четкого понимания. В отличие от Налогового кодекса РК статья 16 Закона РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» содержит более емкое понятие, согласно которой внеплановая проверка - проверка, назначаемая органом контроля и надзора в отношении конкретного проверяемого субъекта, с целью устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства Кроме того, указанная статья по сравнению с Налоговым кодексом РК содержит исчерпывающий перечень оснований внеплановой проверки, а именно: 1) контроль исполнения предписаний (постановлений, представлений, уведомлений) об устранении выявленных нарушений в результате проверки и по результатам иных форм контроля и надзора; 2) получение информации и обращений от физических и юридических лиц, государственных органов, депутатов Парламента Республики Казахстан и местных представительных органов о причинении либо об угрозе причинения существенного вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства; 3) встречная проверка в отношении третьих лиц, с которыми проверяемый субъект имел гражданско-правовые отношения, с целью получения необходимой для осуществления проверки информации; 4) инициативное обращение проверяемого субъекта о проведении проверки его деятельности; 5) реорганизация и изменение наименования проверяемого субъекта, если в отношении него была намечена плановая проверка; 6) повторная проверка, связанная с обращением проверяемого субъекта о несогласии с первоначальной проверкой; 7) основания, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан; 8) обращения налогоплательщика, сведения и вопросы, определенные статьей 627 Налогового кодекса Республики Казахстан; 9) подача проверяемым субъектом уведомления о начале осуществления деятельности или определенных действий в порядке, установленном Законом РК «Об административных процедурах». При рассмотрении оснований для налоговой проверки нормы Налогового кодекса РК или Закона РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» будут превалировать? Обратим внимание на следующие нормы. В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 556 Налогового кодекса РК общий порядок проведения налоговой проверки осуществляется в соответствии с Законом РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». Особенности порядка и сроки проведения налоговой проверки определяются Налоговым кодексом РК. В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» особенности порядка, сроки проведения, продления, приостановления проверок, оформления акта о назначении, результатах и завершении проверок, осуществляемых органами налоговой службы, определяются Налоговым кодексом Республики Казахстан. При этом, данный Закон не предусматривает, что основания налоговой проверки определяются Налоговым кодексом РК. Данный факт, однако, не говорит и о том, что такие основания не могут быть указаны в Налоговом кодексе РК, но также не говорит о приоритетности оснований налоговой проверки, указанных в Налоговом кодексе РК. В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Налогового кодекса РК при наличии противоречия между Налоговым кодексом РК и другими законодательными актами Республики Казахстан в целях налогообложения действуют нормы Налогового кодекса РК. Конечно, указанная норма о приоритетности Налогового кодекса РК ограничена «законодательными актами в целях налогообложения». С одной стороны, можно толковать эту норму как то, что при противоречии любого законодательного акта, который связан с целями налогообложения, приоритет будет за Налоговым кодексом. Но с другой стороны, возможно речь все же идет только «о законодательных актах в целях налогообложения», то есть там, где в качестве целей определено налогообложение. При этом нужно отметить, что не все законодательные акты определяют цели как таковые, т.е. как отдельную статью/пункт. К примеру, Закон РК «О конкуренции» определяет в статье 1 «целями настоящего Закона являются защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и свободы экономической деятельности в Республике Казахстан». Но цели Закона РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» отдельной статьей или пунктом не определены. Несмотря на вышеуказанное, с учетом положений статьи 4 Закона РК «О нормативных правовых актах» можно сделать вывод, что при определении приоритета в спорных вопросах, связанных с налогообложением, Налоговый кодекс РК стоит выше законов по нормативно-правовой иерархии. Из указанного следует, что все же налоговые органы фактически не ограничены в проведении внеплановых повторных налоговых проверок, что, к сожалению, ставит налогоплательщика в состояние постоянного ожидания новых проверок и подтверждает в некоторых случаях отсутствие гарантий качества ранее проведенных налоговых проверок.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |