| ||||||||||||||||||||
|
|
|
А. Снежковский, консультант по бухгалтерскому и налоговому учету группы компаний по внедрению и сопровождению ПО «К2.Бюджет», САР, DipIFR
КАК ОТРАЗИТЬ В УЧЕТЕ ПОКУПКУ АВТОМАШИНЫ У ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА, КАКИЕ ВОЗНИКАЮТ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА?
Компания хочет приобрести легковую автомашину в ТОО от частного лица. Какие в результате этого возникнут обязательства, и будет ли относиться на вычеты дорожный налог? Какие документы нужны для прихода от частного лица?
На основании статьи 406 Гражданского кодекса по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (товар) в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество (товар) и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Согласно Закону «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Формы и требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Приказом МФ РК от 20.12.12 № 562 утверждена форма ДА-1 Акт приемки-передачи долгосрочных активов, которая должна, на взгляд автора, быть подписана сторонами. Согласно подпункту 19 пункта 3 статьи 155 Налогового кодекса не рассматриваются в качестве доходов физического лица прирост стоимости при реализации (передаче в качестве вклада в уставный капитал юридического лица) механических транспортных средств и прицепов, подлежащих государственной регистрации в Республике Казахстан, и находящихся на праве собственности один год и более с даты регистрации права собственности. Согласно статье 180 Налогового кодекса к имущественному доходу физического лица, подлежащему налогообложению, относится доход от прироста стоимости при реализации физическим лицом, а также ИП, применяющим СНР для субъектов малого бизнеса, имущества, указанного в статье 180-1 настоящего Кодекса. В соответствии со статьей 180-1 Налогового кодекса доход от прироста стоимости при реализации имущества физическим лицом, а также ИП, применяющим СНР для субъектов малого бизнеса, возникает при реализации механических транспортных средств и прицепов, подлежащих государственной регистрации, находящихся на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности. Согласно статье 177 Налогового кодекса к доходам, не облагаемым у источника выплаты, относится и имущественный доход. Если бы физическим лицом реализовывался автомобиль, находящийся на праве собственности менее года, то согласно статье 178 Налогового кодекса исчисление ИПН по доходам, не облагаемым у источника выплаты, производилось бы налогоплательщиком (в данном случае физическим лицом) за налоговый период самостоятельно путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 158 настоящего Кодекса (10 %), к сумме дохода, не облагаемого у источника выплаты. В соответствии со статьей 186 Налогового кодекса физическое лицо, получившее имущественный доход, обязано представить Декларацию по ИПН в налоговый орган по месту нахождения (жительства) не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом. Если физическое лицо продает авто, находящееся на праве собственности более 3х лет - ИПН не будет. То есть, по данной сделке ТОО ИПН не оплачивает в любом случае. Согласно МСФО 16 основные средства - это материальные активы, которые: а предназначены для использования в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, при сдаче в аренду или в административных целях. б. предполагаются к использованию в течение более чем одного отчетного периода. Амортизация актива начинается тогда, когда он становится доступен для использования, т. е., когда его местоположение и состояние позволяют осуществлять его эксплуатацию в соответствии с намерениями руководства. Амортизируемая величина актива подлежит равномерному погашению на протяжении срока полезного использования этого актива. Срок полезного использования актива - это: а) период времени, на протяжении которого, как ожидается, актив будет иметься в наличии для использования предприятием; или б) количество единиц продукции или аналогичных единиц, которые предприятие ожидает получить от использования актива. Срок полезного использования актива определяется с точки зрения предполагаемой полезности актива для предприятия. Политика предприятия по управлению активами может предусматривать выбытие активов по истечении определенного времени или после потребления определенной доли будущих экономических выгод, заключенных в активе. Таким образом, срок полезного использования актива может оказаться короче, чем срок его экономической службы. Расчетная оценка срока полезного использования актива производится с применением профессионального суждения, основанного на опыте работы предприятия с аналогичными активами. Согласно статье 365 Налогового кодекса плательщиками налога на транспортные средства являются физические лица, имеющие объекты налогообложения на праве собственности, и юридические лица, имеющие объекты налогообложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, если иное не установлено настоящей статьей. Объектами налогообложения являются транспортные средства, за исключением прицепов, подлежащие государственной регистрации и (или) состоящие на учете в Республике Казахстан. В соответствии с положениями статьи 368 Налогового кодекса налогоплательщик исчисляет сумму налога за налоговый период самостоятельно, исходя из объектов налогообложения, налоговой ставки по каждому транспортному средству. Для приобретающей стороны сумма налога исчисляется за период с первого числа месяца, в котором приобретено право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на транспортное средство, до конца налогового периода или до первого числа месяца, в котором приобретающей стороной впоследствии было передано право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на указанное транспортное средство. Согласно статье 368 Налогового кодекса юридические лица не исчисляют текущие платежи и не представляют расчет текущих платежей по транспортным средствам, по которым право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления возникло в период с 1 июля налогового периода до конца налогового периода. При этом в декларации указывается сумма налога, исчисленная в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи. Юридические лица по транспортным средствам, находящимся на начало налогового периода на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, а также по транспортным средствам, по которым возникли и (или) прекращены такие права в период с начала налогового периода до 1 июля налогового периода, исчисляют текущие платежи: в случае, если право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на транспортные средства возникло в период с начала налогового периода до 1 июля налогового периода и не прекращено до 1 июля налогового периода - в размере суммы налога, исчисленной за период с первого числа месяца, в котором возникло право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на транспортные средства, до конца налогового периода. Согласно статье 371 Налогового кодекса плательщики - юридические лица представляют в налоговые органы по месту регистрации объектов налогообложения расчет текущих платежей по налогу на транспортные средства не позднее 5 июля текущего налогового периода, а также декларацию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Кроме того, согласно статье 577 Налогового кодекса постановка налогоплательщика на регистрационный учет по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением, производится налоговым органом для обеспечения уплаты налогоплательщиком налогов на имущество, транспортные средства, земельного налога, единого земельного налога и других обязательных платежей в бюджет на основании сведений уполномоченных государственных органов, осуществляющих учет, регистрацию объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, в соответствии со статьей 583 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящей главой. Согласно пункту 3 статьи 577 Налогового кодекса ИП и юридические лица, имеющие на праве собственности, постоянного землепользования, первичного безвозмездного временного землепользования, временного возмездного землепользования, временного владения и пользования, доверительного управления объект налогообложения и (или) объект, связанный с налогообложением, обязаны в течение 10 рабочих дней с даты возникновения таких прав представить налоговое заявление, для постановки на регистрационный учет в налоговом органе по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением. Пунктом 3 статьи 583 Налогового кодекса предусмотрено, что уполномоченные государственные органы (дорожная полиция), осуществляющие учет и (или) регистрацию объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, обязаны представлять сведения о налогоплательщиках, имеющих объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, а также об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в органы налоговой службы в порядке, сроки и по формам, которые установлены уполномоченным органом. Правилам составления налоговой отчетности (декларации) по плате за эмиссии в окружающую среду (форма 870.00) декларация составляется плательщиками платы за эмиссии в окружающую среду, определенными статьей 493 Налогового кодекса, за исключением налогоплательщиков, применяющих СНР для крестьянских или фермерских хозяйств. Плательщиками платы являются физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан в порядке специального природопользования. Специальное природопользование осуществляется на основании экологического разрешения (далее - разрешительный документ), выдаваемого уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды или местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы (далее - орган, выдающий разрешительный документ), за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников. На основании пункта 4 статьи 496 Налогового кодекса сумма платы за эмиссии в окружающую среду уплачивается в бюджет по месту нахождения источника (объекта) эмиссий в окружающую среду, указанному в разрешительном документе, за исключением передвижных источников загрязнения, по которым плата вносится в бюджет по месту их государственной регистрации уполномоченным государственным органом Согласно статье 494 Налогового кодекса объектом обложения является фактический объем эмиссий в окружающую среду в пределах и (или) сверх установленных нормативов эмиссий в окружающую среду - выбросов загрязняющих веществ. Статьей 495 Налогового кодекса предусмотрены ставки за 1 тонну использованного топлива. Согласно статье 116 Налогового кодекса к фиксированным активам относятся основные средства, инвестиции в недвижимость, нематериальные и биологические активы, учтенные при поступлении в бухгалтерском учете налогоплательщика в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предназначенные для использования в деятельности, направленной на получение дохода. В соответствии со статьей 120 Налогового кодекса стоимость фиксированных активов относится на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом. Таким образом, для компании данный автомобиль является основным средством, если приобрели его с целью использования в своих нуждах (не для продажи). Проводки: Дебет 2410 основное средство / Автомобиль, Кредит 3390 Физическое лицо. При постановке автомобиля на баланс должен быть определен предполагаемый срок его службы (эксплуатации на данном предприятии) для исчисления амортизационных отчислений по бухгалтерскому учету. Если машина будет использоваться в деятельности компании, направленной на получение дохода, значит у компании есть все права признать ее ФА и исчислять налоговую амортизацию, увеличивая свои вычеты. Расчет текущих платежей по налогу на транспорт (форма 701.00) надо представить, если право собственности перешло к покупателю до 01 июля, если после - то не представляется. До 31 марта года, следующего за годом приобретения, нужно представить декларацию по налогу на транспорт (форма 700.00). Если машина будет эксплуатироваться, значит, будет списываться топливо согласно данным путевым листам, и у компании возникают обязательства по сдаче формы 870.00 Согласно статье 114 Налогового кодекса, если иное не установлено настоящей статьей, в отчетном налоговом периоде вычету подлежат налоги и другие обязательные платежи в бюджет, уплаченные в бюджет Республики Казахстан или иного государства: 1) в отчетном налоговом периоде, в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период и (или) налоговые периоды, предшествующие отчетному налоговому периоду; 2) в налоговых периодах, предшествующих отчетному налоговому периоду, в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период. То есть, налог на транспорт на вычеты относится по «алгоритму», описанному выше.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |