|
|
|
Источник: Делового еженедельника «КУРСИВъ» (www.kursiv.kz)
13.03.2015 Бизнесу в Казахстане выгоднее жертвовать деньги на благотворительность «в темную», - эксперты Сегодня в Алматы депутат мажилиса парламента РК Николай Кузьмин презентовал плод трехлетних усилий - законопроект «О благотворительной деятельности в РК». По мнению людей, которые непосредственно работают с благотворителями, в нынешнем виде законопроект скорее не облегчит, а существенно навредит людям, которые хотят безвозмездно жертвовать на благие дела. На основе доброй воли Отметим, что в международном рейтинге благотворительности Казахстан занимает 101 место из 135 возможных, уступая гораздо более бедным государствам центральноазиатского региона в разы. Чтобы исправить ситуацию, в Казахстане уже третий год подряд разрабатывается законопроект «О благотворительности». Депутат мажилиса парламента Николай Кузьмин отметил, что сейчас первоочередная задача, которая стоит перед РК в этой сфере - это разработать правовую базу в области оказания помощи нуждающимися в ней людям. Согласно концепции законопроекта вводится понятие меценатская деятельность, которой признаются различные действия по оказанию благотворительной поддержки на основе доброй воли в развитии науки, образования, культуры, искусства, спортивного мастерства, сохранении исторического и этнокультурного достояния общества и государства. Также определено, что государство стимулирует благотворительность путем установления и присуждения государственных наград, почетных званий субъектам благотворительности в порядке, утверждаемом президентом. Также определен перечень лиц, которые могут подпадать под определение «Объектов благодеятельности». Среди них дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в социальной реабилитации, профилактике правонарушений; граждане и территории, пострадавшие от чрезвычайных ситуаций и нуждающиеся в оказании благодеятельности; инвалиды, нуждающиеся в занятиях физической культурой и спортом, создании благоприятных условий проживания; граждане, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, не имеющие возможности самостоятельно реализовать свои права или решать вопросы своего жизнеобеспечения, граждане, состоящие на учете в специальных медицинских учреждениях.
Облегчить налоговое бремя
Руководитель общественного фонда по оказанию помощи детям, больным онкологическими заболеваниями «ДОМ» Аружан Саин подчеркнула, что в нынешнем виде принятие законопроекта не облегчит жизнь ни жертвователям, не людям, которые будут получать помощь. Так как не определены четкие критерии того, что понимается под оказанием благотворительной деятельности, не прописаны механизмы стимулирования жертвователей. По словам Аружан Саин нельзя забывать, что больше всего благотворителей среди представителей бизнеса и государство могло бы продумать систему поощрения предпринимателей, жертвующих деньги на благие дела. «Давайте хотя бы физических лиц, которые по 5% своего дохода тратят на благотворительность, освободим от уплаты налога на транспорт. Если мы говорим о бизнесе, надо понимать, что да государственные награды и почетные звания это хорошо, но предприниматели люди практичные. И если у них были бы налоговые бонусы, это было большим стимулом для них заниматься благотворительностью. Тот мизер в виде 3% от уплаты КПН, которые сейчас есть для компаний, не особо вдохновляют их жертвовать деньги», - считает Аружан Саин. Эту мысль поддержала и член попечительского совета Фонда Сорос-Казахстан Аида Досаева, она привела в качестве примера опыт Соединенных Штатов Америки, где четверть населения, так или иначе, участвует в благотворительной деятельности. Причиной этого является хорошо продуманная со стороны государства система мотивации через различные льготы. «Людей нужно заинтересовывать, а не отбивать у них охоту жертвовать на хорошее дело», - заметила она.
Бизнесу не выгодно
Член президиума Национальной палаты предпринимателей РК Талгат Доскенов открыто заявил, что нынешняя система взимания налогов с благотворителей не просто не стимулирует бизнес, а отпугивает его от оказания помощи нуждающимся. Он заметил, что в структуре экономики Казахстана 8% представлены крупными компаниями, 16%- средними и все остальное - мелкий бизнес. «То есть основное бремя благотворительности приходится на МСБ, но ему платить налоги со своего кармана за свои же пожертвования не хочется. Поэтому все идет в черную в основном», - сказал он. Эксперты предложили включить в законопроект «О благотворительной деятельности» обязательство включить ежегодную публикацию до 31 марта отчета об источниках получения своих доходов. Это нужно сделать основным инструментом контроля, а не постоянное увеличение налоговой нагрузки, считают они.
Не все должно быть гласно
Фонд «ДОМ» также предложил свои замечания по закону. Как отметила Аружан Саин обязательное требование о «гласности» в благотворительной деятельности не является необходимым, так как многие физические и юридические лица не желают предавать свою благотворительную деятельность широкой огласке, на что имеют полное право. Хотя закон обязывает жертвователям быть гласными. Также было отмечено, что включение такого понятия как «благотворительный грант» в глоссарий проекта закона свидетельствует о том, что перед его разработкой не проводился сравнительный анализ действующего законодательства Республики Казахстан. Так как эта формулировка прямо противоречит п.п. 11 ст. 12 Налогового Кодекса Республики Казахстан, которым установлено, что грант - имущество, предоставляемое на безвозмездной основе для достижения определенных целей государствами, правительствами государств - Республике Казахстан, Правительству Республики Казахстан, физическим, а также юридическим лицам. Среди других замечаний было отмечено, что в законе прописано, что «благотворительное объединение» может создаваться только в форме общественного объединения или фонда, а эта норма носит ограничительный характер, не обусловленный интересами безопасности государства и его граждан. Так как при указанной формулировке из сферы благотворительности выпадают, к примеру, такие организационно-правовые формы НКО, как учреждение и религиозное объединение. Также необходимо оговорить, что выступать в роли мецената могут любые физические и юридические лица, любые благотворительные организации. Совершенно не обязательно, чтобы они были учреждены именно меценатами. Эксперты отметили, что участие органов государственной власти и управления в деятельности НКО строго регламентировано нормами действующего права Республики Казахстан. Расширять сферу влияния государства на деятельность НКО, по меньшей мере, нецелесообразно.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |