|
|
|
Казахстанский Международный Арбитраж
УДК 347.9 ББК 67.410 С 23 Составители: Сулейменов М.К.,Дуйсенова А.Е.
ISBN 978-601-80152-0-5
В настоящий сборник вошли правовые фабулы решений Казахстанского Международного Арбитража, вынесенных различными составами арбитров на русском и английском языках при рассмотрении ими дел в порядке арбитражного и третейского разбирательства за период с 2008 по 2013 годы, а также Арбитражный регламент КМА. Книга предназначена для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, ученых-цивилистов и процессуалистов, юристов-практиков, судей государственных и третейских судов, предпринимателей и всех интересующихся проблемами арбитражного (третейского) разбирательства как одной из форм защиты прав граждан и юридических лиц.
УДК 347.9 ББК 67.410 Данное пособие выполнено при поддержке гранта Агентства США по международному развитию (USAID). Авторы несут ответственность за содержание публикаций, которое не обязательно отражает позицию USAID, ARAROLI или Правительства США.
СОДЕРЖАНИЕ
Арбитражный регламент Казахстанского Международного Арбитража Решения Казахстанского Международного Арбитража
2008 год
2009 год CASENo. 03/2009/АР
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год Решение по делу № 05/2013/АР
Казахстанский Международный Арбитраж (далее - КМА) - самостоятельный, постоянно действующий арбитражный (третейский) суд - был создан в г. Алматы в январе 2005 г. практически сразу после принятия Закона Республики Казахстан от 28 декабря 2004 г. «О третейских судах» (далее - Закон о третейских судах) и Закона «О международном коммерческом арбитраже» (далее - Закон об арбитраже). Разграничение компетенции между третейским судом и международным арбитражем проводится не между конкретными арбитражными органами (один суд - только третейский, другой - только международный арбитраж). Разграничение компетенции проводится по признаку резидента: споры между резидентами рассматриваются третейским судом, споры между сторонами, хотя бы одной из которых является нерезидент, рассматриваются международным арбитражем. КМА может выступать и как третейский суд по Закону о третейских судах, и как международный коммерческий арбитраж по Закону о международном арбитраже. За десять лет своего существования Казахстанский Международный Арбитраж превратился в ведущий арбитражный (третейский) суд в Казахстане, известный также и за его пределами. КМА установил партнерские отношения с ведущими арбитражными учреждениями различных стран. Одним из важных направлений деятельности КМА является участие в совершенствовании действующего арбитражного (третейского) законодательства Республики Казахстан, а также взаимодействие с государственными судами по вопросам применения арбитражного законодательства. КМА поддерживает тесные контакты в этом направлении с Парламентом РК, Верховным Судом РК, Министерством юстиции РК, Институтом законодательства РК, Национальной экономической палатой «Союз Атамекен», Алматинской городской коллегией адвокатов и другими организациями и государственными органами. КМА является одним из наиболее динамично развивающихся арбитражных институтов на территории стран Центрально-Азиатского региона, о чем свидетельствует постоянный рост количества рассматриваемых им споров, а также качество споров. В последнее время все больше появляется юридически очень сложных споров, требующих от арбитров высокого уровня специализации. Учреждая Казахстанский Международный Арбитраж, мы ставили перед собой цель создать в Казахстане действительно самостоятельный, независимый и авторитетный арбитраж, соответствующий всем международным стандартам. И все эти годы стараемся их придерживаться. Между тем следует признать, что на сегодняшний день практика применения законодательства Республики Казахстан об арбитражных (третейских) судах еще не вполне достаточна для того, чтобы восполнить пробелы в регулировании сложного механизма действия третейского суда, что, безусловно, создает трудности в его развитии. Развитие арбитражного (третейского) суда как альтернативы государственному суду во всех странах рассматривается как положительное явление, способствующее, в частности, значительному облегчению бремени, лежащего на государственном правосудии в сфере разрешения конфликтов, возникающих между участниками хозяйственного оборота. Кроме этого, в сфере внешнеэкономических отношений международный арбитраж рассматривается как важный элемент, эффективно способствующий развитию международного сотрудничества. В этой связи чрезвычайно важным представляется создание условий для обеспечения надлежащего применения существующего в этой области национального законодательства, которое должно быть основано на правильном понимании правовой природы и роли арбитражного (третейского) суда как составной части национальной правовой системы. Мы убеждены, что дальнейшее успешное развитие арбитражных (третейских) судов в Казахстане возможно только при поддержке и понимании правовой природы арбитража как альтернативного способа разрешения споров со стороны государственных судов. Взаимодействие арбитражей и государственных судов происходит в основном в следующих случаях: а) разграничение компетенции; б) обеспечение иска; в) обжалование решения арбитражного (третейского) суда; г) исполнение решения арбитражного (третейского) суда. И по каждому случаю есть спорные и нерешенные проблемы. Во всем цивилизованном мире без взаимодействия с государственными судами ни один международный коммерческий арбитраж (третейский суд) не сможет нормально развиваться и работать, поскольку, в конечном итоге, решение, вынесенное арбитражем, в случае отказа одной из сторон добровольно его исполнять, подлежит принудительному исполнению через систему государственных судов и судоисполнителей. Кроме того, Законы предусматривают в исключительных случаях возможность обжалования арбитражных решений также через систему государственных судов. Таким образом, государственные суды систематически сталкиваются в своей повседневной деятельности с необходимостью изучения решений, вынесенных арбитражами (третейскими судами). Решения государственных судов и арбитражных (третейских) судов по многим своим характеристикам отличаются друг от друга. Как правило, решения арбитражей более объемные и детальные, поскольку при обращении в государственные суды за обжалованием или принудительным исполнением арбитражного решения стороной предоставляются суду не все материалы рассмотренного арбитражем дела, а только вынесенное им решение. И судья государственного суда имеет возможность ознакомиться только с самим решением. Поэтому в арбитражных решениях детально прописываются все процедурные вопросы. Большая часть предусмотренных Законами оснований для отмены государственным судом арбитражного решения или отказа в его принудительном исполнении касается именно процедурных нарушений, поскольку пересматривать арбитражное решение по существу государственный суд не вправе. Кроме того, как правило, арбитражные решения отличаются более детальным описанием правовой фабулы и мотивировочной части, поскольку выносятся арбитрами, являющимися достаточно узкими специалистами в предмете спора (зачастую единственными крупными специалистами в РК в отдельном институте частного права, в отличие от государственных судей, которые в силу сложившейся в РК судебной системы не имеют такой узкой специализации). В силу указанных обстоятельств ознакомление государственных судов с арбитражными решениями полезно не только с точки зрения изучения ими процессуальных особенностей арбитражного разбирательства, но и с точки зрения решения наиболее сложных проблем материального гражданского права узкими специалистами - учеными-цивилистами. В настоящее время в практике арбитражного разбирательства КМА имеются такие дела, которые в Казахстане государственными судами и иными арбитражами никогда ранее еще не рассматривались. Например, спор, связанный с иммунитетом международной организации при осуществлении ею коммерческой деятельности в РК, и некоторые другие. Отличие арбитражного судопроизводства от государственного, в первую очередь, заключается в том, что решения, вынесенные арбитражами, в силу принципа конфиденциальности не могут быть доступны для всеобщего обозрения без согласия спорящих сторон. Именно поэтому юристам всегда сложно получить доступ к арбитражным решениям. Осознавая имеющуюся проблему, Казахстанский Международный Арбитраж впервые в Казахстане подготовил сборник арбитражных решений, вынесенных за период с 2008 по 2013 гг. В данный сборник включены действующий Арбитражный регламент КМА и правовые фабулы дел, рассмотренных различными составами арбитража, в том числе по спорным и еще нерешенным законодательно проблемам. Решения, вошедшие в сборник, были вынесены различными составами арбитров по спорам, возникшим из гражданско-правовых договоров. Мы надеемся, что широкое распространение сборника среди судей государственных судов станет ощутимым вкладом в дальнейшее успешное развитие арбитражей в Казахстане, а также будет способствовать улучшению взаимодействия государственных судов и арбитражей, повышению уровня информированности государственных судей об особенностях арбитражного рассмотрения споров. Сборник может быть также использован судьями государственных судов в качестве вспомогательного материала при рассмотрении ими дел, связанных с обжалованием и принудительным исполнением арбитражных решений. Мы также надеемся, что сборник будет полезен и практикующим юристам, обращающимся к арбитражному (третейскому) разбирательству как к одной из форм защиты нарушенных прав граждан и юридических лиц, поскольку собранные в нем правовые фабулы решений могут дать полное представление о процессуальных особенностях рассмотрения споров в арбитраже (третейском суде). Составители настоящего сборника выражают благодарность Инициативе верховенства права Американской ассоциации юристов, Агентству США по международному развитию (USAID) при финансовой поддержке которого стало возможным издание настоящей книги, а также юристу Казахстанского Международного Арбитраже Ахиловой Д.М., оказавшей неоценимую помощь в подготовке сборника к изданию.
Сулейменов М.К. Председатель Казахстанского Международного Арбитража, Академик НАН РК, д.ю.н., профессор
Дуйсенова А.Е. Исполнительный директор Казахстанского Международного Арбитража, к.ю.н.
КАЗАХСТАНСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖ
Арбитражное (третейское) разбирательство является широко признанным механизмом альтернативного разрешения споров. Основными преимуществами арбитражного (третейского) суда перед судами общей юрисдикции являются обеспечение конфиденциальности разбирательства, быстрота и экономичность процесса, беспристрастность и объективность. Казахстанский Международный Арбитраж (далее - КМА) является постоянно действующим арбитражным (третейским) институтом, который осуществляет рассмотрение споров не только по законодательству Республики Казахстан, но и согласно нормам права, выбранного сторонами разбирательства. Председателем КМА является видный казахстанский ученый, д.ю.н., профессор, Академик HAH PK Сулейменов Майдан Кунтуарович, который принимал непосредственное участие в процессе разработки и принятия законодательных актов по вопросам арбитражных (третейских) разбирательств в Республике Казахстан. Во всех случаях, когда имеется какое-либо соглашение, третейская запись или оговорка (в письменном виде или в любой другой форме) о рассмотрении спора в арбитражном (третейском) суде в соответствии с регламентом Казахстанского Международного Арбитража (КМА), стороны считаются согласившимися в письменном виде, что арбитражное (третейское) разбирательство будет проводиться согласно данному регламенту («Регламент») или тому измененному регламенту, который КМА может принять впоследствии до начала данного арбитражного разбирательства. Регламент включает в себя Положение об арбитражных сборах и расходах, действительное в момент начала разбирательства и подлежащее периодическим изменениям со стороны КМА. Для обращения в Казахстанский Международный Арбитраж сторонам рекомендуется в своих контрактах (договорах) использовать следующую типовую арбитражную (третейскую) оговорку. Стороны могут достичь соглашения о передаче спора в третейский суд даже в ходе рассмотрения спора судом общей юрисдикции вплоть до вынесения решения. «Любые споры и/или разногласия, возникающие из настоящего контракта (договора) или в связи с ним, подлежат окончательному урегулированию в Казахстанском Международном Арбитраже в соответствии с действующим Регламентом». По мере необходимости сторонам рекомендуется делать следующие дополнения к оговорке: Состав арбитража будет включать [одного/трех] Арбитров. Место проведения арбитражного (третейского) разбирательства…………[указать]. Языком арбитражного (третейского) разбирательства будет [……………] язык. Типовая оговорка о применимом праве: Настоящий контракт (договор) регулируется нормами материального права…………[указать].
Утвержден Решением Общего собрания участников ТОО «Казахстанский Международный Арбитраж» от 09 марта 2010 года (с изменениями и дополнениями от 28 октября 2013 года)
РЕГЛАМЕНТ
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Казахстанский Международный Арбитраж (КМА) является самостоятельным, постоянно действующим арбитражным (третейским) судом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом Республики Казахстан «О международном арбитраже» от 28 декабря 2004 года и Законом «O третейских судах» от 28 декабря 2004 года, иными законодательными актами Республики Казахстан и применимыми международными договорами. 2. В КМА по соглашению сторон могут передаваться следующие споры: В порядке третейского разбирательства - возникшие из гражданско-правовых отношений между физическими (в том числе индивидуальными предпринимателями) и (или) юридическими лицами, являющимися резидентами Республики Казахстан. В порядке арбитражного разбирательства - возникшие из гражданско-правовых отношений между физическими (в том числе индивидуальными предпринимателями) и (или) юридическими лицами, если хотя бы одна из сторон является нерезидентом Республики Казахстан. 3. КМА рассматривает споры при наличии арбитражной (третейской) оговорки - письменного соглашения между сторонами о передаче на его разрешение уже возникшего или могущего возникнуть спора. Данное соглашение признается имеющим юридическую силу независимо от действительности договора, частью которого оно является. Заключение сторонами соглашения о передаче спора на рассмотрение (разрешение) в КМА означает согласие сторон с настоящим Регламентом, со всеми дополнениями и изменениями, действующими на момент подачи искового заявления до начала третейского или арбитражного разбирательства. 4. Соглашение о передаче спора на рассмотрение КМА считается заключенным также в случае, если Истцом подано исковое заявление в КМА, а Ответчиком представлен отзыв на исковое заявление, в котором отсутствует его возражение против рассмотрения данного спора в КМА. 5. Состав арбитража самостоятельно решает вопрос о наличии или отсутствии у него полномочий (юрисдикции) рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против арбитражного (третейского) разбирательства по причине недействительности арбитражного (третейского) соглашения. 6. Если Состав арбитража при рассмотрении вопроса о своей правомочности выносит определение об отсутствии у арбитража правомочий в рассмотрении спора, то арбитраж не может рассматривать спор по существу.
Статья 2. Отказ от права ссылаться на настоящий Регламент
Любая сторона, которая знает о том, что какое-либо положение или требование настоящего Регламента не было соблюдено, и, тем не менее, продолжает участвовать в арбитражном разбирательстве, не заявив немедленно возражений против такого несоблюдения, считается отказавшейся от своего права на возражение.
Раздел II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Арбитры избираются или назначаются в соответствии с настоящим Регламентом из числа лиц, обладающих необходимыми специальными знаниями в области разрешения споров, отнесенных к компетенции КМА. При выполнении своих функций Арбитры беспристрастны и независимы. Они не являются представителями сторон. 2. Арбитром избирается (назначается) физическое лицо, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся не зависимым от сторон и выразившее согласие на исполнение обязанностей Арбитра, достигшее возраста двадцати пяти лет и имеющее высшее образование. 2-1. Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся не зависимым от сторон и выразившее согласие на исполнение обязанностей Арбитра, достигшее возраста двадцати пяти лет и имеющее высшее образование и стаж работы по специальности не менее двух лет. 3. Арбитр, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее двух лет. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель арбитража. 4. Арбитром не может быть лицо: 1) избранное или назначенное судьей компетентного суда в порядке, установленном законодательным актом Республики Казахстан; 2) признанное судом в порядке, установленном законом Республики Казахстан, недееспособным или ограниченно дееспособным; 3) имеющее неснятую или непогашенную судимость либо лицо, которому предъявлено обвинение в совершении преступления; 4) являющееся государственным служащим, депутатом Парламента Республики Казахстан, депутатом маслихата, осуществляющим свою деятельность на постоянной или освобожденной основе, оплачиваемую за счет средств государственного бюджета, и военнослужащим. 5. Лицо, принимающее на себя функции Арбитра, заполняет и подписывает заявление о принятии функций Арбитра и независимости от сторон, форма которого утверждается КМА, а также обязано письменно сообщить в КМА о любых обстоятельствах, которые могут вызвать обоснованные сомнения относительно его беспристрастности или независимости в связи со спором, в разрешении которого предполагается его участие. Арбитр должен незамедлительно поставить в известность КМА о любом таком обстоятельстве, если оно становится ему известным впоследствии в течение арбитражного разбирательства. 6. КМА утверждает список Арбитров сроком на пять лет, в котором указываются имя, фамилия и отчество (при его наличии) Арбитра, его образование, специальность или специализация, ученая степень и звание (при наличии), опыт работы с указанием места работы, должности и периода работы, знание иностранных языков, его постоянное место жительства (город, страна), а также количество рассмотренных дел. Если по истечении указанного срока не был утвержден новый список Арбитров, ранее утвержденный список Арбитров продолжает действовать до утверждения нового списка Арбитров. Список Арбитров размещается на вебсайте КМА, а также предоставляется по запросу любому заинтересованному лицу Секретариатом КМА. 7. Функции Арбитров могут также выполнять лица, не включенные в список Арбитров, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.
Статья 4. Председатель и Заместитель председателя КМА
1. Председатель КМА назначается решением Общего собрания участников ТОО «Казахстанский Международный Арбитраж», заместитель назначается Председателем КМА. 2. Председатель КМА представляет КМА в его сношениях внутри страны и за границей. 3. Председатель КМА выполняет функции, предусмотренные настоящим Регламентом. 4. Функции Заместителя председателя КМА определяются Председателем КМА. В отсутствие Председателя КМА его функции выполняются Заместителем председателя.
1. Секретариат осуществляет функции, необходимые для обеспечения деятельности КМА, в соответствии с настоящим Регламентом. Секретариат возглавляет ответственный секретарь, имеющий высшее юридическое образование, назначаемый Председателем КМА. 2. При осуществлении функций, связанных с рассмотрением дел в КМА, секретариат подчиняется Председателю КМА.
Статья 6. Местонахождение КМА и место проведения слушаний
1. Местонахождением КМА и местом проведения слушаний является город Алматы. 2. Стороны могут согласовать проведение слушаний в другом месте на территории Республики Казахстан и за ее пределами. В таком случае все дополнительные расходы, возникшие в связи с проведением слушаний вне города Алматы, возлагаются на спорящие стороны. КМА может потребовать от сторон предварительного представления соответствующей гарантии возмещения этих расходов.
Председатель, Заместитель Председателя, Арбитры и сотрудники Секретариата КМА обязаны не разглашать ставшую им известной информацию о спорах, разрешаемых КМА, без согласия сторон или их правопреемников.
Статья 8. Порядок представления документов
1. Все документы, касающиеся начала и осуществления арбитражного разбирательства, должны быть представлены сторонами в КМА в пяти экземплярах, а в случае рассмотрения спора единоличным Арбитром - в трех экземплярах, если иное в случае необходимости не будет определено ответственным секретарем КМА. 2. Упомянутые в пункте 1 настоящей статьи документы, за исключением письменных доказательств, представляются на языке контракта или на языке, на котором стороны вели между собой переписку, либо на казахском или на русском языке. КМА по своему усмотрению или по просьбе одной из сторон может потребовать от другой стороны перевода на казахский или русский язык представленных ею документов либо обеспечить такой перевод за ее счет.
Слушание дела ведется на казахском или русском языке. С согласия сторон КМА может провести слушание и на другом языке. Если сторона не владеет языком, на котором проводится слушание, КМА по просьбе стороны и за ее счет обеспечивает ее услугами переводчика.
Статья 10. Срок разбирательства дела
КМА принимает меры к тому, чтобы разбирательство дела, по возможности, было завершено в срок не более 60 дней со дня образования Состава арбитража (избрания или назначения единоличного Арбитра). В исключительных случаях этот срок может быть продлен по решению Председателя КМА.
Статья 11. Направление и вручение документов
1. Секретариат КМА направляет сторонам все документы по делу. Если стороны не договорились об ином, то копии всех документов, материалов и информации, которые предоставляются в КМА одной стороной, должны быть переданы Секретариатом КМА другой стороне в течение семи календарных дней с даты их поступления в КМА. Экспертные заключения должны быть переданы Секретариатом КМА сторонам до начала арбитражного разбирательства. 2. Документы направляются по адресам, указанным сторонами. Стороны обязаны незамедлительно сообщить КМА об изменениях ранее указанных адресов. 3. Исковые заявления, отзывы (возражения) на исковые заявления, уведомления, арбитражные решения, постановления и определения направляются заказным письмом с уведомлением о вручении либо иным образом, предусматривающим регистрацию попытки доставки соответствующего отправления. 4. Прочие документы могут направляться заказным или обычным письмом, а извещения и уведомления могут передаваться также по телеграфу, телетайпу, телефаксу, номера, которых указаны сторонами. 5. Любые из указанных выше документов могут быть равным образом переданы или вручены лично под расписку. 6. Если стороны не договорились об ином: 1) любое письменное сообщение считается полученным, если оно доставлено стороне лично или на ее коммерческое предприятие, по ее постоянному месту жительства или почтовому адресу. Когда таковые не могут быть установлены путем разумного наведения справок, письменное сообщение считается полученным, если оно направлено по последнему известному местонахождению коммерческого предприятия, постоянному месту жительства или почтовому адресу стороны заказным письмом или любым иным образом, предусматривающим регистрацию попытки доставки этого сообщения; 2) сообщение считается полученным в день такой доставки.
Для целей исчисления сроков по настоящему Регламенту течение срока начинается со следующего дня после получения уведомления, извещения, сообщения или предложения. Если последний день срока падает на официальный праздник или нерабочий день в месте жительства или в месте нахождения коммерческого предприятия адресата, срок продлевается до ближайшего рабочего дня. Официальные праздники или нерабочие дни, имеющие место в течение срока, не исключаются при его исчислении.
1.1. При третейском разбирательстве - в соответствии с нормами Конституции Республики Казахстан, законодательных и иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики Казахстан, с учетом обычаев делового оборота; если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов. 1.2. При арбитражном разбирательстве - на основе применимых норм материального права, определенного соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - руководствуясь правом, определенным Арбитрами в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми. Во всех случаях Арбитры принимают решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота, применимых к данной сделке.
Раздел III. АРБИТРАЖНОЕ (ТРЕТЕЙСКОЕ) РАЗБИРАТЕЛЬСТВО
1. Арбитражное (третейское) разбирательство начинается подачей искового заявления в КМА. 2. Датой подачи искового заявления считается день его вручения КМА, а при отправке искового заявления по почте - дата штемпеля почтового ведомства места отправления.
Статья 15. Содержание искового заявления
1. В исковом заявлении должны быть указаны: а) дата подачи искового заявления; б) наименование сторон, их местожительство или, если стороны являются юридическими лицами, местонахождение, банковские реквизиты; б) требование Истца; в) обоснование компетенции КМА; г) изложение фактических и правовых обстоятельств, на которых Истец основывает свои исковые требования, и ссылку на доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; д) цену иска; е) имена и фамилии Арбитра и запасного Арбитра, избранных Истцом, или просьбу о том, чтобы Арбитр или запасной Арбитр были назначены председателем КМА; ж) перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению. 2. Исковое заявление должно быть подписано Истцом или его представителем. В случае если исковое заявление подписано представителем Истца, к исковому заявлению должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя. 3. Ответчик вправе представить Истцу и в КМА отзыв на исковое заявление, изложив в нем свои возражения против иска. Отзыв на исковое заявление представляется Истцу и в трех экземплярах - в КМА в срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 23 настоящего Регламента. 4. В ходе третейского разбирательства сторона вправе изменить или дополнить свои исковые требования или возражения против иска.
Статья 16. Документы, прилагаемые к исковому заявлению
К исковому заявлению прилагаются: 1) копии искового заявления по числу Ответчиков и третьих лиц; 2) документ, подтверждающий уплату арбитражного (третейского) сбора; 3) доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя; 4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых Истец основывает свои требования, копии этих документов для Ответчиков и третьих лиц, если они у них отсутствуют; 5) ходатайства Истца об отсрочке, рассрочке, освобождении от уплаты арбитражных (третейских) расходов или уменьшении их размера, об обеспечении иска, истребовании доказательств и другие, если они не изложены в исковом заявлении.
а) в исках о взыскании денег - истребуемой суммой; б) в исках об истребовании имущества - стоимостью истребуемого имущества; в) в исках о признании или преобразовании правоотношения - стоимостью предмета правоотношения в момент предъявления иска; г) в исках об определенном действии или бездействии - на основе имеющихся данных об имущественных интересах Истца. Истец обязан указать в исковом заявлении цену иска также в тех случаях, когда его исковое требование или часть требования имеет не денежный характер. 2. В исках, состоящих из нескольких требований, сумма требования должна быть определена отдельно. В этом случае цена иска определяется общей суммой всех требований. 3. Если Истец не определил или неправильно определил цену иска, КМА по собственной инициативе или по требованию Ответчика определяет цену иска на основе имеющихся данных.
Статья 18. Устранение недостатков искового заявления
1. Установив, что исковое заявление подано с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 15 и 16 настоящего Регламента, Председатель КМА выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее исковое заявление, и предоставляет ему срок для исправления недостатков. 2. Срок устранения недостатков не должен превышать двух месяцев со дня получения указанного предложения.
Статья 19. Возбуждение арбитражного (третейского) разбирательства
1. КМА, приняв исковое заявление, выносит определение о возбуждении арбитражного (третейского) разбирательства в соответствии со своим Регламентом и извещает стороны о месте проведения арбитражного (третейского) разбирательства 2. Секретариат направляет либо вручает Ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов, обосновывающих требования Истца, и предлагает представить в установленный им срок письменный отзыв (возражение) на исковое заявление и доказательства в обоснование своего отзыва (возражения). 3. Непредставление Ответчиком возражений не может служить препятствием к рассмотрению спора.
Статья 20. Возврат искового заявления
1. КМА возвращает исковое заявление, если: 1) между сторонами отсутствует арбитражное (третейское) соглашение; 2) рассмотрение спора в КМА не предусмотрено арбитражным (третейским) соглашением; 3) предмет иска выходит за рамки арбитражного (третейского) соглашения; 4) исковое заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание; 5) Истцом подано заявление о возврате искового заявления; 6) в производстве КМА или другого арбитражного (третейского) суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. 2. В случае осуществления арбитражного (третейского) разбирательства КМА возвращает исковое заявление также в случае, когда затрагиваются интересы третьих лиц, не являющихся участниками третейского соглашения. 3. При возврате искового заявления КМА выносит мотивированное определение. 4. Возвращение заявления не препятствует повторному обращению Истца в арбитражный (третейский) суд с иском к тому же Ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.
Статья 21. Предъявление встречного иска и зачет встречных требований
1. Ответчик вправе предъявить Истцу встречный иск при условии, что существует взаимная связь встречного требования с требованиями Истца, а также при условии, что встречный иск может быть рассмотрен КМА в соответствии с арбитражным (третейским) соглашением. 2. Встречный иск может быть предъявлен в ходе арбитражного (третейского) разбирательства до принятия решения третейским судом, если сторонами не согласован иной срок для предъявления встречного иска. 3. Встречный иск должен удовлетворять требованиям статей 15 и 16 настоящего Регламента. 4. Истец вправе представить возражения против встречного иска в порядке и сроки, которые предусмотрены пунктом 2 статьи 23 настоящего Регламента. 5. Если стороны не договорились об ином, то Ответчик вправе потребовать зачета встречного требования с соблюдением требований гражданского законодательства. 6. Если вследствие необоснованной задержки Ответчиком предъявления встречного иска или требования к зачету арбитражное (третейское) разбирательство затягивается, на Ответчика может быть возложено возмещение дополнительных расходов КМА и издержек другой стороны, вызванных этой задержкой. 7. КМА может признать нецелесообразным разрешить предъявление встречного иска или требования к зачету с учетом допущенной задержки.
Статья 22. Расходы по арбитражному (третейскому) разбирательству
1. При подаче искового заявления или ходатайства об обеспечении требования Истец обязан уплатить регистрационный сбор. До уплаты регистрационного сбора иск или ходатайство считается неподанным. Регистрационный сбор не подлежит возврату. 2. По каждому поданному иску Истец обязан уплатить арбитражный (третейский) сбор. Председатель КМА вправе по ходатайству Истца рассрочить уплату арбитражного (третейского) сбора. Но при этом первоначальный взнос в любом случае не должен быть ниже 50% от общей суммы арбитражного (третейского) сбора. До уплаты арбитражного (третейского) сбора арбитражное (третейское) разбирательство по данному иску не ведется, и дело остается без движения. 3. Размер регистрационного и арбитражного (третейского) сборов, порядок их уплаты и распределения, а также порядок покрытия других расходов по арбитражному (третейскому) разбирательству устанавливаются Положением об арбитражных (третейских) расходах и сборах, являющимся неотъемлемой частью настоящего Регламента.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |