Гражданское право. Том 1. Учебник для вузов (академический курс)
Глава 8. Государство и административно-территориальная единица как субъекты гражданского права
§1. Особенности гражданской правосубъектности государства и административно-территориальной единицы
В соответствии с п. 1 ст. 1 ГК участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане, юридические лица, государство, а также административно-территориальные единицы. Из изложенного следует, что участниками отношений, регулируемых гражданским правом, наряду с физическими и юридическими лицами являются государство и административно-территориальные единицы. Необходимо отметить, что государство является субъектом публичных правоотношений. В этой связи необходимо четко различать случаи, когда государство выступает в общественных отношениях как субъект публичной власти, а когда оно или его административно-территориальная единица выступает как участник частноправовых отношений. Так, государство, являясь носителем политической власти и суверенитета, издает законодательные акты, включая ГК, тем самым определяя обязательные для всех субъектов гражданского права правила участия в гражданских правоотношениях. В то же время государство в лице своих уполномоченных органов вправе заключать различные гражданско-правовые договоры. В этом случае, вступая в гражданско-правовые отношения, государство не пользуется своими властными полномочиями, и на него распространяются определенные им же нормы гражданского законодательства, так же, как и на остальных участников гражданских правоотношений. Данный принцип прямо закреплен п. 1 ст. 111 ГК: «Республика Казахстан выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений». Аналогичное положение предусмотрено п. 1 ст. 112 ГК в отношении административно-территориальной единицы. Равные начала в отношениях с другими субъектами гражданских правоотношений означают отсутствие, по общему правилу, приоритетов в правовом статусе различных субъектов и отсутствие для суда приоритетов при разрешении спора с участием административно-территориальной единицы или государства[1]. Данный принцип напрямую вытекает из закрепленных п. 1 ст. 2 ГК основных начал гражданского законодательства, а именно - из принципа равенства участников гражданских правоотношений. Именно поэтому незаконными должны считаться любые попытки органов публичной власти использовать свои полномочия для получения публично-правовыми образованиями в гражданских правоотношениях односторонних преимуществ или ограничений в их пользу прав и интересов других участников оборота (например, путем издания правовых актов, в одностороннем порядке изменяющих условия заключенных ими договоров)[2]. Однако из указанного принципа не следует, что содержание гражданской правосубъектности граждан, юридических и физических лиц, государства или административно-территориальной единицы является одинаковым. Например, законодательством РК предусмотрены случаи, когда имущество не может быть приватизировано, соответственно, такое имущество находится в государственной собственности и не может быть объектом права частной собственности. Так, в соответствии с п. 2 ст. 26 ЗК РК не могут находиться в частной собственности земельные участки, занятые: для нужд обороны и государственной безопасности, оборонной промышленности, находящейся в государственной собственности; инженерно-техническими сооружениями, коммуникациями, возведенными для защиты и охраны Государственной границы Республики Казахстан; таможенных нужд; особо охраняемыми природными территориями; лесным фондом, за исключением земельных участков, перечисленных в п. 4 ст. 128 ЗК; водным фондом, за исключением земельных участков, перечисленных в п. 2 ст. 133 ЗК; магистральными железнодорожными сетями и автомобильными дорогами общего пользования; территориями общего пользования в населенных пунктах, за исключением земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, находящимися на праве частной собственности, и необходимых для их обслуживания. В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона РК от 8 декабря 2001 г. «О железнодорожном транспорте» магистральная железнодорожная сеть - объект железнодорожного транспорта общего пользования на всей территории Республики Казахстан, не подлежащий приватизации и передаваемый национальному управляющему холдингу на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан, для последующей передачи в установленном законодательством порядке Национальной железнодорожной компании. В п. 2 ст. 4 Закона РК от 17 июля 2001 г. «Об автомобильных дорогах» предусмотрено, что автомобильные дороги общего пользования являются основными путями сообщения в республике, находятся в собственности государства и не подлежат отчуждению. Государство и административно-территориальная единица не являются юридическими лицами. Являясь особыми субъектами гражданских прав, они обладают всеми правами субъекта гражданских правоотношений и ограничены в правосубъектности только законодательством. Так, согласно п. 3 ст. 58 ГК участниками полного товарищества и полными товарищами в коммандитном товариществе могут быть только граждане. Таким образом, в силу прямого ограничения, предусмотренного данной нормой, государство не может быть полным товарищем в полном и коммандитном товариществах. В силу особенностей наследственных правоотношений государство или административно-территориальная единица не могут быть наследниками по закону. В соответствии с п. 2 ст. 111 ГК от имени Республики Казахстан могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде государственные органы Республики Казахстан в рамках их компетенции, установленной законодательными актами Республики Казахстан, положениями или иными актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, по специальному поручению Республики Казахстан от ее имени могут выступать иные государственные органы, юридические лица и граждане. Из формулы, закрепленной в ст. 111 ГК, вытекает, что, для того чтобы государственный орган мог выступить от имени государства, ему не надо для этого специальных поручений. Для этого достаточно наличия надлежаще закрепленной компетенции. Наиболее важные полномочия закреплены в законодательных актах. В соответствии с Конституционным законом РК от 18 декабря 1995 г. «О Правительстве Республики Казахстан» Правительство обладает особым статусом, выступая в гражданском обороте от имени государства. Законодательными актами может быть закреплена компетенция и других государственных органов. В частности, в соответствии с Законом о государственных закупках в сфере государственных закупок такими органами выступают соответствующие министерства и ведомства. В некоторых законах закрепляется положение о компетентном органе, который имеет право от имени государства заключать те или иные контракты, и предоставляется право Правительству определить этот компетентный орган. Так, в соответствии с подпунктом 13) ст. 16 Закона о недрах Правительство Республики Казахстан определяет компетентный орган по заключению и исполнению контрактов на недропользование по отдельным видам полезных ископаемых, за исключением общераспространенных, если иное не установлено законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан. Под компетентным органом в ст. 1 Закона о недрах понимается центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию от имени Республики Казахстан прав, связанных с заключением и исполнением контрактов на разведку, добычу, совмещенную разведку и добычу, за исключением контрактов на разведку, добычу общераспространенных полезных ископаемых, определяемый Правительством Республики Казахстан, если иное не установлено законами Республики Казахстан, и актами Президента Республики Казахстан. Согласно п. 3 ст. 213 БК РК исключительным правом предоставления государственных гарантий (обязательств Правительства Республики Казахстан перед займодателем полностью или частично погасить задолженность в случае неуплаты заемщиком - резидентом Республики Казахстан причитающейся с него суммы в установленный срок) от имени Республики Казахстан по займам обладает Правительство Республики Казахстан. Вместе с тем по поручению Правительства центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета осуществляет предоставление государственных гарантий на условиях и в порядке, определяемых Правительством Республики Казахстан. Компетенция государственных органов может быть установлена и в иных актах, в частности, в положениях о том или ином органе, утверждаемых Президентом или Правительством РК. При этом опять же необходимо различать случаи, когда государственные органы выступают от имени государства в гражданско-правовых отношениях, и случаи, когда они выполняют публичные, властные функции. И в том, и в другом случае они выступают от имени государства. При осуществлении государственных функций - будь то публичные функции или выступление в гражданско-правовых отношениях - государственный орган всегда выступает от имени государства, но не от своего имени. С позиций доктрины гражданского права министерство (агентство, ведомство) выступает в обороте в двух случаях: 1) как юридическое лицо в форме государственного учреждения; 2) как государственный орган в пределах своей компетенции. В первом случае министерство - это обычный субъект гражданского оборота, действующий в пределах выделенной сметы (например, покупает стулья для офиса). В этом случае оно выступает от своего имени. В данном случае - это государственное учреждение, выступающее в гражданском обороте как юридическое лицо, обладающее имуществом в пределах выделенной ему из государственного бюджета сметы и имеющее на это имущество особое вещное право - право оперативного управления (см. ст.ст. 105, 202-208 ГК). Во втором случае министерство - это государственный орган, созданный Республикой специально для осуществления государственных функций, который может от имени Республики Казахстан своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде государственные органы Республики Казахстан в рамках их компетенции, установленной законодательными актами Республики Казахстан, положениями или иными актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, по специальному поручению Республики Казахстан от ее имени могут выступать иные государственные органы, юридические лица и граждане (п. 2 ст. 111 ГК). Никакой другой государственный орган (кроме Правительства, разумеется) не вправе осуществлять эти функции без специального поручения. Министерству никакие поручения не нужны. Оно в пределах своей компетенции выступает от имени Республики Казахстан, и ответственность за неправомерные действия министерства несет РК средствами бюджета. Данное положение прямо закреплено Законом о государственном имуществе, в котором правовому положению государственных учреждений посвящен § 6 раздела 5. Так, согласно указанному Закону выделяются государственные учреждения, не являющиеся государственными органами (п. 1 ст. 159), и государственные учреждения, являющиеся государственными органами (п. 3 ст. 159, ст.ст. 163, 164). Особенности участия государственных органов в имущественном обороте устанавливаются ст.ст. 163 и 164 Закона о государственном имуществе. Так, согласно п. 1 ст. 163 Закона государственные органы, которые являются таковыми в силу Конституции Республики Казахстан, конституционных законов Республики Казахстан, иных законов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан или постановлений Правительства Республики Казахстан, признаются государственными учреждениями, если указанным законодательством Республики Казахстан и индивидуальными правовыми актами об их создании они определены в качестве юридического лица. Государственные органы, определенные в качестве юридического лица, рассматриваются в качестве государственных учреждений в том случае, если они выступают в гражданско-правовых отношениях не от имени государства, а от своего собственного имени (заключают договоры аренды, купли-продажи канцелярских принадлежностей, оборудования, несут ответственность по обязательствам из причинения вреда, совершают другие гражданско-правовые действия). Особенности создания и деятельности государственных учреждений, являющихся государственными органами, предусмотрены ст. 164 Закона о государственном имуществе. Так, государственное учреждение, являющееся государственным органом, не вправе выступать от своего имени в качестве учредителя (акционера, участника, члена) другого юридического лица. При учреждении государственных юридических лиц, акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью государственные органы вправе выступать в качестве учредителя (акционера, участника) лишь от имени государства (Республики Казахстан или административно-территориальной единицы). При этом государственные учреждения, являющиеся государственными органами, за исключением Национального Банка Республики Казахстан, не вправе заниматься деятельностью, приносящей доходы. Национальный Банк Республики Казахстан вправе заниматься деятельностью, приносящей доходы, в случаях и порядке, которые предусмотрены Законом о Национальном Банке РК. От имени административно-территориальной единицы могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде местные представительные и исполнительные органы в рамках их компетенции, установленной законодательными актами, положениями или иными актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по специальному поручению от имени административно-территориальной единицы могут выступать местные государственные органы, юридические лица и граждане (п. 2 ст. 112 ГК). В случаях, определенных законодательством, административно-территориальная единица может выступать в гражданских правоотношениях от имени государства (п. 3 ст. 112 ГК). Например, в соответствии с подп. 12) ст. 27 Закона о недрах местные исполнительные органы области, города республиканского значения, столицы заключают, регистрируют и хранят контракты на разведку, добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой или добычей. В соответствии со ст. 6 Конституции Республики Казахстан недра и, соответственно, находящиеся в них полезные ископаемые являются государственной собственностью. Соответственно, при заключении контракта на недропользование на осуществление операций в отношении общераспространенных полезных ископаемых или строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой или добычей, местные исполнительные органы должны выступать не от имени административно-территориальной единицы, а от имени Республик Казахстан. На административно-территориальную единицу и ее органы распространяются положения ГК об участии соответственно государства и его органов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательства (п. 4 ст. 112 ГК). Гражданско-правовые споры с участием Республики Казахстан разрешаются судами (п. 3 ст. 111 ГК). Следует отметить, что в данной норме под судами понимаются государственные суды. Согласно ст. 75 Конституции Республики Казахстан правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судами Республики являются Верховный Суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые в соответствии с Конституционным законом от 25 декабря 2000 года №312-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Действующие в Казахстане на основе Законов о третейских судах и о международном коммерческом арбитраже негосударственные третейские суды и международные коммерческие арбитражи не входят в судебную систему, осуществляющую правосудие в Республике Казахстан, и рассматривают имущественные споры между участниками гражданских правоотношений по их добровольному волеизъявлению. Пункт 5 ст. 7 Закона о третейских судах прямо предусматривает, что третейским судам не подведомственны споры, по которым затрагиваются интересы государства. Закон о международном коммерческом арбитраже такого запрета не содержит, однако ст. 1 данного Закона предусматривает, что он применяется в отношении споров, возникших из гражданско-правовых договоров с участием физических и юридических лиц, не упоминая государства. Если вопрос о том, могут ли действующие в Казахстане международные коммерческие арбитражи рассматривать возникающие из гражданско-правовых договоров споры с участием государства, является спорным, то по отношению к иностранным международным коммерческим и инвестиционным арбитражам такого вопроса не возникает, поскольку они вправе рассматривать споры с участием государства, в том числе гражданско-правовые. Подобные споры могут возникнуть, например, тогда, когда государство вступает в гражданско-правовые отношения с иностранными субъектами. Вместе с тем в соответствии с ранее действовавшим законодательством прямо допускалось рассмотрение инвестиционных споров с участием государства в международном коммерческом арбитраже. Так, согласно подп. 2) п. 2 ст. 27 Закона об иностранных инвестициях 1994 г., если инвестиционные споры не могут быть разрешены путем переговоров в течение трех месяцев с даты письменного обращения любой из сторон в споре к другой стороне, то спор, по выбору любой из его сторон, может передаваться для разрешения, при наличии письменного согласия иностранного инвестора в соответствии с согласованной процедурой разрешения споров, в том числе установленной в контракте или любом ином соглашении между сторонами в споре, в один из следующих арбитражных органов, включая в арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Республики Казахстан. Вопросам участия государства в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом посвящены нормы ст. 1102 ГК, п. 2 которой предусматривает, что в таких отношениях Республика Казахстан пользуется юрисдикционным иммунитетом в отношении себя и своей собственности от юрисдикции судов другого государства, включая судебный иммунитет, иммунитет от обеспечения иска и иммунитет от принудительного исполнения судебного акта, если иное не установлено: в международном договоре Республики Казахстан; в письменном соглашении, не являющемся международным договором Республики Казахстан; путем заявления в суде или письменного уведомления в рамках конкретного разбирательства. Таким образом, данной статьей в отношении Республики Казахстан закреплен так называемый абсолютный иммунитет от судебной юрисдикции других государств. Включение данной нормы в ГК представляется спорным и подвергается серьезной критике по следующим основаниям[3]. ГК регулирует гражданско-правовые отношения, то есть имущественные и личные неимущественные отношения. Это нормы материального и частного права. Иммунитет государства вытекает из суверенитета государства и связан с освобождением от судебной юрисдикции. Это нормы публичного и процессуального права. Кроме того, ГК регулирует гражданско-правовые отношения только на территории Республики Казахстан, в том числе и с участием иностранного элемента, и не может регулировать подобные отношения на территории других государств, в том числе с участием Республики Казахстан. В изложенной норме речь идет как раз о гражданско-правовых отношениях на территории иностранных государств. В настоящее время многие государства стали руководствоваться теорией ограниченного (или функционального) иммунитета, согласно которой при осуществлении публичных функций государство пользуется безусловным иммунитетом, но при осуществлении частноправовой деятельности оно лишается иммунитета, причем само вступление государства в частноправовые отношения рассматривается как отказ от иммунитета. Следует отметить, что нормы ст. 1102 ГК противоречат положениям Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, принятой в Нью-Йорке 02 декабря 2004 года, и основанной на концепции функционального иммунитета, которую Республика Казахстан ратифицировала без оговорок в соответствии с Законом от 27 октября 2009 года[4]. Гражданско-правовые споры с участием административно-территориальной единицы также разрешаются судами (п. 5 ст. 112 ГК). Например, к таковым можно отнести споры, возникающие при принудительном отчуждении земельных участков для государственных нужд, о признании бесхозяйного имущества поступившим в коммунальную собственность, споры, связанные с приватизацией имущества или предоставлением земельных участков в частную собственность или в землепользование, и многие другие. Так, истица обратилась в районный суд г.Алматы с исковым заявлением к отделу жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог при Акиме о признании членом семьи нанимателя и обязывании заключить договор приватизации и приватизировать квартиру за ней, мотивируя тем, что она является родной сестрой нанимателя, умершей 12.12.2005 г. Сестра по ордеру получила и проживала в однокомнатной квартире, выделенной решением райисполкома в 1992. При жизни сестра неоднократно пыталась приватизировать эту квартиру, однако ей постоянно отказывали. С января 2000 года истица постоянно проживала с сестрой, так как та долго болела, затем ее парализовало. Истица ухаживала за больной сестрой, оплачивала коммунальные услуги и проживает в этой квартире по сей день. Решением суда иск был удовлетворен. Государство и административно-территориальная единица как субъекты гражданских правоотношений являются субъектами ответственности по гражданско-правовым обязательствам. В соответствии со ст. 113 ГК Республика Казахстан отвечает по своим обязательствам имуществом государственной казны, а административно-территориальная единица отвечает по своим обязательствам имуществом местной казны. Республика Казахстан и административно-территориальная единица не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам граждан и юридических лиц, а граждане и юридические лица не отвечают по обязательствам Республики Казахстан и административно-территориальной единицы, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательными актами. Так, в случаях, установленных законодательными актами, государство несет имущественную ответственность по обязательствам государственных юридических лиц. Например, в соответствии с п. 1 ст. 44 ГК юридические лица, кроме специальных финансовых компаний, финансируемых учредителем учреждений и казенных предприятий, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении деньгами. При их недостаточности ответственность по его обязательствам несет его учредитель. Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении деньгами. При недостаточности у казенного предприятия денег субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Республика Казахстан или административно-территориальная единица средствами соответствующего бюджета. Ответственность государства или административно-территориальной единицы может наступить и при банкротстве соответственно республиканского или коммунального предприятия. Так, согласно п. 3 ст. 44 ГК, если банкротство юридического лица вызвано действиями его учредителя (участника) или собственника его имущества, то при недостаточности средств у юридического лица учредитель (участник) или соответственно собственник его имущества несет перед кредиторами субсидиарную ответственность. Имущество государственной казны в соответствии с п. 2 ст. 192 ГК составляют средства республиканского бюджета, объекты государственной собственности, перечисленные в ст. 193 ГК, и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами. Согласно ст. 193 ГК объектами государственной собственности являются земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы. Вместе с тем согласно п. 2 ст. 88 Закона о государственном имуществе на имущество, составляющее государственную или местную казну, за исключением бюджетных средств, не может быть обращено взыскание. Законами Республики Казахстан могут быть установлены иные виды государственного имущества, на которое не может быть обращено взыскание. В этих случаях Республика Казахстан или административно-территориальная единица несет ответственность в пределах стоимости имущества, на которое не может быть обращено взыскание, бюджетными средствами. Иные положения могут быть предусмотрены международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан (п. 3 ст. 4 Конституции РК). В соответствии со ст. 114 ГК к государству и административно-территориальным единицам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательных актов. Так, в отношении государства не могут быть применены нормы о банкротстве юридических лиц, об очередности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица, о приобретении гражданских прав через органы юридического лица и т.д.
§ 2. Формы участия государства в гражданском обороте
Государство, как и иные субъекты гражданских правоотношений, является участником регулируемых гражданским законодательством товарно-денежных и иных основанных на равенстве участников имущественных отношений, а также связанных с имущественными личных неимущественных отношений (п. 1 ст. 1 ГК). К личным неимущественным благам и правам в соответствии с п. 3 ст. 115 ГК относятся: жизнь, здоровье, достоинство личности, честь, доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право на авторство, право на неприкосновенность произведения и другие нематериальные блага и права. Вместе с тем из сущности указанных личных неимущественных прав и благ следует, что государство не может быть обладателем таких прав, как жизнь, здоровье, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны и т.д.. Соответственно, государство не может быть обладателем указанных личных неимущественных прав и благ. Речь может идти только о праве на имя. Однако наименование Республики Казахстан и административно-территориальных образований - это не гражданско-правовые неимущественные права, а публичные права. Условно можно говорить о праве на защиту деловой репутации, если рассматривать государство, выступающее в гражданском обороте, как юридическое лицо в соответствии со ст. 111 ГК РК, но это тоже маловероятно. Здесь возникают также публично-правовые отношения. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что государство в основном является субъектом имущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством. Имущественные права государства. Имущественные права государства обычно сводят только к праву государственной собственности. К сожалению, в ГК также есть статья только о государственной собственности (ст. 192 ГК РК), и нет ничего о государственном имуществе. Между тем право государственной собственности - это вещное право, и связано оно только с вещами. Однако если исходить из состава имущества, данного в ст. 115 ГК РК, имущественные права государства не ограничиваются только правом государственной собственности. Имущественные права государства в соответствии с подп. 23) ст. 1 Закона о государственном имуществе - это права государства на имущество, включающие в себя: 1) право государственной собственности (ст. 192 ГК). Право государственной собственности включает в себя и права государства на имущество государственных предприятий и государственных учреждений, находящееся в их оперативном управлении (ст.ст. 102-104, 202-208 ГК); 2) иные вещные права государства (сервитут, аренда, безвозмездное пользование имуществом и другие); 3) обязательственные права (права требования) государства, в том числе права на бездокументарные ценные бумаги (в частности, акции акционерных обществ в бездокументарной форме) и на доли в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью (ст.ст. 36, 58, 77, 85 ГК); 4) исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие государству (ст. 964 ГК); 5) наследственные права (п. 2 ст. 1046, ст. 1083 ГК); 6) иные имущественные права государства, предусмотренные законами Республики Казахстан. Введение термина «имущественное право государства» не противоречит, как иногда утверждается, понятию, сформулированному в подп. 4) ст. 66 Конституции Республики Казахстан о том, что Правительство Республики Казахстан «организует управление государственной собственностью». Конституционный совет Республики Казахстан в постановлении от 17 марта 1999 г. №4/2 «Об официальном толковании подпункта 4) ст. 66 Конституции Республики Казахстан» отметил, что «понятие «управление государственной собственностью», входящее в компетенцию Правительства, следует понимать и как осуществление от имени Республики Казахстан правомочий собственника государственного имущества в рамках закона». Однако, кроме права собственности, Правительство осуществляет от имени Республики Казахстан и иные имущественные права, в частности, права на акции акционерных обществ и доли в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью. В соответствии с подп. 10) ст. 66 Конституции Республики Казахстан Правительство «выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента». Несомненно, в выполнение этих функций входит и осуществление Правительством иных, кроме права собственности, имущественных прав государства. Осуществление таких прав и возможность их закрепления в законах вытекает и из Конституции Республики Казахстан. В Конституции закреплено, что Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся режима собственности и иных вещных прав (подп. 2) п. 3 ст. 61 Конституции Республики Казахстан), обязательства и ответственности юридических лиц (подп. 1) п. 3 ст. 61 Конституции Республики Казахстан). Из этих положений вытекает, по меньшей мере, два вывода: 1) Правительство при участии в гражданском обороте может осуществлять, кроме права собственности, иные вещные права и обязательственные права; 2) эти права могут быть закреплены в законе, в частности, в Законе о государственном имуществе. Это положение специально отмечено в послании Конституционного Совета РК «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» от 22 июня 2009 г. №09-5/1. Анализируя свое нормативное постановление от 15 октября 2008 №8, Конституционный Совет указал в послании: «Отмечено также, что «государственная услуга» взаимосвязана с имущественным правом государства. При этом формирование юридического института «имущественное право государства» не противоречит положению подпункта 4) ст. 66 Конституции Республики Казахстан о том, что Правительство организует управление государственной собственностью (постановление Конституционного совета от 17 марта 1999 г. №4/2)». В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о государственном имуществе государственное имущество подразделяется на республиканское и коммунальное имущество. В п. 2 указанной статьи предусмотрено, что в состав республиканского имущества входит: 1) имущество государственной казны: средства республиканского бюджета и средства Национального фонда Республики Казахстан; иное государственное имущество, не закрепленное за республиканскими юридическими лицами; 2) имущество, закрепленное за республиканскими юридическими лицами. Согласно п. 3 ст. 2 Закона о государственном имуществе в состав коммунального имущества входит: 1) имущество местной казны: средства местного бюджета; иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами; 2) имущество, закрепленное за коммунальными юридическими лицами. Помимо изложенного, в ст. 192 ГК видами государственной собственности признаются республиканская и коммунальная собственность и разграничивается состав такого имущества. Деление собственности на государственную и частную вытекает из п. 1 ст. 6 Конституции РК, которая предусматривает, что в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. При этом Конституция РК не использует применительно к указанным категориям понятия «форма» или «вид» собственности. Из изложенной конституционной нормы следует, что, помимо государственной и частной собственности, другой собственности в Республике Казахстан не может быть. В научной литературе чаще всего деление собственности на государственную и частную рассматривается как разграничение двух форм собственности. В этой связи закономерно возникает вопрос о том, что является основанием для разграничения форм собственности. Наиболее распространенной является точка зрения, высказанная многими исследователями о единстве права собственности и разграничении субъектов права собственности. В этой связи обосновывалось, что собственность одна и едина по своему экономическому и юридическому содержанию. С экономической точки зрения любая собственность - это присвоение, с юридической - любое право собственности означает право владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению и в своих интересах. Разделение собственности на виды производится по субъектам права собственности[5]. Из подобного понимания форм собственности исходят ряд российских авторов[6]. Наряду с изложенным существует точка зрения о том, что классификация форм собственности по субъектному признаку не является единственно возможной. Так, по утверждению Ю.К. Толстого, различие форм права собственности не сводится к различию в субъектах[7]. В казахстанской литературе иные классификационные признаки, например, применены в отношении такой формы собственности, как кондоминиум[8]. Применительно к кондоминиуму применение иных классификационных признаков обоснованно, поскольку в указанной форме собственности сочетается раздельная (индивидуальная) собственность на отдельные жилые и нежилые помещения с общей собственностью на общее имущество. Вместе с тем мы полагаем, что деление на государственную и частную собственность в Конституции РК связано с субъектами права собственности. Государственная собственность указывает на принадлежность имущества государству, каковым в соответствии со ст.ст. 1 и 2 Конституции РК является Республика Казахстан. Из изложенного может быть сделан вывод о том, что единственным субъектом права государственной собственности является Республика Казахстан. Вместе с тем анализ ст.ст. 111-114, 192 ГК РК показывает, что Республика Казахстан является субъектом республиканской собственности. Что касается коммунальной собственности, ее субъектом является административно-территориальная единица. Между тем анализ норм Конституции РК показывает, что она не содержит норм о республиканской собственности. В ст.ст. 6, 66 речь идет о государственной собственности. В этой связи возникает вопрос о том, в какой мере обоснованно деление государственной собственности на республиканскую и коммунальную и, соответственно, выделение двух субъектов гражданских правоотношений, Республики Казахстан и административно-территориальной единицы.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |