ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
Данная брошюра представляет собой продолжение совместной работы авторов в освещении вопросов функционирования инфраструктуры фондового рынка, основных принципов и условий осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Предыдущие публикации из этой серии были посвящены вопросам деятельности в Казахстане инвестиционных фондов, регистраторов и номинальных держателей ценных бумаг. Теперь авторы делятся своим представлением о принципах, содержании и формах деятельности инвестиционных советников на фондовом рынке республики. Настоящая работа представляет большой интерес в условиях увеличения спроса на профессиональную информацию, позволяющую в конечном счете эффективно инвестировать в фондовые ценности либо выгодно и без потерь продать ценные бумаги. Заслуживают внимания и предложения авторов о системе правового регулирования деятельности инвестиционных советников на рынке ценных бумаг республики. Издание этой брошюры под эгидой Общественного фонда «Институт финансовых рынков» обусловлено основной задачей государственного регулирования рынка ценных бумаг - обеспечение защиты прав и законных интересов инвесторов. Мы искренне надеемся, что данная публикация, рассчитанная на широкий круг читателей, поможет им сориентироваться на рынке услуг по предоставлению информации, влияющей на принятие инвестиционных решений.
Введение
Развитие фондового рынка обусловливает развитие и усложнение отношений в сфере обращения ценных бумаг. Стабилизация экономики, укрепление национальной валюты и некоторые другие факторы создают возможности для формирования сбережений граждан, что, в свою очередь, способствует стремлению сохранить и увеличить накопленные средства. Одновременно большой интерес к казахстанской экономике испытывают крупные (в том числе институциональные) внутренние и внешние инвесторы, готовые инвестировать в нашу национальную индустрию. Одним из наиболее перспективных способов вложения сбережений населения и осуществления более крупных инвестиций является приобретение акций промышленных и иных предприятий. Вместе с тем, для обеих названных групп инвесторов процесс такого инвестирования существенно затрудняется и теряет свою потенциальную эффективность, если эти инвесторы не владеют информацией о ситуации на рынке капиталов и тенденциях ее развития, о видах и стоимости предлагаемых к покупке ценных бумаг, их эмитентах, о торговцах ценными бумагами и условиях предоставления ими профессиональных посреднических услуг, о функционирующих организованных рынках ценных бумаг, о требованиях законодательства к заключению и осуществлению сделок с ценными бумагами и т.д. Предоставление такой информации в виде советов, рекомендаций, анализов и отчетов обеспечивается профессионалами рынка ценных бумаг, осуществляющими свою деятельность на постоянной и возмездной основе. Этих субъектов на развитых фондовых рынках называют инвестиционными советниками либо инвестиционными консультантами. В частности, институт инвестиционных советников наиболее развит в США, где действует и самостоятельный Акт 1940 года «Об инвестиционных советниках». Этим Актом определяется понятие инвестиционных советников, перечисляются критерии и ограничения их деятельности, регламентируются вопросы регистрации, осуществления регулярной отчетности, использования закрытой информации, заключения контракта, осуществления надзора за деятельностью инвестиционных советников и др. Поэтому при изложении своего представления о системе законодательного регулирования деятельности инвестиционных советников в Казахстане авторы брошюры учитывали опыт соответствующего законодательства США и американского фондового рынка. В отличие от американского действующее казахстанское законодательство в настоящее время не определяет понятий «инвестиционный советник», «инвестиционный консультант», однако, предусматривает осуществление соответствующих функций, например, управляющими инвестиционными фондами, компаниями по управлению пенсионными активами. Также ряд функций инвестиционных советников уже сейчас осуществляется брокерскими, дилерскими конторами. В то же время, до сих пор законодательством не дается ответ на вопрос о необходимости регулирования деятельности инвестиционных советников, о формах и содержании такой деятельности на рынках капитала, о видах инвестиционных советников, условиях государственного регулирования их функционирования, а также принципах и механизмах их взаимодействия с другими профессиональными участниками и инвесторами. Представляя на суд читателей данную брошюру, ее авторы в ставшей уже традиционной для них форме ответов на перечисленные и многие другие вопросы высказывают свое мнение о формировании института инвестиционных советников в Казахстане и целесообразности его правового регулирования в целях обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
Раздел I. Понятие инвестиционного советника
* Предусматривается ли законодательством Казахстана деятельность инвестиционных советников на рынке ценных бумаг? Законодательство Республики Казахстан на данный момент не содержит определения понятия инвестиционного советника и даже не оперирует данным понятием. Однако реализация некоторых функций инвестиционных советников предусмотрена в Законах «О рынке ценных бумаг», «Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан», «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Такие функции, например, присущи деятельности управляющих инвестиционными фондами, компаний по управлению пенсионными активами негосударственных накопительных пенсионных фондов. В то же время это не означает, что осуществление деятельности инвестиционного советника в Казахстане невозможно. Эта деятельность является предпринимательской, поскольку, как показано ниже, направлена на получение дохода путем удовлетворения спроса на определенную информацию о ценных бумагах и связанные с ее использованием профессиональные услуги. А исходя из основных начал гражданского законодательства, допускается осуществление любой деятельности, не запрещаемой законом. То есть даже уже в настоящее время возможно осуществление деятельности инвестиционных советников. Но по нижеизложенным основаниям эта деятельность должна быть жестко регламентирована законом. Чем обусловлена необходимость законодательного регулирования деятельности инвестиционных советников? С развитием рыночной инфраструктуры в обществе появляется все больший интерес к ценным бумагам либо как объектам вложения капитала, либо как инструментам, осуществление спекулятивных операций с которыми позволяет сформировать такой капитал. Естественным образом появляются специалисты, которые, обладая профессиональными знаниями, навыками и опытом, могут оценить ценные бумаги и ситуацию на рынке, могут посоветовать инвесторам, какие ценные бумаги наиболее привлекательны, по какой цене и когда лучше их купить или продать. Таких специалистов и называют инвестиционными советниками. Существование рынка услуг инвестиционных советников (рынка инвестиционных решений) объективно обусловлен теми обстоятельствами, что есть люди, имеющие деньги и по различным причинам желающие их вложить в ценные бумаги, и есть предприятия, нуждающиеся в привлечении капитала и обещающие определенные выгоды своим инвесторам. Но как и в любой иной сфере, на этом рынке возможны непрофессионализм и мошенничество, жертвами которых становятся в первую очередь инвесторы. Поэтому в целях защиты интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и недопущения злоупотреблений доверием необходимо законодательным образом регулировать деятельность инвестиционных советников, четко определив их функции, правомочия, обязанности, требования к осуществлению их деятельности и ее ограничения. Одним из основных механизмов такого регулирования является, в частности, требование раскрытия инвестиционными советниками их клиентам информации о себе, своих обязательствах, возможных конфликтах интересов и т.п.
* Определение понятия инвестиционного советника. Инвестиционный советник - это лицо, которое на постоянной основе и за плату (вознаграждение) осуществляет деятельность по подготовке (формулированию, описанию и т.п.) и предоставлению устно или письменно, включая публикации в средствах информации, любым другим лицам, в том числе неограниченному кругу лиц, профессиональных советов относительно стоимости ценных бумаг, целесообразности их покупки или продажи, условий и способов осуществления торговли ценными бумагами, а также деятельность по подготовке и распространению любым способом анализов, обзоров или отчетов, касающихся ценных бумаг. Предлагаемое определение основано на понятии, содержание которого частично заимствовано из американского Акта 1940 года «Об инвестиционных советниках» и, на наш взгляд, достаточно полно отражает содержание и формы деятельности инвестиционных советников.
* Каковы критерии определения деятельности инвестиционных советников? Критериями деятельности инвестиционного советника, исходя из вышеприведенного определения, являются следующие: * разработка и предоставление рекомендаций, консультаций либо иной профессиональной информации относительно стоимости ценных бумаг, целесообразности их покупки или продажи, условий и способов осуществления торговли ценными бумагами. Выработка (подготовка) и предоставление такой информации является предметом деятельности инвестиционного советника безотносительно того, устно или письменно, а также независимо от того, определенному (определенным) субъектам или неопределенному кругу лиц она предоставляется; * возмездное предоставление услуг. То есть за подготовку (разработку) и передачу вышеупомянутой информации инвестиционный советник получает вознаграждение либо иную выгоду имущественного характера; * инвестиционный советник осуществляет свою деятельность на постоянной основе, открыто предлагая свои услуги неограниченному кругу лиц. Открытое предложение своих услуг обеспечивается мерами, перечисляемыми ниже. При наличии совокупности этих критериев деятельность инвестиционного советника (за некоторыми отмеченными ниже исключениями) должна осуществляться в соответствии с требованиями и в формах, установленных законодательством. В противном случае в отношении субъекта, нарушающего данные установления, должны быть применены предусмотренные законодательством санкции. При этом, по крайней мере, на период становления рынка в Казахстане необходимо установить жесткое правило: в случае опубликования в средствах информации анализов, отчетов или иных форм информации, содержащих профессиональные советы и рекомендации относительно ценных бумаг необязательно получение их авторами вознаграждения и осуществления подобных публикаций на постоянной основе, чтобы быть признанными инвестиционными советниками. Должно быть закреплено, что только надлежащим образом лицензированные инвестиционные советники вправе публиковать подобные профессиональные советы и рекомендации со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая ответственность.
* Могут ли иметь место случаи, когда какие-либо субъекты осуществляют действия, сходные по содержанию с деятельностью инвестиционных советников, но не признаются таковыми? В законодательном порядке необходимо установить такие исключения, когда определенные субъекты предоставляют своим клиентам подготовленные ими профессиональные советы относительно ценных бумаг, но не могут быть признаны инвестиционными советниками. Такие нормы содержатся, например, в законодательстве США.* Подобные исключения необходимо предусмотреть и в казахстанском законодательстве в целях соблюдения законных интересов лиц, занятых в иных видах бизнеса. На наш взгляд, не являются инвестиционными советниками (то есть к ним не должны применяться соответствующие правовые нормы) следующие субъекты: n любая юридическая, бухгалтерская, аудиторская или обучающая организация либо любой юрист, бухгалтер, аудитор, преподаватель учебного заведения или обучающих курсов, предоставившие при осуществлении их основной деятельности своему клиенту, слушателю какую-либо информацию о ценных бумагах и фондовом рынке, если такие случаи не являются многократными в течение определенного периода времени. Критерий такой многократности должен быть установлен законом; n любой специалист, работающий на постоянной должности в какой-либо организации и занимающийся выработкой инвестиционных решений и (или) подготовкой иной профессиональной информации о ценных бумагах и фондовом рынке исключительно для потребностей своего работодателя, если этот работодатель не предлагает названную информацию третьим лицам; n организации (издательства, редакции и т.п.), публикующие подготовленные другими лицами материалы о ценных бумагах (отчеты, анализы и др.) в газетах, журналах, иных средствах массовой информации; n любой брокер-дилер, который в процессе осуществления своей основной деятельности, соблюдая жесткие требования законодательства к раскрытию информации,* дает своему клиенту какие-либо рекомендации относительно ценных бумаг и не получает за это какого-либо специального вознаграждения. Вместе с тем, учитывая настоящее состояние отечественного фондового рынка, возможно более целесообразным было бы разрешить брокерам предоставлять их клиентам информационные и консультационные услуги на возмездной основе, но с соблюдением двух условий. Во-первых, не допускать при этом конфликтов интересов своих клиентов, соблюдать правила обращения со служебной информацией и коммерческой тайной. Во-вторых, данное исключение может быть действительным только до момента, когда в Казахстане начнет реально функционировать рынок корпоративных ценных бумаг. Этот перечень по усмотрению законодателя может быть изменен. Но если он устанавливается нормативными правовыми актами, то он должен быть исчерпывающим.
* Почему советы и рекомендации инвестиционных советников необходимо называть профессиональными? Единственными причинами в данном случае являются необходимость защитить законные интересы инвесторов на рынке ценных бумаг и не допустить, чтобы ситуация на самом рынке зависела от недобросовестных и некомпетентных субъектов. Инвестиционный советник осуществляет свою деятельность как предприниматель. Выражая собственное мнение о возможности или целесообразности покупки или продажи определенных ценных бумаг в определенное время и в определенном месте, он продает соответствующую информацию, получая за это вознаграждение от своих клиентов. Клиенты, в свою очередь, покупая советы и рекомендации инвестиционных советников, рассчитывают на их законность, достоверность и целесообразность. При этом они (клиенты), как правило, поступают в соответствии с заключениями инвестиционных советников, результат чего может быть позитивным или негативным. В этой связи и необходимо создать гарантии защиты интересов клиентов, не допустив на рынок инвестиционных решений непрофессиональные и заведомо ложные советы и рекомендации. Кроме того, введение инвестиционным советником в заблуждение крупных инвесторов или держателей крупных портфелей ценных бумаг может повлечь за собой кризисы на фондовом рынке, которые могут болезненно отразиться на общей экономической ситуации в стране и за рубежом. Таким образом, введение понятия «профессиональные советы и рекомендации» представляется нам целесообразным, чтобы гарантировать инвесторам законность деятельности инвестиционных советников и предупредить незаконные действия недобросовестных и непрофессиональных субъектов.
* Каковы критерии профессиональности советов и рекомендаций инвестиционных советников? Любая предлагаемая или опубликованная информация о ценных бумагах и фондовом рынке, которая может послужить действительным основанием для принятия решения приобрести или продать определенные ценные бумаги, может быть признана профессиональным советом или рекомендацией при соответствии следующим требованиям: 1. Советы и рекомендации относительно ценных бумаг являются профессиональными, если они разработаны и предоставлены надлежащим образом оформленным и лицензированным инвестиционным советником либо другим профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим функции инвестиционного советника. То есть субъект, предлагающий (публикующий) упомянутые советы, должен быть юридическим лицом и иметь соответствующую действующую лицензию. Этот признак является внешним и формальным для принятия решения об обращении к услугам инвестиционного советника. Соответствие ему может быть легко проверено из официальных источников (например, сведения Министерства юстиции и Национальной комиссии по ценным бумагам). Наличие необходимой лицензии у юридического лица, в принципе, дает все основания доверять мнению инвестиционного советника и предъявлять к нему требование об ответственности за профессиональность его заключений. 2. Вышеназванные советы и рекомендации должны быть законными (то есть соответствовать требованиям законодательства), достоверными (то есть соответствовать действительной ситуации на рынке) и целесообразными (то есть соответствовать целям, ожиданиям и реальному положению клиента). Соответствие перечисленным требованиям, особенно первым двум, чаще всего могут установить лишь профессионалы фондового рынка и специалисты уполномоченного государственного органа (Национальной комиссии по ценным бумагам), поскольку это требует наличие специальных знаний и владения профессиональными навыками. Соответствие этим требованиям выясняется, как правило, при осуществлении профессионального и государственного надзора за деятельностью инвестиционных советников. Если вышеупомянутая информация о ценных бумагах предлагается или публикуется с нарушениями названных требований, то предлагающий или публикующий ее субъект должен подлежать ответственности за нарушение закона.
* Функции инвестиционных советников. Деятельность инвестиционных советников направлена на то, чтобы сформулировать обоснованное и наиболее рациональное инвестиционное решение (решение о приобретении или продаже определенных ценных бумаг на определенных условиях) либо предоставить всю необходимую информацию о рынке ценных бумаг, чтобы инвесторы могли сами принять решение о купле-продаже ценных бумаг. Для этого инвестиционные советники осуществляют деятельность в следующих направлениях: * формирование (разработка, подготовка) профессиональных советов и рекомендаций для своих клиентов о том, какие ценные бумаги можно купить в определенный период времени, о стоимости и рыночной цене ценных бумаг, предпочтительности момента их покупки или продаже, о наиболее подходящем для осуществления сделки профессиональном участнике, о возможных конкурентах, о наилучшем месте заключения и осуществления сделки и др., а также разработка различных фондовых индексов как показателей средних изменений цен на организованных рынках ценных бумаг; * в ряде случаев наблюдение за правильностью выполнения инвестиционного решения; * опубликование индексов, отчетов, анализов, результатов рейтинговых исследований по вопросам функционирования и развития рынка ценных бумаг; * проведение на постоянной основе анализа ситуации на фондовом рынке и прогнозирование ее развития; * формирование базы данных о профессиональных участниках рынка ценных бумаг, включая информацию о видах предоставляемых ими услуг, сфере деятельности, методах работы, а также о круге их обычных клиентов и другие сведения; * формирование базы данных об инфраструктуре рынка ценных бумаг (фондовых биржах, кастодианах, центральном депозитарии и др.); * формирование базы данных об эмитентах ценных бумаг, обращающихся на рынке; * формирование базы данных об инвесторах на рынке ценных бумаг (в первую очередь об институциональных и стратегических); * оценка ценных бумаг (их стоимости, доходности, ликвидности и др.); * проведение рейтинговых исследований в отношении эмитентов, институциональных инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг; * постоянное наблюдение и анализ процесса государственного регулирования на рынке ценных бумаг; * анализ и отслеживание изменений в законодательстве, регулирующем рынок ценных бумаг. Как мы видим, перечисленные функции (за исключением первых трех) по своей природе представляют собой исследования, сбор, обработку, анализ информации, а также мониторинг процессов, происходящих на рынке. Такие функции, в сущности, могут осуществляться любым субъектом, так сказать, для удовлетворения собственных потребностей, поскольку это не затрагивает интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и только до тех пор, пока результаты всей этой деятельности не будут предложены неограниченному кругу лиц, желающих приобретать или продавать ценные бумаги. В последнем случае должны применяться положения законодательства, регулирующего деятельность инвестиционных советников, поскольку упомянутые профессиональные советы и рекомендации по сути являются формулировками инвестиционных решений, а опубликованные анализы и отчеты могут лечь в основу принятия подобных инвестиционных решений.
* Является ли деятельность инвестиционного советника самостоятельным видом деятельности или это - одна из функций определенного вида деятельности? В различных случаях, описываемых ниже, это может быть самостоятельным видом деятельности либо функцией более широкого вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Причем, действующим казахстанским законодательством порядок и условия осуществления функций по формированию и принятию инвестиционных решений при осуществлении некоторых видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в определенной степени уже регулируются, в то время, как принципы и условия деятельности собственно инвестиционных советников до настоящего времени не регламентированы.
* В каких формах может осуществляться деятельность инвестиционного советника? В качестве инвестиционного советника могут выступать юридические лица, отвечающие определенным условиям.* Такими условиями являются следующие. Деятельность инвестиционного советника является предпринимательской, поскольку ее содержанием является подготовка и продажа профессиональной информации в виде подготовленных (разработанных) рекомендаций, анализов, предложений, обзоров и т.п. При этом инвестиционным советником фактически преследуется цель получения дохода. Поэтому инвестиционный советник может действовать в любой предусмотренной Гражданским кодексом организационно-правовой форме юридического лица - коммерческой организации. Наиболее целесообразным, однако, является функционирование инвестиционных советников в формах товарищества с ограниченной ответственностью и акционерного общества закрытого типа, поскольку именно эти формы позволяют максимально эффективно регулировать такие вопросы, как имущественная ответственность советника, установление требований к его капиталу, недопущение конфликтов интересов, осуществление контроля деятельности и другие. Акционерное общество открытого типа, вследствие того, что оно должно публично размещать собственные свободно обращающиеся акции, является малоприемлемой для деятельности инвестиционного советника формой, поскольку высокая степень оборотоспособности акций такого общества создает большую вероятность возникновения различных конфликтов интересов. Кроме того, поскольку соответствующая деятельность в силу ее специфики объективно будет находится под достаточно жестким государственным контролем, это позволит избежать предоставления каких-либо преимуществ инвестиционным советникам, действующим в форме государственного предприятия (в частности, основанного на праве хозяйственного ведения). Деятельность инвестиционного советника является профессиональной на рынке ценных бумаг, поскольку требует использования специальных знаний, владения определенными профессиональными навыками, наличия профессионального опыта. Кроме того, деятельность инвестиционных советников тесно переплетается с подлежащими особой защите интересами лиц, владеющих капиталом и желающих инвестировать его в ценные бумаги. Признание этой деятельности профессиональной, согласно Закона «О рынке ценных бумаг», означает обязательность ее лицензирования, что позволит наиболее эффективно обеспечить соблюдение прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
· Поскольку деятельность инвестиционного советника является профессиональной на рынке ценных бумаг, возможно ли ее совмещение с другими видами деятельности? Согласно статьи 28 Закона «О рынке ценных бумаг» не допускается совмещение профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе деятельности инвестиционных советников, с другими видами предпринимательской деятельности, кроме деятельности на финансовых рынках. Действующее законодательство не раскрывает значение термина «деятельности на финансовых рынках». Вместе с тем, Указ Президента, имеющий силу Закона, «О лицензировании» оперирует понятиями финансовой деятельности и деятельности, связанной с концентрацией финансовых ресурсов. То есть, на наш взгляд, можно поставить, хотя бы и относительный, знак равенства между перечисленными понятиями, используемыми в разных законодательных актах. Таким образом, названный Указ к деятельности на финансовых рынках относит осуществление банковских операций, а также иных операций, осуществляемых банками в соответствии с банковским законодательством, операций с иностранной валютой, относимых в соответствии с законодательством к валютным операциям; деятельность клиринговых и расчетных организаций; аудиторскую проверку банковской деятельности; аудиторскую деятельность; страховую деятельность; профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и деятельность фондовых бирж; деятельность по привлечению пенсионных взносов, деятельность по осуществлению пенсионных выплат; деятельность по инвестиционному управлению пенсионными активами. Несмотря на то, что законодательством допускается совмещение профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг с другими видами деятельности на финансовых рынках, совмещение деятельности инвестиционного советника с другими видами не всегда может иметь место по двум причинам: 1) существование большой вероятности возникновения конфликта интересов, то есть такой ситуации, когда имеет место противоречие между намерениями, ожиданиями и т.п. нескольких лиц (либо их групп) в отношении деятельности какого-либо субъекта либо при осуществлении совместной деятельности. Ограничения на совмещение профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг при наличии названного основания устанавливаются уполномоченным государственным органом (Национальная комиссия по ценным бумагам) либо могут устанавливаться законодательными актами. 2) такое совмещение нецелесообразно. Например, бессмысленно совмещать функции инвестиционного советника с деятельностью по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат, поскольку Законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» в данном случае предусматривается заключение контракта с компанией по управлению пенсионными активами, одной из основных функций которых являются функции инвестиционного советника. Нецелесообразно также совмещать функции инвестиционного советника с некоторыми видами финансовой деятельности (аудиторской, страховой) ввиду существенного различия в целях, направлениях и методах деятельности.* Вопрос об обоснованности совмещения либо установления запрета на совмещение деятельности инвестиционного советника с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг рассматривается только с позиций целесообразности, предотвращения конфликтов интересов, снижения системных рисков. Соответствующие ограничения также должны быть установлены законодательством.
* Кто может быть клиентом инвестиционного советника? В качестве клиентов инвестиционного советника мы понимаем любых лиц, обратившихся к нему с заказом на разработку (подготовку) инвестиционных решений либо информации о ценных бумагах и фондовом рынке, необходимой им для принятия инвестиционных решений или для решения иных задач. При этом мы различаем клиентов и партнеров инвестиционного советника. В качестве последних, по нашему мнению, выступают субъекты, взаимодействующие с инвестиционным советником или субъектом, осуществляющим функции инвестиционного советника, при выработке и (или) доведению до сведения инвесторов профессиональной информации о ценных бумагах и реализации инвестиционных решений. Партнерами инвестиционных советников в данном случае могут быть другие профессиональные участники рынка ценных бумаг, средства массовой информации. Таким образом, к услугам инвестиционного советника посредством заключения соответствующего договора может обратиться любой субъект, желающий получить достоверную и соответствующую закону информацию о том, какие ценные бумаги и на каких условиях целесообразно купить или продать в определенный период времени. Исключением здесь являются случаи, когда функции инвестиционного советника осуществляются при управлении портфелями ценных бумаг, принадлежащими другим субъектам (например, инвестиционным или негосударственным пенсионным накопительным фондам). В названных случаях институциональные инвесторы заключают договоры на управление принадлежащими им портфелями ценных бумаг с организациями, которые являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а основной функцией которых является формулирование, принятие и контроль за реализацией инвестиционных решений. По каждому из таких договоров соответствующий институциональный инвестор является, как правило, единственным клиентом одной из упомянутых организаций. Результаты деятельности инвестиционного советника также могут заинтересовать издательства и редакции (в том числе средств массовой информации), публикующие анализы, обзоры и отчеты о состоянии развития фондового рынка, изменении конъюктуры и индекса цен на ценные бумаги и др. Однако в данном случае инвестиционные советник и упомянутые издательства и редакции выступают в большей степени как партнеры, поскольку они совместно решают одну задачу - довести профессиональную информацию до сведения потенциальных и действительных инвесторов на рынке ценных бумаг. Другими партнерами инвестиционных советников являются такие профессиональные участники рынка ценных бумаг, как брокеры, кастодианы, регистраторы и центральный депозитарий. Все эти субъекты могут взаимодействовать между собой с момента принятия инвестиционного решения до завершения надлежащей регистрации прав на приобретенные ценные бумаги либо зачисления на счет клиента денег за проданные ценные бумаги.*
* Существуют ли какие-либо виды, классификации инвестиционных советников? Если существуют, то каковы критерии этих классификаций? В основе любой классификации должно лежать определенное юридически значимое основание. Основываясь на данном выводе, мы разделяем два уровня развития инвестиционных советников: собственно инвестиционных советников и управляющих портфелями ценных бумаг. Деление на два названных уровня демонстрирует более широкий диапазон полномочий, более жесткие требования к деятельности и более строгую систему контроля за деятельностью, а также ответственности управляющих портфелями ценных бумаг по сравнению с собственно инвестиционными советниками. Как уже говорилось, инвестиционный советник лишь разрабатывает и дает профессиональные советы и консультации о ценных бумагах, предлагает своим клиентам сформулированные им инвестиционные решения либо предоставляет (в том числе опубликовывает) профессиональную информацию для принятия инвестиционного решения; иногда он может осуществлять наблюдение за правильностью выполнения инвестиционных решений брокерами и иными профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Такой инвестиционный советник не управляет портфелями ценных бумаг, принадлежащих другим лицам. Управляющий портфелем ценных бумаг, помимо функций инвестиционного советника, самостоятельно принимает инвестиционные решения, контролирует их реализацию, осуществляет иные функции, связанные с управлением активами. Вместе с тем, управляющим при осуществлении их деятельности должно быть запрещено публиковать профессиональную информацию, поскольку это может нанести интересам управляемых ими институциональных инвесторов ущерб в виде потери клиента, партнера, возможности приобрести или продать определенные ценные бумаги на определенных условиях, войти в определенный рынок и др. Управляющими портфелями ценных бумаг являются управляющие инвестиционных фондов, компании по управлению пенсионными активами, а также брокеры-дилеры и банки, осуществляющие управление ценными бумагами своих клиентов на основании договора доверительного управления имуществом. В свою очередь, собственно инвестиционные советники в зависимости от основного способа предоставления профессиональной информации о ценных бумагах могут разделяться на два вида. Так, инвестиционный советник может предоставлять свои услуги на договорной основе любому обратившемуся к нему клиенту, то есть осуществлять деятельность инвестиционного консультанта в соответствии с полученными заказами. В то же время, другой инвестиционный советник может специализироваться на проведении регулярных системных исследований в области обращения ценных бумаг и публиковать свои отчеты, обзоры, анализы, индексы, иные результаты проведенных исследований в средствах массовой информации. К последнему виду инвестиционных советников должны быть отнесены и так называемые рейтинговые агентства, которые проводят рейтинговые исследования, создают фондовые и иные индексы, и регулярно публикуют рейтинговые отчеты. Как уже говорилось, опубликование определенной информации о ценных бумагах может повлиять на формирование и принятие инвестиционного решения. Поэтому целесообразно, чтобы организации, разрабатывающие (формирующие, создающие и т.п.) и публикующие в средствах массовой информации профессиональную информацию о ценных бумагах, были признаны инвестиционными советниками.* Смысл данной классификации заключается в том, чтобы: а) создать возможность неограниченному кругу лиц получить доступный (в виде публикаций в СМИ) источник профессиональной и своевременной информации, необходимой для принятия инвестиционных решений; б) защитить инвесторов от материальных потерь и моральных страданий, которые могут иметь место вследствие принятия инвестиционных решений на основе опубликованной непрофессиональной, недостоверной, лживой и т.п. информации. А тем самым защитить и саму экономику от потрясений, возможный вследствие реализации необоснованных инвестиционных решений. В этих целях требуется в законодательном порядке определить более четкие критерии публикуемой информации, о которых говорилось выше, и установить в отношении организаций-авторов таких публикаций более жесткие по сравнению с инвестиционными консультантами требования к осуществлению деятельности. В данном случае речь идет и о более строгих мерах ответственности авторов публикаций. Например, в США одной из обязанностей Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам является надзор за соответствием деятельности инвестиционных советников жестким и точным стандартам рекламы. Несоответствие этим стандартам считается мошенничеством и нарушением Акта об инвестиционных советниках 1940 года, что влечет за собой установленную ответственность.** Если подобные правила будут действовать в Казахстане, то мошенничество, признанное согласно Уголовного кодекса преступлением, влечет за собой уголовную ответственность.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |