|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 43. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ОРГАНАМИ (ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ)
Статья 812. Место рассмотрения дела об административном правонарушении 1. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, а в предусмотренных настоящим Кодексом случаях по месту нахождения уполномоченного органа (должностного лица), к подведомственности которого относится рассмотрение дела об административном правонарушении. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица или по месту учета транспортных средств, судов, в том числе маломерных. 2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 333, 334, 571, 572, 590, 591,592, 593, 594, 595, 596, 597, 598, 599, 600, 601, 602, 603 3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 378, 379, 382, 383, 440 и 481 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту их совершения или по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. 4. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, их родителей или лиц, их заменяющих, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Законом РК от 28 декабря 2017 № 127-VI «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» законодателем систематизированы процедурно-процессуальные нормы КоАП путем разграничения порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях судом и уполномоченным органом (должностным лицом). Так, глава 43 регулирует рассмотрение дел об административных правонарушениях только уполномоченными органами (должностными лицами), а суды рассматривают дела об административных правонарушениях в рамках главы 44-1. Часть 1 комментируемой статьи уточняет порядок определения места рассмотрения дела об административном правонарушении. По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Это в большинстве случаев способствует формированию доказательственной базы, поскольку облегчает установление необходимых обстоятельств дела. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. Вместе с тем, в предусмотренных Кодексом случаях дело об административном правонарушении рассматривается по месту нахождения уполномоченного государственного органа (должностного лица), к подведомственности которого относится рассмотрение дела об административном правонарушении. В то же время по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица или по месту учета транспортного средства, в том числе маломерных судов. Такая ситуация возможна в случае, когда присутствие лица, совершившего административное правонарушение, при рассмотрении дела является или признается обязательным. На практике иногда возникают вопросы, в каких случаях должностное лицо может отказать лицу в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства привлекаемого к административной ответственности лица. Полагаем, что разрешая ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, должностное лицо должно исходить из конкретных обстоятельств дела, имея в виду обеспечение баланса прав и обязанностей всех участников производства по делу об административном правонарушении. В случае все же принятия решения об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства, то в определении должны быть приведены основания, которые препятствуют рассмотрению дела об административном правонарушении по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. К примеру, при наличии по делу об административном правонарушении потерпевшего, который не согласен с передачей дела по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 745 КоАП, потерпевшему предоставляются аналогичные процессуальные права. Более того, ч. 3 указанной статьи оговаривает, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В данном случае удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, может повлечь нарушение прав потерпевшего на защиту своих интересов. Часть 2. В большинстве случаев рассмотрение дел об административных правонарушениях связанных с транспортными средствами, судами, в том числе маломерными осуществляется по общему правилу. Однако ч. 2 комментируемой статьи предоставляет возможность рассмотрения некоторых дел по месту учета транспортного средства, или по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Должностное лицо, составившее протокол о таком правонарушении, вправе направить материалы на рассмотрение судье, органу (должностному лицу) по месту учета транспортного средства. Такое решение возможно в случае, если характер правонарушения позволяет назначить административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством. В части 3 комментируемой статьи закреплено положение о рассмотрении дел об административных правонарушениях по месту их совершения или по месту жительства правонарушителя по статьям 378 (Нарушение правил охраны мест произрастания растений и среды обитания животных, правил создания, хранения, учета и использования зоологических коллекций, а равно незаконные переселение, интродукция, реинтродукция и гибридизация видов животных), 379 (Нарушение мероприятий охраны растений и животных при размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий и других объектов, осуществлении производственных процессов и эксплуатации транспортных средств, применении средств защиты растений, минеральных удобрений других препаратов), 382 (Нарушение требований пользования животным миром и правил охоты), 383 (Нарушение правил рыболовства и охраны рыбных ресурсов и других водных животных), 440 (Распитие алкогольных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения), 481 (Передача лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, специальных учреждениях, запрещенных веществ, изделий и предметов). Такая формулировка корреспондируется с ч. 1 комментируемой статьи, но не требует подачи дополнительного ходатайства, хотя и не запрещает этого. Часть 4. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, их родителей или лиц, их заменяющих, рассматриваются исключительно по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Упомянутое установление места рассмотрения дела о правонарушении, совершенном несовершеннолетним лицом, их родителей или лиц, их заменяющих, можно обосновать необходимостью углубленного выяснения личности несовершеннолетнего. Имеется в виду изучение семейных, бытовых условий жизни несовершеннолетнего, его поведения дома, в учебном заведении и т. п.
Статья 813. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении Орган (должностное лицо) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела должностным лицом; 3) имеются ли ходатайства, в том числе по делам с участием несовершеннолетнего, о рассмотрении дела в суде по месту жительства несовершеннолетнего и отводы; 4) извещены ли о месте и времени рассмотрения дела лица, указанные в статьях 744, 745, 746, 747 и 748 настоящего Кодекса. 2. Исключен Законом РК от 28.12.2017 № 127-VI .
КОММЕНТАРИЙ________________________________________ Рассмотрение дела об административном правонарушении является очередной стадией производства по делам об административных правонарушениях после возбуждения дела об административном правонарушении и его расследования. Можно даже сказать, что эта стадия является главной в производстве по делам об административных правонарушениях, другие стадии как бы группируются вокруг нее. Первым этапом на данной стадии является подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, порядок проведения которого определяется комментируемой статьей. Для успешного решения задач производства по делам об административном правонарушении орган (должностное лицо) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет ряд важных вопросов, которые требуется разрешить до начала рассмотрения дела по существу. 1. Органу (должностному лицу) необходимо выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела. Категории дел об административных правонарушениях, которые они уполномочены рассматривать, определены в главе 36 КоАП. Если рассмотрение дела не относится к его компетенции, то дело об административном правонарушении направляется на рассмотрение по подведомственности, т.е. уполномоченному на то судье или другому органу (должностному лицу). 2. Имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела должностным лицом. Имеется в виду наличие родственных связей с некоторыми участниками производства или личной (прямой или косвенной) заинтересованности в исходе дела и т.д., то есть об обстоятельствах, предусмотренных ст. 814 КоАП. 3. Имеются ли ходатайства, в том числе по делам с участием несовершеннолетнего, о рассмотрении дела в суде по месту жительства несовершеннолетнего и отводы. Ходатайство на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении является одной из гарантий всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела. Это может быть ходатайство о приобщении предметов к материалам дела, о дальнейшем направлении дела по подведомственности, об исследовании дополнительных доказательств и др. 4. Извещены ли о месте и времени рассмотрения дела участники производства в порядке ст. 743 КоАП.
Статья 814. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом Должностное лицо, на рассмотрение которого передано дело об административном правонарушении, не может рассматривать данное дело в случаях, если это лицо: 1) является родственником лица, привлекаемого к ответственности, или потерпевшего, их представителей, защитника; 2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Данная статья устанавливает обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом, уполномоченным разрешать дело. Наличие оснований, позволяющих усомниться в беспристрастности должностного лица, на рассмотрение которого передано дело об административном правонарушении, исключает его возможность участвовать в рассмотрении и разрешении дела. При наличии обстоятельств, указанных в комментируемой статье, должностное лицо должно, в соответствии с требованиями ст. 815 КоАП, заявить самоотвод. В случае незаявления самоотвода лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законные представители физического лица и представители юридического лица, защитник, прокурор, вправе заявить отвод. Понятия родственников и близких родственников изложены в Кодексе Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года № 518-IV «О браке (супружестве) и семье». Согласно ст. 1 данного кодекса, под родственниками понимаются лица, находящиеся в родственной связи, имеющие общих предков до прадедушки и прабабушки. Близкими родственниками лица являются его родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. Под разрешением дела, в котором может проявляться заинтересованность указанных лиц, понимается как признание лица, привлеченного к ответственности, виновным, так и прекращение дела и признание его невиновным. Личная заинтересованность лица в разрешении дела должна быть подтверждена фактами.
Статья 815. Самоотвод и отвод должностного лица 1. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 814 настоящего Кодекса, должностное лицо обязано заявить о самоотводе. 2. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 814 настоящего Кодекса, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законные представители физического лица и представители юридического лица, защитник, прокурор вправе заявить отвод должностному лицу. 3. Заявления о самоотводе, отводе подаются вышестоящему должностному лицу. 4. Заявления о самоотводе, отводе рассматриваются вышестоящим должностным лицом в течение суток со дня поступления. 5. По результатам рассмотрения заявлений о самоотводе, отводе выносится определение об удовлетворении заявлений либо об отказе в их удовлетворении.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Статья закрепляет общие правила самоотвода и отвода должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. В части 1 комментируемой статьи указывается, что при наличии обстоятельств, приведенных в ст. 814 КоАП, должностное лицо обязано заявить самоотвод. Это необходимо в целях обеспечения рассмотрения дела, вынесения справедливого решения, укрепления доверия к институтам государственной власти. Самоотвод должен быть мотивированным и заявлен до начала рассмотрения дела по существу. При наличии родственных связей должностного лица, рассматривающего дело с лицом, в отношении которого ведется производство, исполнение требования о самоотводе не может вызывать каких-либо сомнений. Что же касается заинтересованности в исходе рассматриваемого дела, то должностное лицо, конечно, само определяет, есть ли у него такая заинтересованность. В части 2 приведен перечень участников производства по делам об административных правонарушениях, которые вправе заявлять отвод лицу, рассматривающему дело. В их числе указаны все участники производства, которые заинтересованы в исходе дела. Это: - лицо, в отношении которого ведется производство по делу; - потерпевший; - законные представители физического лица и представители юридического лица; - защитник; - прокурор. Части 3, 4 и 5 регламентируют порядок подачи заявления об отводе, самоотводе. Так, заявление о самоотводе, отводе подаются вышестоящему должностному лицу, который рассматривает его в течение суток со дня его поступления и выносит определение об удовлетворении заявлений либо об отказе в их удовлетворении. При отклонении отвода рассмотрение дела продолжается, а при удовлетворении должностное лицо заменяется другим и рассмотрение дела начинается с начала.
Статья 816. Решение органа (должностного лица), принимаемое при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении 1. Орган (должностное лицо) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении принимает следующее решение: 1) о назначении времени и места рассмотрения дела; 2) о вызове лиц, истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, назначении экспертизы в случае необходимости; 3) об отложении рассмотрения дела; 4) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение данного дела не относится к его компетенции либо вынесено определение об отводе судьи, должностного лица; 5) о передаче дела для рассмотрения по существу в соответствии со статьей 812 настоящего Кодекса. 2. Решения, предусмотренные частью первой настоящей статьи, выносятся в виде определения. 3. Исключен Законом РК от 28.12.2017 № 127-VI 4. Орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, установив, что в производстве имеются два и более дела, возбужденные в отношении одного и того же лица, вправе объединить эти дела в одно производство для совместного рассмотрения. 5. При подготовке к повторному рассмотрению дела об административном правонарушении в связи с неявкой без уважительных причин лица, привлекаемого к ответственности, его представителя, свидетеля в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 744, частью шестой статьи 746 и частью пятой статьи 754 настоящего Кодекса, орган (должностное лицо), рассматривающий дело, вправе вынести определение о приводе указанных лиц.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Часть 1. По общему правилу при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы: 1. О назначении времени и места рассмотрения дела. Как правило, время для разбирательства определяется таким образом, чтобы обеспечить явку всех вызываемых лиц, а также способствовать созданию наиболее благоприятных условий для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела. Место рассмотрения дела об административном правонарушении определяется по правилам ст. 812 КоАП. 2. О вызове лиц, истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, назначении экспертизы в случае необходимости. Должностное лицо обязано внимательно изучить список лиц, подлежащих вызову на рассмотрение дела. Лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший во всех случаях подлежат вызову. Обязательному вызову подлежит законный представитель несовершеннолетнего. Эксперт вызывается в случаях, когда по обстоятельствам дела была назначена экспертиза. Специалист вызывается в тех случаях, когда необходимы специальные познания по вопросам, не требующим проведения экспертизы Переводчик может быть вызван в тех случаях, когда возникает необходимость перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении. Когда отсутствие указанных лиц препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, а также может повлечь отложение рассмотрения дела в связи с неявкой без уважительной причины указанных лиц, то применяется их привод. 3. Об отложении рассмотрения дел. Некоторые участники производства по делу об административных правонарушениях имеют право заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела. В таких случаях выносится соответствующее определение. Отложение рассмотрения дела возможно также в случаях необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы. 4. О передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение данного дела не относится к его компетенции либо вынесено определение об отводе судьи, должностного лица. Вынесение такого определения возможно в случаях, если рассмотрение дела не относится к компетенции органа (должностного лица) или вынесено определение об отводе должностного лица. Поскольку глава 43 КоАП устанавливает правила рассмотрения дел об административных правонарушениях органами (должностными лицами), то из пп. 4) ч. 1 коммментируемой статьи необходимо исключить слово «судьи». 5. О передаче дела для рассмотрения по существу в соответствии со ст. 812 КоАП. В части 2 комментируемой статьи говорится, что решение, предусмотренное ч. 1 ст. 816 КоАП, выносится в виде определения. Следует отметить, что в виде определения принимаются решения, носящие процессуальный характер и не затрагивающие существа дела. Вынесение должностным лицом определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении подразумевает, что дело в полном объеме и надлежащим образом подготовлено, то есть этап подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении считается пройденным, и наступает следующий этап производства по делу об административном правонарушении - непосредственное рассмотрение и разрешение дела по существу в назначенное время и в назначенном месте с участием указанных в определении лиц. Все эти этапы образуют единую стадию административного производства - рассмотрение и разрешение дела по существу. Часть 4. Должностное лицо, установив, что в производстве имеются два и более дела, возбужденные в отношении одного и того же лица, вправе объединить эти дела в одно производство для совместного рассмотрения. Такая возможность является правом лица, рассматривающего дело, которое может им и не реализовано. В таком случае каждое дело в отношении одного и того же лица, привлекаемого к ответственности, будет рассматриваться отдельно.[1859] Правоприменителями неоднократно поднимался вопрос о том, что при выявлении нескольких фактов совершения административного правонарушения одним и тем же лицом по одному и тому же составу административного правонарушения, составлялся один протокол об административном правонарушении с указанием всех фактов совершенных административных правонарушений по аналогии с уголовным законодательством. Однако в КоАП введение такого института нецелесообразно, поскольку это обусловлено, во-первых, краткими сроками, во-вторых, несоизмеримостью количества ежегодно совершенных административных правонарушений (4 млн. дел) с уголовными, в-третьих, невозможностью объединения дел, разрозненных по географическому принципу. Последнее может использоваться лицами во избежание административной ответственности в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности. Часть 5. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении может быть разрешен вопрос о приводе. Как вытекает из содержания рассматриваемой части, определение выносится в исключительных случаях по отдельным категориям дел. Определение о приводе исполняется органом внутренних дел (полицией).
Статья 817. Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях 1. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в течение пятнадцати суток со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае, если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, дело считается рассмотренным по истечении пятнадцати суток с момента надлежащего доставления предписания о необходимости уплаты штрафа, за исключением дел, рассмотренных по существу в порядке сокращенного производства. 2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен органом (должностным лицом), рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении срока выносится мотивированное определение. 3. В отношении лица, подвергнутого административному задержанию, дело об административном правонарушении рассматривается не позднее двадцати четырех часов с момента его задержания. 4. Если лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обжалуются результаты проверки и иные обстоятельства, на основании которых должностным лицом возбуждено дело об административном правонарушении, срок рассмотрения дела об административном правонарушении продлевается органом (должностным лицом), рассматривающим дело об административном правонарушении, до вынесения и вступления в законную силу соответствующего решения суда или истечения срока на обжалование решения органа (должностного лица), рассматривающего жалобу лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Часть 1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи, дело об административном правонарушении рассматривается в течение 15 суток со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В течение этого срока осуществляется подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, в ходе которой выясняются необходимые вопросы, непосредственно связанные с рассмотрением дела. Более подробно о стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении можно ознакомиться в комментариях к статьям 813 - 816 КоАП, в которых определен порядок ее проведения. В целом стоить отметить, что стадии возбуждения административного правонарушения, расследования административного дела, этап подготовки к рассмотрению дела (как часть стадии рассмотрения дела по существу), по итогам которого выносится определение о времени и месте рассмотрения дела, и рассмотрения дела с вынесением постановления о наложении административного взыскания, не должны совершаться между собой в столь короткие сроки, с перерывом несколько часов. Такое совмещение в одно и то же время нескольких стадий производства не предоставляет его участникам достаточного времени на реализацию своих процессуальных прав и должно признаваться существенным процессуальным нарушением, влекущим последствия вплоть до отмены состоявшихся по такому делу актов. Участникам производства необходимо дать время для реализации своих прав на ознакомление с вынесенными по делу процессуальными решениями, на личное участие в следующих стадиях производства, а также на обеспечение привлечения к участию в деле защитников, представителей или переводчиков, а для лица, привлекаемого к административной ответственности, - должным образом реализовать свое право на защиту. Часть 1 комментируемой статьи также оговаривает сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях зафиксированных сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, которые считаются рассмотренными по истечении 15 суток с момента надлежащего доставления предписания о необходимости уплаты штрафа, за исключением дел, рассмотренных по существу в порядке сокращенного производства. Ключевым моментом в надлежащем доставлении является фиксация принятия этого уведомления заинтересованными лицами. В соответствии с ч. 4-1 ст. 743 КоАП, предписание о необходимости уплаты штрафа признается надлежащим образом доставленным в случаях: 1) направления заказным письмом, которое вручается собственнику (владельцу) транспортного средства лично или кому-то из совместно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи под расписку на подлежащем возврату отправителю уведомлении о вручении. Предписание о необходимости уплаты штрафа, направленное юридическому лицу, вручается руководителю или работнику юридического лица, который расписывается в получении предписания на уведомлении о вручении с указанием своих фамилии, инициалов и должности; 2) отказа адресата принять предписание о необходимости уплаты штрафа. При этом лицо, доставляющее его, делает соответствующую отметку на уведомлении о вручении, которое вместе с предписанием возвращается отправителю; 3) непосредственного вручения предписания о необходимости уплаты штрафа собственнику (владельцу) транспортного средства лично или кому-то из совместно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи под расписку должностным лицом; 4) направления текстового сообщения на абонентский номер сотовой связи, указанный собственником (владельцем) транспортного средства на веб-портале «электронного правительства» и (или) информационном сервисе уполномоченного органа в области правовой статистики и специальных учетов, для получения уведомлений о вынесенных в его адрес предписаниях о необходимости уплаты штрафа. Зафиксированный факт принятия уведомления будет иметь юридическую силу при дальнейшем рассмотрении дела об административном правонарушении. Часть 2 комментируемой статьи определяет, что срок рассмотрения дела может быть продлен органом (должностным лицом), рассматривающим дело. Продолжительность срока такого продления не может превышать одного месяца. В этом смысле необходимо учитывать изменения, внесенные в ст. 62 КоАП относительно приостановления течения сроков давности привлечения к административной ответственности. Решение о продлении срока рассмотрения дела может быть принято в случае получения ходатайств от участников производства по делу, которые вправе заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела. КоАП, в целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях, предусматривает возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу. Так, исходя из положений ч. 2 ст. 744 КоАП, орган (должностное лицо) вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующий условий: когда имеются данные о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела. Ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об отложении рассмотрения дела разрешается органом (должностным лицом) исходя из уважительности приведенных в нем доводов с точки зрения необходимости соблюдения прав данного лица, предусмотренных ч.1 ст. 744 КоАП, а также возможности назначения даты следующего рассмотрения дела в пределах установленных сроков и других обстоятельств конкретного дела. Решение о продлении срока рассмотрения дела должно быть мотивированным. Оно выносится в виде определения. На практике возникает вопрос: является ли существенным нарушением процессуальных требований, влекущим отмену постановления по делу об административном правонарушении, отсутствие мотивированного определения о продлении срока рассмотрения дела либо рассмотрение дела в срок, превышающий установленный, но в пределах срока давности привлечения к административной ответственности? Поскольку требование о вынесении определения о продлении срока рассмотрения административного дела, а также требование о рассмотрении дела об административном правонарушении в установленный срок носят процедурный характер, их невыполнение не влияет на законность вынесенного по делу постановления. Таким образом, можно сделать вывод, что отсутствие мотивированного определения о продлении срока рассмотрения дела либо нарушение сроков рассмотрения дела (если дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности) не является существенным нарушением процессуальных требований, влекущим отмену постановления по делу об административном правонарушении. Часть 3. В отношении лица, подвергнутого административному задержанию, дело должно быть рассмотрено не позднее 24 часов с момента его задержания. Следует отметить, что срок административного задержания может длиться не более трех часов, за исключением случаев, указанных в ч. 2 и 3 ст. 789 КоАП. Согласно ч. 2 ст. 789 КоАП, за нарушение режима Государственной границы Республики Казахстан, пограничного и таможенного режимов или режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан и таможенную границу Евразийского экономического союза, а также об административном правонарушении на континентальном шельфе, территориальных водах (море) и внутренних водах Республики Казахстан, лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, может быть задержано в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения до 48 часов. При этом необходимо иметь в виду, что течение сроков, соответственно, начинается с того часа с точностью до минуты, когда ограничение свободы задержанного лица стало реально, независимо от придания задержанному какого-либо процессуального статуса или выполнения иных формальных процедур (ч.1 ст. 789 КоАП). Часть 4. Лицо, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются действием (бездействием) и (или) решением органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, вправе обжаловать результаты проверки и иные обстоятельства, на основании которых должностным лицом возбуждено дело об административном правонарушении. Данный порядок регламентирован главой 44 КоАП. К примеру, в соответствии с ч. ст. 806 КоАП, в случаях выявления административных правонарушений в области налогообложения протокол составляется незамедлительно после завершения соответствующей проверки, когда нарушение может быть выявлено только после ее завершения (в частности, по ст. 278 КоАП), или завершения осуществления других форм налогового контроля. Выявление указанных нарушений, имеет определенную специфику. Ее проведение требует дополнительного времени, в связи с этим протоколы об административных правонарушениях составляются после получения результатов проверок. Особенности этого вида производства установлены КоАП. Таким образом, ч. 4 комментируемой статьи устанавливает, что если лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обжалуются результаты проверки и иные обстоятельства, на основании которых должностным лицом возбуждено дело об административном правонарушении, срок рассмотрения дела об административном правонарушении продлевается органом (должностным лицом), рассматривающим дело об административном правонарушении, до вынесения и вступления в законную силу соответствующего решения суда или истечения срока на обжалование решения органа (должностного лица), рассматривающего жалобу лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Статья 818. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях 1. Орган (должностное лицо), приступив к рассмотрению дела об административном правонарушении: 1) объявляет, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какой статьи настоящего Кодекса привлекается к ответственности;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |