|
|
|
В. Проскурина, сертифицированный бухгалтер-практик, САР
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС С 1 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА.
Ежегодно в Налоговый кодекс Республики Казахстан вносятся изменения и дополнения, действие которых, как правило, начинается с 1 января нового года. Не стал исключением в этом плане и наступивший 2015 год. Законом РК от 28 ноября 2014 года № 257-V «О внесении изменении и дополнении в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» были внесены изменения и дополнения, которые коснутся, в том числе, и индивидуальных предпринимателей. В предлагаемой вашему вниманию статье будут рассмотрены указанные изменения и дополнения. Рассмотрение изменений проведем в следующей последовательности: - изменения и дополнения, касающиеся деятельности и налогообложения индивидуальных предпринимателей; - изменения и дополнения, касающиеся применения контрольно-кассовых машин; - изменения и дополнения, касающиеся регистрации в качестве ИП, приостановки и прекращении предпринимательской деятельности; - изменений и дополнений, касающиеся индивидуальных предпринимателей - плательщиков НДС; - прочие изменения.
Изменения и дополнения, касающиеся деятельности и налогообложения индивидуальных предпринимателей Документальное отражение деятельности индивидуальных предпринимателей зависит, в том числе, и от применяемого ими налогового режима. С 1 января 2015 года в Налоговый кодекс вносятся изменения в статью 431, которая относится к регулированию применения специального налогового режима на основе патента. Статья 431. Порядок применения: Статья описывает порядок применения специального налогового режима на основе патента. Изменена редакция пункта 2 на следующую: «2. Расчет является налоговой отчетностью для исчисления стоимости патента. Стоимость патента исчисляется в соответствии с пунктом 1 статьи 432 настоящего Кодекса. Уплата стоимости патента производится налогоплательщиком до представления расчета. В случае уплаты стоимости патента через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, к расчету, представленному в электронном виде, прилагается уведомление платежного шлюза «электронного правительства», формируемое на веб-портале «электронного правительства» при указании в запросе реквизитов платежного документа. Документы, подтверждающие уплату стоимости патента, представляются при представлении расчета на бумажном носителе. В расчете, представленном в электронном виде, в том числе посредством веб-портала «электронное правительство», индивидуальными предпринимателями указываются сведения из платежных документов по уплате сумм налогов и платежей, включаемых в стоимость патента. После представления индивидуальными предпринимателями расчета налоговый орган производит формирование патента в информационной системе налогового органа в течение одного рабочего дня, следующего за датой представления расчета. Форма патента утверждается уполномоченным органом. Специальный налоговый режим на основе патента применяется не менее одного месяца в пределах одного налогового периода, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Специальный налоговый режим на основе патента применяется в течение срока менее одного месяца индивидуальными предпринимателями: 1) вновь зарегистрированными в последнем месяце текущего налогового периода; 2) возобновившими деятельность до или после окончания срока приостановления представления налоговой отчетности в последнем месяце текущего налогового периода.» Изменения носят уточняющий характер. Кроме того исключено право ИП при необходимости получать электронный патент на бумажном носителе в налоговом органе. С 1 января 2015 года документ, при необходимости, индивидуальный предприниматель сможет распечатать из информационной системы налогового органа.
Следующие изменения касаются налоговых вычетов при определении налогооблагаемой базы для исчисления индивидуального подоходного налога с доходов наемных работников. Так как многие индивидуальные предприниматели имеют наемных работников, то эти поправки касаются и ИП. Статья 166. Налоговые вычеты: В статье изменена редакция подпункта 4) пункта 1 и подпункта 2) пункта 5. С 1 января 2015 года подпункт 4) пункта 1 изложен в следующей редакции: «4) сумма страховых премий (периодических страховых взносов - в случае, если договором предусмотрена уплата страховых премий в рассрочку), вносимых в свою пользу физическим лицом по договорам накопительного страхования;», а подпункт 2) пункта 5 - в следующей: «2) договора страхования и документа, подтверждающего уплату страховых премий (периодических страховых взносов - в случае, если договором предусмотрена уплата страховых премий в рассрочку);». Внесенные изменения носят уточняющий характер.
Следующие изменения касаются порядка исчисления социального налога Статья 358. Ставки налога: Пункт 2 изложен в следующей редакции: «2. Индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы исчисляют социальный налог в 2-кратном размере месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату уплаты, за себя и однократном размере месячного расчетного показателя за каждого работника. Положение настоящего пункта не распространяется на: 1) налогоплательщиков в период временного приостановления ими представления налоговой отчетности в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса; 2) индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы.» Изменения носят уточняющий характер. Статья 359. Порядок исчисления социального налога: Изменена редакция пункта 2 на следующую: «2. Индивидуальные предприниматели, за исключением применяющих специальные налоговые режимы, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы исчисление социального налога производят путем применения ставок, установленных пунктом 2 статьи 358 настоящего Кодекса, к объекту обложения социальным налогом, определенному пунктом 1 статьи 357 настоящего Кодекса.» Изменения носят уточняющий характер. В перечень налогоплательщиков добавлено понятие «профессиональные медиаторы». Профессиональный медиатор, деятельность которого регулируется Законом РК от 28.01.2011 года № 401-IV «О медиации», имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность аналогично индивидуальному предпринимателю, частному нотариусу, частному судебному исполнителю, адвокату. В связи с этим в НК РК внесено это понятие. Поэтому по всему Налоговому кодексу внесены изменения в наименование статей и тексты статей, где речь идет о такой категории налогоплательщиков. (Примечание: В дальнейшем, если изменения касаются только добавлением в заголовок статьи или перечень налогоплательщиков понятия «профессиональный медиатор», - статья (или пункт, подпункт статьи) приводиться не будет).
Статья 584. Прием налоговых форм: Изменена редакция подпункта 2) пункта 2 в следующем порядке: «2) по почте заказным письмом с уведомлением или через центры обслуживания населения: для налоговой отчетности - дата отметки о приеме почтовой или иной организации связи, или центра обслуживания населения; для налогового заявления - дата получения налоговыми органами;». Дополнен способ предоставления налоговых форм - через центры обслуживания населения (ЦОН).
Статья 607. Общие положения. Статья относится к разделу о порядке уведомлений по исполнению налоговых обязательств. В статье изменена редакция подпункта 4) пункта 2 - об уведомлении о непредоставлении налоговой отчетности в срок, в следующем порядке: «4) о непредставлении налоговой отчетности в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, - со дня выявления нарушения, за исключением налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу и налогу на добавленную стоимость, срок направления уведомления по которым производится не позднее десяти рабочих дней с установленного настоящим Кодексом срока ее представления. В случае нарушения срока направления уведомления, указанного в настоящем подпункте, по причине возникновения технических ошибок в программном обеспечении, подтвержденных уполномоченным органом, данное уведомление считается направленным в срок. При этом налоговое обязательство и (или) обязательства по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, исчислению и уплате социальных отчислений по такому уведомлению подлежат исполнению налогоплательщиком в срок, установленный пунктом 2 статьи 608 настоящего Кодекса. Положения настоящего подпункта не применяются в отношении налогоплательщика, признанного бездействующим, в соответствии со статьей 579 настоящего Кодекса;»
Изменения и дополнения, касающиеся применения контрольно-кассовых машин 23. Внесены изменения в статьи главы 90 ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН. Статья 644. Основные понятия, используемые в настоящей главе: а) В статье уточнены и редакционно изменены понятия подпунктов: 6) книга учета наличных денег; 7) терминал оплаты услуг; 8) пломба налогового органа; 9) ответственное лицо налогоплательщика; 10) торговый автомат; 14) фискальные данные; 15) фискальный отчет; 16) фискальная память; 17) фискальный режим. Теперь эти подпункты имеют следующую редакцию: «6) книга учета наличных денег - журнал учета ежесменного оборота наличных денег, товарных чеков, показаний фискальной памяти или накопителя фискальных данных контрольно-кассовой машины;
7) терминал оплаты услуг - электронно-механическое устройство для приема наличных денег либо расчетов с использованием платежных карточек за оказанные услуги;
8) пломба налогового органа - средство защиты от несанкционированного вскрытия корпуса контрольно-кассовой машины с блоком фискальной памяти;
9) ответственное лицо налогоплательщика - налогоплательщик либо лицо, состоящее в трудовых отношениях с налогоплательщиком, осуществляющее денежные расчеты с покупателем (клиентом) с применением контрольно-кассовой машины и отвечающее за ее работу;
10) торговый автомат - электронно-механическое устройство, осуществляющее реализацию товаров посредством наличных денег либо расчетов с использованием платежных карточек в автоматическом режиме;»;
«14) фискальные данные - информация о денежных расчетах с фискальным признаком, фиксируемая в фискальной памяти контрольно-кассовой машины с блоком фискальной памяти либо накопителе фискальных данных контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных и переданная в налоговые органы;»;
«15) фискальный отчет - отчет об изменении показаний фискальных данных за определенный период;
16) фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую ежесменную регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации о произведенных денежных расчетах на контрольно-кассовой машине с блоком фискальной памяти;
17) фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой машины, обеспечивающий некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в блоке фискальной памяти либо накопителе фискальных данных с одновременной передачей сведений о денежных расчетах в налоговые органы посредством оператора фискальных данных;»; б) Статья дополнена подпунктами 18) и 19) следующего содержания: «18) денежные расчеты - расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек; 19) накопитель фискальных данных - комплекс программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о произведенных денежных расчетах на контрольно-кассовой машине с функцией фиксации и передачи информации.».
Статья 645. Общие положения: а) Изменена редакция пункта 1 в следующем порядке: «1. На территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин, если иное не установлено настоящим пунктом. Положение настоящего пункта не распространяется на денежные расчеты: 1) физических лиц, не подлежащих обязательной государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, кроме лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность или деятельность по исполнению исполнительных документов; 2) индивидуальных предпринимателей (кроме реализующих подакцизные товары), осуществляющих деятельность: с применением специального налогового режима на основе патента; в рамках специального налогового режима для субъектов малого бизнеса на территории открытых торговых рынков; в рамках специального налогового режима для крестьянских или фермерских хозяйств, по деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим; 3) в части оказания услуг населению по перевозкам в общественном городском транспорте с выдачей билетов по форме, утвержденной уполномоченным государственным органом в области транспорта по согласованию с уполномоченным органом; 4) Национального Банка Республики Казахстан. Налогоплательщики, осуществляющие оптовую и (или) розничную реализацию бензина (кроме авиационного), дизельного топлива, алкогольной продукции, за исключением налогоплательщиков, деятельность которых находится в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, при торговых операциях посредством денежных расчетов обязаны применять контрольно-кассовые машины с функцией фиксации и (или) передачи данных. При этом обязанность по применению таких контрольно-кассовых машин возникает у налогоплательщиков, осуществляющих оптовую и (или) розничную реализацию бензина (кроме авиационного), дизельного топлива, алкогольной продукции, с 1 июля 2015 года. При осуществлении на территории Республики Казахстан отдельных видов деятельности, установленных Правительством Республики Казахстан, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, за исключением налогоплательщиков, деятельность которых находится в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, обязаны обеспечить применение контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных с 1 января 2016 года. Информация об административно-территориальных единицах Республики Казахстан, на территории которых отсутствуют сети телекоммуникаций общего пользования, подлежит размещению на интернет-ресурсе уполномоченного органа в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным государственным органом в области связи и информации.» б) Подпункты 1) и 2) пункта 4 изложены в следующей редакции: «1) осуществляется постановка контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе до начала деятельности, связанной с денежными расчетами; 2) осуществляется выдача чека контрольно-кассовой машины или товарного чека на сумму, уплаченную за товар, работу, услугу». Внесенные изменения имеют уточняющий характер.
Статья 646. Постановка контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе: В эту статью внесены редакционные изменения уточняющего характера и изменения, связанные с установкой контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и передачи данных. Кроме того, уменьшен срок с пяти до трех рабочих дней, в который налоговый орган осуществляет постановку на учет контрольно-кассовой машины.
Статья 647. Внесение изменений в регистрационные данные контрольно-кассовой машины: В эту статью внесены редакционные изменения уточняющего характера. Кроме того, уменьшены сроки с пяти до трех рабочих дней в течение которого налогоплательщик обязан подать заявление об утере (порче) или изменениях в регистрационных данных, включенных в регистрационную карточку контрольно-кассовой машины, а должностное лицо налогового органа обязано оформить и выдать налогоплательщику регистрационную карточку с измененными данными.
Статья 648. Снятие контрольно-кассовой машины с учета в налоговом органе. а) Изменена редакция подпункта 1 пункта 1 в следующем порядке: «1) прекращения осуществления деятельности, связанной с денежными расчетами, осуществляемыми при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг;» б) Внесены дополнительно подпункты 4-1 и 4-2 в пункт 1 в следующего содержания: «4-1) замены технически исправной модели контрольно-кассовой машины на новую модель контрольно-кассовой машины; 4-2) кражи, утери контрольно-кассовой машины при наличии копии заявления о краже в органы внутренних дел и (или) копии объявления об утере, опубликованного в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан и соответствующей административно-территориальной единицы по месту нахождения налогоплательщика;»; в) Абзац первый пункта 2 изложен в следующей редакции: «2. Для снятия контрольно-кассовой машины с учета в налоговом органе, за исключением компьютерных систем и контрольно-кассовой машины с функцией передачи данных, налогоплательщик представляет в налоговый орган одновременно с налоговым заявлением о снятии с учета контрольно-кассовой машины:» г) Подпункт 1) пункта 2 изложен в следующей редакции: «1) контрольно-кассовую машину с блоком фискальной памяти с установленной пломбой налогового органа или контрольно-кассовую машину с функцией фиксации и передачи данных;» д) Изменена редакция первого абзаца пункта 4 на следующую: «Должностное лицо налогового органа в течение трех рабочих дней со дня регистрации в налоговом органе налогового заявления о снятии с учета контрольно-кассовой машины производит снятие с учета контрольно-кассовой машины, для чего:» е) Подпункт 3-1) пункта 4 изложен в следующей редакции: «3-1) производит снятие пломбы налогового органа с корпуса контрольно-кассовой машины с блоком фискальной памяти;» ж) Подпункт 4) пункта 4 дополнен абзацем четвертым следующего содержания: «паспорт завода-изготовителя контрольно-кассовой машины;» з) Пункт 5 изменен и изложен в следующей редакции: «5. При снятии с учета контрольно-кассовой машины, являющейся компьютерной системой, контрольно-кассовой машины с функцией передачи данных должностное лицо налогового органа снимает фискальный отчет и возвращает налогоплательщику регистрационную карточку с отметкой о снятии с учета контрольно-кассовой машины.»
Статья 649. Снятие фискального отчета и требование к содержанию фискального чека: а) Часть первая пункта 3 дополнена подпунктом 9) следующего содержания: «9) наименование оператора фискальных данных и реквизиты интернет-ресурса оператора фискальных данных для проверки подлинности контрольного чека контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных.» б) Часть вторая пункта 3 представлена в следующей редакции: «Контрольный чек компьютерных систем (за исключением компьютерных систем, применяемых банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций) должен содержать информацию, указанную в подпунктах 1) - 9) настоящего пункта.»
7) Статья 650 Эксплуатация контрольно-кассовых машин: В статью внесены редакционные и смысловые изменения и дополнения связанные с фактом возможности эксплуатации контрольно-кассовых машин с функциями передачи данных. С января 2015 года сокращен срок подачи налогоплательщиком налогового заявления о замене книги учета наличных денег в случае ее полного заполнения или утере (порчи), а также срок рассмотрения этого вопроса налоговым органом с пяти до трех рабочих дней.
Статья 652. Налоговый контроль за соблюдением порядка применения контрольно-кассовых машин: Изменена редакция подпункта 2) статьи 652 в следующем порядке: «2) используют данные, хранящиеся в блоках фискальной памяти контрольно-кассовых машин, либо данные контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных, переданные посредством оператора фискальных данных в налоговые органы, при проведении анализа, камерального контроля и (или) налоговых проверок по исполнению налогоплательщиком налогового обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет.»
Изменения и дополнения, касающиеся регистрации в качестве ИП, приостановки и прекращении предпринимательской деятельности А. Регистрация в качестве ИП Статья 572. Постановка на регистрационный учет электронного налогоплательщика: а) Изменена редакция пунктов 2 и 3 на следующую: «2. Для постановки на регистрационный учет налогоплательщик представляет налоговое заявление о регистрационном учете электронного налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения или жительства налогоплательщика на бумажном носителе в явочном порядке или в электронном виде. Представление налогового заявления о регистрационном учете электронного налогоплательщика для постановки на регистрационный учет в качестве электронного налогоплательщика является согласием налогоплательщика на обмен электронными документами посредством передачи по информационно-коммуникационной сети, обеспечивающей гарантированную доставку сообщений, в том числе на получение уведомлений налоговых органов, предусмотренных настоящим Кодексом. 3. Налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня приема налогового заявления о регистрационном учете электронного налогоплательщика выдает налогоплательщику под роспись в журнале выдачи документов электронную цифровую подпись.» Б) Исключены пункты 4, 5 и 6, как утратившие свою актуальность.
Статья 573. Замена и аннулирование электронной цифровой подписи: Пункт 5, в котором указаны случаи, по которым аннулирование электронной цифровой подписи налоговым органом осуществляется в течение одного рабочего дня, дополнен подпунктом 3) следующего содержания: «3) снятия налогоплательщика с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость по решению налогового органа в соответствии с подпунктами 1), 2), 3), 6), 7) и 8) пункта 4 статьи 571 настоящего Кодекса - со дня вынесения решения о снятии с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость.»
Б. Внесение изменений в регистрационные данные ИП Статья 76. Порядок предоставления налогового заявления: В пункт 2 статьи внесены изменения о том, что налогоплательщики имеют право подавать налоговые заявления в соответствующие органы налоговой службы (кроме явочного порядка и по почте) в электронном виде «в форме электронного документа налогоплательщика», а не «посредством системы и обработки налоговой отчетности», как это было в старой редакции. Кроме того, с 1 января 2015 года налогоплательщик вправе подавать налоговые заявления через ЦОНы. Перечень налоговых заявлений, представляемых через центры обслуживания населения, будет установлен уполномоченным органом совместно с уполномоченным органом в сфере информатизации.
Статья 557. Налоговая тайна: Расширен перечень сведений, который не относится к налоговой тайне, в связи с этим подпункт 8) пункта 1 дополнен десятым абзацем следующего содержания: «применяемый налоговый режим».
Статья 563. Изменение и дополнение регистрационных данных в государственной базе данных налогоплательщиков: а) Исключен пункт 4 в отношении действий физического лица при изменении места жительства. б) Изменена редакция пункта 5 на следующую: «5. Налоговое заявление для изменения регистрационных данных налогоплательщика представляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика (налогового агента) не позднее десяти рабочих дней с момента возникновения изменений». Изменения носят уточняющий характер.
Статья 566. Изменение регистрационных данных индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора: Изменена редакция пунктов 1, 2, 3 и 5. Изменения носят уточняющий характер.
В. Приостановка предпринимательской деятельности Статья 74. Порядок приостановления (продления, возобновления) представления налоговой отчетности индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе патента: а) Первый абзац пункта 1 представлен в новой редакции. Изменения носят уточняющий характер. Второй абзац пункта 1 представлен так же в новой уточняющей редакции. Кроме того, изменен срок приостановления представления налоговой отчетности ИП, применяющим СНР на основе патента с 5-ти лет (ст.46 Налогового кодекса РК) до 36 месяцев, то есть 3-х лет с даты начала срока приостановления представления налоговой отчетности. б) Пункт 4 представлен в новой уточняющей редакции. в) Редакция пункта 9 изменена на следующую: «9. При непредставлении в течение шестидесяти календарных дней со дня истечения срока действия патента налогового заявления или очередного расчета стоимости патента, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи, налогоплательщик подлежит снятию с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном статьей 43-1 настоящего Кодекса.» В прежней редакции при не предоставлении до окончании срока приостановки сдачи налоговой отчетности налогового заявления о приостановлении (продлении или возобновлении) представления налоговой отчетности либо расчета стоимости патента, деятельность ИП считалась возобновленной с даты окончания срока приостановления деятельности, указанного в заявлении о приостановлении деятельности.
Г.Прекращение деятельности ИП Статья 41. Исполнение налогового обязательства индивидуального предпринимателя, прекращающего деятельность: а) Из статьи исключены подпункты 3) и 5) части первой пункта 1. В связи с этим, теперь индивидуальные предприниматели (далее ИП) при прекращении своей деятельности не обязаны публиковать об этом средствах массовой информации. Так же, при подаче в налоговый орган заявления о прекращении своей деятельности, ИП не представляет Свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. б) Пункт 8 изложен в новой редакции: «8. Налоговое обязательство индивидуального предпринимателя, прекратившего деятельность, считается исполненным после завершения документальной проверки и при отсутствии или погашении налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям, в том числе образовавшейся по результатам документальной проверки, в сроки, установленные статьей 608 настоящего Кодекса.» По сравнению с предыдущей редакцией пункт дополнении информацией об обязательности ликвидации задолженности по налогам и платежам, выявленной при проведении налоговой проверки в сроки предусмотренные НК РК. в) Пункт 10 изложен в новой редакции: «10. Налоговый орган не позднее трех рабочих дней со дня исполнения налогового обязательства в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи осуществляет снятие с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя и размещает на интернет-ресурсе уполномоченного органа информацию о снятии индивидуального предпринимателя с регистрационного учета.» По сравнению с предыдущей редакцией, пункт не содержит информации о предоставлении дополнительных документов, доказывающих исполнение налоговых обязательств и конкретизирует сроки и место помещения информации о прекращении деятельности ИП. г) Дополнена пунктом 10-1 следующего содержания: «10-1. Основанием для отказа в снятии с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя является наличие налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам, социальным отчислениям, неуплаченных в сроки, установленные статьей 608 настоящего Кодекса. Информация об индивидуальных предпринимателях, которым отказано в снятии с регистрационного учета в соответствии с настоящим пунктом, размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа в течение трех рабочих дней со дня истечения срока уплаты, установленного пунктом 8 настоящей статьи.» В предыдущей редакции в статье не содержалось аналогичного пункта, что вносит уточняющие сведения о процессе ликвидации ИП. д) Пункт 11 изложен в новой редакции: «11. Положения настоящей статьи не распространяются на индивидуальных предпринимателей в случае применения особенностей исполнения налогового обязательства при прекращении деятельности в соответствии с настоящим Кодексом.» Новая редакция пункта имеет характер более расширительного толкования.
Статья 43. Особенности исполнения налогового обязательства отдельными категориями индивидуальных предпринимателей при прекращении деятельности: а) В пункте 1 исключен подпункт 2), а вторая часть заменена на текст: «Настоящая статья применяется в отношении индивидуальных предпринимателей, соответствующих условиям, определенным настоящим пунктом, в течение срока исковой давности, установленного пунктом 2 статьи 46 настоящего Кодекса. Положения настоящего пункта распространяются также в отношении индивидуальных предпринимателей, период с даты государственной регистрации которых в качестве индивидуальных предпринимателей менее чем срок исковой давности, установленный пунктом 2 статьи 46 настоящего Кодекса.» Новая редакция пункта носит уточняющий характер. б) Исключены подпункты 4) и 5) пункта 2, пункты 14 и 15, а также изменена редакция пунктов 12 и 13 на следующую: «12. Уплата (перечисление) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам, социальным отчислениям производится налогоплательщиком не позднее десяти календарных дней со дня составления заключения или исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.
13. Индивидуальный предприниматель признается снятым с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя со дня: 1) составления заключения - при отсутствии нарушений по результатам камерального контроля и налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам, социальным отчислениям; 2) исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, - при наличии таких нарушений и отсутствии налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам обязательным профессиональным пенсионным взносам, социальным отчислениям; 3) погашения налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам, социальным отчислениям - при наличии налоговой задолженности и условии устранения нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в полном объеме. Информация о снятии индивидуального предпринимателя с регистрационного учета в порядке, установленном настоящим пунктом, размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа в течение трех рабочих дней со дня снятия с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя. Основанием для отказа в снятии с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя является наличие налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям, неуплаченных в сроки, установленные пунктом 12 настоящей статьи. Информация об индивидуальных предпринимателях, которым отказано в снятии с регистрационного учета в соответствии с настоящим пунктом, размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа в течение трех рабочих дней со дня истечения срока уплаты, установленного пунктом 12 настоящей статьи.» Изменения произведены в соответствии с изменениями, которые были внесены в статью 41 Налогового кодекса РК.
Налоговый кодекс дополнен новой статьей 43-1 следующего содержания: «Статья 43-1. Прекращение деятельности отдельных категорий индивидуальных предпринимателей в упрощенном порядке». В новой статье расширен перечень ИП, которые имеют право на оформление прекращения деятельности в упрощенном порядке, то есть без проведения камерального контроля, установленного статьей 586 Налогового кодекса РК. В статье отмечено, что таким правом обладают: «… индивидуальные предприниматели, являющиеся гражданами Республики Казахстан или оралманами, соответствующие на момент подачи налогового заявления о прекращении деятельности одновременно следующим условиям: 1) не состоящие на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость; 2) не осуществляющие деятельность в форме совместного предпринимательства; 3) не являющиеся плательщиками единого земельного налога, применяющими раздельный учет доходов и расходов, имущества по видам деятельности, на которые не распространяется специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств; 4) не осуществляющие отдельные виды деятельности, указанные в пункте 1 статьи 574 настоящего Кодекса; 5) отсутствующие в плане налоговых проверок на основании результатов мероприятий системы оценки рисков; 6) не имеющие налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям». В статье описывается порядок прекращения деятельности этой категории ИП в упрощенном порядке.
Статья 564. Исключение налогоплательщика из государственной базы данных налогоплательщиков: а) Изменена редакция подпункта 2) пункта 1 на следующую: «2) выезда физического лица из Республики Казахстан на постоянное место жительства и прекращения гражданства при условии отсутствия неисполненных налоговых обязательств либо объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, находящихся на территории Республики Казахстан;». Изменения носят уточняющий характер. Внесена причина «отсутствия неисполненных налоговых обязательств» и расширено понятие в части «объектов, связанных с налогообложением». б) Изменена редакция первого абзаца пункта 2 на следующую: «2. С целью исключения из государственной базы данных налогоплательщиков лиц, указанных в подпунктах 3) - 8) пункта 2 статьи 561 настоящего Кодекса, налоговый орган направляет в органы юстиции и внутренних дел электронное извещение о снятии с регистрационного учета:». Изменения расширяют число получателей извещения о снятии с регистрационного учета налогоплательщиков.
Изменения и дополнения, касающиеся индивидуальных предпринимателей - плательщиков налога на добавленную стоимость Изменения в статьях раздела о регистрационном учете плательщиков налога на добавленную стоимость касаются ИП, которые являются таковыми или хотят встать на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость (далее НДС). а) Статья 569 Добровольная постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость: В статье внесены редакционные изменения в подпункты 4) и 5) пункта 3, в котором указаны причины отказа в регистрации по НДС: в абзацы, где указано понятие «безвестно отсутствующим физическим лицом» дополнены понятием «умершим (объявленным умершим) физическим лицом». Так же, в связи с принятием нового Уголовного кодекса Республики Казахстан, подпункты дополнены абзацем следующего содержания: «физическим лицом, имеющим непогашенную или неснятую судимость по статьям 215, 216, 238, 240 и 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года; физическим лицом, находящимся в розыске».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |