| ||||||||||||||||||||
|
|
|
Е. Кубиев, МВА, профессиональный бухгалтер РК
КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА И СПИСАНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ РАБОТАМ?
ТОО на ОУР, занимается в области строительства. Хотелось бы узнать профессиональное мнение специалистов по следующим вопросам: 1. Каков порядок списания строительных материалов (на основании каких документов бухгалтерия производит списание, действует ли в РК форма М-29 или есть другой документ, на основании которого можно списывать строительные материалы, кто за что отвечает при списании)? 2. На какой счет бухгалтерского учета списывается малоценный материал: рулетки, скотч, обойные ножи, ножницы, валики, кисточки, лопаты и т.д.? 3. Различные сверла и перфораторы (стоимость которых в районе 10-25 тыс.тенге) сейчас быстро ломаются, служат максимум 3-5 мес. Будут ли они относиться к Основным средствам? Если нет, то на какой счет их отнести и на какой счет списывать? С 22 декабря вступила в силу новая утвержденная форма акта выполненных работ. Данная форма не для строительно-монтажных работ? Какая форма предназначена для строительно-монтажных работ?
В соответствии с частью второй пункта 1 статьи 7 Закона Республики Казахстана от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Как указано в пункте 2 данной статьи, формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 утверждены формы первичных учетных документов. Последние изменения и дополнения в данный приказ были внесены Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 27 октября 2014 года № 458. Согласно пункта 28 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 октября 2011 года № 1172, для учета активов, подлежащих списанию, применяется акт списания, который составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр направляется в бухгалтерскую службу, второй остается в подразделении субъекта. Согласно вышеуказанного приказа утверждена форма Акта списания запасов (форма З-6). Именно данным первичным учетным документом должно быть произведено списания с учета товарно-материальных запасов, в том числе и строительных материалов. Также согласно пункта 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, индивидуальные предприниматели и организации разрабатывают самостоятельно либо применяют формы или требования, утвержденные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование документа (формы); 2) дату составления; 3) наименование организации или фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, от имени которых составлен документ; 4) содержание операции или события; 5) единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении); 6) наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления; 7) идентификационный номер. Таким образом, в целях контроля расхода строительных материалов вы можете применять форму М-29. Но при этом, вам следует в обязательном порядке включить вышеуказанные обязательные реквизиты в данную форму, а также составлять Акт списания запасов (форма З-6). За списание запасов отвечает материально-ответственное лицо (МОЛ), в чей ответственности находились данные запасы. Список материально-ответственных лиц должен быть утвержден приказом (распоряжением) руководства Товарищества. Первичные документы на списание запасов составляются материально-ответственным лицом и утверждаются руководством Товарищества. Только после утверждения данные документы могут произведены бухгалтерские записи по списанию строительных материалов. Указанный Вами малоценный материал (рулетки, скотч, обойные ножи, ножницы, валики, кисточки, лопаты и т.д.) должны быть списаны на соответствующие виды расходов: 1) если они использованы в производственных целях - на счета производственного учета: a. в качестве основных материалов основного производства на счет 8110 «Основное производство», или b. в качестве основных материалов, использованных во вспомогательном производстве (вспомогательных цехах и подразделениях) - на счет 8310 «Вспомогательные производства», или c. как накладные расходы на счет 8410 «Накладные расходы», которые в дальнейшем должны быть распределены между счетами основного и вспомогательных производств; 2) если данные материалы были использованы в административных целях - то на счет 7210 «Административные расходы»; 3) при использовании для прочих целей - на счета 7470 «Прочие расходы». В соответствии с пунктом 6 МСФО (IAS) 16 «Основные средства» основные средства - это материальные активы, которые: a) предназначены для использования в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, при сдаче в аренду или в административных целях; b) предполагается к использованию в течение более чем одного отчетного периода. Следовательно, если в Вашем ТОО отчетный период равен календарному году, а срок службы указанных Вами активов: сверла и перфораторы, в соответствии с вашей оценкой составляет менее одного года, то данные активы учитываются в качестве запасов. Учет данных активов должен вестись на счете 1310 «Сырье и материалы» либо на счете 1350 «Прочие запасы». Списание запасов производится аналогично вышеуказанному. В соответствии с приложением 50 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов» Акт выполненных работ (оказанных услуг) по форме Р-1 применяется для приемки-передачи выполненных работ (оказанных услуг), за исключением строительно-монтажных работ. В соответствии с Письмом Министерства финансов Республики Казахстан от 27 ноября 2013 года № ДМБУА-1-ЮЛ-Э-901-17524 «Относительно оформления акта выполненных работ» при отсутствии утвержденных Приказом («Об утверждении форм первичных учетных документов») форм, в том числе Акта выполненных строительно-монтажных работ, документальным свидетельством факта выполненных работ в строительстве могут служить первичные документы, составленные организацией самостоятельно в соответствии с требованиями статьи 7 Закона (о бухгалтерском учете).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |