|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
И. Смурыгина, начальник отдела налогового консалтинга ТОО «BDO Казахстанаудит»
КАКИМИ НАЛОГАМИ ОБЛАГАЮТСЯ РАСХОДЫ НА ОТКРЫТИЕ ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА?
Вопросы по расходам на открытие ТРЦ. Налогообложение артистов, которых привлекли по договору с третьим физическим лицом, самостоятельно привлекающим артиста и гарантирующим его выступление в определенных объемах, - по данным договорам выплачивается 10% подоходного налога на физическое лицо - Исполнителя по договору. Вопрос 1. Правильно ли производится учет налогов в рамках указанного договора? Есть ли обязательства у Компании по налогообложению другими налогами и налогообложением непосредственно выступающего артиста? Вопрос 2. В целях рекламы компания решила организовать праздник по случаю открытия ТРЦ, можно ли нижеуказанные расходы взять на вычеты в налоговых целях: - расходы, связанные с привлечением артистов (такие, как: выступление артистов эстрады, театра; выступление камерного оркестра; приглашены ведущие для организации праздника; организация выступлений, встреча и транспортировка артистов); - оформление, украшение (такие, как изготовление декораций и украшений); - оформление фото-зоны в эко-стиле, оформление детской зоны по тематике воздушного шара, пресс стены; аренда красной дорожки; аренда музыкальной техники, профессиональные услуги по свету и звуку); - рекламная компания (такие, как разработка рекламной кампании, концепции мероприятия, рекламного слогана, разработка сценария радио ролика; услуги промоутеров); - организация развлечений (такие как мастер-классы для посетителей ТРЦ - роспись глиняных изделий, открытки своими руками, оригами; организация - услуги аквагримма и шаржистов); - подарки, призы для посетителей (бытовая техника, сувениры, подарочные сертификаты, пригласительные билеты в кинотеатр, сладости)?
Ответ по первому вопросу. Исходя из представленной информации, компания заключила договор с неким физическим лицом, который самостоятельно привлекает артиста (артистов). Следовательно, у этого физического лица будет заключен отдельный договор между ним и артистом/артистами. По договору, заключенному с физическим лицом, при выплате ему доходов за услугу по привлечению артистов, компания выступает в качестве налогового агента, а физическое лицо как Исполнитель. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса доход физического лица от налогового агента, облагаемый у источника выплаты, определяется как доход физического лица от налогового агента, подлежащий налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 Налогового кодекса, к которому также относится доход физического лица по заключенным с налоговым агентом в соответствии с законодательством Республики Казахстан договорам гражданско-правового характера. В соответствии со статьей 169 Налогового кодекса доход физического лица от налоговых агентов, облагается по ставке, установленной пунктом 1 статьи 158 Налогового кодекса, то есть в размере 10%. Таким образом, при выплате дохода физическому лицу, не зарегистрированному в качестве ИП, за оказанную им услугу по привлечению артистов, компания, являющаяся налоговым агентом, обязана удержать ИПН в размере 10% от суммы дохода. При этом, так как физическое лицо не является работником компании, с выплачиваемых ему доходов не удерживаются ОПВ, и компанией не уплачиваются СН и СО.
Ответ по второму вопросу. Пунктом 3 статьи 12 Налогового кодекса установлено, что понятия гражданского и других отраслей законодательства Республики Казахстан, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Так как понятие «реклама» не определено в Налоговом кодексе, то следует обратиться к Закону Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года № 508-II «О рекламе», (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.06.2014 г.) (Далее Закон), где пунктом 1 статьи 3 указано, что реклама - распространяемая и размещаемая в любой форме, с помощью любых средств информация, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации. То есть, реклама - это комплекс мероприятий, направленных на увеличение объемов продаж. Материалы будут признаваться рекламными, если в них будет содержаться информация о рекламируемом товаре или о рекламодателе в виде логотипа либо иной форме. Иными словами, расходами на рекламу будут признаваться расходы, понесенные самим ТРЦ и предназначенные поддерживать интерес непосредственно к юридическому лицу (ТРЦ), товарам, товарным знакам, работам, услугам, оказываемым самим ТРЦ. В целях налогообложения, согласно статье 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика, в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом. Вычеты производятся при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с получением совокупного годового дохода. Таким образом, расходы налогоплательщика на проведение рекламных мероприятий, в том числе по раздаче рекламируемых товаров и рекламных сувениров, при наличии подтверждающих документов относятся на вычеты в порядке, установленном Налоговым кодексом. Следует отметить, что вычету подлежит только стоимость рекламных товаров и услуг, несущих в себе информацию о производимых товарах и оказываемых услугах и о самом производителе этих товаров и услуг, то есть отвечающие признакам рекламы. На основании этого, в целях налогообложения, из всех вышеперечисленных расходов, таких как разработка рекламной компании, концепции мероприятия, рекламного слогана, разработка сценария радио ролика; услуги промоутеров, оформление возможно отнести на вычеты, но только в том случае, если все эти рекламные действия направлены на рекламу самого ТРЦ и на услуги, оказываемые самим ТРЦ. Если же указанные рекламные действие не несут в себе рекламу и услуг самого ТРЦ, то данные расходы на рекламу не подлежат отнесению на вычеты. Остальные указанные в запросе услуги, такие как: расходы, связанные с привлечением артистов (такие, как: выступление артистов эстрады, театра; выступление камерного оркестра; приглашение ведущих для организации праздника; организация выступлений, встреча и транспортировка артистов); оформление, украшение (такие как изготовление декораций и украшений; оформление фото-зоны в эко-стиле, оформление детской зоны по тематике воздушного шара, пресс стены; аренда красной дорожки; аренда музыкальной техники, профессиональные услуги по свету и звуку); организация развлечений (такие, как-мастер классы для посетителей ТРЦ - роспись глиняных изделий, открытки своими руками, оригами; организация - услуги аквагримма и шаржистов); стоимость подарков, призов для посетителей (бытовая техника, сувениры, подарочные сертификаты, пригласительные билеты в кинотеатр, сладости), не подлежат отнесению на вычеты, так как не несут сведений, информации о самом ТРЦ и о его деятельности напрямую. Кроме того, согласно подпункту 26 пункта 3 статьи 155 Налогового кодекса стоимость безвозмездно переданного в рекламных целях товара (в том числе в виде дарения) в случае, если стоимость единицы такого товара не превышает 5-кратный размер МРП, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете и действующего на дату такой передачи, не рассматривается в качестве дохода физического лица. В связи с чем, так как переданные (подаренные) товары (подарки/призы) (бытовая техника, сувениры, подарочные сертификаты, пригласительные билеты в кинотеатр, сладости) и т. п. не являются и не могут быть естественно, продукцией, произведенной самим ТРЦ и, не несут в себе рекламу самого ТРЦ, то стоимость таких товаров следует рассматривать как безвозмездно переданное имущество физическим лицам и, как следствие, доход, полученный физическими лицами безвозмездно, независимо от того, если стоимость этих товаров не будет превышать 5 МРП. В связи с чем, если сам ТРЦ раздает/дарит эти подарки, призы посетителям, то у ТРЦ как у налогового агента возникает обязательство по уплате ИПН в бюджет в размере 10%, так как в данной ситуации невозможно удерживать ИПН со стоимости подарков/призов. При этом, если подарки/призы раздают арендаторы, являющиеся ИП или юридическими лицами, то в этом случае, на них, как на налоговых агентов будет возложена ответственность заплатить в бюджет ИПН в размере 10% за счет своих собственных средств или за счет чистого дохода. У них также, стоимость подарков/призов не будет относиться на вычеты при условии, что товары не произведены самими арендаторами и не несут рекламную информацию о них. Также, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 231 Налогового кодекса оборот по реализации товаров означает безвозмездную передачу товара. При этом не является оборотом по реализации безвозмездная передача в рекламных целях товара (в том числе в виде дарения) в случае, если стоимость единицы такого товара не превышает 5-кратный размер МРП, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете и действующего на дату такой передачи. Таким образом, если товары (подарки, призы и т. п.) передаются ТРЦ физическим лицам безвозмездно и не содержат в себе основания рекламы самого ТРЦ, то у ТРЦ возникает облагаемый оборот и обязательство по начислению и уплате НДС в бюджет (в случае, если ТРЦ является плательщиком НДС). При этом, в соответствии с положениями статей 256 и 258 Налогового кодекса, при возникновении облагаемого оборота, начислении и уплате НДС в бюджет, у ТРЦ не возникнет обязательства по корректировке зачетного НДС, возникшего при покупке подарков, призов.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |