|
|
|
Доклад Министра торговли и интеграции РК на первое чтение проекта Закона «О защите прав потребителей»
Уважаемый Ерлан Жаканович, уважаемые депутаты!
Глава Государства К.К. Токаев в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года сказал: «Нам предстоит глубинная перестройка отношений в триаде «гражданин - бизнес - государство». Государство должно обеспечить равные возможности и справедливость для всех.». Во исполнение поручения Президента и в реализацию Дорожной карты по исполнению Предвыборной программы партии «Аманат» на 2023-2027 годы, Министерством разработаны законопроект о защите прав потребителей в новой редакции и сопутствующий к нему законопроект. Последние поправки в Закон о ЗПП вносились четыре года назад, однако правоприменительная практика показала в нем правовые недочеты, которые не соответствуют современным реалиям и влияют на результативность защиты потребителей. Во-первых, четырёхэтапный порядок рассмотрения и разрешения жалоб потребителей создал барьер для реализации конституционного права потребителя на судебную защиту, так как потребители прежде, чем обратиться в суд, вынуждены проходить первые этапы указанного выше порядка. Во-вторых, сфера действия Закона О ЗПП по-прежнему ограничена розничной торговлей и бытовыми услугами. Комитет по ЗПП не может реагировать на нарушения прав потребителей и принимать меры в таких важных и широко распространенных сферах услуг, как жилищно-коммунальные, транспортные, медицинские, туристические, услуги связи и другие. В-третьих, общественные объединения потребителей работают еще недостаточно эффективно, отсутствует консолидация в их деятельности. В-четвертых, внедренная для автоматизации процесса приема и рассмотрения бизнесом обращений потребителей информационная система e-tutynushy не дала ожидаемого эффекта ввиду его добровольной регистрации в ней. Справочно: На сегодня в ней зарегистрировано всего 872 субъекта предпринимательства. В-пятых, за административные правонарушения в сфере защиты прав потребителей в КоАП РК предусмотрено лишь предупреждение. Такое взыскание недобросовестный бизнес не пугает. Необходимость совершенствования Закона О ЗПП подтверждается и статистикой ежегодного роста обращений недовольных действиями недобросовестного бизнеса и уровнем защиты своих прав, но все более грамотных и взыскательных, потребителей. Справочно: В 2021 году в Комитет по ЗПП поступило 25 тыс. обращений потребителей, в 2022 году 30 тыс., то в 2023 году их количество возросло до 51 тысячи. В другие госорганы количество обращений также выросло. В 2021 году их было 45 тыс., в 2022 году 47 тыс., а в 2023 году превысило 74 тыс. Хотел бы отметить резкий рост жалоб потребителей на нарушения в сфере электронной торговли до 7732 в 2023 году, удельный вес которых составил более 15 % от общего числа жалоб прошлого года, что является следствием активного использования ими инструментов электронной торговли. Причем по сравнению с 2022 годом рост числа жалоб составил 290 %. При разработке законопроекта изучен опыт стран СНГ, Германии, Польши, Турции и других стран и в результате предлагаются следующие новеллы. Во-первых, упрощается порядок разрешения гражданско-правовых потребительских споров из многоступенчатого в двухступенчатый. Потребителю при сохранении досудебного порядка на втором этапе предоставляется право выбора способа защиты своих прав: напрямую подать иск в суд, либо обратиться к субъектам внесудебного урегулирования спора (медиатор/арбитраж) или в госорган для привлечения недобросовестного субъекта бизнеса к административной ответственности. Также разграничиваются досудебный и внесудебный порядки урегулирования потребительских споров. Во-вторых, базовые принципы Закона О ЗПП будут распространены на все сферы услуг, кроме финансовых, с сохранением отраслевого регулирования и компетенции соответствующих государственных органов в этих сферах. Для других отраслевых законов наш Закон станет горизонтальным, а уполномоченный орган сможет сполна реализовать свою функцию по межотраслевой координации деятельности госорганов по вопросам защиты прав потребителей. В-третьих, разделены понятия определенного и неопределенного круга потребителей. По аналогии с рядом стран ЕАЭС Омбудсмен и общественные объединения по ЗПП получат право предъявлять в суды иски в отношении неопределенного круга потребителей. В-четвертых, вводится гражданско-правовая ответственность предпринимателя в виде штрафа, взыскиваемого судом в гражданском процессе в пользу потребителя, чьи нарушенные права не были восстановлены на досудебном этапе его обращения к предпринимателю. Данный правовой инструмент нацелен на стимулирование предпринимателей на досудебное разрешение гражданского спора с потребителями. Аналогичная практика зарубежных стран привела к существенному снижению обращений в суды. В-пятых, предлагаются поправки по усилению защиты прав потребителей в онлайн торговле. В-шестых, устранены правовые пробелы, на которые обращало наше внимание потребительское сообщество. В частности: условия договора, нарушающие и (или) ущемляющие права потребителя, которые влекут их недействительность, станут императивными, нормы Закона касательно безопасности и качества товаров приведены в соответствие с законодательством РК в области технического регулирования, исключение пресекательной нормы о добровольной регистрации в ИС e-tutynushy субъектов предпринимательства позволит интегрировать ее с другими государственными ИС и субъекты предпринимательства смогут видеть обращения к ним потребителей, исключены из числа невозвратных товаров медицинские изделия, абонентские устройства сотовой связи, исключена 100 % невозвратность по договорам о приобретении авиабилетов и туристском обслуживании, общественным объединениям потребителей предоставлена возможность делать контрольный закуп товаров и услуг, уточнены условия возврата потребителем товара в случае, если он приобрел его в кредит, и взаимоотношения субъектов предпринимательства с потребителями с инвалидностью. Отдельно отмечу следующее институциональное усиление системы защиты прав потребителей. По аналогии с институтом Омбудсмена по защите прав предпринимателей для консолидации общественных объединений потребителей вводится институт Омбудсмена по защите прав потребителей. Омбудсмен, как будущий стратегический партнер госоргана по защите прав потребителей, будет помогать ему вскрывать системные проблемы сферы защиты прав потребителей, будет глазами, ушами и голосом потребительского сообщества. В сопутствующем законопроекте с целью приведения в соответствие с основным законопроектом вносятся изменения и дополнения в два кодекса: Гражданский и Гражданско-процессуальный, а также в пять законов: о транспорте, туристской деятельности, регулировании торговой деятельности, доступе к информации, естественных монополиях. Законопроекты согласованы со всеми государственными органами, включая Генеральную прокуратуру и Верховный Суд. Законопроекты успешно презентованы во всех семи комитетах Мажилиса и получили поддержку депутатов. Пользуясь случаем, хочу вам выразить благодарность. В ходе заседаний рабочей группы от депутатов поступают ряд интересных предложений по расширению и совершенствованию положений законопроектов, которые мы всесторонне проработаем до второго чтения. В результате принятия законопроектов усилится система защита прав потребителей и повысится качество жизни общества. Благодарю за внимание и прошу поддержать наши законопроекты!
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |