|
|
|
Письмо Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан от 1 октября 2020 года № 17-9/4470 дз
Депутатам Мажилиса Парламента Республики Казахстан
На № ДЗ-119 от 3 сентября 2020 года
Уважаемые депутаты!
Рассмотрев Ваш депутатский запрос касательно введения утилизационного платежа в отношении сельскохозяйственной техники сообщаю следующее. Касательно отмены утильсбора на с/х технику, которая не производится в Казахстане Утилизационный сбор на сельскохозяйственную технику был введен с 23 декабря 2019 года как в отношении производителей самоходной сельскохозяйственной техники Республики Казахстан, так и импортеров из государств-членов ЕАЭС и третьих стран. Согласно данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития (далее - МИИР), основной целью введения утилизационного сбора является обновление устаревшего на 80% парка сельхозтехники, создание полноценной системы утилизации, а также стимулирование сдачи на утилизацию вышедшей из эксплуатации техники на территории Республики Казахстан. На межведомственной комиссии по вопросам регулирования предпринимательской деятельности был одобрен проведенный МИИР анализ регуляторного воздействия, который предусматривает введение утилизационного сбора на все виды и марки тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. В Перечне товаров (продукции), на которую распространяется расширенные обязательства производителей, было предусмотрено изъятие, позволяющее не уплачивать утилизационный сбор некоторым иностранным компаниям, включенным в Комплексный план мероприятий по привлечению прямых иностранных и отечественных инвестиций (CLAAS, Lemken (Германия), John Deere, AGCO, Case New Holland, Green Plain (США) и др.). Указанное исключение было введено на основании ходатайства Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», отраслевых ассоциаций и союзов при Министерстве сельского хозяйства, а также сельхозтоваропроизводителей, так как производимая в Республике Казахстан техника не отвечает по своим характеристикам и качеству импортным моделям, необходимым при больших посевных и уборочных площадях, высокой урожайности, производстве масличных и иных высокорентабельных культур. Между тем, на заседании Совета Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) от 21 февраля 2020 года Правительству Республики Казахстан было рекомендовано исключить данное изъятие с целью ликвидации дискриминационных мер производителей государств-членов ЕАЭС. Для этих целей приказом и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов от 15 июня 2020 года № 146 «О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра энергетики от 4 декабря 2015 года № 695 «Об утверждении перечня продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров)» соответствующее примечание было исключено. Согласно данным МИИР введение утилизационного платежа на трактора и комбайны значительно повысило инвестиционную привлекательность отрасли сельхозмашиностроения. Так, только за последний год, учитывая ограниченность срока переходного периода, заключены соглашения о промышленной сборке и внедрено производство высокопроизводительной техники ведущих мировых брендов: - тракторы - Case IH Steiger, Magnum, New Holland T9, T8, Buhler Versatile HHT, Versatile 2375, Lovol 354, 604, 904/1304, Кировец К-700; - комбайны - Case IH Axial Flow 4088 (5 класс, с роторным обмолотом), New Holland TC 5.90, ТС 5.80 (5 класс, с барабанным обмолотом), роторные интеллектуальные зерноуборочные комбайны TORUM 750, 785, ACROS 585, 550, VECTOR 450 Track, кормоуборочные комбайны RSM 1401, DON 680M. В настоящее время подписано соглашение о промышленной сборке техники немецкого бренда CLAAS на территории Республики Казахстан. Крупные производители сельхозтехники из стран ЕАЭС успешно реализуют кооперационные проекты совместно с казахстанскими предприятиями. На сегодняшний день казахстанский сектор сельхозмашиностроения представлен такими предприятиями, как АО «Агромашхолдинг KZ» (комбайны «Essil», тракторы «Lovol», тракторы «Кировец» и пр.), ТОО «КЗ «Вектор» (комбайны «Vektor», комбайны «Acros» и пр.), ТОО «СемАЗ» (тракторы «Беларус»), ТОО «Композит Групп» (тракторы «Беларус»), АО «Петропавловский тракторный завод» (тракторы «К-744», «Батыр», посевные комплексы), ТОО «Костанайский тракторный завод» (тракторы «Кировец»), ТОО «Казахстанская агро инновационная корпорация» (тракторы «Белорус», тракторы «RSM», комбайны «ACROS» и пр.) и ТОО «Дон Map» (жатки). В случае организации производства на территории Казахстана, производители вправе получить стимулирование производства сельскохозяйственной техники, соответствующей экологическим требованиям технических регламентов ЕАЭС, в виде финансирования и возмещения ряда затрат. В рамках введения утилизационного сбора планируется запуск программы по сдаче вышедшей из эксплуатации сельхозтехники, где взамен старой, сданной на утилизацию будет выдаваться скидочный сертификат, который в последующем может использоваться при приобретении новой техники. Номинал скидочного сертификата определяется в установленном законодательством порядке и может составлять до 1,5 млн. тенге. На сегодняшний день при сдаче комбайна на металлолом компенсация составляет порядка 300-500 тыс. тенге. Таким образом, все вышеуказанные меры позволяют нивелировать затраты на утилизационный сбор и, более того, получить дополнительные выгодные условия для развития производства и повышения уровня локализации. Учитывая вышеизложенное, считаем нецелесообразным отмены утилизационного платежа в отношении сельскохозяйственной техники. Касательно коэффициентов, применяемые к базовой ставке утильсбора в отношении с/х техники Согласно пункту 2 статьи 285-3 Экологического кодекса Оператор расширенных обязательств производителей (импортеров) обладает исключительным правом в отношении сбора платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов и должен распоряжаться и управлять указанными платежами в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан». Вместе с тем, согласно пункту 8-1 Методики расчета платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов утвержденных приказом Министра энергетики от 25 декабря 2015 года № 762 «Базовые ставки утилизационного сбора и коэффициенты, применяемые к базовой ставке утилизационного сбора в отношении автотранспортных средств и самоходной сельскохозяйственной техники представляются уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности». На сегодняшний день Оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) проводится научно-исследовательская работа «Оценка и анализ показателей затрат и доходов, связанных с осуществлением деятельности по сбору, транспортировке, переработке, использованию и (или) утилизации отходов шин, масел, аккумуляторов, электронного и электрического оборудования, упаковки, сельхозтехники, транспортных средств», по итогам которой будут пересмотрены размеры денежных выплат за организацию обращения с отходами и утилизационных платежей по всем видам отходов. Касательно приостановления утилъсбора на кабельную продукцию Введение расчета ставки утилизационного платежа в отношении кабельно-проводниковой продукции по ее стоимости в Методику расчета платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов предложено Министерством индустрии и инфраструктурного развития и одобрено Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен». На сегодняшний день вопрос по введению утильсбора на кабельную продукцию в Казахстане прорабатывается и находится на рассмотрении Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |