Найти
<< Назад
Далее >>
Два документа рядом (откл)
Сохранить(документ)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Информация о документе
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Правовая основа рынка ценных бумаг в Республике Казахстан (Карагусов Ф.С., управляющий директор по правовым вопросам ТОО «Sky Bridge Capital», профессор кафедры частно-правовых дисциплин Каспийского общественного университета, доктор юридических наук, профессор)

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Правовая основа рынка ценных бумаг
в Республике Казахстан

 

Карагусов Фархад Сергеевич,

управляющий директор по правовым вопросам

ТОО «Sky Bridge Capital»,

профессор кафедры частно-правовых дисциплин

Каспийского общественного университета,

доктор юридических наук, профессор

 

Содержание любого законодательства обусловлено экономическими процессами, имеющими место и развивающимися в конкретном обществе. Поэтому создание правовых норм всегда направлено на обслуживание определенных экономических интересов. Переход от «советской модели народного хозяйства» к модели свободно развивающейся рыночной экономики потребовал кардинального реформирования правовой базы с цепью разработки такого законодательства, на основе которого могли бы развиваться рыночные отношения. При этом целью такого реформирования явилось не создание чего-то совершенно нового, а восстановление тех правовых институтов, которые уже имели место в Российской империи дореволюционного периода и времена новой экономической политики (нэп) в Советском государстве. Вместе с тем, предполагалось изучение и адаптация к «местным» условиям опыта развитых государств рыночного типа (США, Германия, Великобритания, Япония и др.) в регулировании экономики. В частности, речь идет о возрождении в праве Казахстана института ценных бумаг и правовом обеспечении рынка ценных бумаг.

Правовое обеспечение рынка ценных бумаг представляет собой деятельность государства в лице его органов по формированию соответствующего законодательства с цепью создания таких условий, при которых обращение ценных бумаг было бы наиболее эффективным и целесообразным, а интересы государства максимально совпадали бы с потребностями населения республики и соответствовали объективным экономическим законам развития любого рыночно ориентированного общества. В данном случае термин «законодательство» включает в себя законы Республики Казахстан, указы Президента и постановления Правительства Казахстана, а также нормативные правовые акты Национальной комиссии по ценным бумагам и центральных исполнительных органов, изданных ими в пределах их полномочий. Касаясь темы правового обеспечения рынка ценных бумаг, прежде необходимо уточнить, что рынок ценных бумаг понимается нами как сфера, в которой обращаются (продаются и покупаются) определенные долговые денежные обязательства, а также права по участию в собственности и управлении хозяйствующими субъектами, созданными в определенных организационно-правовых формах. Упомянутые виды имущественных прав на рынке ценных бумаг подтверждаются особого рода документами, которые и называются ценными бумагами, либо другими способами удостоверения имущественных прав, предусмотренными законодательством (например, бездокументарными ценными бумагами).

Являясь чаще всего формой гражданского правоотношения, не все виды ценных бумаг могут обращаться на рынке ценных бумаг. В частности, сферой обращения ипотечных свидетельств, а также коносаментов и других видов товарных распорядительных документов, признанных казахстанским законодательством, являются товарные рынки, в том числе товарная биржа. Сам же рынок ценных бумаг, составляющий часть финансового рынка, подразделяется на следующие виды:

- рынок капитала, где продаются и покупаются акции, облигации и обращаются другие обязательства по привлечению средств на создание предприятий и развитие хозяйственной деятельности, а также для решения вопросов экономического и социально-культурного развития страны в целом либо отдельных регионов (областей);

- денежный рынок, на котором обращаются краткосрочные денежные обязательства (простые и переводные векселя, чеки), выполняющие функции платежного средства при отсрочке либо рассрочке платежа.

В данном случае нами рассматривается вопрос о правовом обеспечении именно рынка капитала и денежного рынка в Республике Казахстан.

Появление ценных бумаг в хозяйственном обороте.

Использование ценных бумаг в качестве способа подтверждения определенных имущественных отношений между людьми обусловлено развитием рынка как сферы обмена одних материальных благ на другие посредством денег. В частности, именно отсутствие денег (в силу любых причин) для того, чтобы оплатить приобретенные товары в момент их получения, лежит в основе возникновения векселя. Идея же вексельного обязательства заключается в том, что покупатель может отсрочить оплату купленных товаров наличными деньгами, выдав продавцу гарантию выплаты всей суммы обязательства в определенный срок (на определенную дату); такая гарантия оформлялась в виде векселя, который является первым известным истории общества видом ценной бумаги. В настоящее время вексель используется в основном как средство платежа и расчетов, а операции с векселями осуществляются преимущественно посредством банков.

Сходным с векселем, но имеющим несколько иной режим обращения, платежным инструментом является чек. С векселем чек объединяет и обращение в единой сфере - на денежном рынке. Плательщиком по чеку всегда является только банк.

Если вексель как денежный документ в своем появлении имел экономические предпосылки уже в древние (в Китае) и средние века (Европа), то остальные известные сегодня виды ценных бумаг появились в XVII - XVIII веках с возникновением крупного машинного производства и развитием капиталистических отношений. Для создания мануфактуры нередко требовалось наличие довольно большой суммы денег, которой один человек или несколько людей просто не располагали. Но такую сумму можно собрать, если много людей вложат в создание мануфактуры каждый определенное количество денег. А для того, чтобы эти вкладчики были заинтересованы рискнуть своими деньгами, их можно заинтересовать возможностью получать часть будущей прибыли, а также правом в определенной мере управлять вложенными средствами путем участия в голосовании по принятию наиболее важных производственных решений. Таким образом появилась акция, которая в настоящее время представляет собой обязательство акционерного общества как лица, выпустившего акцию в обращение, выплачивать ее владельцу часть своей чистой прибыли в виде дивиденда и предоставить этому владельцу возможность участвовать в управлении акционерным обществом путем голосования, а в случае ликвидации общества владельцу гарантируется передача части имущества общества на сумму, равную стоимости соответствующей акции.

В некоторых случаях владельцы мануфактур, нуждаясь в средствах на развитие своего производства, не желают при этом допускать к управлению посторонних лиц. Выход в данной ситуации был найден в виде возможности выпускать долговые ценные бумаги, подтверждающие отношения займа между собственниками предприятия и вкладчиками. Привлекательными моментами для этих вкладчиков являются два: гарантированное периодическое получение заранее определенного размера дохода в виде процента от стоимости долговой ценной бумаги и возврат всей суммы займа через определенный период (на определенную дату). Гарантией возврата заемных средств, как правило, являлось предприятие как собственное имущество капиталиста-заемщика. Описанные долговые отношения, как правило, удостоверялись так называемыми промышленными облигациями. В Казахстане такие долговые ценные бумаги называются облигациями юридических лиц или корпоративными облигациями.

Примерно в одно время с появлением акций и облигаций в обращении появились различные виды государственных ценных бумаг, причиной чего явилось жесткое разграничение государственной и частной собственности и увеличение государственных расходов на содержание государственных институтов и объектов общественного пользования (дороги, приюты и т.п.), охрану границ, обеспечение общественного порядка и национальной безопасности и др. Для выполнения своих функций государство занимает деньги у своих граждан (в настоящее время - также и у частных юридических лиц) на условиях возвратности и выплаты дохода в виде процентов. Гарантиями возврата заемных средств выступают государственная казна и иное имущество, находящееся в государственной собственности. Таким образом, государственные ценные бумаги в сущности являются долговыми ценными бумагами. К ним относятся облигации государственного займа, казначейские боны, и др. Особым видом государственных ценных бумаг можно признать выпускаемые местными исполнительными органами долговые ценные бумаги, эмиссии которых гарантируются местным бюджетом и остальным имуществом эмитента - местного государственного органа. В настоящее время ряд государств, имеющих международный кредитный рейтинг, а Казахстан таковым является, выпускает долговые ценные бумаги в виде еврооблигаций (евробондов). Посредством размещения еврооблигаций на международных финансовых рынках Правительства таких государств осуществляют государственной внешнее заимствование.

С развитием банковской деятельности распространение получили и такие виды ценных бумаг, эмитентами которых являются только банки. Например, банковские (депозитные) сертификаты. Однако, юридическая теория еще не дала четкого ответа на природу этих инструментов: являются ли они ценными бумагами либо это разновидность контракта. Сферой их обращения, на наш взгляд, является денежный рынок.

Развитие законодательства о ценных бумагах в Казахстане

Рынок ценных бумаг в Казахстане до недавнего времени как таковой никогда не существовал. В то же время возможность для обращения ценных бумаг гражданским законодательством в принципе допускалась всегда. Однако экономические предпосылки обращения ценных бумаг в Казахстане отсутствовали. В советский период в обращении ценных бумаг на внутреннем рынке элементарно не было необходимости. И только с началом осуществления рыночных преобразований в республике возник вопрос о целесообразности формирования рынка ценных бумаг. Именно в это время казахстанские экономисты, юристы и законодатели обратились не только к современному опыту развитых рыночных государств, но и к собственному наследию, касающемуся регулирования обращения ценных бумаг.

Законодательство Казахстана о ценных бумагах «выросло» на нормах русского гражданского (торгового) права и к настоящему времени «пережило» ряд этапов своего развития.

Поскольку до социалистической революции 1917 года Казахстан был частью Российской империи, то гражданские и торговые отношения в степи в XVIII-ХIХ веках регулировались нормами русского торгового права. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что в Казахстане рынок ценных бумаг не существовал никогда, поскольку в этом отсутствовала экономическая целесообразность: экономика республики традиционно представляла собой преимущественно животноводчество с, как правило, натуральным обменом. После октября 1917 года (после социалистической революции 1917-го года) в первые десятилетия существования советской власти названные отношения регламентировались гражданским законодательством РСФСР. Наиболее полноценной правовой основой, предоставляющей возможность для обращения ценных бумаг, прежде являлось законодательство времен новой экономической политики (нэп). При этом следует отметить, что под «обращением ценных бумаг» в данном случае понимаются денежный рынок, где векселя и чеки использовались для расчетов по реальным торговым сделкам, и товарный рынок как сфера обращения товарных бумаг (например, складских свидетельств). Упомянутое законодательство состояло, прежде всего, из следующих нормативных актов:

- Гражданский кодекс РСФСР 1922 года;

- Положение о переводном и простом векселе, утвержденное ЦИК и СНК РСФСР 7 августа 1937 года;

- Положение о чеках, утвержденное ЦИК и СНК РСФСР 6 ноября 1929 года;

- некоторые другие акты.

В данный период наиболее распространенными видами ценных бумаг были именно векселя и чеки, использовавшиеся в качестве средства платежа по торговым сделкам. Также применялись складские и залоговые свидетельства в сделках по хранению товаров, купле-продаже недвижимости и т.п. При этом законодательство определяло общее понятие ценной бумаги, перечисляло виды ценных бумаг и устанавливало основные правила передачи и осуществления имущественных прав, удостоверяемых ценными бумагами. Однако, обращение вышеназванных инструментов не создавало как такового рынка ценных бумаг, который бы позволял привлекать средства для создания производства, перераспределять их в цепях развития национальной экономики. Совершенно отсутствовали механизмы выпуска и обращения инвестиционных ценных бумаг (акций, облигаций юридических лиц), не имела место правовая база функционирования фондовой биржи и деятельности профессиональных торговцев (дилеров) и посредников (брокеров) на рынке ценных бумаг, поскольку последние считались элементами, чуждыми идеям пролетарского социализма и коммунизма.

В последующем развитие законодательства, в основе которого лежали Конституция СССР 1977 года и Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1962 года, привело к тому, что в бывшем СССР, в том числе и в Казахстане, обращение каких-либо ценных бумаг на «внутреннем рынке» вообще прекратилось. Конституцией СССР не допускалась частная собственность и не предусматривалась свобода предпринимательской деятельности, что автоматически исключало возможность, а фактически - право, создавать акционерные общества, хозяйственные общества и товарищества, которые могли бы выпускать обращаемые акции и облигации. Из государственных ценных бумаг «внутри» страны выпускались облигации государственного займа, которые назывались ценными бумагами. Однако обращение этих облигаций не имело места (и не имело смысла), так как не действовали стимулы, создающие интерес к «игре» ценными бумагами: государству выгодно было привлекать деньги, а населению - получать проценты либо выигрыши. А допущение возможности извлечения прибыли в результате купли-перепродажи государственных облигаций являлось противным идеям коммунистического строительства. При этом зачастую не соблюдался один из основополагающих принципов гражданского права - свобода договора, когда названные ценные бумаги в принудительном порядке выдавались населению как, например, часть заработной платы. В то же время ценные бумаги признавались объектом гражданских прав и предметом гражданских сделок. Так, статьей 128 Гражданского кодекса Казахской ССР 1963 года платежные документы (векселя, чеки) и фондовые ценности (акции, облигации) в иностранной валюте допускались к обращению в пределах, установленных законодательством Союза ССР. А статьей 126 ГК Каз.ССР предусматривалась возможность использования коносамента и иных видов товарных распорядительных документов в процессе товарного обращения.

Здесь необходимо помнить об отсутствии какой-либо рыночной инфраструктуры в бывшем Советском Союзе, которая могла бы способствовать иностранным эмитентам в привлечении посредством ценных бумаг средств от «советских инвесторов». Этим был «достигнут» такой результат, при котором обращение иностранных ценных бумаг на территории СССР также отсутствовало.

Вместе с тем, в международных торговых расчетах СССР активно использовались в качестве средства платежа векселя, чеки и другие инструменты. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что в 1936 году Советский Союз присоединился к Международной Конвенции! 930 года, устанавливающей Единообразный закон о переводном и простом векселе. Данная Конвенция была введена в действие на территории СССР вышеназванным Постановлением ЦИК и СНК 1937 года «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе». Это Положение действовало вплоть до распада Советского Союза и приобретения Казахстаном государственной независимости. Обращение чеков на территории Советского Союза, как уже отмечалось, Положением о чеках 1929 года.

Реализация идей перестройки привела к тому, что необходимо было найти пути повышения эффективности осуществления предпринимательской деятельности, использования дополнительных (либо альтернативных) источников инвестирования производства, а также создания механизмов заинтересованности граждан в самостоятельном хозяйствовании либо в таком размещении накопленных ими личных сбережений, которое обеспечивало относительную степень сохранности и увеличения их накоплений. В этот момент и вспомнили о ценных бумагах и таких формах осуществления хозяйственной деятельности, которые используют ценные бумаги в качестве средства, позволяющего привлекать на различных условиях деньги на создание и (или) развитие бизнеса. Этот этап ознаменовался изданием постановления Совета Министров СССР от 19 июня 1990 года, утвердившего Положение о ценных бумагах, а затем принятием 31 мая 1991 года новых Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, где целая глава была посвящена понятию и видам ценных бумаг, а также установлению основных принципов передачи ценных бумаг и исполнения выраженных в них имущественных прав. Именно по этим вопросам, касающимся ценных бумаг, названные Основы действовали вплоть до принятия Гражданского кодекса Республики Казахстан, что установлено Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы» 30 января 1993 года.

В этот период (1990 - начало 1994 г.г.) в Казахстане уже была создана некоторая правовая база, позволяющая выпускать ценные бумаги и торговать ими на определенных рынках. Помимо уже названных Основ гражданского законодательства такую базу составляли следующие акты:

- Закон Республики Казахстан «О хозяйственных товариществах и акционерных обществах» 21 июня 1991 года, позволявший учреждать акционерные общества, коммандитные товарищества и товарищества с ограниченной ответственность, которые привлекали (либо могли привлекать) средства для осуществления своей деятельности посредством выпуска акций и облигаций;

- Закон Республики Казахстан «Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже» 11 июня 1991 года, регулировавший процесс выпуска ценных бумаг, регистрации эмиссий, лицензирования посреднической деятельности на рынке ценных бумаг, создания и функционирования фондовой биржи;

- Положение о ценных бумагах, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Казахской ССР 13 ноября 1991 года, определявшее виды ценных бумаг и обязательные реквизиты каждого из этих видов;

- Совокупность изданных на основе вышеназванных законов иных нормативных актов, которые определяли порядок выпуска государственных ценных бумаг, государственной регистрации эмиссий ценных бумаг юридических лиц, лицензирования посреднической деятельности на рынке ценных бумаг и др.;

- Ряд законодательных и подзаконных нормативных актов, регламентировавших процесс разгосударствления и приватизации, одним из способов которых является акционирование, а также регулировавших вопросы деятельности инвестиционных приватизационных фондов по приобретению пакетов акций приватизируемых предприятий;

- Нормативные правовые акты Национального Банка Казахстана, регулирующие вопросы выпуска и обращения векселей, банковских (депозитных) сертификатов, имеющие общеобязательную силу в сфере банковской деятельности и предоставления банковских услуг.

В этот период были выпущены в обращение акции акционерных обществ, в том числе возникших в процессе приватизации, были созданы фондовые и товарно-фондовые биржи, предпринимались попытки выпускать ценные бумаги местных органов государственного управления, появились так называемые профессиональные участники рынка ценных бумаг. Несмотря на несовершенство прежнего законодательства о ценных бумагах, в Казахстане сдвинулась с «мертвой точки» реализация идеи формирования рынка ценных бумаг в республике, а применение этого законодательства позволило накопить и в определенной мере осмыслить собственный опыт в данной сфере.

Одним из результатов такого опыта явилось осознание того, что функционирование рынка капиталов как составляющей рынка ценных бумаг является своеобразным противовесом банковской сферы. При разумной политике государства, существуя параллельно, но в некоторой степени независимо друг от друга, оба эти сектора являются механизмами инвестирования экономики и перераспределения инвестиций. В случае же возникновения кризиса одного из них, другой своим функционированием не позволит этому кризису парализовать экономику страны в целом, при этом будет способствовать более скорому преодолению кризисных явлений в первом секторе.

Еще одним важным «уроком» явилось понимание неоднозначной роли государства на рынке ценных бумаг, где оно одновременно может выступать как эмитент государственных ценных бумаг, как инвестор и как субъект, осуществляющий функции государственного регулирования и контроля отношений на рынке ценных бумаг. При этом государство выступает в лице различных своих органов. Ибо нельзя допустить, чтобы одно лицо участвовало «в игре» вместе с другими участниками и при этом само для себя и для других участников устанавливало бы правила игры. В этом случае имеют место два негативных момента: с одной стороны государство, действуя в своих интересах, может ущемить законные интересы других участников рынка, с другой - как и любой другой участник, государство нуждается в защите своих законных интересов.

В этой связи 20 марта 1994 года Президент Республики Казахстан издал Указ «О мерах по формированию рынка ценных бумаг», ознаменовавший собой следующий этап в развитии государственного регулирования рынка ценных бумаг и законодательства о ценных бумагах. Названным Указом было утверждено Положение о Национальной комиссии по ценным бумагам как государственном органе, регулирующем и контролирующем отношения на рынке ценных бумаг.

Основными функциями этого органа были определены лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, регистрация эмиссий негосударственных ценных бумаг, издание нормативных правовых актов по регулированию отношений на этом рынке, осуществление контроля соблюдения законодательства всеми участниками рынка, реализация мер по защите интересов этих участников, а также мер государственной поддержки формирования и развития инфраструктуры рынка и другие функции.

Таким образом, упомянутым актом Главы государства было признано значение рынка ценных бумаг для национальной экономики и своеобразный статус государства на этом рынке, а также необходимость государственного регулирования отношений, складывающихся на рынке капиталов, и целесообразность независимого в определенной степени развития рынка ценных бумаг как сферы перераспределения собственности, имущественных и политических интересов в экономике.

Вместе с тем, издание Указа породило и негативный момент. Этим актом были признаны утратившими действие Закон Республики Казахстан «Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже» и Положение о ценных бумагах 1991 года. В течение шести месяцев 1994 года рынок ценных бумаг Казахстана фактически оставался без надлежащего правового обеспечения. Все действия государственных органов по лицензированию посреднической деятельности на рынке ценных бумаг и регистрации эмиссий могли быть в любой момент оспорены без возможности отстоять их правомерность ссылкой на законодательство. И только 3 октября 1994 года Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан были утверждены Временное положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовой бирже и Временное положение о ценных бумагах.

Принятием названных Временных положений была перекрыта «брешь» в нормативно-правовом регулировании отношений по выпуску ценных бумаг, регистрации эмиссий ценных бумаг, лицензированию некоторых видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, созданию и функционированием фондовой биржи, а также были определены основные виды ценных бумаг и их обязательных реквизитов. Принятие и действие этих Временных положений составляет определенный этап в развитии казахстанской законодательной базы рынка ценных бумаг, продлившийся до апреля 1995 года. Важной вехой на данном этапе явилось назначение Президентом республики в январе 1995 года первых Председателя и четырех членов Национальной комиссии Республики Казахстан, создание исполнительного аппарата этого государственного органа. Именно с того времени Национальная комиссия приступила к реализации возложенных на нее функции и делегированных ей полномочий.

В декабре 1994 года был принят Гражданский кодекс (Общая часть) Республики Казахстан (далее «ГК»), который лег в основу законодательного регулирования рынка ценных бумаг Казахстана в настоящее время. А с апреля 1995 года начинает свой отсчет новый этап развития самого рынка. Этот этап с самого начала ознаменовался принятием основного нормативно-правового акта, регулирующего отношения на рынке ценных бумаг Казахстана, и торжественным открытием Центрально-Азиатской фондовой биржи в городе Алматы.

Действующее законодательство Республики Казахстан о ценных бумагах.

Действующая законодательная база основывается на нормах Конституции Республики Казахстан, гарантирующих признание и равную защиту государственной и частной собственности, право граждан иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество, а также свободу предпринимательской деятельности и запрещение недобросовестной конкуренции.

Исходя из этих основополагающих начал ГК, принятым 27 декабря 1994 года, ценные бумаги как вид имущественных благ и прав были признаны объектами гражданских прав, предназначенными к свободному обращению, в том числе объектами права собственности. В параграфе 2 главы 3 ГК закреплено легальное определение понятия ценной бумаги, перечислены и описаны виды ценных бумаг, причем ценные бумаги классифицированы по различным основаниям, установлены требования к ценной бумаге, установлены основные правила передачи прав по ценным бумагам, исполнения по ценной бумаге, а также восстановления прав по утраченным предъявительским и ордерным ценным бумагам. Здесь необходимо отметить, что в регулировании вопросов ценных бумаг ГК ориентирован на оборот материальных объектов. То есть ценная бумага, определяемая как документ, признана объектом вещного права и в своем обращении подчинена режиму вещей. В то же время ГК признает, что рынок ценных бумаг является, в сущности, сферой обращения имущественных прав (финансовых обязательств). При этом кодекс учитывает опыт развитых финансовых рынков, на которых ценные бумаги в традиционном для казахстанского законодательства понимании фактически не обращаются, а предметом сделок на них являются дематериализованные ценные бумаги, представляющие собой финансовые обязательства их эмитентов. В этой связи ГК содержит статью 135, допускающую возможность вместо собственно ценных бумаг выпускать так называемые бездокументарные ценные бумаги, когда соответствующие имущественные права удостоверяются лишь записью в книжных или компьютеризированных реестрах. Названная статья служит основой для создания и развития в Казахстане современной инфраструктуры рынка ценных бумаг, ориентированной на интеграцию в мировые финансовые рынки.

В соответствии с нормами ГК и на основании делегированных ему дополнительных полномочий Главой государства был издан ряд указов, имеющих силу Закона, которые вместе с ГК в своей совокупности составляли или в настоящее время составляют законодательную основу функционирования рынка ценных бумаг в Казахстане. В числе упомянутых актов - следующие:

1. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 21 апреля 1995 года № 2227. Действие Указа было направлено на установление обязательных требований по вопросам государственной регистрации эмиссий негосударственных ценных бумаг, порядка и сроков их размещения, основных условий ведения реестра акционеров. Важным моментом явилось определение статуса Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумаг как уполномоченного государственного органа, регулирующего отношения на рынке ценных бумаг Казахстана. Особое внимание в Указе уделялось закреплению основных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, регламентации условий ее лицензирования и осуществления, порядка регистрации сделок с ценными бумагами; также в Указе нашли отражение правила создания и функционирования фондовой биржи, предусмотрена возможность формирования других видов организованных рынков ценных бумаг (например, автоматической котировочной системы внебиржевого рынка ценных бумаг), установлено право профессиональных участников рынка ценных бумаг объединяться в некоммерческие организации, представляющие общие интересы их участников. Позже Указ был отменен Законом «О рынке ценных бумаг» от 5 марта 1997 года.

2. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О хозяйственных товариществах» от 2 мая 1995 года № 2255. Этим актом закреплялась правовая возможность для хозяйствующих субъектов привлекать денежные средства в целях создания и развития бизнеса, используя механизм выпуска таких видов ценных бумаг, как акции (только акционерными обществами) и облигации (акционерными обществами и товариществами с ограниченной ответственностью).

3. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995 года № 2155 определяет, что Национальный Банк Казахстана вправе эмитировать ценные бумаги, которые являются государственными ценными бумагами, и ответственность по ним несет Национальный Банк.

4. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года № 2444. Закрепляются вопросы эмиссии акций банками второго уровня, в числе банковских операций названы осуществление таких сделок с ценным бумагами, как учет долговых обязательств юридических и физических лиц, сейфовые операции по хранению ценных бумаг, эмиссия иных видов ценных бумаг кроме акций (облигации, депозитные сертификаты, векселя), посреднические операции на рынке ценных бумаг при наличии соответствующей лицензии.

5. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О налогах и иных обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 года № 2235. Ряд статей этого Указа был посвящен регулированию вопросов налогообложения операций с ценными бумагами. В частности, определялся порядок и размер уплаты сбора за осуществление государственной регистрации эмиссии негосударственных ценных бумаг, уплаты налога на сделки с ценными бумагами. В настоящее время, в связи с внесенными в декабре 1997 года изменениями в Указ, налог на операции с ценными бумагами отменен, но по-прежнему регламентируются вопросы уплаты сбора за регистрацию эмиссии ценных бумаг.

6. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О приватизации» от 23 декабря 1995 года № 2721. Указом акции акционерных обществ, находящиеся в государственной собственности, признаны объектом приватизации; определяются условия и порядок приватизации государственных пакетов акций.

7. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О лицензировании» от 17 апреля 1995 года № 2200. Устанавливает, что профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность организаторов торгов с ценными бумагами (фондовой биржи, внебиржевой котировочной системы) и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг подлежат обязательному лицензированию.

На основе названной правовой базы в Казахстане был создан ряд действующих фондовых бирж, появились более солидные брокерские и дилерские конторы, уже участвующие в сделках с государственными пакета акций и различными видами государственных ценных бумаг. Кроме того осуществлена государственная регистрация эмиссий большинства акционерных обществ, действующих в Казахстане, достаточно широкий круг граждан получил квалификационные свидетельства специалиста на рынке ценных бумаг, учреждаются первые регистраторские компании. Уже имеют место серьезные споры (в том числе судебные иски), возникшие в результате осуществления деятельности на рынке ценных бумаг.

Рассматриваемый этап развития законодательства о рынке ценных бумаг Казахстана не является законченным. Процесс формирования правовой основы функционирования рынка ценных бумаг в Казахстане продолжается. Инфраструктура самого рынка находится на этапе формирования. В 1997 - 98 годах законодательство было дополнено и усовершенствовано принятием ряда важнейших Законов, в числе которых следующие:

1. Закон «О рынке ценных бумаг». В сущности, концепция Закона существенно не отличается от концепции упомянутого выше Указа «О ценных бумагах и фондовой бирже» за исключением того, что Национальная комиссия по ценным бумагам была наконец-то определена государственным органом, непосредственно подчиненным и подотчетным Главе государства. Таким образом, законодательно была признана троякая роль государства на рынке ценных бумаг. Теперь, после принятия Закона Национальная комиссия получила возможность правового влияния на Правительство и Национальный Банк Казахстана в вопросах эмиссий и размещения государственных ценных бумаг и инвестирования государственных средств в ценные бумаги других эмитентов. Хотя на практике, к сожалению, Национальная комиссия не в полной мере осуществляет свою миссию, что, однако, обусловлено больше политическими причинами, нежели правовыми. Во всем остальном Закон лишь развил нормы ранее действовавшего законодательства. Так, инвесторы были более целесообразно классифицированы на индивидуальных и институциональных, введен институт номинального держания ценных бумаг, установлены более жесткие требования к профессиональным участникам рынка (их финансовому положению, квалификации, раскрытию информации о своей деятельности, соблюдению норм деловой этики), введено понятие организованных рынков ценных бумаг, объединяющее фондовые биржи и внебиржевые котировочные и торговые системы, регулируются вопросы создания саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.

2. Закон «О регистрации сделок с ценными бумагами» 5 марта 1997 года регулирует деятельность номинальных держателей ценных бумаг - особой категории брокеров-дилеров, кастодианов и Центрального депозитария, а также регламентирует деятельность регистраторов по ведению реестров держателей ценных бумаг. Законом определены принципы номинального держания ценных бумаг и регистрации сделок с ценными бумагами, определены функции номинальных держателей.

3. Закон «Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан» 6 марта 1997 г. регулирует вопросы создания инвестиционных фондов, их деятельность по инвестированию привлеченных от массового инвестора средств в ценные бумаги определенных категорий эмитентов. К сожалению, реальное положение в экономике республики, некоторые препятствия в принятии необходимых правительственных решений и другие факторы не позволяют в полной мере применять данный Закон на практике. Основными же сдерживающими факторами являются неуверенность инвесторов в отечественном рынке и надежности его инфраструктуры, а также недостаточная распространенность предмета инвестирования - надежных и доходных ценных бумаг, в которые бы можно было вкладывать привлеченные средства.

4. Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах» 10 июля 1998 г. отменен ряд статей Указа «О хозяйственных товариществах», относившихся к акционерным обществам. Закон более детально регулирует вопросы создания и деятельности акционерных обществ, осуществления сделок с акциями обществ, критерии и условия совершения крупных сделок, определяет структуру корпоративного управления, порядок создания органов общества и принятия ими решений. Новыми являются положения, относящиеся к структуре уставного капитала и регистрации эмиссии акций общества. Вместе с тем, при всей прогрессивности данного Закона ряд его норм нуждается в совершенствовании, особенно тех положений, которые относятся к обеспечению защиты интересов акционеров в целом и мелких акционеров - в частности. Развития требуют также вопросы обеспечения интересов учредителей при создании общества, регулирования отношений акционеров между собой. Требуется расширение классов акций обществ с тем, чтобы наиболее полно удовлетворить различные интересы акционеров и самих акционерных обществ, а также детально регламентировать вопрос заключения, исполнения и обеспечения исполнения соглашений акционеров как инструмента урегулирования взаимоотношений инвесторов.