| ||||||||||||||||||||
|
|
|
И. Смурыгина, начальник отдела налогового консалтинга ТОО «BDO Казахстанаудит»
КАК УПЛАЧИВАЕТСЯ НДС ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ НА ТЕРРИТОРИЮ ГОСУДАРСТВА-ЧЛЕНА ЕАЭС НЕ В ЦЕЛЯХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
С 1 января 2014 г вступает в силу Договор о Евразийском экономическом союзе. В разделе 17 статьи 72 пункт 6 пп 2 этого документа говорится: «Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства-члена (ЕАЭС) товаров, которые ввозятся на территорию государства-члена физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности». Таким образом, после вступления договора в силу автомобили в Казахстан можно будет ввозить из России, Беларуси, без уплаты НДС. Сделка будет считаться по дате оплаты и оформлению документов или же дате поставке на учет? если сделка состоится в последних числах декабря 2014 г, но транспорт пересечет границу в январе 2015, будет НДС или нет? По НК 2014г НДС платился по дате пересечения границы, а теперь с вступлением в силу Договора
На основании пунктов 1, 4-6 статьи 72 «Принципы взимания косвенных налогов в государствах-членах» Раздела XVII «Налоги и налогообложение» Договора о Евразийском экономическом союзе (далее-ЕАЭС), ратифицированном Законом РК от 14 октября 2014 года за № 240 –V и вступающим в силу с 1 января 2015 года, взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте. Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (см. Приложение № 18 к Договору о ЕАЭС). При импорте товаров на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-члена, на территорию которого импортируются товары, если иное не установлено законодательством этого государства-члена в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками). Ставки косвенных налогов во взаимной торговле при импорте товаров на территорию государства-члена не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары при их реализации на территории этого государства-члена. При этом косвенные налоги (НДС и Акциз) не взимаются при импорте на территорию государства-члена: Ø товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства-члена не подлежат налогообложению, то есть освобождаются от налогообложения при ввозе на его территорию; Ø товаров, которые ввозятся на территорию государства-члена физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности; Ø товаров, импорт которых на территорию одного государства- члена с территории другого государства-члена осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (законодательством государства-члена может быть установлено обязательство по уведомлению налоговых органов о ввозе (вывозе) таких товаров). При этом следует отметить, что в соответствии с пунктами 1 и 2 Раздела I Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, разработанного в соответствии со статьями 71 и 72 Договора о ЕАЭС и определяющего порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, под понятием «движимое имущество» следует понимать вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу и к транспортным средствам. Под понятием «товар» следует понимать - реализуемые или предназначенные для реализации любое движимое и недвижимое имущество, транспортные средства, все виды энергии; А «транспортными средствами» признаются - морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного (река - море) плавания; единицы железнодорожного или трамвайного подвижного состава; автобусы; автомобили, включая прицепы и полуприцепы; грузовые контейнеры; карьерные самосвалы. Таким образом, как мы видим, в Протоколе определено, что понятие «транспортное средство», «товар» и «движимое имущество» это понятия и определения, различные между собой. На основании подпункта 2) статьи 276-2 Налогового кодекса плательщиками налога на добавленную стоимость в Таможенном союзе являются лица, импортирующие товары на территорию Республики Казахстан с территории государств - членов Таможенного союза, в том числе: Ø физическое лицо, импортирующее товары в целях предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан; Ø физическое лицо, импортирующее транспортные средства, подлежащие государственной регистрации в государственных органах Республики Казахстан. Согласно подпункту 1) пункта 3 статьи 276-4 облагаемым импортом являются товары, ввезенные (ввозимые) на территорию Республики Казахстан (за исключением освобождённых от налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 276-15 Налогового кодекса). Положения данного подпункта применяются также в отношении ввезенных (ввозимых) транспортных средств, подлежащих государственной регистрации в государственных органах Республики Казахстан. Согласно подпункту 1) пункта 2 статьи 276-15 Налогового кодекса освобождается импорт товаров, предусмотренных подпунктами 1), 3) - 6), 6-1), 7) - 13) пункта 1 статьи 255 Налогового кодекса от налога на добавленную стоимость. Вместе с тем, статьей 255 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение от уплаты НДС при импорте транспортных средств. Таким образом, на основании вышеприведённых положений Международных Договоров и Налогового кодекса РК, как в настоящее время, так и с 1 января 2015 года с введением в действие Договора о ЕАЭС, импорт физическими лицами транспортных средств на территорию Республики Казахстан, не подлежит освобождению от уплаты НДС. Кроме того, при приобретении физическим лицом, являющимся гражданином Республики Казахстан легкового автомобиля на территории Российской Федерации, по вопросу возврата сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных им в России, для сведения также сообщаю, что в настоящее время порядок применения косвенных налогов в торговых отношениях между Российской Федерацией и государствами - членами Таможенного союза установлен Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее - Соглашение), а также Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол). При этом положения Соглашения, как указано в его преамбуле, основываются на общепринятых нормах и правилах международной торговли. Таким образом, а также с учетом подпункта 1 пункта 2 статьи 1 Протокола, положения Соглашения и Протокола применяются при заключении договоров (контрактов) между хозяйствующими субъектами государств - членов Таможенного союза, на основании которых осуществляется экспорт товаров, и не распространяются на договоры розничной купли-продажи, предусматривающие реализацию физическим лицам товаров, предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Поэтому при реализации на территории Российской Федерации товаров иностранным физическим лицам, в том числе являющимся гражданами государств - членов Таможенного союза, хозяйствующими субъектами Российской Федерации применяются нормы налогового законодательства Российской Федерации. Учитывая изложенное, операции по реализации российским налогоплательщиком (Центром, магазином и т.п.) легковых автомобилей физическим лицам - гражданам государств - членов Таможенного союза, в том числе Казахстана на основании договоров розничной купли-продажи подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, с применением ставки налога в размере 18 %. При этом возврат сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных физическими лицами - гражданами государств - членов Таможенного союза при приобретении легковых автомобилей на территории Российской Федерации, нормами Протокола не предусмотрен.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |