|
|
|
Источник: Медиа-корпорации «ЗАЊ» (zanmedia.kz/)
11.08.2015
Межэтнический и межнациональный мир являются основой существования целостного и хорошо развивающегося государства. Казахстан всегда был и остается многонациональным и многоконфессиональным государством. На сегодня в нашей стране выработана и реализуется эффективная Стратегия по поддержанию межнационального согласия и единства народа Казахстана. В республике создан уникальный институт - Ассамблея народа Казахстана, который способствует становлению и утверждению казахстанской модели многонационального общества. Ассамблея народа Казахстана играет огромную роль в укреплении единства народа Казахстана, сохранении мира и согласия внутри государства. Вместе с тем, нельзя не отметить, что в условиях сосуществования на одной территории народов разных культур и вероисповеданий вполне вероятно возникновение межэтнических конфликтов. Во многих случаях эти конфликты, вместо их предотвращения и мирного разрешения, доходят либо до полиции и суда, либо переходят в разряд латентных, что увеличивает риск возникновения неприязни и демонстрации силы. К сожалению, приходится констатировать, что конфликты, связанные с обострением межнациональных взаимоотношений, становятся атрибутом современного мира. Они могут спровоцировать политическую нестабильность, которую, в свою очередь, тяжело сдерживать в рамках государственных границ, то есть эти конфликты вполне могут приобрести глобальный характер. И для того, чтобы обычное недопонимание между людьми разных национальностей не переросло в межэтнический конфликт, желательно уже на первом этапе такого проявления искать способы мирного урегулирования и предотвращения конфликтов. В этом случае медиация является наиболее удобной формой альтернативного разрешения конфликтов. Во время процедуры медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению. В Казахстане уже озвучена политическая воля на развитие такого механизма. Глава государства неоднократно отмечал необходимость внедрения прогрессивного зарубежного опыта досудебного примирения сторон. К примеру, в США система права направлена на то, чтобы споры разрешались добровольно до суда, в свою очередь судья может посоветовать сторонам поработать с медиатором. Функционирует Национальный институт разрешения диспутов, который занимается разработкой новых методов медиации, действуют частные и государственные службы медиации. Активно применяется процедура примирения с участием нейтрального посредника в Великобритании, существует специальная служба - «горячая линия», звонок в которую поможет узнать список специалистов, подходящих к вашим требованиям для разрешения спора. В Германии медиация встроена в систему правосудия не только по семейным делам, но и в суды общей юрисдикции, административные суды и т.д. Как результат, в Европе и США примирением заканчиваются около 90 процентов исков и споров, в Словении - 40 процентов, в Китае - 30 процентов. Сейчас в Казахстане в судебные тяжбы вовлечены, как минимум, порядка 1,5 млн человек. Такой колоссальный объем конфликтов безусловно сказывается на настроении общества, так как суд не может удовлетворить обе стороны. По этой причине отмечается высокая нагрузка как на прокуроров, так и на судоисполнителей. Соответственно, возникла необходимость менять законы. Был предложен ряд законодательных поправок, направленных на упрощение судопроизводства. Если в 2012 году в порядке медиации всего завершено 114 споров, то в этом году медиаторы разрешили 2774 спора, т. е. в 25 раз больше. С 1 января этого года введено в действие новое уголовное законодательство. Реализуется проект Генеральной прокуратуры по примирению и снижению «тюремного населения». В результате, в четыре раза возросло количество примирений до суда - теперь 80 процентов дел прекращаются на стадии следствия, а 20 процентов - судом. В целом, за последние три года на семь процентов сократилось число рассмотренных дел. Это говорит о том, что все больше людей прибегают к услугам медиаторов. Хотелось бы отметить, что у казахов издавна существует и до сих пор применяется обряд мирного примирения сторон «Жілікұстату», суть которого заключается в искоренении былой вражды и общении сторон в статусе близких родственников. К примеру, в предверии празднования Наурыза такой обряд был применен в недавних событиях в селе Бостандык Сарыагашского района между представителями таджикской и казахской диаспор. Был накрыт большой дастархан, куда были приглашены местные жители, в том числе старейшины. Этот пример говорит о преимуществах медиации. У сторон всегда есть возможность спокойного подхода, осмысления своих доводов, отказа от притязаний, тем самым они могут сохранить человеческие и партнерские отношения, в том числе межэтническое и межнациональное согласие. В настоящее время достаточно непросто своевременно выявить и нейтрализовать сигналы межнационального напряжения, что способствует негативному развитию ситуации. Также требуется активная идеологическая работа на местах. В связи с этим в сфере межэтнических отношений Ассамблея, состоящая из авторитетных и уважаемых представителей различных этносов, должна стать координатором по вопросам профилактики и предупреждения межэтнических конфликтов. Учитывая положительную мировую и местную практику процедуры досудебного примирения, предлагается создать Единый центр по вопросам медиации в сфере межэтнических конфликтов при Ассамблее народа Казахстана, который может стать мощным аналитическим и стратегическим центром, определяющим политику обеспечения толерантности и межэтнического согласия как обязательного элемента стабильности в государстве.
Роза Досымбекова, начальник Департамента кадровой работы Генеральной прокуратуры РК, член научно-экспертного совета Ассамблеи народа Казахстана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |