|
|
|
Профилактика правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений
Милюк Алексей заместитель председателя Комитета административной полиции Министерства внутренних дел РК
Вопросы профилактики семейно-бытового насилия всегда находятся в зоне пристального внимания органов внутренних дел. Постоянно принимаются организационные и практические меры по совершенствованию данного вида деятельности. Хотел бы сразу отметить, что правовая основа всей системы профилактики была заложена в 2009 году после принятия специального отраслевого Закона «О профилактике бытового насилия». С момента принятия Закона только по инициативе МВД в него 12 раз вносились соответствующие изменения и дополнения. С его принятием были расширены полномочия полицейских в части возможности установления обязанностей и ограничений в отношении лиц, допускающих правонарушения в сфере семейного быта. Теперь сотрудник полиции имеет право при наличии угрозы совершения бытового насилия, запретить «дебоширу» приближаться к потерпевшей, контактировать с ней любыми способами, в т.ч. по телефону. Срок действия таких ограничений составляет - один месяц, оформляются они в форме специального защитного предписания. Нарушение запретов и ограничений влечет административную ответственность вплоть до административного ареста сроком на 5 суток (ст. 461 КоАП). В случаях если в ходе бытового конфликта были нанесены побои или легкие телесные повреждения, правонарушителю грозит более суровое наказание в виде административного ареста до 10 или 15 суток соответственно. При таких фактах и наличии оснований полагать продолжение противоправных действий суд вправе по личной инициативе, либо по ходатайству органов полиции или других участников производства установить в отношении правонарушителя более жесткие запреты и обязанности. В частности - это запреты на хранение и ношение оружия, на распитие алкоголя даже дома, а в особых случаях суд вправе выселить «дебошира» из квартиры на 10 дней при наличии у него другого жилища. Срок действия этих запретов может составлять от 3-х месяцев до 1-го года. На период действия защитного предписания и особых требований к поведению правонарушителя, лицо ставится на профилактический учет и контроль участкового инспектора полиции. В текущем году сотрудниками полиции было вынесено свыше 52 тыс. защитных предписаний. Еще 7,5 тыс. особых требований к поведению правонарушителей установлены судами. С прошлого года, по поручению Главы государства была ужесточена ответственность за бытовое насилие. В частности: · статья 110 Уголовного кодекса «Истязание» переведена из дел частного обвинения в частно-публичные. Тем самым, обязанность по сбору доказательств вины семейного дебошира возложена на полицию, а не на потерпевших, как это было ранее; · за совершение этого же преступления в отношении несовершеннолетних, беременных женщин, а также лиц находящихся в беспомощном состоянии, - нижний порог лишения свободы увеличен с 3 до 4 лет; · за противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений (ст.73 КоАП) без применения физического насилия срок ареста увеличен с 3-х до 5 суток. · Ужесточены требования к процедуре примирения сторон. Если ранее примириться можно было на любой стадии адмпроизводства, то теперь только в суде, пройдя стадию медиации. В результате принятых мер по итогам 8 месяцев т.г. отмечается снижение семейно-бытовых правонарушений на 5%. При этом, в структуре общеуголовной преступности доля семейно-бытовых правонарушений не является высокой и составляет менее 1%. Однако специфика бытового насилия выражается в ее скрытном латентном характере. Не каждый хочет выносить «сор из избы», идти в полицию за защитой от произвола семейного тирана. Такие преступления зачастую совершаются в результате систематического злоупотребления алкоголем на почве социально-экономических проблем. К примеру, половина бытовых правонарушений совершается в состоянии опьянения, а 70% задержанных семейных «дебоширов» не имеют постоянного места работы. Необходимо отметить, что активное применение силовых методов борьбы с бытовым насилием способствует повышению уровня напряженности в семейных отношениях и как следствие росту без того высокого уровня разводов в стране. Такое положение порождает другие социальные проблемы как социальное сиротство, увеличение числа неполных и малообеспеченных семей, не выплата алиментов. В связи с чем, министерством проводится активная работа по изменению акцентов государственной политики с репрессивной направленности в сторону решения социально-экономических проблем населения. На наш взгляд, уклон должен быть сделан на комплексной реабилитационной и психо-коррекционной работе как с правонарушителями, так и с жертвами насилия. В настоящее время, совместно с депутатским корпусом рассматриваются вопросы внедрения реабилитационных программ привитию основ семейных ценностей, здорового образа жизни. Реализовать данные инициативы планируется в рамках законопроекта по отдельным вопросам укрепления института семьи. Также совместно с заинтересованными госорганами прорабатываются вопросы модернизации существующих социальных служб и порядка сопровождения лиц из групп риска (алкоголиков, лиц находящихся в трудной жизненной ситуации и др.). Необходимо отметить, что в вопросах защиты прав женщин особая роль отводится специальным инспекторам полиции по защите женщин от насилия. Поэтому 25 февраля текущего года Глава государства на заседании Национального совета общественного доверия обратил особое внимание на необходимость укрепления штатной численности этих полицейских подразделений. По поручению Президента за счет внутренних резервов их численность была увеличена вдвое и доведена до установленных нормативов. Профилактика бытовой преступности малоэффективна без использования потенциала неправительственных организаций. Ими предоставляются убежища жертвам бытового насилия, оказывается правовая, медицинская, социальная, а также психологическая помощь, проводятся тренинги и консультации. Сегодня с полицией взаимодействует 49 кризисных центров, 39 из которых имеют приюты. Для того чтобы воспользоваться их услугами жертвы бытового насилия могут самостоятельно обратиться в эти центры, либо сделать это при непосредственной помощи сотрудников полиции. Только в текущем году полицейскими в кризисные центры направлено более 3 тыс. женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |