|
|
|
Оценка и рейтинг образовательных программ высших учебных заведений
Сарсенбаев Талгат Есеналиевич Директор школы права и государственного управления Университета Нархоз, доктор юридических наук, профессор
Глобализация экономики повлияла на конкуренцию, которая затронула такую сферу как образование. Надо сказать, что в мире отмечается настоящий бум и рейтинговая лихорадка среди университетов. Это и понятно. Высокий рейтинг университета обеспечивает большой поток студентов и качество профессорско-преподавательского состава. Признанными авторитетами и самыми престижными в мире считаются три рейтинга - QS World University Rankings, Times Higher Education и Academic Ranking of World Universities (ARWU)[1]. Все они в большей степени «академические» и оценивают вузы в целом. Университетские рейтинги складываются на основе разных показателей, например - степени цитируемости научных статей преподавателей и учащихся, соотношении преподавательского состава и студентов, качества трудоустройства студентов и так далее. Каждый показатель вносит определенную лепту в оценку университета в зависимости от того, насколько он считается важным, какой имеет вес в рейтинге. Поэтому сравнивать разные рейтинги не корректно. Важнее знать, какую цель преследует тот или иной рейтинг.[2] Рассмотрим основные рейтинги.
QS World University Rankings (QS)?[3]
Обращает на себя внимание тот факт, что составители QS World University Rankings считают академическую репутацию одним из самых важных критериев, но в то же время учитывают и отзывы работодателей о качестве подготовки специалистов.[4] Times Higher Education Ranking (THE)?[5]
Надо сказать, что Times Higher Education, более сбалансированный, уделяет немало внимания академической репутации, а именно количеству и качеству исследований, а также их цитируемости. В свою очередь критерий оценки ARWU (Academic Ranking of World Universities) или Шанхайский рейтинг (третья голова дракона рейтингов)) известен как «академический» рейтинг, потому что большинство критериев, по которым в нем ранжируются вузы, имеет отношение к научной репутации преподавателей и выпускников. Поэтому студенты, желающие связать свою жизнь с научной деятельностью, чаще всего ориентируются именно на него.[6] Например, критерий ARWU выглядят следующим образом.[7]
Очевидно, что все эти рейтинги, несмотря на их условный характер[8], позволяют студентам и научным работникам, особенно иностранным, ориентироваться в выборе соответствующего университета в соответствии с избираемой профессией и научным интересом. В Казахстане также на ежегодной основе осуществляется Рейтинг образовательных программ высших учебных заведений (бакалавриат), который проводится Национальной палатой предпринимателей «Атамекен». Основной упор в Рейтинге делается на трудоустройство выпускников, продолжительность поиска работы после окончания ВУЗа и их заработная плата по месту работы. Так, например в 2024 году все образовательные программы ВУЗов Казахстана оцениваются по 17 критериям[9], которые объединены в 4 направления. В частности:
Обращает внимание то, что в предыдущие годы рейтинг образовательных программ составлялся на основании трех направлений: «Карьерные перспективы выпускников» - 52%; «Качество ОП» - 41% и «Достижения обучающихся» - 7%. Уместно отметить, что частое изменение критериев оценки образовательных программ также влияет на объективную оценку образовательных программ. Между тем, Школа права и государственного управления Университета Нархоз ежегодно участвует в рейтинге «Атамекен» и, как показывает практика, входит в число лидеров по образовательным программам. Так, например, по результатам рейтинга «Атамекен» 2023 года Школа права и государственного управления по образовательной программе 6В04125 «Государственное управление» на протяжении трех последних лет (с 2021г.) лидирует среди вузов Казахстана. В Рейтинге «Атамекен!» отмечается 100% трудоустройство выпускников по указанной образовательной программе, увеличение их заработной платы и существенное сокращение времени поиска работы выпускников (с 3.15 до 1,8 месяца). В свою очередь образовательная программа 6В04203 «Юриспруденция» Школы права и государственного управления по результатам рейтинга «Атамекен» 2023 года заняла второе место! Примечательно, что данная образовательная программа ежегодно и с большой разницей с предыдущими годами существенно улучшает свои позиции (например, в 2021 г. - 17 место; 2022 г. - 7 место и 2023 г. - 2 место). Прорыв очевиден. Значительно улучшился и уровень трудоустройства (с 70.6% в 2022 г. до 95.0% в 2023 г.). Очень существенно сократилось время поиска работы. Так, практически вдвое сократилось время затраченное на поиск работы по сравнению с предыдущим годом (с 4.13 месяца в 2022 г. до 2.1 месяцев в 2023 г.). Очень хорошие перспективы складываются по образовательной программе Школы права и государственного управления 6В03104 «Международные отношения», которая заняла третье место в Рейтинге «Атамекен» по результатам 2023 года. Данная образовательная программа улучшила свою позицию с 4-го места в 2022 г. на 3-е место в 2023 г., так как существенно улучшился уровень трудоустройства (с 78.8% в 2022 г. до 89.0% в 2023 г.). Почти в два раза сократилось время поиска работы (с 3.67 месяца в 2022 г. до 1.8 месяцев в 2023 г.).[10] Очевидно, что Школа права и государственного управления может гордо заявлять о своих достижениях в рейтинге «Атамекен» и вкладе в образовательную систему Республики Казахстан. Между тем, весь процесс, связанный с оценкой и Рейтингом образовательных программ среди профессорско- преподавательского состава большинства ВУЗов вызывает массу вопросов и нареканий. Не все так благополучно, как кажется.[11] Более пристальное знакомство с проводимым Рейтингом вызывает острую необходимость обратить внимание на следующие обстоятельства: 1. Прежде всего, Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» — это некоммерческая организация. Создана для усиления переговорной силы бизнеса с Правительством РК и государственными органами. Палата предпринимателей представляет интересы малого, среднего и крупного бизнеса, охватывая своей деятельностью все сферы предпринимательства, включая внутреннюю и внешнюю торговлю. Главная задача «Атамекена» - защита прав и интересов бизнеса и обеспечение широкого охвата и вовлеченности всех предпринимателей в процесс формирования законодательных и иных нормативных правил работы бизнеса.[12] Очевидно, что оценка качества образовательных программ вузов страны не входит в сферу деятельности «Атамекен». В этой связи не совсем понятно почему Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен», изначально созданная для защиты прав и интересов бизнеса, озаботилось вопросами качества образовательных программ вузов, готовящих специалистов для разных секторов экономики, в том числе и государственных служащих. 2. Кроме того, к сожалению, в отличие от рейтинговых агентств (NAAR, FIBAA, IAAR, IQAA, ASIIN, ABET, CAAAE, ARQA и другие) входящих в реестр признанных аккредитационных органов национального развития высшего образования в Республике Казахстан, Национальная палата «Атамекен» не входит в этот перечень и не является аккредитационным агентством. Тем не менее, монопольно проводит рейтинг образовательных программ. 3. Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» при составлении рейтинга образовательных программ больший упор делает на оценку таких показателей как «трудоустройство», «продолжительность поиска работы» и «заработная плата» выпускников. Вес данных критериев в итоговом рейтинге составляет 49%, а в предыдущие годы целых 52%! Очевидно, что эти критерии выходят далеко за рамки ответственности ВУЗа так как в большей степени зависят от множества внешних факторов (наличие рабочих мест, спрос на рабочую силу, бюджет компании, развитость экономики в целом и в отдельных регионах страны) и личных качеств выпускника (инициативность, коммуникабельность, навыки ведения переговоров, стрессоустойчивость, готовность к командировкам и/или переезду). Более того во многих учреждениях и предприятиях зарплата специалистов, в том числе государственных служащих, диктуется нормативными документами и штатным расписанием, и не зависит ни от вуза, который закончил выпускник, ни тем более от качества образовательной программы. Однако, несмотря на это, рейтинг «Атамекен», как бы это не удивляло, направлен именно на оценку качества самой образовательной программы! При этом вес таких важных для любого вуза показателей как «международная аккредитация ОП», «качество профессорско-преподавательского состава», «международные сертификационные программы образовательных программ» составляют МЕНЕЕ ЧЕМ 5 % в итоговом рейтинге! 4. Обязательным условием участия университетов в рейтинге «Атамекен» является предоставление информации о выпускниках и профессорско- преподавательском составе университета. В частности: сведения об их ИИН, месте работы, проживания, о заработной плате и другие персональные данные, которые относятся к категории конфиденциальных и не подлежат передаче третьим лицам без согласия обладателя этих данных со всеми вытекающими отсюда последствиями.[13] 5. Рейтинг «Атамекен» совершенно не учитывает запросы рынка труда на выпускников образовательной программы, а также то, что некоторые образовательные программы не готовят специалистов исключительно только для предпринимательской деятельности, где заработная плата ожидаемо выше чем, например, на государственной службе, сфере образования, НПО и социальной сфере. Абсолютно не оцениваются приобретённые навыки и компетенции выпускников. 6. Остается открытым вопрос формирования экспертного сообщества, ответственного за проведение рейтинга и оценку образовательной программы. Привлекаются ли для оценки образовательной программы специалисты, имеющие опыт вузовской работы или авторитетные ученые/профессора ведущих Университетов страны по каждой образовательной программе? Естественно, возникает вопрос «А судьи кто?». Если к оценке образовательных программ не привлекаются профессионалы, задействованные в сфере образования, то это свидетельствует о поверхностном, формальном и спорном характере проводимого рейтинга. Об этих и других проблемах оценки образовательных программ Национальной палатой «Атамекен» ранее уже говорилось на страницах СМИ.[14] 7. Следует отметить, что в рейтинге не учитываются показатели открытости и востребованности университета по привлечению иностранных студентов и преподавателей. Вместе с тем, во всех мировых рейтинговых агентствах данный показатель интернационализации является одним и ключевых показателей. Указанные обстоятельства вызывают вполне обоснованный вопрос - в чем смысл проводимого рейтинга Национальной палатой «Атамекен»? Может ли рейтинг «Атамекен» повлиять на увеличение государственных грантов по определенным направлениям, повлиять на трудоустройство выпускников, способствовать международному признанию Университета или отдельно взятой образовательной программы или же оказать помощь университетам по улучшению своих показателей и многое др.? Очевидно, что нет. 8. К сожалению, рейтинг Национальной палаты «Атамекен» не способствует позиционированию университетов страны среди других мировых университетов, поскольку критерии оценки вуза в мире иные. 9. Кроме того, рейтинг образовательных программ «Атамекен» не учитывается при аккредитации образовательных программ и не влияет на распределение грантов на конкретные образовательные программы. К сожалению, изначальная идея о создании национального рейтинга, который способствовал бы выходу системы образования Казахстана на мировой уровень, была сведена на уровень «рейтинга работодателей Республики Казахстан». При этом среди работодателей Республики Казахстан, к сожалению, нет известных и узнаваемых в мире производств, мировых брендов, консорциумов и др. Данный фактор, безусловно, снижает ценность и необходимость данного рейтинга «Атамекен». Вышеизложенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что: 1) прежде чем, оценивать уровень трудоустройства студентов, продолжительность их поиска работы и заработную плату выпускника необходимо, чтобы все проводимые рейтинги образовательных программ были направлены на то, чтобы мотивировать университеты стать конкурентоспособными и войти в мировой рейтинг университетов. В случае высокого мирового рейтинга университета, следовательно и качества образования, на мой взгляд, вопросы трудоустройства не будут представлять сложности не только в Республике Казахстан, но и за пределами нашей страны. Для этого, конечно, необходимо учитывать совершенно иные показатели; 2) необходимо создавать конкурентную среду «рейтинговых агентств среди работодателей». Такой подход уверен усилит конкурентоспособность и качество аккредитационных агентств; 3) участие в рейтинге Национальной палаты «Атамекен» не должно носить обязательный характер без права выбора. Участие в рейтинге должно быть самостоятельным выбором ВУЗа и не носить обязательный характер. Университеты страны должны самостоятельно выбирать рейтинговые агентства и соответствующие рейтинги для аккредитации своих образовательных программ. Любая иная форма участия вуза в рейтинге (например, принудительная) несет в себе потенциальные риски подмены понятий и фальсификации при предоставлении информации. 4) Организация высшего и послевузовского образования должна быть заинтересована в самостоятельном участии в престижных рейтингах и претендовать на высокое положение в рейтинге, т.к. это дает ей конкурентные преимущества: узнаваемость в мире; привлечение студентов, в том числе иностранных студентов и профессорско- преподавательского состава; участие в международных научных проектах; сотрудничество с известными мировыми вузами, которые в этом же рейтинге занимают высокие позиции и др. Все это, в конечном счете, безусловно, влияет на конкурентоспособность выпускников вуза на рынке труда.
[1] Большой вызов для казахстанских ВУЗов попасть в указанные рейтинги и занять в них высокие позиции. На сегодня, казахстанские университеты в большей степени представлены в QS World University Rankings (QS) и лишь некоторые в Times Higher Education Ranking (THE). [2] См. подробно: Как формируются международные рейтинги вузов / https://kz.kursiv.media/2021-05-20/kak-formiruyutsya-mezhdunarodnye-reytingi-vuzov/ [3] Ежегодный рейтинг университетов, созданный и публикуемый компанией Quacquarelli Symonds. [4] См. подробно: Как формируются международные рейтинги вузов / https://kz.kursiv.media/2021-05-20/kak-formiruyutsya-mezhdunarodnye-reytingi-vuzov/ [5] Независимый рейтинг, который составляет журнал Times Higher Education. Рейтинг оценивает университеты по 18 критериям, объединенные в 5 направлений [6] См.: Как формируются международные рейтинги вузов / https://kz.kursiv.media/2021-05-20/kak-formiruyutsya-mezhdunarodnye-reytingi-vuzov/ [7] Изначально его составляли в Шанхайском университете, чтобы выявить, почему китайские вузы отстают от западных в других топах. [8] Ведь никто не может давать 100% гарантию! [9] В отличие от предыдущих лет критерии оценки ОП не имеют своего собственного веса. Определена лишь общая сумма балла по направлениям. [10] Ознакомиться с результатами рейтинга можно на сайте НПП «Атамекен» https://atameken.kz/ru/university_ratings [11] См., например: Балыкбаев Т. Рейтинг НПП «Атамекен» образовательных программ вузов РК: проблемы оценивания // https://abaiuniversity.edu.kz/kz/11981/press/ [12] Подробно см.: https://atameken.kz/ru/pages/39-missiya-palaty [13] Подробно см.: Закон Республики Казахстан «О персональных данных и их защите» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.02.2024 г.) [14] Подробно см.: Балыкбаев Т. Рейтинг НПП «Атамекен» образовательных программ вузов РК: проблемы оценивания // https://abaiuniversity.edu.kz/kz/11981/press/
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |