|
|
|
Об обязательном членстве
Алмас Бектасов Младший юрист Международная юридическая фирма Integrites, Казахстан
4 июля 2013 года был подписан закон Республики Казахстан «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» («Закон»). НПП РК является некоммерческой организацией, по форме являющейся объединением юридических лиц, а именно - субъектов предпринимательства Республики Казахстан («РК»). Согласно положениям ст. 2 Закона Республики Казахстан «О некоммерческих организациях», некоммерческой организацией признается юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели извлечение дохода и не распределяющее полученный чистый доход между участниками. Согласно положениям этого же закона, организационно-правовая форма НПП РК обозначена как «Национальная палата предпринимателей». Согласно Закону целью деятельности НПП РК является способствование росту и дальнейшему развитию предпринимательства в РК. Также, согласно п. 2 ст. 3 Закона, перед НПП РК поставлен следующий ряд задач: Ø Консолидация предпринимательского сообщества; Ø Представление, обеспечение и защита прав и законных интересов субъектов предпринимательства; Ø Организация эффективного взаимодействия субъектов предпринимательства и их ассоциаций (союзов) с государственными органами; Ø Содействие созданию благоприятных правовых, экономических и социальных условий для реализации предпринимательской инициативы в Республике Казахстан; Ø Участие в процессе совершенствования законодательства Республики Казахстан, затрагивающего интересы предпринимательства, а также; Ø Иные задачи, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан. В настоящей статье будут рассматриваться такие вопросы, связанные с существованием НПП РК, как: 1. Анализ законности обязательного членства в НПП РК всех субъектов предпринимательства, зарегистрированных в соответствии с законодательством РК наравне с законностью обязательных членских взносов в НПП РК; 2. Рассмотрение вопросов о существовании какой-либо ответственности НПП РК перед ее членами, предусмотренной Законом; 3. Существование аналогов НПП РК в мире, а также мировая практика в подобных вопросах. По нашему мнению, членство, в разрезе исследуемого вопроса, должно быть добровольным, но не обязательным. Данная позиция основана на том, что, во-первых, решение о вступлении в члены НПП РК должно приниматься субъектом предпринимательства исходя из понятия выгоды и свободы выбора. При наличии выбора (т.е. при добровольном членстве) предприниматель имеет возможность оценить, отразится ли подобное членство благоприятно на его бизнесе, либо же окажется затратным и невыгодным. При обязательном членстве у предпринимателя просто не имеется права выбора, что, как мы полагаем, является ущемлением прав субъектов предпринимательства, так как Законом предусмотрена обязательность уплаты взносов в НПП РК при членстве в последней. Во-вторых, согласно п. 4 ст. 26 Конституции РК, каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Исследуя вопрос об обязательном членстве в НПП РК, уместным будет упомянуть, что обязательность членства ограничивает право на предпринимательскую деятельность потому, что согласно п.1 ст.115 ГК РК, прибыль (деньги) являются имуществом субъекта предпринимательства. Полагаем, что предприниматель должен быть волен распоряжаться данным имуществом по своему усмотрению, не отчуждая часть прибыли посредством уплаты обязательных членских взносов в НПП РК. Безусловно, законодательством РК предусмотрены обязательные платежи, и деньги, являясь имуществом, все же могут принудительно отчуждаться в пользу третьих лиц, например - государства. Но, подобное обязательное отчуждение производится на основании Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» («Налоговый Кодекс»). Для более детального рассмотрения вопроса о предусмотренных законодательством обязательных платежах, считаем уместным провести анализ следующих положений законодательства РК. Во-первых, положением ст. 35 Конституции РК установлено, что уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого. Во-вторых, положением пп. 37 п.1 ст.12 Налогового Кодекса установлено, что налоги это - законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым Кодексом, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер. В-третьих, статьей 55 Налогового Кодекса, в которой изложены виды налогов, других обязательных платежей в бюджет, не предусмотрено понятия обязательного членского взноса, уплачиваемого субъектами предпринимательства НПП РК. Таким образом, положениями ст. ст. 37 и 55 Налогового Кодекса не предусмотрено подобных платежей в виде взносов, равно как и их обязательного характера. Обращаем внимание на тот факт, что определение «законно установленных», приведенное в ст. 35 Конституции РК, означает, что подобные платежи устанавливаются исключительно положениями Налогового Кодекса, где, как уже утверждалось, понятия обязательных членских взносов не обозначено. Исходя из указанного выше, следует вывод о том, что членские взносы в НПП РК - это платеж, обязательность которого не регламентирована ни Конституцией РК, ни положениями Налогового Кодекса. Соответственно, считаем, что положение об обязательности членских взносов во-первых, - ущемляет права субъектов предпринимательства, а во-вторых, - противоречит нормам Конституции РК. Анализ характера правоотношений, возникающих между субъектами предпринимательства и НПП РК, говорит о том, что данные отношения являются все-таки гражданско-правовыми. Такие отношения, в свою очередь, согласно ст. 2 ГК РК основывается исключительно на признании свободы договора и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела. Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права, а также отказываются от прав своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей. Кроме того, данные правоотношения имеют признаки сделки. Согласно ст. 147 ГК РК, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В данном случае, сделка будет являться двухсторонней, т.е. требующей заключения договора межу ее участниками. Более того, ст. 148 ГК РК предусмотрено, что для совершения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон. Таким образом, возникает вопрос о согласованности воли сторон при членстве субъектов предпринимательства в НПП РК. Ведь данное членство, согласно п.2 ст.4 Закона, является обязательным для субъектов предпринимательства, за исключением субъектов предпринимательства, для которых законодательством Республики Казахстан установлено обязательное членство в иных некоммерческих организациях, а также государственных предприятий. В качестве аргумента можно рассмотреть случай, при котором субъект предпринимательства зарегистрирован, но не осуществляет какой-либо операционно-хозяйственной деятельности в силу таких возможных причин, как поиск персонала и/или оборудования, помещения, потенциальных клиентов и т.п. Тем не менее, согласно Закону, данный субъект все равно будет обязан оплатить обязательный членский взнос до конца года, в котором была произведена государственная регистрация данного субъекта предпринимательства. Не является редкостью тот факт, что не всегда у вновь зарегистрированного субъекта предпринимательства будут иметься свободные оборотные средства для оплаты обязательного членского взноса. Например, согласно утвержденным президиумом НПП РК размерам членских взносов, размер членского вноса для субъектов предпринимательства с совокупным годовым доходом не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя за предшествующий отчетному календарный год, установленного Законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января предшествующего отчетного календарного года, составляет 160 МРП, что эквивалентно 296 320 тенге. Таким образом, становится очевидным, что Закон уже на начальном этапе скорее устанавливает препятствие для развития бизнеса, чем способствует развитию такового, как это предписано п.2 ст.3 Закона. Подобное препятствование заключается хотя бы в том, что вместо того, чтобы инвестировать сумму 296 320 тенге в развитие своего бизнеса, предприниматель должен будет в первую очередь подумать о благосостоянии НПП РК, и уплатить данную сумму в НПП РК в обязательном порядке до конца текущего года. Открытым также остается вопрос при рассмотрении феномена обязательных членских взносов применительно к убыточным субъектам предпринимательства, где вопрос заключается даже не в свободных оборотных средствах и их реинвестировании, а в их полном отсутствии. По нашему мнению, ультимативный характер обязательности уплаты членских взносов обрекает подобные субъекты предпринимательства на еще более тяжелые условия деятельности, что в корне противоречит все тому же п. 2 ст. 3 Закона. Очевидно, что нормы Закона не предусматривают никакого компромисса в отношении убыточных компаний. Недостаток Закона также заключается в отсутствии ясной и регламентированной процедуры приобретения подобного членства. Существование подобной процедуры обеспечивало бы возможность рассмотрения НПП РК финансового положения субъектов предпринимательства перед их вступлением в члены НПП. Но, к сожалению, отсутствие подобной регламентированной процедуры влечет лишь дестабилизацию финансового положения убыточных субъектов предпринимательства, что не является положительным макроэкономическим показателем в целом. Считаем, что данный аспект должен быть пересмотрен законодателем в кратчайшие сроки. НПП РК все же имеет своей задачей содействовать созданию благоприятных правовых, экономических и социальных условий для реализации предпринимательской инициативы в Республике Казахстан, равно как и обеспечивать равноправие всех субъектов предпринимательства, что предусмотрено пп. 2 п. 1 ст. 4 Закона. При рассмотрении данного примера, считаем, что указанные положения не соблюдаются. Опять же, возникает вопрос, защищаются ли интересы предпринимателей положениями Закона? Полагаем, что в данных примерах нет. Немаловажным аспектом существующих правоотношений между субъектами предпринимательства и НПП РК является отсутствие предусмотренной ответственности. По нашему мнению, в рамках Закона, НПП РК должна нести ответственность перед ее членами. Однако, проведенный анализ Закона позволяет утверждать, что ответственность НПП РК не предусмотрена в должной мере в текущей редакции Закона. Например, игнорированию, по нашему мнению, не подлежит тот факт, что в Законе не изложен порядок освоения НПП РК членских взносов. Считаем, что субъект предпринимательства имеет право быть осведомленным о целевом назначении уплачиваемых им членских взносов. Более того, в Законе не изложены пределы размеров финансовых затрат, связанных с административной деятельностью НПП РК. Таким образом, вышеизложенные аспекты ставят под сомнение положение пп. 5 п.1 ст. 4 Закона о том, что деятельность НПП РК основывается на принципах прозрачности деятельности, подотчетности, ответственности перед своими членами. Будут ли члены НПП РК знать, тратятся ли взносы на нужды предпринимательства? Придерживаясь нашего мнения о том, что членство субъектов предпринимательства в НПП должно являться добровольным, также полагаем, что размеры уже членских взносов должны определяться исходя из оборотов каждого из субъектов-членов НПП, но ни в коем случае не основываться на широких статистических показателях. Так, по состоянию на 1 декабря 2014 года, (согласно данным Комитета по статистике РК) в Республике Казахстан зарегистрировано 353 171 юридических лиц. По состоянию на 1 ноября 2014 года, в Республике Казахстан зарегистрировано 1 280 898 индивидуальных предпринимателей. Принимая во внимание обязательность членских взносов, несложно представить те объемы, которые будут поступать в НПП РК без разъяснений о целях их использования. Полагаем, что при добровольном членстве, подобное количество зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей все же позволит НПП РК осуществлять ее функции, а также позволит устанавливать более приемлемые значения взносов в НПП. Говоря о зарубежном опыте, можно выделить ряд подобных организаций в мире. К таким организациям, например, относятся Союз палат и бирж Турции (ТОВВ), Объединение торгово-промышленных палат Германии (DIHK/ДИХК), Британская Бизнес палата. Рассмотрим каждое из перечисленных учреждений в отдельности. Союз палат и бирж Турции («ТОВВ») - также как и НПП РК является неправительственной и некоммерческой организацией Турции, представляющей интересы предпринимательства. Аналогично НПП РК, членство в палатах и биржах Турции является обязательным. Однако, в настоящее время в Законе не предусмотрено такого немаловажного обязательства НПП РК как представление интересов предпринимателей РК на мировой арене, тогда как функции ТОВВ включают в себя оказание поддержки субъектам предпринимательства Турции в развитии их внешнеэкономической и торговой деятельности. Подобная поддержка осуществляется ТОВВ посредством существующего Совета внешнеэкономических связей («DEIK»). Данный совет объединяет Деловые советы Турции с 112 странами. В компетенцию совета входит: Ø Предоставление консультаций для организаций в случаях, когда это необходимо; Ø Содействие в развитии предпринимательства как на внутренних, так и на международных рынках; Ø Организация международных встреч и собраний; Ø Разработка и исполнение стратегии в рамках внешней экономической деятельности; Ø Формирование и предоставление отчетов об информации, существенной для субъектов предпринимательства; Ø Работа по привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику Турции; Ø Содействие субъектам предпринимательства в развитии местных и внешних деловых связей и т.д.[1] Объединение торгово-промышленных палат Германии («DIHK») представляет собой ассоциацию, состоящую из 80 территориальных торгово-промышленных палат («ТТПП») Германии. Членами палат, согласно законодательству, являются все предприятия ФРГ, кроме сельскохозяйственных и ремесленных, а также лиц свободных профессий. В компетенцию DIHK входит: Ø Организация внутренних тренингов в компаниях - членах ТТПП; Ø Информирование компаний в части налогового законодательства, маркетинга, инноваций и корпоративного права; Ø Консультирование по вопросам открытия бизнеса, рационального использования энергии, содействие при заключении договоров с банками и т.д.[2] DIHK координирует деятельность 130 торговых палат Германии по всему миру, а также представительств немецких компаний в 90 странах мира. Подобная развитая сеть позволяет DIHK обладать пониманием о нуждах бизнеса в международном масштабе. Деятельность DIHK также основывается на взаимодействии с государством. А именно, DIHK имеет возможность получать информацию и консультации непосредственно от Говоря о зарубежном опыте, можно выделить ряд подобных организаций в мире Британская Бизнес палата - это Торгово-промышленная палата Великобритании (British Chamber of Commerce and Industry) («BCC»), состоящая из 52 национальных аккредитованных палат. Членство в BCC является добровольным. Члены BCC уплачивают членские взносы на ежегодной основе. Кроме поддержки субъектов предпринимательства на местном уровне, BCC также осуществляет содействие и на международном уровне. BCC является негосударственной и некоммерческой организацией, в перечень задач которой входит: - Создание благоприятных условий для бизнеса; - Помощь развитию всех направлений коммерции; - Развитие торгово-экономических и научно-технических связей бизнесменов Англии с предпринимателями других стран; - Зашита прав и представительство законных интересов членов Палаты в государственных структурах Великобритании и различных мировых сообществах. Также одним из немаловажных аспектов деятельности BCC является издание ежегодного каталога коммерческих компаний. В каталоге описываются услуги и расценки компаний-членов BCC. Распространение каталога ведется исключительно среди членов BCC. В штате BCC также есть лоббисты, представляющие интересы предпринимателей в Вестминстере, Уайт-холле, и Брюсселе. Т.е., BCC также осуществляет представительство интересов предпринимателей в государственных органах, вплоть до парламента Великобритании по таким вопросам, как законотворчество и формирование экономической политики с учетом интересов субъектов предпринимательства - членов BCC. Таким образом, полагаем, что Закон должен быть пересмотрен и иметь в основе добровольный характер членства. Также, в Законе должна быть предусмотрена более прозрачная и регламентированная система расчета размеров членских взносов. Значения взносов должны учитывать фактическое финансовое положение субъектов предпринимательства с целью содействия их развитию, но не ухудшению их положения на рынках. Необходимо понимать, что, представляя интересы предпринимательства в РК, НПП РК со своей стороны, в первую очередь, должна обеспечить прозрачные и доверительные отношения с ее членами, но ни в коем случае не потребительские, признаки которых наблюдаются на текущий момент. Принимая во внимание международный опыт, изложенный ранее, полагаем, что положения Закона не в достаточной мере предусматривают процедуры по содействию развитию предпринимательства в РК. Как известно, конкуренция должна определяться состоянием и конъюнктурой рынка. Тем не менее, в примере с убыточными субъектами предпринимательства, приведенном ранее, наблюдается явление предвзятости по отношению к менее финансово-устойчивым субъектам предпринимательства, что считаем в корне неверным и противоречивым принципом Закона. Подобные организации в других странах осуществляют поддержку предпринимательства посредством тиража буклетов и бюллетеней с указанием товаров, услуг и расценок всех своих членов, что позволяет с легкостью обеспечивать соответствующее развитие предпринимательства в силу того факта, что субъекты предпринимательства осведомлены о наличии потенциальных партнеров и их сферах деятельности. Согласитесь, что информация на рынке является не менее важным фактором, чем прибыль. Немаловажно и то, что, например, в Великобритании членство не является обязательным, что подразумевает ответственность BCC перед ее членами и предполагает оказание качественных и достойных услуг в обмен на членские взносы, уплачиваемые членами BCC. Хочется надеяться, что законодатель осознает приоритет благополучия предпринимательства перед финансовым благополучием НПП РК и пересмотрит существующий обязательный характер членства в данной некоммерческой организации. В свою очередь, мы будем рады оказать Вам поддержку по любым вопросам, а также вопросам, возникающим у Вас в области взаимодействия с НПП РК.
[1] См. интернет ресурс по ссылке http://www.en.deik.org.tr [2] См. интернет ресурс по ссылке http://www.dihk.de
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |