|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
И. Обуховская, профессиональный бухгалтер РК
КАК ОФОРМИТЬ НА РАБОТУ ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО - ГРАЖДАНИНА РФ?
Предприятие планирует оформить гражданина РФ на работу с постоянным окладом с января 2015 года. Какие документы обязан предоставить сотрудник для отдела кадров, и какие налоги будут удерживаться при расчете зарплаты данного гражданина?
Нормативная база. Согласно пункту 1 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана, 29 мая 2014 года), работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не: требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. При этом согласно пункту 2 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана, 29 мая 2014 года), государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания. Комментарии. Следовательно, компании привлекающей для работы физическое лицо резидента Российской Федерации не требуется получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, в связи, с чем компания резидент Республики Казахстан имеет право принять на работу физическое лицо гражданина Российской Федерации, без ограничения. Далее хотелось бы отметить, что согласно пункту 4 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана, 29 мая 2014 года), трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений настоящего Договора. Для заключения трудового договора трудящийся-мигрант представляет работодателю документы, предусмотренные трудовым законодательством государства трудоустройства, а также документ(ы), подтверждающий(е) законность нахождения трудящегося-мигранта на территории государства трудоустройства. Положения Трудового кодекса. При этом согласно пункту 1 статьи 31 Трудового Кодекса РК, для заключения трудового договора с физическим лицом нерезидентом необходимо предоставление: Паспорт; документ об образовании, квалификации, наличии специальных знаний или профессиональной подготовки при заключении трудового договора на работу, требующую соответствующих знаний, умений и навыков; копия документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства либо временного проживания; документ, подтверждающий трудовую деятельность - трудовая книжка (для лиц, имеющих трудовой стаж); документ воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу); документ о прохождении предварительного медицинского освидетельствования (для лиц, обязанных проходить такое освидетельствование в соответствии с установленными правилами). Хотелось бы отметить, что с учетом того, что сотрудник является нерезидентом, при приеме на работу так же необходимо копии свидетельств о присвоении регистрационного номера налогоплательщика, и документ(ы), подтверждающий(е) законность нахождения трудящегося-мигранта на территории государства трудоустройства. К таким документам относятся отметка пограничной службы в паспорте о пересечении государственной границы и миграционная карта. Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства согласно пункту 5 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана, 29 мая 2014 года), определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг). Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей согласно пункту 6 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана, 29 мая 2014 года), освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. В случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда. Таким образом, гражданину Российской Федерации в течение 30 суток необходимо заключить трудовой договор и обратиться в миграционные службы для регистрации на территории Республики Казахстан в связи с трудоустройством на срок действия трудового договора. Далее, что касается налогообложения сотрудника резидента Российской федерации, то на основании подпункта 18 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса РК, доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются доходы физического лица-нерезидента от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору (контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимся работодателем. Налогообложение доходов. Далее согласно пункту 3 статьи 201 Налогового кодекса РК, исчисление индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, производится налоговым агентом путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 158 Налогового кодекса РК, по ставке 10 процентов к сумме доходов, облагаемых у источника выплаты, определенных подпунктом 18 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса РК, без осуществления налоговых вычетов. Далее по поводу социального налога на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 355 Налогового кодекса РК, плательщиками социального налога являются юридические лица-резиденты РК. Соответственно согласно пункту 2 статьи 357 Налогового кодекса РК, объектом налогообложения являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам-нерезидентам в виде доходов, определенных подпунктом 18 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса РК. Также хотелось бы отметить, что согласно Закону РК «Об обязательном социальном страховании». Обязательному социальному страхованию подлежат работники, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан, за исключением получателей пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий. При этом Гражданин другого государства не входит в категорию, имеющих право получения социальных пособий (льгот) в связи с наступлением социальных рисков по видам обязательного социального страхования согласно вышеуказанного Закона, т. к. имеет статус лица, являющегося гражданином другого государства, законно находящегося и на законном основании занимающегося оплачиваемой трудовой деятельностью на территории Республики Казахстан. В связи с чем, граждане другого государства не подлежат обязательному социальному страхованию в Республике Казахстан и перечисление социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования за них не производится. Далее в соответствии с пунктом 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана, 29 мая 2014 года), социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами. Следовательно, в связи с различным пенсионным законодательством государств-партнеров российские трудящиеся-мигранты, осуществляющие временную трудовую деятельность на территории государств-партнеров, не подлежат пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Пенсионное обеспечение указанных трудящихся - мигрантов осуществляется по законодательству государства, гражданами которого они являются. Выводы. Таким образом, в рассматриваемом случае предприятие будит исчислять и уплачивать только ИПН и социальный налог, ОПВ и социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования не должны выплачиваться за данных сотрудников.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |