|
|
|
Законодательство Республики Казахстан о правах ребенка: проблемы и перспективы развития
Сулейменов М.К. Директор НИИ частного права Каспийского университета, академик Национальной академии наук РК, доктор юридических наук, профессор
Общий анализ
Ко мне обратилась Аружан Саин - Уполномоченный по правам ребенка в Республике Казахстан - с просьбой провести анализ законодательства Республики Казахстан о правах ребенка. Я согласился в надежде, что это хоть как-то поможет в улучшении положения детей в Казахстане или хотя бы поможет Аружан приобрести общее представление о ситуации с законодательством о правах ребенка. Следует иметь в виду, что законодательство о защите прав ребенка является очень обширным и охватывает почти все отрасли национального законодательства (гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, экологическое, об охране здоровья народа, международное и многие другие).
Можно назвать некоторые наиболее важные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с защитой прав ребенка. 1. Законы Республики Казахстан: 1) «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 года; 2) «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 года; 3) «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» от 9 июля 2004 года; 4) «О специальных социальных услугах» от 29 декабря 2008 года; 5) «Об образовании» от 27 июля 2007 года; 6) «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» от 9 июля 2004 года; 7) «О профилактике правонарушений» от 29 апреля 2010 года; 8) «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 года; 9) «О детских деревнях семейного типа и домах юношества» от 13 декабря 2000 года; 10) «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» от 30 марта 1999 года; 11) «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» от 28 июня 2005 года; 12) «О безопасности игрушек» от 21 июля 2007 года и другие. 2. Кодексы, содержащие специальные разделы (главы), а также отдельные нормы, посвященные защите прав ребенка: 1) Гражданский кодекс (Общая часть) от 27 декабря 1994 года (ст.ст. 22-25); 2) Гражданский кодекс (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-1 (ст.ст. 926, 927, 940, 941); 3) Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье» (КоБС) (Глава 10. Права ребенка, Глава 13. Усыновление ребенка, Раздел 4. Опека и попечительство, Глава 25. Государственная регистрация рождения ребенка и др.); 4) Гражданско-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года (ГПК РК); 5) Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июня 2014 года; 7) Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июня 2014 года; 8) Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июня 2014 года; 9) Трудовой кодекс от 15 мая 2007 года № 251-III (Глава 16. Особенности регулирования труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста (ст.ст. 178-184 и др.); 10) Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» и другие. Это не все, а только основные законодательные акты. Практически в каждом законе, посвященном социальным и экономическим проблемам или ответственности, можно что-нибудь найти о правах ребенка. Кроме того, существует ряд международных конвенций: 1) Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Конвенция, отмечая необходимость особой защиты ребенка в особой и надлежащей правовой помощи ребенку, предоставления ему защиты и содействия (Преамбула), обязывает государства-участников принять все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания (п. 2 ст. 2); обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия и с этой целью принять все соответствующие законодательные административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции (п. 2 ст. 3, ст. 4); 2) Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (Гаага, 29 мая 1993 года), ратифицированная Казахстаном 12 марта 2010 года; 3) Конвенция о взыскании за границей алиментов, принятая в рамках ООН 31 декабря 1956 года. Казахстан присоединился к ней 31 декабря 2000 года; 4) Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года; 5) Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в Нью-Йорке 19 декабря 1966 года; 6) Минимальные стандарты правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 года; 7) Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания (Кишинев, 7 октября 2002 года) и некоторые другие международные договоры. Даже из названий законов и международных конвенций видно, что они касаются практически всех отраслей казахстанского законодательства. Поэтому ни один юрист, каким бы талантливым он ни был, не может одинаково свободно делать обзор законодательства и предложения по совершенствованию законодательства во всех этих сферах. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в Казахстане нет ни одной публикации, в которой охватывались бы все права ребенка. В России, где гораздо больше специалистов в различных отраслях права, за все годы существования Российской Федерации была опубликована только одна (!) монография, в которой в комплексе рассматриваются все (или почти все) права ребенка [1].
Анализ двух законов, посвященных правам ребенка
В этой статье я проведу анализ только двух Законов: Закона Республики Казахстан от 11 июля 2002 года «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и Закона Республики Казахстан от 1 апреля 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам, связанным с деятельностью организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка». Первый Закон касается детей, наиболее нуждающихся в поддержке государства, и на основе его анализа можно понять, как государство вообще относится к защите прав ребенка. Второй Закон принят в 2019 году, подписан Президентом Республики Казахстан Токаевым К.К. и характерен тем, что вносит многочисленные изменения в самые различные законы, связанные именно с деятельностью организаций по защите прав ребенка. Мне кажется, что из анализа этих двух законов можно получить четкое представление, как именно государство оказывает поддержку детям, и могут ли изменения в действующие законы исправить сложившуюся ситуацию.
Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» Одной из основных целей принятия Закона от 11 июля 2002 года (далее - Закон) являлось обеспечение координации действий всех государственных органов в сфере поддержки детей с ограниченными возможностями. Ведь Закон так и называется: о поддержке. А поддержка выражается в основном в деятельности государственных органов. С учетом этого и были определены функции государственных органов. Однако постепенно эти функции стали исчезать, меняться, усыхать. Каждый орган стремился максимально снять с себя эти функции. Ошибка была допущена уже на начальном этапе разработки проекта Закона. Разработка проекта была поручена не Министерству образования, которое, по идее, предназначено для координации всех видов государственной поддержки детей с ограниченными возможностями, а Министерству труда и социальной защиты населения. Минтруда не очень разбирается в этих вопросах, поэтому неудивительно, что оно большинство закрепленных за ним функций постепенно скинуло. В чем основное отличие сегодняшней редакции Закона от Закона в редакции 2002 года в отношении функций государственных органов? Самое главное: убрано положение о программах социальной поддержки детей с ограниченными возможностями. Эта функция касалась практически всех органов, начиная от Правительства и кончая акиматами. Однако нормы о хорошо продуманной и сбалансированной системе разработки программ поддержки детей с ограниченными возможностями были исключены из Закона. Но и в те годы, когда эти нормы существовали, госорганы бесцеремонно и безнаказанно не исполняли прямые требования Закона. Ведь нормы о государственных программах были отменены только в 2013 году. То есть за 11 лет существования этих требований госорганами не было разработано ни одной республиканской или региональной программы. Были ликвидированы многие функции государственных органов по поддержке детей с ограниченными возможностями. Основным координатором государственной поддержки детей с ограниченными возможностями в соответствии с Законом должно было выступать Министерство труда и социальной защиты. Однако эту функцию оно сбросило с себя одной из первых. В 2013 году была исключена еще функция организации повышения квалификации и переподготовки социальных работников. В 2014 году Минтруда исключило еще одну важную функцию: осуществлять координацию деятельности по научно-методическому обеспечению социальных служб разной ведомственной подчиненности. Осталось только три функции вместо восьми: 1) определяет функции и характер деятельности социальных работников, устанавливает перечень специальностей и квалификационных требований к ним, оказывает методическую помощь социальным работникам; 2) разрабатывает социальные нормативы, виды и формы предоставления социальных услуг; 3) разрабатывает стандарты социального обслуживания, порядок бесплатного социального обслуживания. Таким образом, Минтруда оставило за собой только регулирование социальной работы и социальных работников, причем и здесь важнейшие функции министерство с себя сняло (повышение квалификации и переподготовку социальных работников и координацию деятельности по научно-методическому обеспечению социальных служб разной ведомственной подчиненности). В результате социальная служба, которая в других странах является главным элементом системы поддержки лиц с ограниченными возможностями, в Казахстане влачит жалкое существование, а социальные работники превратились в нянек по уходу за больными и престарелыми людьми. Функции Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Минздрав) и Министерства образования и науки Республики Казахстан (Минобр) почти не изменились, но они носят общий характер, применимый ко всем детям, не только к детям с ограниченными возможностями, так что эти обязанности и так закреплены в других нормативных правовых актах. Ликвидация функций государственных органов - это главные изменения в Законе. В остальные статьи, посвященные непосредственно работе с детьми с ограниченными возможностями, изменения тоже вносились, но в основном улучшающие и уточняющие деятельность организаций, оказывающих услуги детям, права детей с ограниченными возможностями, организацию их обучения и трудовой деятельности и т.п. Таким образом, Минтруда, которое должно было координировать всю работу по поддержке детей с ограниченными возможностями, полностью сняло с себя все эти функции. Остальные госорганы работают разрозненно, не особо вникая в особенности обучения, лечения и трудовой деятельности таких детей. Программы поддержки детей с ограниченными возможностями, которые могли бы скоординировать деятельность всех госорганов и заставить их выполнять свои функции, ликвидированы. Даже когда была обязанность их разрабатывать, эти нормы Закона не исполнялись. Контроля за исполнением не было никакого. Ряд норм Закона посвящен определению понятий и терминов, целям и задачам социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки, деятельности организаций, оказывающих медицинские, специальные образовательные и социальные услуги детям, деятельности психолого-медико-педагогических консультаций и т.п. Эти нормы написаны профессионально четко, недаром они почти не изменились. Однако без системы государственной поддержки эти нормы остаются во многом мертвым грузом и не могут эффективно работать. Без реанимации или создания вновь эффективной, скоординированной, сбалансированной во всех звеньях системы государственной поддержки детей с ограниченными возможностями Закон работать не будет.
Закон Республики Казахстан от 1 апреля 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам, связанным с деятельностью организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка» Данным Законом были внесены изменения в двенадцать законодательных актов: Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения», Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июня 2014 года, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июня 2014 года, Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июня 2014 года (КоАП), Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года «О правах ребенка», Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах», Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье» (КоБС), Гражданско-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года, Закон Республики Казахстан от 15 октября 2006 года «О культуре», Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», Закон Республики Казахстан от 3 июля 2014 года «О физической культуре и спорте». Наиболее значительные изменения были внесены в Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июня 2014 года. В частности, усилена уголовная ответственность за: изнасилование, насильственные действия сексуального характера, понуждение к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или иным действиям сексуального характера, развращение малолетних, если эти преступления совершены в отношении заведомо несовершеннолетнего лица или совершены в отношении несовершеннолетнего лица родителем, отчимом, мачехой, педагогом либо иным лицом, на которые казахстанским законодательством возложены обязанности по его воспитанию. По одной статье добавлено в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (о досрочном освобождении несовершеннолетнего от принудительной меры воспитательного воздействия в виде помещения в организацию образования с особым режимом содержания) и Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (несообщение о противоправных деяниях, совершенных несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних). В Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» добавлена статья о медико-социальном учете. В Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах» без изменений был перенесен раздел со статьи 47-1 до статьи 47-11 из Закона о правах ребенка, который был включен в Закон о правах ребенка в 2013 году. Весь этот материал помещен теперь и в Закон о специальных социальных услугах как Глава 3-1 «Национальный превентивный механизм». Правильно, что эти нормы включены в Закон о специальных социальных услугах, но зачем их оставили в Законе о правах ребенка? Это противоречит юридической технике. Нежелательно один и тот же текст воспроизводить в двух разных законах. Это противоречит и правовому положению ребенка. Национальный превентивный механизм создан как система предупреждения пыток и других жестких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В центре этой системы находится Уполномоченный по правам человека. К защите прав ребенка это имеет лишь косвенное отношение. Таким образом, Закон от 1 апреля 2019 года очень обширный и внес многочисленные изменения в 12 законов. Однако большинство этих изменений носит уточняющий и редакционный характер. Наибольшее количество новых пунктов и статей связано в основном с усилением уголовной ответственности и с уточнением понятий или изменением названий организаций, имеющих отношение к защите прав ребенка. Однако, как показала практика, изменение названий организаций и усиление уголовной ответственности редко дает тот эффект, на который рассчитывают создатели таких нововведений. Как показала мировая практика, усиление уголовной ответственности практикуется зачастую в странах, которые таким образом расписывались в собственном бессилии создать надлежащие социально-экономические условия для того, чтобы такие преступления не совершались в отношении несовершеннолетних или ими самими. Из вышеизложенного анализа можно прийти к выводу, что Закон от 1 апреля 2019 года принесет мало пользы в усилении защиты прав ребенка в Казахстане. Таким образом, анализ только двух законов показал, что: 1. государство не очень стремится выполнять свои функции по защите прав ребенка. Наиболее характерным примером является ситуация с детьми, которые значительно больше других детей нуждаются в социальной поддержке, а именно с детьми с ограниченными возможностями. Между тем на примере Закона от 11 июля 2002 года видно, что государство всеми силами стремится скинуть с себя функции, первоначально наложенные на него этим Законом; 2. многочисленные изменения, которые вносятся в законы, регулирующие отношения, связанные с защитой прав ребенка, носят во многом косметический характер и не могут существенно повлиять на сложившуюся ситуацию с защитой прав ребенка.
Предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения, связанные с защитой прав ребенка
Преамбула Прежде всего, следует отметить, что: Во-первых, не стоит рассчитывать на то, что самые прекрасные предложения помогут исправить ситуацию, сложившуюся в Казахстане с защитой прав ребенка. У людей, не знакомых с теорией права, существует наивное представление, что с помощью закона можно решить все проблемы. Вот примем хороший закон, и все негодяи будут наказаны, все нехорошие люди исправятся, и все дети станут счастливыми. Это представление является в корне неверным. Нельзя забывать, что право выступает как надстройка над экономическими и социальными отношениями. И выше этих отношений право прыгнуть не может. В условиях социального неравенства, засилья бюрократического и неэффективного чиновничьего аппарата, всеобъемлющей коррупции, обнищания населения даже самый идеальный закон не сможет исправить сложившуюся ситуацию с защитой прав ребенка. Во-вторых, любые предложения, способные улучшить ситуацию, требуют серьезных финансовых вливаний. В современных условиях развала экономики, отсутствия денег в бюджете, когда Правительство судорожно пытается поправить положение, опустошая Национальный фонд и увеличивая налоговый пресс, вряд ли удастся добиться финансовой поддержки сколько-либо серьезных преобразований. С удовольствием будут восприняты лишь косметические поправки, не требующие финансового обеспечения. Наглядным примером может служить недавно принятый Закон Республики Казахстан от 1 апреля 2019 года, посвященный непосредственно охране прав ребенка. Закон внес многочисленные изменения в 12 законов, но все они носили косметический характер и не требовали никаких финансовых вложений. Однако стоит только предложить изменения, требующие значительного финансирования, законопроект, с большой долей вероятности, будет заблокирован, за исключением случаев, когда в его принятии будет иметь личный интерес крупный государственный чиновник. В- третьих, основными государственными органами, которые должны обеспечивать охрану прав ребенка, являются Министерство образования и науки, Министерство труда и социальной защиты, Министерство здравоохранения. Однако в условиях продолжающегося развала системы образования и здравоохранения трудно сделать что-либо серьезное в решении проблемы защиты прав ребенка. В-четвертых, национальное законодательство о правах ребенка является обширным, структурированным и достаточно проработанным. Законы у нас в целом нормальные и соответствуют международным конвенциям. Проблема в том, что эти законы не исполняются, главным образом, чиновниками государственных органов.
Конкретные предложения по совершенствованию законодательства
Тем не менее можно, конечно, сделать некоторые предложения по совершенствованию законодательства по защите прав ребенка.
Общие положения 1. Прежде всего, необходимо определить ключевое звено, с помощью которого можно создать эффективную систему защиты прав ребенка. К сожалению, в отличие от многих других законодательных решений, эта проблема относится к числу таких, которые невозможно решить без активного участия госорганов. Между тем, госорганы не только делают все необходимое для решения этой проблемы, но и стараются скинуть с себя ее решение. Это прекрасно показывает проведенный выше анализ изменений в Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года «О социальной медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями». Министерство труда и социальной защиты населения упорно и последовательно провело работу по снятию с себя всех функций по координации действий госорганов по поддержке детей с ограниченными возможностями. Поэтому первостепенной задачей является определение государственного органа, который бы координировал деятельность всех госорганов по защите прав ребенка. По идее, это должно быть Министерство образования и науки. При этом необходимо разобраться с Комитетом по охране прав ребенка, который, судя по всему, является бесполезным наростом без власти и полномочий на теле Министерства образования. 2. Второй ключевой момент - это определение организации, которая стала бы центральной в обеспечении защиты прав ребенка. Представляется, что это должна быть служба социальной работы, которая сейчас находится в ведении Министерства труда и социальной защиты и благодаря его усилиям влачит жалкое существование. Необходимо изучить опыт других стран, где социальные работники являются центральным звеном деятельности по защите прав ребенка, и постараться поднять положение социальных работников на высокий уровень. 3. Было бы целесообразным разработать Республиканскую программу, в которой должны найти свое закрепление основные направления государственной политики в сфере охраны прав ребенка.
Частные предложения
Как уже отмечалось в начале статьи, законодательство о защите прав ребенка является очень обширным и охватывает практически все отрасли национального законодательства. Поэтому обоснованные предложения могут, естественно, делать специалисты в области конкретной области права. К сожалению, очень немногие специалисты отдельных отраслей права занимаются непосредственно проблемами защиты прав ребенка. Возможно, следует сделать предложения о стимулировании научных исследований в этой сфере (выделение грантов, поощрение молодых ученых, введение в учебные программы юридических вузов курсов по защите прав ребенка и др.). Далее высказываются отдельные и мало скоординированные предложения, высказанные казахстанскими учеными (в основном, взятые из аналитических записок академического профессора, кандидата юридических наук Г.Ж. Сулейменовой), которые, на мой взгляд, могут в определенной степени помочь в разрешении отдельных аспектов защиты прав ребенка. 1. Представляется, что Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» (КоБС) необходимо дополнить нормой, предусматривающей возмещение вреда здоровью ребенка родителями, усыновителями при удовлетворении иска о лишении родительских прав и об отмене усыновления в том случае, когда противоправные действия родителей, усыновителей выражались в жестоком обращении с детьми, злоупотреблении правами, уклонении от выполнения обязанностей и совершении преступления против жизни и здоровья детей. 2. Кодекс «О браке (супружестве) и семье» определяет, что ребенок имеет право на самостоятельное обращение в суд за защитой своих прав и законных интересов при достижении им возраста 14 лет (п.1 и 2 ст. 67). Однако эта норма является декларативной, поскольку законом не предусмотрен порядок реализации такого права и участия несовершеннолетнего в судебном разбирательстве. Кроме того, она не предоставляет право ребенку защищать свои права в случае нарушения его прав, свобод и законных интересов действиями (бездействиями) и решениями должностных и иных лиц, помимо родителей и законных представителей. Поэтому целесообразно в целях реализации положений п.2 ст. 67 КоБС дополнить: - ст. 67 КоБС и Главу 3 Закона Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» нормой, предусматривающей право ребенка, достигшего 14 лет, обращаться за судебной защитой в случае нарушения (оспаривания) его прав, свобод и законных интересов действиями (бездействиями) и решениями должностных и иных лиц, либо угрозы такого нарушения. - Гражданско-процессуальный кодекс Республики Казахстан (ГПК) нормой, определяющей: 1) процессуальный статус несовершеннолетнего истца; 2) порядок его обращения в суд; 3) право такого несовершеннолетнего на бесплатную юридическую помощь в лице адвоката или юридического консультанта; 4) обязанность несовершеннолетнего доказать только факт нарушения его прав (т.е. он не должен представлять доказательства незаконности действий (бездействий) либо решений должностных лиц). 3. Важное значение в обеспечении прав жертв бытового насилия и жестокого отношения в контексте профилактики этих видов правонарушений имеет предоставление детям возможности воспользоваться квалифицированной юридической помощью. Однако Гражданско-процессуальный кодекс Республики Казахстан не относит несовершеннолетних к числу лиц, которые могут быть освобождены полностью или частично от оплаты юридической помощи и возмещения расходов, связанных с представительством (п.1 ст. 112 ГПК РК). В этой связи представляется, что указанный в ст. 112 ГПК РК перечень должен быть расширен путем включения в него споров, одной из сторон в которых являются несовершеннолетние. Законодательством предусмотрено, что бесплатная помощь может быть предоставлена несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, в случаях необходимости составления письменных документов правового характера. Оказание этого вида помощи возлагается на адвокатов. Однако по всем другим правовым вопросам, которые могут возникнуть у несовершеннолетних, как и у других граждан, при обращении в другие государственные и иные органы, предоставление бесплатной юридической помощи (например, в виде информирования о правах и способах их реализации, консультациях, советах по вопросам, не связанных с обращением в суд и др.), законодательством не предусмотрено. Кроме того, представляется целесообразным предоставить несовершеннолетним упрощенную процедуру обращения за юридической и иной помощью путем введения в школах должности психолога[Y1], а не только школьных инспекторов полиции [2]. 4. Необходимо изменение правоприменительной практики и практических технологий работы с несовершеннолетними. Признание и закрепление демократических новелл в законодательстве отнюдь не означает, что они адекватно претворяются в правоприменительной деятельности. К сожалению, работа в этом направлении ориентирована только на реформу законодательства и не уделяется должного внимания подготовке и повышению квалификации специалистов в этой области. Необходимо кардинально изменить правоприменительную практику, сложившиеся в ней негативные стереотипы в отношении защиты прав человека вообще, и несовершеннолетних, в частности, поскольку в деятельности как судов, так и правоохранительных органов преобладают репрессивные начала, о чем свидетельствуют данные статистики и правоприменительной практики по уголовным делам. 5. Специализация судей межрайонных специализированных судов по делам несовершеннолетних должна осуществляться через закрепление в законодательстве понятия «ювенальный судья» - как лица, исполняющего свои обязанности на профессиональной основе, достигшего возраста 30 лет, имеющего высшее юридическое образование и специальную подготовку в сфере детской психологии и специально наделенного полномочиями осуществлять правосудие по делам, участником в которых является несовершеннолетний и (или) представители его прав и законных интересов. 6. В процессуальном законодательстве (Уголовно-процессуальном кодексе, Гражданско-процессуальном кодексе, а также в Кодексе об административных правонарушениях) необходимо предусмотреть в качестве самостоятельного участника (наряду с защитником и законным представителем несовершеннолетнего) такую процессуальную фигуру как социальный работник, обладающий специальными познаниями в сфере детской психологии, а также социального психолога. Эти лица должны иметь особый процессуальный статус и привлекаться к участию в уголовном судопроизводстве по делам несовершеннолетнего по постановлению ювенального следователя и ювенального суда[3]. 7. В соответствии с подпунктом 2) п. 3 ст. 8 Закона о правах ребенка «право ребенка на охрану здоровья обеспечивается пропагандой и стимулированием здорового образа жизни». Из этого можно сделать вывод, что не должны допускаться пропаганда и стимулирование нездорового образа жизни. В связи с этим необходимо запретить запускаемые продавцами программы лояльности к потребителям с использованием дисконтных, скидочных программ типа «Кола или сникерс бесплатно». Такие акции воздействуют прежде всего на подростков. В отношении опасных или вредных для здоровья продуктов проведение таких акций должно быть запрещено.
Заключение
На основе всего сказанного можно прийти к выводу, что Уполномоченному по правам ребенка и другим организациям, связанных с охраной прав детей, не следует слишком увлекаться совершенствованием законодательства. Косметические изменения мало что дают, а серьезных изменений, требующих финансовых вложений, сделать никто не даст. Может быть, единственно, на что следует обратить внимание, это на поднятие статуса социальной работы, которая могла бы скоординировать усилия всех органов и организаций, связанных с защитой прав ребенка. На мой взгляд, главным в работе должен быть контроль за исполнением законов. Законы у нас в принципе нормальные, в целом отвечающие требованиям международного законодательства. Однако исполнение законов находится на крайне низком уровне. Причем в основном это связано с деятельностью государственных органов, которые безнаказанно игнорируют требования действующего законодательства по защите прав ребенка. Основным средством борьбы с нарушениями является контроль общественности и гласность. Надо вскрывать все допускающиеся нарушения и выносить их на суд общественности. Только так можно способствовать созданию ситуации, чтобы все законы о защите прав ребенка исполнялись полностью и беспрекословно.
[1] См.: Права ребенка в Российской Федерации и проблемы их осуществления: монография / отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. М.:Проспект, 2019. - 288 стр. [2]. См.об этом: Сулейменова Г.Ж. Правовой анализ законодательства Республики Казахстан о профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей и семьи в рамках программы «Равенство перед законом: доступ к правосудию в Центральной Азии» Алматы, 2013. - ИС «Параграф» [3]. См.об этом: Сулейменова Г.Ж. Заключение научной правовой экспертизы Конвенции о правах ребенка в ее сопоставлении с национальным законодательством в части, касающееся доступа к правосудию детей.- ИС «Параграф» [Y1]В настоящее время в штатном расписании школ предусмотрен психолог.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |