|
|
|
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Калиева Айгуль Умиржановна Ведущий научный сотрудник Центра правового мониторинга РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан», kalieva.a@zqai.kz
Омарова Назгуль Нурлыбаевна Старший научный сотрудник Центра правового мониторинга РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан», omarova.n@zqai.kz
Электроэнергетика, являясь одной из базовых отраслей, играет важную роль в экономической, социальной сфере любого государства. Поэтому электроэнергетический комплекс определен как один из приоритетных секторов экономики Республики Казахстан и рассматривается как динамично сбалансированная система энергетика - экономика - природа - общество при устойчивом развитии электроэнергетики на базе новых высокоэффективных технологий и постоянного снижения энергоемкости внутреннего валового продукта (ВВП) страны. Основные стратегические направления в электроэнергетической отрасли: формирование единой энергетической системы (ЕЭС) Казахстана; восстановление параллельной работы с единой энергетической системой (ЕЭС) России и энергосистемами республик Центральной Азии; разработка модели открытого конкурентного рынка электроэнергии; максимальное использование существующих энергоисточников с их реконструкцией и модернизацией; ввод новых мощностей только как импортозамещающих; улучшение структуры выработки электроэнергии за счет развития нетрадиционной энергетики; реконструкция и модернизация существующих систем теплоснабжения с комбинированной выработкой электроэнергии и теплоты, как эффективной энергосберегающей технологии, позволяющей существенно сократить расход органического топлива и уменьшить выбросы парниковых газов; внедрение современных автономных высококачественных источников теплоты везде, где это экономически и экологически оправдано по сравнению с комбинированной выработкой электроэнергии и теплоты и централизованным теплоснабжением от котельных. Электроэнергетика включает в себя производство, передачу и снабжение электрической и тепловой энергии и является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения страны. Для экономики Республики Казахстан электроэнергетика имеет особое значение, поскольку ключевые отрасли страны, такие как металлургия и добыча нефти и газа, характеризуются высокой энергоемкостью. Соответственно, конкурентоспособность тяжелой промышленности Казахстана и качество жизни населения во многом зависят от надежного и качественного энергоснабжения потребителей по приемлемым ценам. В результате реформирования электроэнергетической отрасли Республики Казахстан крупные электростанции были выделены в юридически обособленные предприятия, приватизированы или переданы в концессию. ТЭЦ вместе с тепловыми сетями были приватизированы или переданы в коммунальную собственность[1]. В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 «Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан», предусмотрена Инициатива 3.22 «Внедрение модели оптовых рынков электроэнергии и мощности». В которой указано, что для решения проблем сегмента производства электроэнергии будет разработана и внедрена модель оптовых рынков электроэнергии и мощности (целевая модель), которая придет на смену механизму предельных тарифов. В рамках целевой модели рассматривается функционирование рынков электроэнергии и мощности с конкурентным ценообразованием. Переход к целевой модели предполагается осуществить с 2019 года. Кроме того, в данной инициативе особо отмечено, что тарифы на электроэнергию, а также цены на мощность (существующую, новую и модернизируемую) должны формироваться таким образом, чтобы обеспечить инвестиционную привлекательность сектора производства электроэнергии. В частности, тариф на электроэнергию должен полностью покрывать все обоснованные затраты производителей электроэнергии и обеспечивать фиксированную прибыль, а плата за мощность должна покрывать инвестиционные затраты производителей[2]. Согласно Концепции развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 года № 724, Правительству необходимо обеспечить экономию потребления электрической энергии путем ежегодного снижения энергоемкости экономики на 10 % в течение 2013 - 2015 годов. Вышеуказанная Концепция увязывает в единое целое развитие нефтегазовой, угольной, атомной и электроэнергетической отраслей с учетом передового мирового опыта и последних тенденций развития мировой энергетики. В период реализации Концепции достижение нижеперечисленных задач предполагается посредством некоторых законов, в том числе Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 588 «Об электроэнергетике» (далее - Закон)[3]. Актуальность повышения энергоэффективности и энергосбережения подтверждается также содержанием послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 29 января 2010 года «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» и Государственной программой по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы. В рамках данных документов поставлен ряд задач, одной из которых является снижение энергоемкости валового внутреннего продукта Республики Казахстан не менее чем на 10 % к 2015 году и не менее чем на 25 % к 2020 году. В рамках ста шагов по реализации пяти институциональных реформ Президента Республики Казахстан, 50-ым пунктом поставлена задача Реорганизация отрасли электроэнергетики. Внедрение модели «Единого закупщика», 51-ым - Укрупнение региональных электросетевых компании, а 52 шагом - Внедрение новой тарифной политики в электроэнергетике, стимулирующей инвестиции в отрасль СПРАВОЧНО. В целях реализации 50, 52 шагов Плана Нации - 100 конкретных шагов принят Закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года № 394-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики». На текущий момент в Казахстане действует система предельных тарифов, которая утверждается уполномоченным органом сроком на 7 лет, с ежегодной корректировкой. Но данная политика будет действительна только до конца 2018 года. После окончания программы предельных тарифов, с 2019 года, наряду с рынком электрической энергии, будет функционировать рынок электрической мощности, направленный на обеспечение инвестиционной привлекательности электроэнергетической отрасли. С введением рынка мощности существующий тариф на электрическую энергию будет разделен на две части: 1) тариф на электроэнергию - переменная часть, которая будет обеспечивать окупаемость затрат на производство электрической энергии; 2) тариф на мощность - постоянная часть, которая будет обеспечивать возвратность вложенных инвестиций в строительство новых и обновление, модернизацию, реконструкцию, расширение существующих электрических мощностей. На рынке электрической энергии будут заключаться прямые двухсторонние договоры, договоры на централизованных торгах, а на рынке мощности будет вводиться Единый закупщик, который будет покупать мощность у энергопроизводящих организаций. Данные изменения необходимы для улучшения инвестиционной привлекательности электроэнергетической отрасли, которая должна развиваться опережающими темпами роста потребления. Во исполнение пункта 51 национального плана «100 конкретных шагов» Министерством энергетики разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики» (далее - проект Закона) в соответствии с одобренной на 410-м заседании Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве РК (07.10.2016 г.) обновленной Концепцией проекта Закона. Данный проект Закона предусматривает укрупнение РЭК по следующим механизмам: − освобождение энергопередающих организаций от корпоративного подоходного налога и налога на имущества при принятии на баланс бесхозяйных электрических сетей; − снятие запретов для энергопередающих организаций, предусмотренных законодательством в сфере естественных монополий в случае их укрупнения; − введение возможности пересмотра предельных уровней тарифов на передачу электрической энергии при расширении электрических сетей; − передача вновь построенных подстанций и электрических сетей, находящихся на балансе государственных предприятий, на баланс ЭПО. Введение требований к деятельности энергопередающих организаций на уровне Закона будет проводиться с поэтапным вводом их в действие: 1) наличие диспетчерского технологического управления - не позднее 1 января 2018 года; 2) наличие служб, укомплектованных обученным и аттестованным персоналом, осуществляющих эксплуатацию и техническое обслуживание электрических сетей, оборудования, механизмов, охрану труда и технику безопасности, обеспеченных средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и приспособлениями - не позднее 1 января 2020 года; 3) наличие договоров с системным оператором на оказание системных услуг - не позднее 1 января 2020 года; 4) наличие автоматизированных систем коммерческого учета, систем телекоммуникаций, обеспечивающих их унификацию с системами, установленными у системного оператора и региональной электросетевой компании - не позднее 1 января 2022 года. Реализация вышеупомянутых механизмов проекта Закона должна способствовать стимулированию энергопередающих организаций к укрупнению, что в итоге должно привести к следующим результатам: • сокращение количества ЭПО (Справочно: не более 130 ЭПО к 2020 году); • повышение надежности энергоснабжения; • передача бесхозяйных электрических сетей на баланс ЭПО (Справочно: линии электропередачи - 4 580 км и трансформаторные подстанции 10/0,4 кВ - 1 313 шт.) • снижение затрат потребителей в части оплаты услуг за передачу электроэнергии. Согласно Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике», утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577, меры по переходу к «зеленой экономике» будут реализованы по следующим 7 направлениям: 1) рациональное использование водных ресурсов; 2) развитие устойчивого и высокопроизводительного сельского хозяйства; 3) энергосбережение и повышение энергоэффективности; 4) развитие электроэнергетики; 5) развитие системы управления отходами; 6) снижение загрязнения воздуха; 7) сохранение и эффективное управление экосистемами. Таким образом, можно констатировать, что анализируемый Закон соответствует стратегическим целям государства, в целом, и целевым индикаторам смежного отраслевого законодательства. Анализ закона на предмет выявления типичных дефектов закона, способствующие формированию различной практики применения действующего законодательства. 1. Согласно статье 3 Закона, одной из задач государственного регулирования в области электроэнергетики является право выбора потребителями поставщика электрической и (или) тепловой энергии. Данную формулировку предлагается изменить: - обеспечение защиты права выбора потребителями поставщика электрической и (или) тепловой энергии. 2. Согласно статье 6 Закона, орган по государственному энергетическому надзору и контролю осуществляет контроль за недопуском или отстранением от работы на электрических установках персонала, не прошедшего проверку знаний правил технической эксплуатации и правил техники безопасности в области электроэнергетики (пп. 4) п. 2). Если контролирующий орган в ходе проверки выявит сотрудников персонала, не прошедшего проверку знаний правил технической эксплуатации и правил техники безопасности, то он обязан выдать предписание установленного образца об отстранении от работы данных сотрудников персонала. Следовательно, возникает вопрос, каким образом «незнающий» персонал осуществляет деятельность по эксплуатации электрических установок до назначения проверки? 3. Аналогичная ситуация в пункте 8 данной статьи. Для устранения выявленных нарушений руководителю объекта электроэнергетики выдается предписание установленного образца с указанием сроков и лиц, ответственных за исполнение, а также об отстранении от работы персонала, не имеющего соответствующего доступа к осуществлению деятельности по эксплуатации электроустановок и не прошедшего квалификационные проверки знаний правил технической эксплуатации и правил техники безопасности в области электроэнергетики. В связи с этим предлагается внести изменения в Закон, в части контроля в области электроэнергетики. 4. Также в Законе отсутствуют принципы, на которых основывается правовое регулирование отношений, связанных с электроэнергетикой. По мнению С.А. Белоусова «… официально закрепляя такие значимые характеристики нормативного правового акта, как предмет регулирования, сфера действия, цели, принципы регламентируемой деятельности, преамбула становится его «мостиком» к другим документам, ориентиром для будущих законодательных нововведений…».[4] В связи с чем, считаем необходимым в рассматриваемом Законе предусмотреть нормы, устанавливающие правовое регулирование отношений, связанных с электроэнергетикой. 5. Исследуемый Закон содержит дублирующие нормы, в частности в статье 6 «Государственный энергетический контроль». Считаем, что пункты 2 и 9 данной статьи Закона носят дублирующий характер: «2. Орган по государственному энергетическому надзору и контролю осуществляет контроль за:…»; «9. Энергетический контроль осуществляются за:…». К примеру: 2 Орган по государственному энергетическому надзору и контролю осуществляет контроль за: 1) соблюдением требований нормативных правовых актов Республики Казахстан в области электроэнергетики; 9. Энергетический контроль осуществляются за: 2) соблюдением нормативных правовых актов Республики Казахстан в области электроэнергетики в пределах своей компетенции; Следовательно, предлагаем объединить рассматриваемые пункты. 6. По информации Союза инженеров-энергетиков Республики Казахстан, одна из серьёзных тем, затронутых на Энергетическом форуме «Электроэнергетика Казахстана - состояние и перспективы устойчивого развития» являются вопросы теплоснабжения в Казахстане, на значительной части которого суровые климатические условия, стоят в одном ряду с вопросами жизнеобеспечения. В настоящее время из всей структуры управления теплоснабжением государство сохранило за собой функции контроля технического состояния (Госэнергонадзор), экономического регулирования этой сферы как локальной естественной монополии (тарифная политика) и установления обязательных правил, связанных с производством, передачей, распределением и потреблением тепловой энергии. Вопросы формирования необходимой для отрасли нормативно-правовой базы, технической политики в системе централизованного теплоснабжения являются актуальными… Основные проблемы в теплоснабжении, требующие решения: 1) Моральный и физический износ основного и вспомогательного оборудования на ТЭЦ, в котельных, в тепловых сетях и системах теплопотребления. Не решается актуальнейшая задача ликвидации сверхнормативных потерь тепловой энергии; 2) Нерешённость организационно-финансовых вопросов для проведения реконструкции и модернизации отдельных составляющих систем теплоснабжения; 3) Действующие системы теплопотребления в зданиях, присоединённые к системам централизованного теплоснабжения (СЦТ) городов, как правило, не имеют автоматики и в незначительном количестве обеспечены приборами учёта тепловой энергии и теплоносителя на тепловых пунктах; 4) Большинство потребителей, присоединённых к СЦТ, не имеет возможности регулировать расход тепла на отопление по своему желанию; 5) Ответственные за системы теплопотребления жилых зданий кооперативы собственников квартир (КСК), как и жители, не имеют экономических стимулов для внедрения энергосберегающих мероприятий и не способны управлять системами теплопотребления; 6) Отсутствует обязательность разработки оптимальных планов модернизации теплоснабжения городов (схем теплоснабжения) на средне- и долгосрочную перспективу, на основе которых должно достигаться эффективное развитие городских централизованных и автономных систем теплоснабжения; 7) В настоящее время теплоснабжающие организации не могут самостоятельно осуществить необходимое техническое перевооружение СЦТ, так как они ограничены регулируемыми тарифами на тепло, ориентированными на относительно низкую платёжеспособность основных потребителей; 8) Объекты систем централизованного теплоснабжения разделены между владельцами различных форм собственности. В силу технологических особенностей организация централизованной системы теплоснабжения предполагает и централизованную систему управления. Наличие двух или трёх теплоснабжающих организаций в одной СЦТ не приводит к развитию рыночной конкуренции, так как субъекты единой системы теплоснабжения развивают свою деятельность в разных частях одной системы; 9) Создание тарифных стимулов на увеличение производства только электроэнергии привело к замещению на ТЭЦ энергоэффективной выработки электроэнергии на тепловом потреблении выработкой в конденсационном режиме с перерасходом топлива. Реформа управления теплоснабжением должна обеспечить заинтересованность всех субъектов процесса выработки, транспорта и потребления тепла в повышении надёжности, минимизации издержек и повышении энергоэффективности. Необходимо законодательно закрепить общие принципы организации экономических отношений в теплоснабжении, а также формирование основ государственной политики в этой сфере. Тарифообразование для станций с комбинированным производством это особая сфера, требующая устранения перекосов в вопросах распределения затрат на производство электрической и тепловой энергии, то есть задействованных активов. Кроме того, при экономически обоснованной необходимости повышения тарифа должна присутствовать социальная составляющая в виде монетарной компенсации категории населения, нуждающейся в государственной поддержке. Другой пример. Всем известно, в каком состоянии сейчас находятся тепловые сети в большинстве регионов. При этом около 80 % тепловых сетей в Казахстане находятся в коммунальной собственности, а 20 % - в частной собственности. На сегодня одной из задач в секторе теплоснабжения является восстановление, модернизация тепловых сетей, тепловых насосных станций, тепловых пунктов и доведением потерь до мировых стандартов. Эта мера позволит в первую очередь: — снизить темпы ежегодного роста тарифов для потребителей; — создать условия для привлечения и финансирования замену старых сетей на новые в теплоэнергетике и в сфере водоснабжения и канализации, поскольку материалы, оборудование и новые технологии, достаточно дорогостоящие и ведут к значительному росту налога на имущество и другим отчислениям. В конечном счёте, специальный налоговый режим для таких предприятий позволит создать условия для восстановления, обновления оборудования предприятий жизнеобеспечения. Принятие Закона РК «О теплоснабжении» поможет уйти от ошибок, которые, как показывает практика, неизбежны при существующем рассредоточении в разных директивных документах положений. Например, Международное Энергетическое Агентство настойчиво рекомендует странам создавать законы о теплоснабжении, особенно при наличии систем централизованного теплоснабжения на базе ТЭЦ. С учётом вышеизложенного, в целях восполнения пробела в законодательстве Казахстана по вопросам теплоснабжения необходимо инициировать от имени Министерства энергетики РК рассмотрение и принятие проекта Закона РК «О теплоснабжении». Следует отметить, что на пространстве СНГ только в Казахстане нет Закона «О теплоснабжении»[5]. Согласно резолюции энергетического форума, Министерству энергетики РК порекомендовали обеспечить завершение разработки и утверждения Закона РК «О теплоснабжении» для законодательного урегулирования отношений, связанных с теплоснабжением и тепловыми сетями, структурой и функционированием рынка тепла, определением места и роли станций с комбинированным режимом работы. 6. Согласно официальному источнику EnergyProm.kz,[6] за январь-март 2020 года в Казахстане произвели 29,4 млрд кВт·ч электроэнергии — на 4,5% больше, чем в январе-марте 2019-го. 62,6% всего производства электроэнергии пришлось на Павлодарскую (12,05 млрд кВт·ч), Карагандинскую (4,07 млрд кВт·ч) и Восточно-Казахстанскую (2,27 млрд кВт·ч) области. Годовой рост тарифов на электроэнергию для населения в марте 2020 года составил 4% (месячное удорожание — 0,3%). Так, стоимость электроэнергии для населения, использующего электрические плиты, увеличилась на 1-м уровне потребления на 4% за год, на 2-м уровне — на 4,4%, на 3-м уровне — на 4,3%. Для населения, не использующего электрические плиты, тарифы на 1-м уровне потребления выросли на 3,5%, на 2-м и 3-м уровне — на 4,3%. В то же время генеральный директор ТОО «Kazakhmys Energy» Евгений Никитин заявил, что тарифы в стране установлены на уровне гораздо ниже себестоимости производства электроэнергии. По его мнению, подобные тарифы несут угрозу электроэнергетической отрасли страны и сами по себе не являются хорошим показателем.
Энергопроизводящие организации в Республике Казахстан получают доход от оказания двух видов услуг: реализации электроэнергии и поддержания готовности несения электрической мощности. Исходя из принципов, заложенных в Закон Республики Казахстан «Об электроэнергетике» и подзаконные акты данной отрасли, предельный тариф на реализацию электроэнергии должен покрывать затраты на производство электроэнергии и включать в себя прибыль. Средства от услуги по реализации мощности, опять же, исходя из вышеуказанных принципов, должны направляться на модернизацию и реконструкцию предприятий. Однако реальность показывает обратное. На 2019 год практически всем предприятиям отрасли без обоснований были утверждены предельные тарифы гораздо ниже себестоимости производства электроэнергии. О прибыли речи не было — уровень рентабельности Министерство энергетики Республики Казахстан утвердило в размере „0» (нуля). Утверждённый тариф на мощность также был снижен и не покрывает затраты на выполнение программ по модернизации и реконструкции предприятий». По словам экспертов, предприятия отрасли думали только об одном: хоть как-то выполнить ремонты оборудования и не допустить его остановов, направляя все имеющиеся средства (в том числе от платы за мощность) в основном на покрытие текущих операционных затрат. Это грозит не только убытками от производства электроэнергии, но и срывом всей долгосрочной программы модернизации электростанций.
Исходя из вышеизложенного, в целях реализации и совершенствования долгосрочных программ по модернизации электростанций, предлагаем уполномоченному органу данную ситуацию пересмотреть путем принятия соответствующих решений, которые решат существующие проблемы указанной отрасли. 7. В настоящее время наши сограждане измеряют эффективность работы энергетиков только уровнем тарифа, при этом единственным положительным фактором этой эффективности (по мнению потребителей) может быть только низкий тариф[7]. Ведь, что такое тариф на электростанции - это выражение затрат на производство электроэнергии. Данные затраты состоят из множества расходов, которые электростанции несут и основными из которых являются: расходы на топливо (прежде всего уголь), расходы на железнодорожные перевозки, системные услуги, предоставляемые оператором (АО KEGOC) национальной энергетической системы, затраты на обязательства приобретения энергии, выработанной ВИЭ (возобновляемыми источниками энергии), заработная плата и затраты на поддержание и обновление оборудования. Рост расходов неизбежен с учетом инфляционных процессов и текущего общего износа генерирующего оборудования. При этом надо учитывать, что тарифы энергетиков строго зарегулированы и утверждаются путем прохождения многоуровневой процедуры согласований и разрешений, при этом основные составляющие затрат жесткого тарифного регулирования не имеют. В результате стоимость основных затрат на производство и транспортировку электроэнергии растет опережающими темпами, фактически, делая тариф энергетиков убыточным. Вот небольшая таблица, показывающая разницу в росте тарифа, на примере наших предприятий.
В связи со сложившимися обстоятельствами ТОО «Kazakhmys Energy» (Казахмыс Энерджи), наряду с другими крупными энергопроизводящими организациями Республики Казахстан, были вынуждены обратится в адрес Президента Республики Казахстан с просьбой о поддержке энергетической отрасли. Данное обращение для энергетиков была крайне вынужденная мера, поскольку до этого ими отправлялись многочисленные обращения в адрес Министерства Энергетики РК. Как уже отмечалось выше энергопроизводящие организации в Республике Казахстан получают доход от оказания двух видов услуг: реализация электроэнергии и поддержания готовности несения электрической мощности. И проблемы в данной сфере достаточно серьезные. В основном утвержденные тарифы не покрывают затраты на выполнение программ по модернизации и реконструкции предприятий. Сложившаяся ситуация ударила по каждому предприятию отрасли. У кого-то тариф ниже себестоимости и из-за этого невозможно сделать полноценно даже текущие ремонты. У кого-то плата за мощность не покрывает затраты на модернизацию оборудования. У следующих- все вместе. Также вероятно, что общий спад экономики и снижение мировых цен на медь в дальнейшем повлияет на данную отрасль. Прибыль, несмотря на принимаемые меры ведомства Министерства Энергетики РК по ее обнулению, все равно не была предусмотрена в предельном тарифе. Отмена рентабельности в принципе исключает возможность называть деятельность по производству электрической энергии «предпринимательской деятельностью», и, если это в срочном порядке не исправить, отрасль начнут покидать инвесторы. Шансов на то, что кто-то захочет инвестировать в бизнес, официально не имеющий рентабельности, конечно же, нет, - пояснил Евгений Никитин. По его словам, если не принять меры сейчас, последствия будут крайне плачевными. Конечно, это не значит, что все предприятия отрасли завтра прекратят свою работу. Но уменьшение генерации вследствие вывода морально и физически устаревшего оборудования и невозможность ввода нового, аварии и остановы оборудования вследствие не проведения его ремонта по причине отсутствия средств - это уже перспектива завтрашнего дня. Необходимо учесть, что проекты модернизации в отрасли отличаются высокой капиталоемкостью, сроки реализации которых измеряются годами, иными словами если вдруг сегодня проблемы будут решены, то эффекты от этого мы получим примерно через пять лет. Второй очень важный момент, о котором нельзя не сказать - это проект нового экологического кодекса. База проекта данного экологического кодекса - это обязанность внедрения природопользователями новых дорогостоящих технологий или взамен одни лишь санкции. Естественно, все эти новшества мы не придумали, исходя из наших текущих реалий, а скопировали от «более продвинутых стран», в частности опираясь на европейские нормы. У угольной генерации Казахстана, существует неустранимая проблема - это то, что казахстанское угольное топливо высокозольное и при реализации экологических программ это становится неустранимым недостатком, так как для того чтобы достичь, например, действующих европейских норм по выбросам твердых частиц «экологическая надстройка» становится намного более капиталоемкой и не всегда технически реализуема в условиях действующих электростанций. Предлагаемое стимулирование предприятий через обнуление ставок на эмиссию, не решает проблемы с финансированием экологических проектов предприятий. Готовы ли энергопроизводящие организации к этому? Нет, не готовы. Причина - необходимость вложения колоссальных средств в переоборудование станций и, как следствие - необходимостью увеличения для этого тарифов. С учетом того, что в текущих реалиях средств на модернизацию устаревшего действующего оборудования и так не хватает, вопрос финансирования экологических проектов не имеет на данный момент решения. Он также дополнил, что даже по самым скромным подсчетам инвестиции в отрасль необходимо увеличить на 50%, и далее на поддержание внедренных «экологических надстроек» на оборудовании необходимы затраты до 30% от себестоимости. Экология - это забота о нашем будущем поколении и конечно же нужно в этом вопросе продвигаться вперед, но эти шаги должны быть более взвешенными и обеспечиваться четкими и понятными алгоритмами поддержки отрасли чтобы не получить эффект экологичности за счет остановки предприятий. Таким образом, вышеперечисленные проблемы отрасли нуждаются в решении, механизм которых необходимо радикально изменить, направив государственную поддержку и все силы на помощь предприятиям отрасли в их усилиях по поддержанию имеющихся мощностей и инвестированию в их модернизацию. При этом надо понимать, что такая помощь должна включать в себя рефинансирование и долгосрочное финансирование отрасли в национальной валюте. Если этого не сделать сейчас, то в последующем выявлять и устранять проблемы будет гораздо дороже и болезненнее для общества. 8. Одним из эффективных инструментов нормотворческой деятельности является систематизация и/или консолидация законодательства, а также освобождению его от устаревших и дублирующих норм, восполнению пробелов в правовом регулировании, минимизация отсылочных норм в законами, соответственно, расширение практики принятия законов прямого действия в рамках круга вопросов, по которым в соответствии с Конституцией Республики Казахстан могут приниматься законодательные акты. Необходимо отметить, что Закон «Об электроэнергетике» содержит достаточное количество норм, которые имеют бланкетную (отсылочную) природу. В результате появления последних, на наш взгляд, имеют место коррупционные правонарушения, ущемление прав, свобод человека и законных интересов граждан и организаций. Речь идет о следующих нормах (выделено Курсивом) исследуемого Закона: 1. Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан 2) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан. 2. Статья 5. Компетенция уполномоченного органа 71) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан. 3. Статья 5-1. Компетенция уполномоченного органа в области коммунального хозяйства 6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 4. Статья 7. Компетенция государственного органа, осуществляющего руководство в сферах естественных монополий 9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 5. Статья 8. Недопустимость вмешательства в производственно-технологическую деятельность Центральные исполнительные органы, а также местные представительные и исполнительные органы не вправе вмешиваться в производственно-технологическую деятельность организаций, связанную с производством и передачей электрической и тепловой энергии или с технологическим управлением этими процессами, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.
ОСНОВНОЙ ВЫВОД: Методологически общественная опасность таких бланкетных норм заключается в том, что принимаемые позже на основе «якобы» принятого Закона инструктивные нормы искажают смысл и содержание «родового нормативного правового акта», а, следовательно, органы исполнительной власти подменяют в своей функции власть законодательную. Это, в свою очередь, существенно повышает коррупционные риски и, как правило, снижает уровень доверия граждан к законодательству. В нашем случае, в Законе РК «Об электроэнергетике» не в полной мере (буквально) отражены общепринятые достижения современной юридической мысли в исследуемой области.
В КАЧЕСТВЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Выделенные курсивом отсылочно-бланкетные нормы необходимо определить с помощью действующего (актуализированного) законодательства в этой сфере либо с помощью автоматизации процесса обнаружения отсылочной нормы необходимо актуализировать подзаконные нормативные правовые акты с условием вкрапления туда основных организационно-правовых элементов наиболее удовлетворительных с позиции действующего права. 9. Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы разработана в целях реализации Указов Президента Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года № 1158 «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 28 января 2011 года «Построим будущее вместе!» и от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года». Программа обеспечила разработку и принятие мер для проведения модернизации коммунальной инфраструктуры, создание оптимальной модели жилищных отношений, повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг населению, а также позволила посредством создания специальных механизмов финансирования обеспечить проведение не только ремонта общего имущества объектов кондоминиумов, включая термодернизацию, но и модернизацию устаревших коммунальных систем. Именно, в период с 2011 по 2020 годы были реализованы инвестиционные программы энергопередающих и энергопроизводящих организаций, являющихся монополистами в сфере коммунальных услуг. Сам ход реализации инвестиционных программ сопровождался многочисленными коммунальными спорами в гражданских судах, привлечением к административной ответственности монополистов, возбуждением уголовных дел. Для разрешения споров в сфере энергетики уже недостаточно базовых знаний из области гражданского права и гражданского процесса — здесь требуются специальные познания, основанные на специфике данной сферы. За время практики в области разрешения энергетических споров юристы приобрели устойчивую квалификацию во многих непростых вопросах, возникающих в энергетическом секторе. Однако, анализируя правовые акты, регулирующие отношения в области тепло- и электроэнергетики, установлен ряд противоречий, ведущих к неправильному разрешению гражданских дел. Рассмотрим одну из коллизий права, наиболее часто встречающуюся в гражданских спорах, которая чаще всего приводит к нарушению права потребителя электрической энергии и создает условия для вымогательства и мошеннических действий со стороны монополиста. Нормами пятого параграфа Гражданского Кодекса Республики Казахстан предусмотрены правоотношения поставщика услуг-энергоснабжающей организации и потребителя, как участников договорных публичных правоотношений. Пункт 2 статьи 487 ГК РК возлагает обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии на энергоснабжающую организацию. Обязанность допуска работников энергоснабжающих организаций к приборам для контроля технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования возложена на потребителя абонента, если иное не установлено законодательными актами.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |