|
|
|
25.02.2015 Выступление А.Перуашева на пленарном заседании Мажилиса по вопросу корректировки республиканского бюджета на 2015-2017гг (г.Астана, 25 февраля 2015 года)
Уважаемые коллеги. Ещё 19 ноября прошлого года, при обсуждении проекта бюджета на 2015-2017 г. на пленарном заседании Мажилиса, фракция демократической партии «Ак жол» отмечала, что тот документ был излишне оптимистичным. Мы говорили тогда о необходимости более реальной оценки происходящих процессов и предлагали, цитирую: «Взять за основу более реалистичный сценарий по сохранению макроэкономической стабильности, который бы учитывал нарастающие риски. Такой подход позволил бы критичнее отнестись к объему государственных расходов и к параметрам государственных инвестиций... Закрепление стабильности в 2015-16 г.г. сделало бы возможным в 2017 году возврат к модели экономического роста» - конец цитаты. Мы предположили, что при дальнейшем ухудшении внешней конъюнктуры, возникнет необходимость повторного уточнения бюджета в сторону снижения. К сожалению, высказанные три месяца назад опасения подтвердились, и сегодня мы рассматриваем такую корректировку, подготовленную Правительством по поручению Главы государства. В то же время, сам факт уточнения бюджета свидетельствует, во-первых - о трезвой оценке ситуации и готовности смотреть правде в лицо. Как говорится, «предупреждён - значит вооружён». Во-вторых, партии «Ак жол», как представителю бизнеса, не может не импонировать предложенное в проекте приведение государственных расходов в соответствие сокращающимся доходам. Необдуманное стремление тратить больше, чем зарабатываешь в любой семье, любой компании и любом государстве ведёт к крайне негативным последствиям. В рассматриваемом сегодня проекте бюджета мы такие риски в значительной степени снимаем. В третьих - и ноябрьская попытка сохранить расходы по программам развития, и заложенное в нынешней корректировке обеспечение социальных затрат государства характеризуют бюджетную политику Правительства как социально-ориентированную, что крайне немаловажно в нынешний непростой период и должно быть по достоинству оценено обществом. Тем не менее, нам придётся заплатить соответствующую цену за минимизацию негативных внешних воздействий на экономику Казахстана и проведение социально-ориентированной бюджетной политики, это нужно тоже ясно понимать. В этой связи фракция «Ак жол» считает возможным поддержать предлагаемый Правительством базовый сценарий социально-экономического развития, основанный на снижении цен на нефть и горнорудное сырье. Этим обоснован прогноз падения темпов ранее запланированного роста ВВП на 3,3 процента и фиксация его в размере 101,5% в тенговом исчислении по отношению к предыдущему году. В долларовом исчислении прогноз ВВП вообще демонстрирует сокращение на 13,5 процента. Наиболее негативные тенденции по темпам роста ВДС ожидаются в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности - 99,7% и 99,6% к предыдущему году. В целом, предложенный проект предусматривает сокращение в 2015 году большинства категорий расходов республиканского бюджета, в первую очередь, за счет исключения малоэффективных затрат, что демократическая фракция может только приветствовать. Оптимизация расходов произведена за счет переноса сроков реализации новых инициатив до 1.01.2016 г. Наряду с этим доля расходов по основным социальным направлениям сохранит запланированный уровень либо даже превысит его в общем объеме расходов. Так, доля расходов на здравоохранение составит 9,2% вместо ранее утвержденных 8,9%, на социальное обеспечение соответственно 22,6% при плане 21,7%. Наша фракция также особо поддерживает решение Правительства в сложившейся экономической ситуации направить в резервный фонд средства второго транша из Нацфонда, ранее предназначенные для дополнительной капитализации Фонда проблемных кредитов. В результате, резерв Правительства увеличен на 250 млрд.тг и определен в сумме 317,8 млрд.тг. Вместе с тем, считаем необходимым отметить ряд дискуссионных моментов. Так, в пояснительной записке к законопроекту отсутствует четкое обоснование снижения объемов импорта товаров в Казахстан сразу на 24,7%, хотя именно в этой связи прогнозируется сокращение поступлений по налогу на добавленную стоимость в размере 179,4 млрд.тг. Также не приведено убедительных, на наш взгляд, расчётов по ожидаемому снижению индекса физического объема в металлургии в 2015 г. в размере 95,9% к предыдущему году и в 2016 г. - 98,1%. В рамках программы «Агро-бизнес 2020» предложено снижение бюджетных расходов по растениеводству и по фитосанитарной безопасности. При этом, на фитосанитарные мероприятия (т.е. на защиту растениеводства) предполагается затратить в пять раз больше средств (9,5 млрд.тг), чем на само растениеводство (1,9 млрд.тг). Обоснованность такого соотношения затрат по направлениям в рамках данной программы вызывает определённые сомнения. Далее. Наша фракция считает концептуально верным предложение Правительства сосредоточить бюджетные инвестиции на завершении уже начатых проектов и перенести финансирование новых на 2016-2017 годы. В то же время, полагаем нужным отметить, что отказ от инвестирования в новые проекты мог бы быть не тотальным, а более адресным. В частности, считали бы полезным напротив, ускорить работу по высокорентабельным индустриальным проектам, запуск которых обеспечил бы расширение налоговых поступлений. Другими словами, коррекция государственной инвестиционной политики должна преследовать не только цели сокращения расходов, но и цели увеличения доходов бюджета за счёт ввода в строй новых налогоплательщиков и расширения налогооблагаемой базы. В этой связи фракция Демократической партии «Ак жол» хотела бы высказать такое пожелание Правительству: в случае, если мировые цены на нефть и металлы проявят в 2015 г. устойчивую тенденцию к росту и снимутся другие вызовы казахстанской экономике, мы просили бы с 2016 года восстановить финансирование программ, связанных с поддержкой реального сектора, таких как субсидирование процентной ставки вознаграждения в рамках Программы посткризисного восстановления (оздоровления конкурентоспособных предприятий) и других. Считаем также отметить и необходимость крайне осторожного обращения со средствами Национального фонда. В нынешнем проекте предусмотрены трансферты из Нацфонда в республиканский бюджет в размере 2,485 трлн.тг. В то же время, по уточненному прогнозу, поступления от организаций нефтяного сектора в Национальный фонд в 2015 г. ожидаются в размере 1,801 трлн.тг. Таким образом, заложенные законопроектом трансферты превышают годовые поступления в Национальный фонд почти в 1,5 раза. Это, несомненно, тревожный сигнал. Мы понимаем, что необходимость подобных масштабных затрат носит разовый характер и продиктована как объективными трудностями, так и стремлением государства обеспечить надлежащий уровень социальной защиты населения. Тем не менее, полагаем, что тем самым обозначилась потребность разработки новой концепции расходования средств Национального фонда, учитывающей нарастающую динамику макроэкономических изменений и необходимость обеспечения национальных интересов Казахстана в глобальном мире. И последнее. Как известно, Парламент утверждает республиканский бюджет, практическая реализация которого зависит от эффективности администраторов программ на местах и их взаимодействия с местными бюджетами. Все мы видим, что даже в очень непростой сегодняшней ситуации, Правительство, выполняя политическую волю Президента, не пошло на урезание социальных программ, хотя именно на них прежде всего экономят во многих других странах мира. Поэтому крайне важно, чтобы выделяемые средства реально, а не на словах служили стране и обществу, обеспечивали надлежащее качество жизни наших граждан. Партия «Ак жол» призывает в этой связи все госорганы и должностные лица крайне бережно и рачительно использовать бюджетные средства. К сожалению, порой мы наблюдаем несколько иную картину. Приведу только один пример. Так, всем известно, какое огромное внимание уделяет Президент развитию массового спорта и здоровью нации. В соответствии с этим, все местные бюджеты в той или иной мере финансируют спортивные объекты и мероприятия. Но у многих любителей спорта вызывают вопросы принципы, которыми руководствуются местные управления спорта, распределяя бюджетные средства. С точки зрения здравого смысла, необходимо поддерживать те виды, которые пользуются популярностью у молодёжи, вовлекают её в занятия физической культурой, а это прямо зависит от успехов наших спортсменов на международной арене, прежде всего на Олимпийских играх. В каких видах спорта казахстанские спортсмены традиционно добывают медали на мировом уровне? Бокс, борьба, тяжёлая атлетика, некоторые другие виды. Мы проанализировали данные по местным бюджетам, и вот что получилось. На финансирование секций борьбы все вместе регионы, а также города Астана и Алматы в 2015 г. потратят из местных бюджетов 3,197 млрд. тг. На бокс - 1,510 млрд.тг. На тяжёлую атлетику - 487 млн. тг. Но самые большие затраты, даже после проведённой оптимизации, оказались запланированы на содержание футбольных клубов - это 14,603 млрд. тг. Получается, что на футбол, в котором наше лучшее пока достижение - предпоследнее место в отборочной группе на чемпионат Европы, местные управления спорта дают государственных денег в десять раз больше, чем на бокс, который каждую Олимпиаду приносит золотые медали! Есть области, где на «профессиональный» в кавычках, а фактически - бюджетный - футбол выделено средств даже не в 10, а в 100 раз больше, чем на бокс или тяжёлую атлетику. Самое несправедливое в том, что если в бокс или борьбу идут казахстанские мальчишки из наших сел и городов, то в футбольных клубах за деньги местных бюджетов нередко содержатся иностранные легионеры, с зарплатами, которые и не снились казахстанским спортсменам. Хотя во всем мире профессиональные футбольные клубы сами зарабатывают на жизнь. Сколько спортивных площадок или секций, от которых была бы реальная польза нашей молодёжи, можно было построить за 14 млрд? Мы не против профессионального спорта и отношений с легионерами, но уверены, что бюджетные средства должны работать там, где они нужнее, и прежде всего, для наших граждан. Ещё более вопиющие примеры неэффективного использования средств приводятся из года в год в отчётах Счётного комитета. Поэтому мы призываем администраторов бюджетных программ к более внимательному отношению к бюджету в нынешних условиях и напоминаем об ответственности за его надлежащее исполнение. С учётом высказанных замечаний, фракция демократической партии «Ак жол» считает возможным поддержать представленный законопроект.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |