|
|
|
А. Гридин, главный налоговый консультант ТОО «Налоговое агентство Турегельдин и Партнеры»
КАКОВ ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В СЭЗ?
Налогообложение СП в СЭЗ: КПН, НДС, таможенные пошлины; приобретение земли, строительство производственных мощностей - НДС.
Согласно статье 8 Закона Республики Казахстан от 21 июля 2011 года № 469-IV «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» (далее - Закон), специальные экономические зоны создаются на земельных участках, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, либо на земельных участках, принудительно отчужденных у собственников земельных участков и землепользователей для государственных нужд в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан. Специальные экономические зоны также создаются на земельных участках, находящихся в частной собственности граждан и (или) негосударственных юридических лиц. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, предназначенные для осуществления приоритетных видов деятельности, предоставляются во временное возмездное землепользование (аренду) участнику специальной экономической зоны в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан на срок создания специальной экономической зоны. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, предназначенные под строительство объектов инфраструктуры, а также для осуществления вспомогательных видов деятельности, предоставляются во временное возмездное землепользование (аренду) управляющей компании, автономному кластерному фонду в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан на срок создания специальной экономической зоны. Управляющая компания, автономный кластерный фонд вправе передавать лицам, осуществляющим вспомогательные виды деятельности, земельные участки, указанные в части второй настоящего пункта, во вторичное землепользование (субаренду) в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан. В аренду управляющей компании, автономному кластерному фонду также могут передаваться объекты инфраструктуры, созданные полностью или частично за счет бюджетных средств на земельных участках, находящихся в государственной собственности, переданных во временное возмездное землепользование (аренду). Лицам, осуществляющим вспомогательные виды деятельности, управляющей компанией, автономным кластерным фондом могут передаваться объекты инфраструктуры, созданные полностью или частично за счет бюджетных средств, на земельных участках, находящихся в государственной собственности, переданных во вторичное землепользование (субаренду). Земельные участки, на которых создается специальная экономическая зона, должны быть обеспечены объектами инфраструктуры за счет бюджетных средств и (или) иных не запрещенных законодательством Республики Казахстан источников в соответствии с технико-экономическим обоснованием специальной экономической зоны. Порядок финансирования строительства или реконструкции объектов инфраструктуры за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан. Участники специальной экономической зоны или лица, осуществляющие вспомогательные виды деятельности, вправе осуществлять за счет собственных средств строительство необходимых им объектов инфраструктуры на территории земельного участка, переданного им во временное возмездное землепользование (аренду) или во вторичное землепользование (субаренду). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, предназначенные для осуществления приоритетных и (или) вспомогательных видов деятельности, могут передаваться их собственниками управляющей компании во временное возмездное пользование (аренду) в соответствии с договором временного возмездного пользования (аренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона. Управляющая компания вправе передавать земельные участки, находящиеся в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, предназначенные для осуществления приоритетных и (или) вспомогательных видов деятельности, во временное возмездное вторичное пользование (субаренду) участникам специальной экономической зоны или лицам, осуществляющим вспомогательные виды деятельности, в соответствии с договором временного возмездного вторичного пользования (субаренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона. Договоры временного возмездного пользования (аренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, и временного возмездного вторичного пользования (субаренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, заключаются в соответствии с типовыми договорами временного возмездного пользования (аренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, и временного возмездного вторичного пользования (субаренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, соответственно. Сроки договоров временного возмездного пользования (аренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, и временного возмездного вторичного пользования (субаренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, не должны превышать срок, на который создается специальная экономическая зона. Собственник земельного участка вправе осуществлять деятельность на территории специальной экономической зоны в качестве участника специальной экономической зоны или лица, осуществляющего вспомогательные виды деятельности, в соответствии с требованиями настоящего Закона. При этом договор временного возмездного пользования (аренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, с собственником земельного участка не заключается. Статьей 25 Закона определено, что участники специальной экономической зоны облагаются налогами и другими обязательными платежами в бюджет в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан. Налогообложение организаций, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон, регламентировано главой 17 Налогового кодекса (статьи 150-152). Согласно пунктам 1-4 статьи 150 Налогового кодекса, для целей применения настоящей статьи организацией, осуществляющей деятельность на территории специальной экономической зоны, является юридическое лицо, соответствующее одновременно следующим условиям: 1) юридическое лицо зарегистрировано в качестве налогоплательщика по месту нахождения в налоговом органе на территории специальной экономической зоны или осуществлена его постановка на регистрационный учет по месту нахождения объекта, облагаемого земельным налогом, налогом на имущество или платой за пользование земельными участками, в таком налоговом органе при наличии налогового органа на территории специальной экономической зоны либо юридическое лицо зарегистрировано в качестве налогоплательщика по месту нахождения в территориальном подразделении налогового органа, в компетенцию которого входит территория специальной экономической зоны, при отсутствии налогового органа на территории специальной экономической зоны; 2) юридическое лицо является участником специальной экономической зоны в соответствии с законодательством Республики Казахстан о специальных экономических зонах; 3) юридическое лицо не имеет структурных подразделений за пределами территории специальной экономической зоны; 4) для юридического лица, являющегося участником специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий», - не менее 70 % совокупного годового дохода составляют доходы, подлежащие получению (полученные) от реализации товаров собственного производства, работ, услуг, при соблюдении следующих условий: реализованные товары, работы, услуги являются результатами осуществления видов деятельности, предусмотренных статьей 151-4 Налогового кодекса; производство и реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются участником специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий»; 5) для юридического лица, являющегося участником специальной экономической зоны, кроме специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий», - не менее 90 % совокупного годового дохода юридического лица составляют доходы, подлежащие получению (полученные) от реализации товаров собственного производства, работ, услуг при соблюдении следующих условий: реализованные товары, работы, услуги являются результатами осуществления участником специальной экономической зоны видов деятельности, соответствующих целям создания специальной экономической зоны; производство и реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются участником специальной экономической зоны. Перечень товаров, работ, услуг, указанных в подпунктах 4) и 5) части первой настоящего пункта, определяется Правительством Республики Казахстан. Для целей Налогового кодекса организациями, осуществляющими деятельность на территории специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий», также признается юридическое лицо, соответствующее одновременно следующим условиям: 1) юридическое лицо зарегистрировано в качестве налогоплательщика по месту нахождения; 2) юридическое лицо является участником специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий» в соответствии с законодательством Республики Казахстан о специальных экономических зонах; 3) юридическое лицо не имеет структурных подразделений; 4) не менее 70 % совокупного годового дохода юридического лица составляют доходы, подлежащие получению (полученные) от реализации товаров собственного производства, работ, услуг, при соблюдении следующих условий: реализованные товары, работы, услуги являются результатами осуществления видов деятельности, предусмотренных статьей 151-4 Налогового кодекса; производство и реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются участником специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий». Перечень товаров, работ, услуг, указанных в подпункте 4) части первой настоящего пункта, определяется Правительством Республики Казахстан. Перечень юридических лиц, указанных в настоящем пункте, утверждается центральным исполнительным органом, осуществляющим государственное регулирование в сфере создания, функционирования и упразднения специальных экономических зон. Порядок формирования такого перечня определяется Правительством Республики Казахстан. К организациям, осуществляющим деятельность на территориях специальных экономических зон, не относятся: 1) недропользователи; 2) организации, производящие подакцизные товары, за исключением организаций, осуществляющих производство, сборку (комплектацию) подакцизных товаров, предусмотренных подпунктом 6) статьи 279 Налогового кодекса; 3) организации, применяющие специальные налоговые режимы; 4) организации, применившие инвестиционные налоговые преференции; 5) организации, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса. Организации, осуществляющие деятельность на территориях специальных экономических зон, не вправе применять положения Налогового кодекса, установленные для организации, осуществляющей деятельность по организации и проведению международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан. Отнесение полученных (подлежащих получению) доходов к доходам от видов деятельности, указанных в подпунктах 4) и 5) части первой пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании подтверждения местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, выданного в порядке и по форме, которые установлены Правительством Республики Казахстан. Отнесение полученных (подлежащих получению) доходов к доходам от видов деятельности, указанных в подпункте 4) части первой пункта 2 настоящей статьи, осуществляется на основании подтверждения автономного кластерного фонда, выданного в порядке и по форме, которые установлены Правительством Республики Казахстан. В соответствии со статьями 151-1 - 151-10 Налогового кодекса, юридические лица, соответствующие положениям статьи 150 Налогового кодекса и осуществляющие деятельность на территории определенной специальной экономической зоны, при исчислении налогов и платы за пользование земельными участками по объектам налогообложения и (или) объектам, связанным с налогообложением, расположенным на территории данной специальной экономической зоны и используемым при осуществлении видов деятельности, соответствующих целям создания данной специальной экономической зоны, применяются: коэффициент 0 к соответствующим ставкам при исчислении земельного налога; коэффициент 0 к соответствующим ставкам при исчислении платы за пользование земельными участками на срок, указанный в договоре временного возмездного землепользования (аренды), но не более десяти лет со дня предоставления земельных участков на праве временного возмездного землепользования (аренды); ставка 0 % к среднегодовой стоимости объектов налогообложения при исчислении налога на имущество. Юридические лица, осуществляющие деятельность на территории специальной экономической зоны, при определении суммы корпоративного подоходного налога, подлежащей уплате в бюджет, уменьшает сумму исчисленного в соответствии со статьей 139 Налогового кодекса корпоративного подоходного налога на 100 %. В соответствии с пунктами 1- 3 статьи 26 Закона, на территории специальной экономической зоны или на ее части действует таможенная процедура свободной таможенной зоны. Границы специальной экономической зоны, в пределах которых действует таможенная процедура свободной таможенной зоны, определяются в соответствии с актом Президента Республики Казахстан о создании специальной экономической зоны. Таможенная процедура свободной таможенной зоны применяется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан. Территория специальной экономической зоны является частью таможенной территории таможенного союза. Пунктом 1 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (г. Санкт-Петербург, 18 июня 2010 года) определено, что свободная таможенная зона - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов (НДС на импорт), а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |