|
|
|
А. Гридин, главный налоговый консультант ТОО «Налоговое агентство Турегельдин и Партнеры»
КАКИЕ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВОЗНИКАЮТ ПРИ АРЕНДЕ Ж/Д ВАГОНОВ?
Общество заключило договор с нерезидентом (РФ) по аренде ж/д вагонов для перевозки грузов. Какие возникнут при этом налоговые обязательства?
Согласно пункту 1 статьи 193 Налогового кодекса доходы юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, определенные статьей 192 Налогового кодекса, облагаются КПН у источника выплаты без осуществления вычетов, путем применения ставок, установленных статьей 194 Налогового кодекса (20%). Подпунктом 13 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса определено, что доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются, в тои числе, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в Республике Казахстан. На основании вышеизложенного, в рассматриваемой ситуации в случае, если арендованные вагоны будут использоваться на территории Республики Казахстан, то у ТОО появляются обязательства по удержанию и уплате в бюджет КПН у источника выплаты с доходов выплачиваемых нерезиденту в размере 20% от суммы выплаты. В соответствии с пунктом 4-1 статьи 193 Налогового кодекса при наличии в контрактах, заключенных с нерезидентами, положений, предусматривающих выполнение, оказание различных видов работ, услуг на территории Республики Казахстан и за ее пределами, порядок исчисления и удержания подоходного налога у источника выплаты, установленный настоящей статьей, применяется к каждому виду работ, услуг отдельно. Каждый этап выполненных работ, оказанных услуг нерезидентом в рамках единого производственно-технологического цикла рассматривается как отдельный вид работ, услуг в целях исчисления и удержания подоходного налога у источника выплаты с доходов нерезидентов. При этом общая сумма доходов нерезидента по вышеуказанным контрактам должна быть обоснованно распределена на доходы, полученные от выполнения работ, оказания услуг в Республике Казахстан и за ее пределами. В целях применения положений настоящего пункта нерезидент обязан представить получателю услуг копии учетной документации, подтверждающей обоснованность распределения общей суммы дохода нерезидента на доходы, полученные от выполнения работ, оказания услуг в Республике Казахстан, и на доходы, полученные от выполнения работ, оказания услуг за ее пределами. При необоснованном распределении дохода нерезидента, приведшего к занижению суммы дохода нерезидента, подлежащего налогообложению в Республике Казахстан в соответствии с положениями настоящей статьи, налогообложению подлежит совокупная сумма дохода нерезидента, полученного по вышеуказанным контрактам от выполнения работ, оказания услуг как в Республике Казахстан, так и за ее пределами. Пунктом 1 статьи 195 Налогового кодекса определено, что КПН у источника выплаты, удерживаемый с доходов юридического лица-нерезидента, подлежит перечислению налоговым агентом в бюджет: 1) по начисленным и выплаченным суммам дохода, кроме случая, указанного в подпункте 3 настоящего пункта, - не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором производилась выплата дохода, по рыночному курсу обмена валюты на дату его выплаты; 2) по начисленным, но невыплаченным суммам дохода при отнесении их на вычеты - не позднее десяти календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по КПН, по рыночному курсу обмена валюты на последний день налогового периода, установленного статьей 148 Налогового кодекса, в декларации по КПН, за который доходы нерезидента отнесены на вычеты. 3) в случае выплаты предоплаты - не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором был начислен доход нерезидента в пределах суммы выплаченной предоплаты, по рыночному курсу обмена валюты на дату его начисления. Согласно статье 196 Налогового кодекса, налоговый агент обязан представлять в налоговый орган по месту своего нахождения расчет по КПН, удерживаемому у источника выплаты с дохода нерезидента (форма 101.04), в следующие сроки: 1) за первый, второй и третий кварталы - не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в котором произведена выплата доходов нерезиденту; 2) за четвертый квартал - не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, установленным статьей 148 Налогового кодекса, в котором произведена выплата доходов нерезиденту и (или) за который начисленные, но невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты. В тоже время, в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 212 Налогового кодекса налоговый агент имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения при выплате дохода нерезиденту или при отнесении начисленного, но не выплаченного дохода нерезидента на вычеты, если такой нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор. Международный договор применяется при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса Между Республикой Казахстан и Российской Федерацией заключена конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и на капитал. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 выше указанной Конвенции прибыль предприятия Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Договаривающемся Государстве, если только предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное учреждение. Таким образом, в рассматриваемой ситуации АО, при наличии у него на дату выплаты доходов нерезиденту сертификата резидентства, вправе не удерживать КПН у источника выплаты с доходов, выплачиваемых резиденту Российской Федерации за услуги по аренде вагонов. При этом, согласно пункту 6 статьи 212 Налогового кодекса налоговый агент обязан указать в налоговой отчетности (форма 101.04), представляемой в налоговый орган, суммы начисленных (выплаченных) доходов нерезиденту и удержанных, освобожденных от удержания налогов в соответствии с положениями международных договоров, ставки подоходного налога и наименования международных договоров. Налоговый агент обязан представить в налоговый орган по месту своего нахождения копию документа, подтверждающего резидентство налогоплательщика-нерезидента, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса. Копия такого документа представляется в течение трех календарных дней с даты, установленной для представления налоговой отчетности, срок представления которой наступает после представления нерезидентом такого документа налоговому агенту. Применение конвенции никак не отражается в бухгалтерском учете налогоплательщика, т. е. КПН у источника выплаты с доходов, выплачиваемых нерезиденту, либо удерживается и перечисляется в бюджет, либо не удерживается (в случае применения конвенции). Пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса определено, что если иное не установлено пунктом 6 настоящей статьи, работы, услуги, предоставленные нерезидентом, являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом. Согласно пункту 1 статьи 228 Налогового кодекса, плательщиками налога на добавленную стоимость являются: 1) лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан; 2) лица, импортирующие товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан. Таким образом, обязательства по уплате НДС за нерезидента могут возникнуть только у налогоплательщика, состоящего на регистрационном учете по НДС и приобретающего у нерезидента работы и/или услуги, при условии признания местом приобретения данных работ и/или услуг Республики Казахстан. В соответствии со статьей 232 Налогового кодекса, если иное не установлено настоящей статьей, место реализации товаров, работ, услуг для целей исчисления НДС определяется в соответствии со статьей 236 Налогового кодекса. Место реализации товаров, работ, услуг в Таможенном союзе определяется в соответствии со статьей 276-5 Налогового кодекса. Подпунктом 5 пункта 2 статьи 276-5 Налогового кодекса определено, что местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена Таможенного союза, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства. Положения данного подпункта применяются также при аренде, лизинге и предоставления в пользование на иных основаниях транспортных средств. Таким образом, в рассматриваемой ситуации приобретение услуг по аренде вагонов у резидента Российской Федерации обязательств по уплате НДС за нерезидента не вызывает.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |