|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
В. Зубку, аудитор РК, профессиональный бухгалтер РК, САР
КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ СЛЕДУЕТ ОФОРМИТЬ ДЛЯ АРЕНДЫ ЛИЧНОГО АВТОМОБИЛЯ ДИРЕКТОРА И КАКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВОЗНИКАЮТ У ДИРЕКТОРА И ТОО?
Директор ТОО хочет взять в аренду свой личный автомобиль для работ ТОО, списывать бензин и расходы на текущий ремонт, как оформлять аренду и какие налоговые обязательства возникают у директора и ТОО?
Положения ГК. В соответствии со статьей 585 Гражданского кодекса по договору аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (договор аренды транспортного средства с экипажем) арендодатель обязан предоставить арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывать своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. На основании статьи 586 Гражданского кодекса договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть заключен в письменной форме, независимо от его срока. При этом согласно статье 589 Гражданского кодекса если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы по оплате топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов, по оплате сборов и другие расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства. Кроме того, в соответствии со статье 590 Гражданского кодекса если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, возлагается на арендодателя в тех случаях, когда такое страхование является обязательным. Выводы. Таким образом, в договоре аренды автотранспортного средства следует установить плату за пользование транспортным средством, прописать обязанности арендатора по текущему ремонту транспортного средства и расходов по оплате топлива. Нормативная база. В соответствии с пунктом 15 Правил ведения бухгалтерского учета операции и события отражаются в бухгалтерской документации с подкреплением оригиналами первичных документов. Согласно подпункту 15 статьи 1 Закона «Об автомобильном транспорте» путевой лист - документ, предназначенный для ведения учета и контроля работы водителя и автотранспортного средства. При этом, путевой лист является основным первичный документ, который содержит данные для списания ГСМ на расходы компании. Основанием для списания ГСМ служат только путевые листы, которые следует заполнять на каждую рабочую смену. В путевом листе указывается количество выданного ГСМ, показания спидометра при выезде и при возвращении автомобиля, маршрут следования, подтверждающий производственный характер транспортных расходов. Разница в показаниях является пробегом автомобиля. Затем просчитывается расход ГСМ по норме, согласно утвержденному приказу. На основании путевого листа составляется акт на списание ГСМ. Комментарии. Таким образом, для списания ГСМ и отнесения расходов на вычеты, в том числе и по арендуемым автомобилям, используемых в производственных целях, следует составлять путевые листы с детализацией маршрута. Кроме того, при расчете ГСМ, списываемых на арендованный автомобиль, особое внимание следует уделить показаниям спидометра и разграничивать поездки в служебных целях и в целях личного использования. В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса под физическими лицами понимаются граждане Республики Казахстан, граждане других государств, а также лица без гражданства. Положения настоящей главы применяются ко всем физическим лицам, если иное не установлено настоящим Кодексом. Кроме того согласно пункту 4-1 статьи 19 Гражданского кодекса физическое лицо, не использующее труд работников на постоянной основе, вправе не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя при получении установленных налоговым законодательством Республики Казахстан доходов облагаемых у источника выплаты. Положения НК. В связи с тем, что договор на аренду транспортного средства заключен с физическим лицом, то сумма арендной платы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса относится к доходу физического лица от налогового агента, облагаемый у источника выплаты и определяется как доход физического лица от налогового агента, подлежащий налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 настоящего Кодекса. В соответствии со статьей 169 Налогового кодекса сумма дохода физического лица от налогового агента, облагаемого у источника выплаты, определяемого в соответствии со статьей 168 Налогового кодекса исчисляется путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 158, то есть по ставке 10 процентов. Договор аренды автотранспорта относится к договорам гражданско-правового характера. Выплаты физическим лицам по договорам гражданско-правового характера согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 168 Налогового кодекса не являются доходом работника, с этих выплат не удерживаться обязательные пенсионные взносы не исчисляются социальные отчисления и социальный налог. Кроме того, согласно подпункту 31 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса налоговый агент - индивидуальный предприниматель, частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор, юридическое лицо, в том числе юридическое лицо-нерезидент, на которые в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов, удерживаемых у источника выплаты. Вывод. Исходя из вышеизложенного обязанность по исчислению, удержанию и перечислению возложена на налогового агента, то есть на Вашу Компанию. С дохода физического лица в виде арендной платы удерживается индивидуальный подоходный налог по ставке 10%. Кроме того, так как оплата и соответственно расходы по списанию ГСМ будут производится арендатором, следовательно у арендатора возникает обязательство по исчислению и уплате платы за эмиссии в окружающую среду от передвижных источников согласно пункту 1 статьи 494 Налогового кодекса. В соответствии со статье 494 Налогового кодекса объектом обложения является фактический объем эмиссий в окружающую среду. Согласно пункту 4 статьи 496 Налогового кодекса сумма платы по передвижным источникам, подлежащим государственной регистрации вносится в бюджет по месту регистрации передвижных источников, определяемому уполномоченным государственным органом при проведении такой регистрации. На основании пункта 1 статьи 498 Налогового кодекса по передвижным источникам, подлежащим государственной регистрации, декларация (форма 870.00) представляется в налоговые органы по месту регистрации передвижных источников, определяемому уполномоченным государственным органом при проведении такой регистрации. При этом согласно пункту 2 статьи 498 Налогового кодекса декларация представляется плательщиками платы, за исключением указанных в пунктах 3 и 5 настоящей статьи, ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |