|
|
|
Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов в банках
Карагусов Фархад, АО «Народный Банк Казахстана», управляющий директор- директор юридического департамента доктор юридических наук
Банковская система является одной из важнейших рыночных инфраструктур для национальной экономики. Средства, полученные за счет привлечения банковских займов, до сих пор остаются основным источником финансирования предпринимательских и личных потребностей граждан и юридических лиц в Казахстане. В свою очередь, существенной базой для осуществления банками заемных операций являются суммы привлеченных ими депозитов (вкладов) граждан и юридических лиц. Еще в недавнем прошлом, по различным официальным и неофициальным оценкам, «на руках» у граждан Казахстана находились огромные суммы накоплений, которые никак не вовлекались в хозяйственный оборот, а сам факт наличия такого большого количества свободных денег, помимо очевидной экономической нецелесообразности этой ситуации, еще и способствовал формированию неблагоприятной криминальной обстановки, провоцируя на совершение преступлений против личности и имущества физических лиц. Эти и другие факторы обусловили необходимость политики стимулирования размещения гражданами накопленных ими денежных средств на сберегательных и других счетах в банках. 1. За последние годы, уровень размещенных депозитов вырос во много раз. Более того, как отмечается аналитиками, «на депозитном рынке сохраняется тенденция прежних лет, характеризуемая ростом объема… Общий объем депозитов резидентов в банках увеличился за восемь месяцев [2005 года – Ф.К.] на 17,8% и составил 1479,3 млрд. тенге. При этом объемы депозитов юридических и физических лиц выросли соответственно до 963,8 и 515,5 млрд. тенге».[1] Банковская система в республике укрепилась, а население не просто доверилось банкам, но почувствовало заметные выгоды, которые получаются при размещении денег на банковских счетах. Всему этому, безусловно, способствовал общий экономический рост, существенное улучшение социального климата, повышение качества жизни граждан и ведения бизнеса в Казахстане. Вместе с тем, важным условием повышения доверия граждан к банковской системе и предлагаемым ею продуктам явилось, помимо прочего, создание новых и эффективных механизмов обеспечения интересов вкладчиков, размещающих депозиты в банках. Одним из таких уже действующих механизмов является функционирование в республике системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц и участия в ней банков второго уровня Республики Казахстан. Существование такой системы в настоящее время позволяет соблюдать основные интересы вкладчиков. Внедрение этого механизма представляет собой заметный шаг прогресса в направлении развития банковской системы и рыночной инфраструктуры, постоянно совершенствуется нормативная и организационная основа его применения. Вместе с тем, усматривается целесообразность вновь осмыслить теоретическую и методологическую основу, заложенную при создании данной системы гарантирования вкладов. Здесь значение имеют два аспекта. Первый заключается в том, что сегодня усматриваются широкие перспективы развития системы, которые должны быть принятыми как таковые в качестве какой-то утвержденной стратегии либо официально заявленных принципов. Второй аспект связан и в какой-то мере обусловлен реализацией первого: необходимо откорректировать упомянутую теоретико-методологическую базу, заложенную в основу создания системы. Дело в том, что мы видим некоторые некорректности именно в изначальных посылах при формировании нормативной базы для создания и функционирования системы, которые на этапе становления и первоначального развития не были столь заметными, но в дальнейшем они могут привести к существенному отклонению результатов развития от первоначальной идеи либо к коллапсу всей системы, направив развитие по ложному пути. Поскольку же основная идея создания системы заключалась в стимулировании вкладчиков осуществлять депозиты предоставлением им каких-то дополнительных гарантий соблюдения их интересов, мы предполагаем рассмотреть перспективы развития системы в комплексе с освещением вопроса об обеспечении правомерных интересов вкладчиков.
2. С позиций гражданского права вкладчики (депозиторы) являются обычными кредиторами банков второго уровня, статус которых характеризуется наличием, в сущности, стандартных «кредиторских» правомочий требовать от соответствующего банка возврата суммы осуществленного вклада и уплаты предусмотренного договором сберегательного вклада вознаграждения. Такие правомочия в достаточной степени защищаются нормами Гражданского кодекса. Вместе с тем, интересы вкладчиков имеют определенную специфику, которая обусловливает создание дополнительных механизмов и осуществление специальных организационных мероприятий с тем, чтобы наиболее эффективным способом обеспечить соблюдение этих интересов. В частности, специфичность правомерных интересов вкладчиков условно заключается в следующем: - получение как можно большей ставки вознаграждения по депозиту; - наличие максимальной свободы действий с деньгами, размещенными во вклад, (например, свободное пополнение вклада, досрочное снятие какой-то части вклада, использование различных видов валют и т.п.) при максимальном сохранении ставки вознаграждения и иных выгод по данному депозиту; - сохранение тайны вклада во всех возможных ситуациях, включая пополнение счета, обращение родственников за сведениями о наличии вклада и др., при том чтобы в случае необходимости информация о вкладе и условиях его хранения была максимально доступна самому вкладчику; - сохранность сделанного вклада, которая нами оценивается в двух аспектах: сохранения стоимости размещенных денег в категориях макроэкономики и возможность возврата суммы вклада в случае несостоятельности банка, где соответствующий депозит размещен. Как нам думается, на текущий момент соблюдение вышеперечисленных интересов обеспечивается комплексом организационных, экономических и правовых мероприятий, в том числе на макроэкономическом уровне. Среди них особо выделяются такие аспекты, как разнообразие предлагаемых банками депозитов, допускающих возможность снятия-зачисления денег при сохранении минимального остатка на счете, доступ к счету через Интернет и мобильные телефоны или с использованием пластиковых карточек; возможность делать мультивалютные вклады и др. Казахстанская практика свидетельствует о том, что банки регулярно предлагают вкладчикам разнообразные продукты, особое место среди которых занимают новые виды депозитов, все больше учитывающих вышеперечисленные интересы вкладчиков. Большим стимулом к размещению депозитов является очень жестко регулируемая казахстанским законодательством концепция банковской тайны. Так, согласно ст. 50 Закона РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» банковская тайна включает в себя сведения о наличии, владельцах и номерах банковских счетов депозиторов, клиентов и корреспондентов банка, об остатках и движении денег на этих счетах и счетах самого банка, об операциях банка (за исключением общих условий проведения банковских операций), а также сведения о наличии, владельцах, характере и стоимости имущества клиентов, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банка. При этом в силу закона банки гарантируют тайну по операциям и депозитам своих депозиторов, клиентов и корреспондентов, а также тайну имущества, находящихся на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банков. Раскрытие данной информации возможно очень ограниченному кругу субъектов и только в строго предусмотренных законом случаях при соблюдении всех законодательных требований.* Особое место среди упомянутых мероприятий занимает также надлежащее осуществление функций Национального банка РК по вопросам валютного регулирования и контролю инфляции, а также Агентства финансового надзора за деятельностью и финансовым состоянием банков. Социально-экономическое развитие республики обусловливает изменение стоимости на кредитные ресурсы, поставляемые банковской системой. Предпринимаемые меры государственной экономической политики позволяют удерживать инфляцию в прогнозируемых пределах и регулировать стоимость национальной валюты. В этих условиях повышения спроса на банковские займы, как правило, повышается стоимость самих денег, увеличивается или сохраняется ставка рефинансирования, что соответственным образом отражается на ставках вознаграждения по депозитам, а сами вкладчики приобретают большую уверенность в сохранности их вкладов и видят больше стимулов для размещения своих накоплений на банковские счета. Деятельность уполномоченных государственных органов является важнейшим фактором обеспечения интересов вкладчиков, предполагающих уверенность последних в сохранности их депозитов. При этом сохранность депозитов мы понимаем в двух аспектах: (1) сохранение стоимости денег; (2) возможности возврата вклада и получения установленного договором вознаграждения. Первый аспект нами подробнее рассмотрен в ранее опубликованной монографии и исходит из того, что государство должно нести имущественную ответственность перед своими гражданами за обесценение денег и существенное снижение уровня жизни населения.[2] Эта точка зрения, которую мы попытались обосновать с позиций и гражданского права, может оспариваться и подвергаться сомнению, но функционирование государства, основанное, помимо прочего, на таком подходе, будет способствовать заметному повышению доверия и уверенности граждан и иностранных инвесторов, и не только в вопросах размещения своих вкладов в казахстанских банках. Реализация второго аспекта также обусловлена ответственным отношение государства в вопросах финансов и экономической политики, но представляет собой достаточно стройную организационно-правовую систему, направленную на такое законодательное регулирование банковской деятельности, при котором риски невозврата депозитов, в условиях стабильности экономики, сводятся к минимуму. На сегодня в Казахстане банковское законодательства, банковская инфраструктура и система государственного надзора за деятельностью финансовых организаций, как представляется, успешно справляются с данной задачей. Одним из инструментов обеспечения сохранности вкладов является деятельность акционерного общества «Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов физических лиц».
3. В историческом аспекте, вопросы защиты интересов кредиторов банков Республики Казахстан, коими помимо прочих являются вкладчики (депозиторы) банков, регулируются казахстанским законодательством еще с 1990 г. Так, в соответствии со ст.55 Закона Казахской ССР от 7 декабря 1990 г. № 385-XII «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР», существовавший в то время Госбанк Казахской ССР был уполномочен осуществить организацию и практическую реализацию условий системы страхования вкладов. Такая система должна была гарантировать возмещение убытков владельцам всех вкладов до фиксированной суммы в случае банкротства или неплатежеспособности банка - члена системы. Вместе с тем, все банки, получившие лицензии и действовавшие в соответствии с упомянутым законом, могли, но не обязаны были, участвовать в системе коллективного страхования вкладов. Этот закон утратил силу 31 августа 1995 г. с принятием Указа Президента Республики Казахстан № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан». В соответствии со ст.52 данного Указа Президента в отношении страхования вкладов (депозитов) была так же установлена диспозитивная норма о том, что вклады (депозиты) могут быть объектами коллективного страхования. Однако, на тот момент не были приняты нормативные правовые акты, которые устанавливали бы порядок и условия гарантирования/страхования вкладов (депозитов). Только в 1997 г. одним из первых законов о внесении изменений и дополнений в рассматриваемый Указ Президента была изменена редакция ст.52, предусмотрев, что «в целях защиты интересов депозиторов банки вправе, а в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством - обязаны осуществлять коллективное страхование депозитов путем участия в межбанковских организациях, предметом деятельности которых является страхование рисков невозврата депозитов в целях возмещения возможных убытков депозиторов до фиксированной или иным образом определенной суммы в случае прекращения деятельности банка. Национальный Банк вправе устанавливать случаи обязательного коллективного страхования депозитов и механизм его реализации. Национальный Банк вправе устанавливать дополнительные требования к деятельности организаций, осуществляющих коллективное страхование депозитов». Впоследствии редакция этой же ст. 52 изменялась в сторону все большей обязательности страхования/гарантирования вкладов. Так, следующими изменениями, внесенными в 1997 г., было четко определено, что в целях гарантирования (страхования) вкладов создается организация, осуществляющая коллективное гарантирование (страхование) вкладов (депозитов), и Национальный Банк устанавливает правовой статус, порядок создания, лицензирования, регулирования и прекращения деятельности организации по коллективному гарантированию (страхованию) вкладов (депозитов). Данной статьей определено, что порядок коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов), а также взаимоотношения организаций по коллективному гарантированию (страхованию) вкладов (депозитов) с банками устанавливаются нормативными правовыми актами Национального Банка, и банки участвуют в системе коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) путем осуществления обязательных отчислений в размере и порядке, установленном Национальным Банком. Как следует из изменений в ныне действующий Закон РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», а также наименований и смысла принятых впоследствии подзаконных нормативных правовых актов, в конце девяностых годов, - обязательное гарантирование (страхование) вкладов (депозитов) распространилось только на вклады (депозиты) физических лиц. В то же время Национальным Банком РК была создана дочерняя организация - ЗАО «Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов физических лиц». В течение последних нескольких лет претерпевали изменения все нормативные акты Республики Казахстан, регулировавшие и регулирующие вопросы гарантирования депозитов, а также принимались такие нормативные правовые акты Национального Банка РК. В настоящее время вопросы функционирования рассматриваемой системы гарантирования (страхования) депозитов регламентируется следующими нормативными правовыми актами: Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 4 июля 2003 г. № 201 «Об утверждении Правил функционирования системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц и участия в ней банков второго уровня Республики Казахстан» (с изменениями, внесенными постановлением Правления АФН РК от 12.07.04 г. № 205) (далее по тексту - «Правила функционирования»); Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 4 июля 2003 г. № 200 «Об утверждении Правил обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня Республики Казахстан» (с изменениями, внесенными постановлением Правления АФН РК от 12.07.04 г. № 204) (далее по тексту - «Правила гарантирования»); Инструкция о порядке проведения конкурса по выбору банка-агента (утв. актом Национального Банка РК в качестве решения единственного учредителя ЗАО «Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов физических лиц от 24 октября 2001 г. № 9) (далее по тексту – «Инструкция»); Правила включения и исключения банков второго уровня Республики Казахстан из системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц (утв. актом Национального Банка РК в качестве решения единственного учредителя ЗАО «Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов физических лиц» от 05.09.01 г. № 7); Правила включения банков второго уровня в систему обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц (утверждены решением Правления ЗАО «Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов физических лиц» от 11 мая 2000 г. № 6). Следует также отметить, что с 01 января 2004 г. изменена редакция ст. 30 Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан». В соответствии с данными изменениями, банковские операции, предусмотренные подпунктом б) пункта 2 указанной статьи, (а именно – прием денег от физических лиц и размещение их во вклады) вправе проводить только банки, являющиеся участниками системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) депозитов физических лиц, и Национальный оператор почты. То есть, как видим, данная императивная норма еще в большей степени стимулирует заинтересованность банков во вступлении в систему обязательного гарантирования депозитов физических лиц. Таким образом, систему обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц (далее - Система) образует в настоящее время ЗАО «Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов физических лиц» (Фонд), банки и их вкладчики (депозиторы). Система призвана обеспечить возврат вкладов (депозитов) физических лиц в случае принудительной ликвидации банков, участвующих в Системе. Банки, участвующие в Системе, уплачивают взносы Фонду в размере и порядке, установленном Правилами гарантирования. Виды вкладов (депозитов) физических лиц и особенности их гарантирования (страхования) Фондом определяются законодательством Республики Казахстан. Так, согласно Правилам гарантирования, объектом обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц являются обязательства банка-участника по возврату, в случае его принудительной ликвидации, следующих вкладов (депозитов) физических лиц в тенге и в иностранной валюте, без начисленного по ним вознаграждения, удостоверенных договорами банковского обслуживания и/или вкладными документами: - вклады срочные, условные, до востребования; - остатки денег на текущих счетах; - остатки денег на карточных счетах. Вместе с тем, не являются объектом обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц обязательства банка-участника по возврату следующих вкладов (депозитов) в тенге и в иностранной валюте: - вклады срочные, условные, до востребования, остатки денег на текущих счетах и карт-счетах руководящих работников банка-участника, их близких родственников (родитель, брат, сестра, сын, дочь) и супругов, а также его акционеров, владеющих пятью и более процентами акций с правом голоса, их близких родственников (родитель, брат, сестра, сын, дочь) и супругов; - срочные и условные вклады, размер которых по каждому вкладу равен или превышает сумму, эквивалентную 7 (семи) миллионам тенге, исчисленную по рыночному курсу на дату внесения, пополнения или изъятия денег. Фонд выплачивает вкладчику (депозитору) возмещение по вкладу (депозиту) в размере суммы гарантируемого вклада (депозита) без начисленного по нему вознаграждения, но не более эквивалента 400 (четырехсот) тысяч тенге. В случае открытия вкладчиком (депозитором) в банке-участнике нескольких вкладов (депозитов), различных по видам и по валюте, Фонд выплачивает по ним совокупное возмещение по вкладу (депозиту), но не более эквивалента 400 (четыреста) тысяч тенге. В случае открытия вкладчиком (депозитором) вкладов (депозитов) в нескольких банках-участниках, Фонд осуществляет выплату возмещения по вкладам (депозитам) отдельно по каждому банку-участнику. Возмещение по вкладу (депозиту) выплачивается в той же валюте, в какой был внесен вклад (депозит). Вкладчик (депозитор) вправе определить очередность выплаты возмещения по вкладам (депозитам), внесенным им в различных валютах. Выплата возмещения по вкладу (депозиту) производится Фондом на основании агентского соглашения через банк-агент, выбираемый в соответствии с требованиями Инструкции. Фонд в течение семи рабочих дней со дня вступления в силу решения суда о принудительной ликвидации банка-участника объявляет путем публикации в двух республиканских газетах на государственном и русском языках о ликвидации банка-участника и о начале выплаты возмещения по вкладам (депозитам), с указанием наименования банка-агента (либо Национального оператора почты – Казпочты, в случае невозможности выбора банка-агента), осуществляющего выплату возмещения по вкладам (депозитам), периоде и месте (местах) выплаты. Вкладчик (депозитор) ликвидируемого банка-участника в течение трех месяцев со дня выхода объявления вправе обратиться в банк-агент с письменным заявлением о выплате ему возмещения по вкладу (депозиту), составленным по установленной форме. По истечении указанных трех месяцев, вкладчик (депозитор) вправе обратиться за получением возмещения по вкладу (депозиту) непосредственно в Фонд. При недостатке у Фонда денег для выплаты возмещения по гарантируемым вкладам (депозитам) Фонд вправе продлить срок выплаты возмещения по вкладам (депозитам) на период заимствования недостающей суммы денег в соответствии с законодательством Республики Казахстан, но не более чем на 30 (тридцать) рабочих дней. Базой за выплаты Фондом возмещения по депозитам ликвидируемого банка являются ежеквартально поступающие к нему календарных взносов от банков-участников. Размер этих взносов определен п. 40 Правил функционирования и равен 0,25% (в течение первых двух лет) и 0,16% (в последующие годы) от суммы гарантируемых вкладов банка-участника по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным кварталом. Дополнительно к этой базе относятся еще и правомерные доходы Фонда от разрешенной для него деятельности, как например, доходы по приобретенным Фондом ценным бумагам или от операций с ними и вознаграждение по размещенным им депозитам. Обращается на себя внимание то, что в этой деятельности Фонда также существуют определенные ограничения, обусловленные обеспечением интересов вкладчиков. Так, согласно Правилам функционирования, однозначно предписывается, что размещение денег Фонда производится: - в размере не менее 80 (восьмидесяти) процентов от активов Фонда - в ценные бумаги и другие финансовые инструменты в соответствии с перечнем, утвержденным Советом Директоров Фонда; - во вклады (депозиты) в Национальном Банке Республики Казахстан. В целом установлено, что Фонд может открывать банковские счета только в Национальном Банке Казахстана. Фонд выплачивает вкладчику (депозитору) возмещение по вкладу (депозиту) в случае принудительной ликвидации банка-участника, в котором размещен данный вклад (депозит) в порядке, определенном Правилами гарантирования. Исключение банка-участника из Системы не прекращает обязательств Фонда по вкладам (депозитам), размещенным в данном банке-участнике до дня исключения. В случае исключения банка-участника из Системы, исключенный банк в течение шестидесяти календарных дней со дня отзыва лицензии на прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц, возвращает вкладчикам (депозиторам) сумму вклада и начисленного по нему вознаграждения путем выплаты ему наличными деньгами, либо, с согласия, вкладчика (депозитора), путем перевода вклада (депозита) на другие банковские счета вкладчика, открытые в банках, являющихся участниками Системы гарантирования депозитов. Как мы видим, по своей сути Фонд представляет собой один из инструментов обеспечения сохранности вклада. Причем он является таким инструментом для государства, ибо его создание и функционирование находится под контролем Национального Банка РК как единственного учредителя и акционера Фонда. Более того, Фонд не является простым инструментом, призванным своим существованием стимулировать расширение банковских операций самими банками и повышение доверия вкладчиков. Фонд также является важным источником информации для своего учредителя и Агентства финансового надзора о финансово-экономическом состоянии и развитии банков участников. Эти выводы обусловлены самим статусом, установленными функциями и полномочиями Фонда. В частности, Фонд не только накапливает необходимую денежную массу, формирует резерв возмещения и в случае принудительной ликвидации банка-участника выплачивает его вкладчикам (депозиторам) возмещение по вкладам (депозитам), он также управляет активами, ведет учет выданных банкам свидетельств участников, осуществляет иные функции, предусмотренные уставом Фонда, Правилами функционирования и законодательством Республики Казахстан. Исполнение этих функций подкреплено соответствующими полномочиями Фонда, в рамках которых он: 1) заключает с уполномоченным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций соглашение об обмене информацией и получает в соответствии с ним сведения о финансовом состоянии банков-участников, включая сведения о наличии у них системы управления рисками и сведения по привлеченным вкладам (депозитам); 2) сообщает уполномоченному органу о фактах нарушения банками-участниками требований законодательства Республики Казахстан, регулирующего вопросы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов); 3) принимает банк в Систему гарантирования депозитов и исключает из нее в порядке, установленном Правилами функционирования; 4) обращается к ликвидационной комиссии принудительно ликвидируемого банка-участника для удовлетворения своих регрессных требований, связанных с выплатой возмещения по вкладам (депозитам) в объеме суммы расчета, представленного ликвидационной комиссией принудительно ликвидируемого банка-участника; 5) ходатайствует о включении своего представителя в состав временной администрации по управлению банком - участником и в состав ликвидационной комиссии принудительно ликвидируемого банка-участника; 6) приобретает иностранную валюту для выплаты возмещения по вкладам (депозитам) в иностранной валюте, для погашения займов, полученных в иностранной валюте, а также для размещения своих активов; 7) запрашивает у банка-участника информацию по его депозитной политике; 8) ходатайствует перед уполномоченным органом о проведении инспекторской проверки банка-участника и участии в ней своего представителя, с указанием целей и оснований ее проведения; 9) представляет Национальному Банку финансовую отчетность о своей деятельности в порядке и сроки, определенные данным органом; 10) публикует в республиканских газетах на государственном и русском языках свой годовой баланс, а также отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности, после их подтверждения независимой аудиторской организацией; 11) осуществляет иные правомочия в пределах своей компетенции. Общее руководство деятельностью Фонда осуществляет Совет Директоров Фонда в полномочия которого, помимо уставной деятельности, относится следующее: 1) принятие решения о приеме банка в Систему гарантирования депозитов и об исключении из нее; 2) установление размеров и сроков внесения дополнительных и чрезвычайных взносов, а также сроков внесения обязательных календарных взносов в соответствии с Правилами функционирования; 3) принятие решения о передаче активов Фонда в доверительное управление Национальному Банку; 4) принятие решения об осуществлении заимствования в случае недостаточности резерва возмещения; 5) выбор в конкурсном порядке банка-агента; 6) утверждение перечня ценных бумаг и финансовых инструментов, в которые производится размещение денег Фонда. В настоящее время совет директоров Фонда сформирован из пяти членом, которыми согласно уставу Фонда являются представители Национального Банка, Агентства финансового надзора, Министерства финансов, Министерства экономики и бюджетного планирования и Ассоциации финансистов Республики Казахстан. Все эти представители занимают в перечисленных организациях должности не ниже заместителя Председателя или вице-министра. Такой состав совета директоров Фонда, облеченного, по сути, нормотворческими в отношении банков полномочиями, существенно повышает и статус самого Фонда как механизма не только обеспечения интересов вкладчиков, но и инструмента государственного управления. В то же время, такое положение Фонда все же не исключает его основной экономической характеристики как накопителя сумм возмещения и субъекта увеличения сумм страховой базы. Как мы понимаем, Фонд представляет собой резерв на случай ликвидации банка, неспособного вернуть вклады. Сама Система - это обязательно-добровольная совместная деятельность банков, направленная на (1) обеспечение обязанностей государства по поддержанию экономической инфраструктуры и (2) на развитие бизнеса каждого конкретного банка в аспекте привлечения депозитов. 3. Однако текущее положение Фонда, его позиционирование учредителем, нормативно-правовая регламентация могут вводить в заблуждение относительно статуса и деятельности Фонда. В частности, следует однозначно разделить функции государственного управления и контроля за банками, которые должны остаться исключительно за государственными органами, и хозяйственны функции денежного возмещения вкладчикам, которые должен осуществлять Фонд в рамках гражданско-правовых отношений Фонда и банков-участников. Кроме того, необходимо правильно квалифицировать деятельность Фонда с позиций гражданского законодательства. Это позволит в перспективе избежать серьезных конфликтов, обусловленных серьезным конфликтом интересов между государством, Фондом, банками-участниками, самими вкладчиками в связи с выплатами возмещения депозиторам какого-либо ликвидируемого банка. В частности, представляется, что, несмотря на то, что, как указывается в литературе, «в самом широком значении этого слова «страхование» означает защиту от неприятных последствий чего-либо»,[3] деятельность Фонда, как и ее правовое регулирование не соответствуют нормам законодательства РК о страховании. Безусловно, для целей определения правового режима понятие страхования более определенно и конкретно. Так, ст. 4 Закона РК от 18 декабря 2000 г. «О страховой деятельности» определяет страхование как комплекс отношений по имущественной защите законных интересов физического или юридического лица при наступлении страхового случая или иного события, определенного договором страховании, посредством страховой выплаты, осуществляемой страховой организацией за счет своих активов. Согласно ст.ст. 803 и 807 ГК РК по договору страхования одна сторона (страхователь) обязуется уплатить страховую премию, а другая сторона (страховщик) обязуется при наступлении страхового случая осуществить страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы); при этом объектом страхования может быть любой правомерный интерес юридического лица или гражданина. Если же речь идет об обязательном страховании, то объект страхования должен определяться соответствующим законодательным актом. Худяков А.И., определяя понятие страхования, выделяет следующие основные характеристики:[4] 1) наличие значимого для страхователя объекта, утрата которого может причинить ущерб страхователю; 2) страховщик предоставляет услугу страхователю, принимая на себя обязательство возместить полностью или частично вред, причиненный данному объекту в результате определенного страхового случая; 3) страховщик действует на профессиональной основе, обязательно имея лицензию на осуществление страховой деятельности; 4) страховщик принимает на себя указанное обязательство за плату, меньшую, чем стоимость страхуемого объекта; 5) страхование как вид предпринимательской деятельности должно осуществляться путем заключения и исполнения договоров страхования, являющихся разновидностью гражданско-правовых договоров. Анализируя нормы, составляющие основу функционирования Системы страхования вкладов, мы видим, что регулирование взаимоотношений Фонда и банков-участников Системы основано не на вышеизложенных характеристиках, а исходит из других посылов, лишь отдаленно напоминающих страхование. Действительно, уже такие обстоятельства, что Фонду и банкам-участникам предписывается объем ответственности Фонда по выплате суммы возмещения; что банки-участники не могут заключить с Фондом договор присоединения, характерный для договоров страхования, а зависят от воли Фонда принять в состав участников или отказать в таком приеме; сам Фонд единолично принимает решение об исключении банка-участника из системы, то есть в одностороннем порядке единолично расторгает договор; отсутствует сам договор страхования; срок взаимоотношений сторон не определен и ряд других факторов, все это свидетельствует о том, что к страховой деятельности функционирование Фонда никакого отношения не имеет. Следует также отметить, что деятельность Фонда не имеет отношения и к гарантированию как принятию на себя ответственности за действия третьих лиц. Диденко А.Г. указывает, что смысл гарантии и поручительства состоит в том, что определенное лицо берет на себя ответственность перед кредитором за нарушение договора основным должником.[5] Под страхом недействительности гарантии и поручительства для них Гражданским кодексом (ст. 331) устанавливается письменная форма соответствующего договора. Причем, стороной такого договора гарантии обязательно являются сам гарант и кредитор должника. Важнейшей характеристикой гарантии является то, что ею обеспечивается интерес кредитора при помощи всего имущества, юридически неотделимого от личности гаранта, при этом гарант отвечает перед кредитором в том же объеме, что и должник, если только договором гарантии не установлено иное.[6] Если понимать деятельность Фонда как предоставление вкладчикам гарантий исполнения обязательств банков по договорам вкладов, то эта деятельность не соответствует требованиям о предоставлении гарантий (поручительств), по крайней мере, в следующем: - так называемые гарантии предоставляются Фондам в пользу неизвестных для него бенефициаров; - гарантируются будущие требования лиц, еще не являющихся кредиторами банков по основным (гарантируемым) обязательствам со всеми вытекающими отсюда иными несоответствиями; - условия и объем ответственности такого гаранта не определяется условиями взаимоотношений гаранта и выгодоприобретателя, а предписываются публичным актом; - в принципе отсутствуют гражданско-правовой инструмент, предполагающий регулирование взаимоотношений гаранта и бенефициара, адресность самой гарантии в пользу конкретного кредитора; Анализ вышеперечисленных правовых актов, регулирующих функционирование Системы, свидетельствует о том, что участие банков в ней не соответствует конструкции соответствующих договорных отношений по гражданскому кодексу. В большей степени это представляет собой административный механизм, организующий и контролирующий банки для решения определенной задачи. Однако, поскольку реализация этого административного механизма непосредственно затрагивает имущественные интересы банков-участников, такое откровенное игнорирование гражданско-правовых концепций, какое существует сегодня, продолжаться не может. 4. Функционирование Системы в целом порождает ряд вопросов не только юридического свойства. Например, необходимо более однозначно определиться с перспективой Фонда. В частности, при достаточно стабильной экономической ситуации в Казахстане, явном прогрессе банковского сектора и существенном увеличении депозитной базы в республике, в условиях жесткого контроля деятельности банков, Фонд имеет регулярные поступления сумм взносов от банков-участников. Огромный прирост Фонда очевиден, однако, непонятны перспективы этого роста: при прогнозах долгосрочной стабильности, видимо, следует определиться и продекларировать расширение предоставляемых Системой гарантий и выгод.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |