|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
А. Калденбергер, магистр учета и аудита, профессиональный бухгалтер РК, CAP, DipIFR
КАК КЛАССИФИЦИРОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ РАСХОДЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ?
Основная деятельность ТОО - производство фармацевтических препаратов и оптовая продажа этих препаратов. Правильно ли будет, если все расходы по коммунальным услугам, связи, сигнализации, комиссии банка, рекламы и т. д., даже непосредственно не участвующих в производстве, отразить по счету 8410? Какие здесь плюсы и минусы при таком отражении? Какие расходы относить на счет 7470 прочие расходы, а какие на административные расходы? К примеру, расходы по сигнализации (охрана) вроде и к административным относятся, и в тоже время задевают производство. Ведь охраняется и административное помещение, и производственное, на какой счет поставить затраты?
Учет расходов периода (непроизводственных расходов) на счетах 7 раздела Типового плана счетов осуществляется по функциональному признаку, поэтому обычно классификация расходов осуществляется организациями по этому же принципу. Так, например, расходы, связанные с управлением организацией являются административными расходами; расходы, связанные с реализацией продукции и оказанием услуг, связанных с реализацией продукции - включаются в группу расходов по реализации; расходы, которые нельзя отнести к определенным конкретным группам - являются прочими расходами. При этом, в некоторых случаях классификация расходов требует профессионального суждения для отнесения того или иного расхода в ту или иную группу. Далее, по поводу производственных расходов. В себестоимость произведенной продукции включаются затраты по потребленным прямым материалам (сырью), прямые затраты на оплату труда (с отчислениями), которые непосредственно связаны с производством продукции. Они также включают систематически распределенные постоянные и переменные производственные накладные расходы, возникающие при переработке сырья в готовую продукцию. Также, согласно пункту 16 МСФО (IAS) 2 «Запасы», пункту 13.13 МСФО для МСБ, примерами затрат, не включаемых в себестоимость запасов и признаваемых в качестве расходов в период возникновения, являются: a) сверхнормативные потери сырья, затраченного труда или прочих производственных затрат; b) затраты на хранение, если только они не требуются в процессе производства для перехода к следующей стадии производства; c) административные накладные расходы, которые не способствуют обеспечению текущего местонахождения и состояния запасов; d) затраты на продажу. Таким образом, прежде всего, нужно классифицировать, какие расходы относятся к производственным, а какие к расходам периода, а потом уже разнести эти расходы по функциональным группам и по счетам. По классификации перечисленных расходов: однозначно неправильно отнести все расходы по коммунальным услугам, связи, сигнализации, комиссия банка, реклама и т. д. отразить по счету 8410. Это объясняется тем, что затраты, не участвующие в производстве, ни прямо ни косвенно не обеспечивают текущего местонахождения и состояния запасов. Кроме того, если проигнорировать это и отнести их на стоимость запасов, то будут нарушены требования МСФО (IAS) 2 либо МСФО для МСБ (в зависимости от того, какие Стандарты применяет ТОО), и соответственно финансовая отчетность будет искаженной. Кроме того, будет искажена также и налоговая отчетность, так как в соответствии с пунктом 5 статьи 57 Налогового кодекса, учет товарно-материальных запасов в целях налогообложения осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Указанные расходы необходимо поделить: какие из них связанны с производством, а какие нет, то есть являются расходами текущего периода. Некоторые расходы могут быть связанны как с производством, так и с непроизводственной деятельностью, в этом случае их нужно разделить пропорционально определенной базе (численность работников, площадь помещений и т. д.). Допустим, в здании организации есть как производственный цех, так и офис, так и торговый зал. В этом случае, амортизация здания должна быть разделена пропорционально, например, площади здания на себестоимость, на административные расходы и на расходы по реализации. Таким образом: 1) расходы на комиссию банка, рекламу, расходы на услуги связи - являются расходами периода, и подлежат отражению на счетах 7 раздела (7210 «Административные расходы» - комиссия банка и услуги связи; 7710 «Расходы по реализации продукции и оказанию услуг» - реклама); 2) расходы на коммунальные услуги - скорее всего данные услуги потреблены как в производстве, так и в непроизводственной сфере, поэтому их нужно поделить на части пропорционально какой-либо обоснованной базе распределения. Определение этой базы является предметом профессионального суждения, и организация самостоятельно решает, какие базы ей целесообразнее всего использовать. Например, такой базой может быть: численность работников, заработная плата работников, стоимость производственного оборудования и др. Тоже самое касается и расходов по услугам охраны административных и производственных зданий. Исходя из вышеизложенного следует, что классификация затрат осуществляется организацией самостоятельно, и в определенной степени является предметом профессионального суждения. Вместе с тем, во избежание искажения показателей финансовой и налоговой отчетности необходимо придерживаться положений Стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, применяемых организацией.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |