|
|
|
Источник: Премьер-Министра РК (www.primeminister.kz)
10.09.2024 Год рабочих профессий: в Правительстве рассмотрены меры по модернизации профтехобразования
На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра Олжаса Бектенова рассмотрены меры по подготовке и повышению квалификации кадров для рабочих специальностей, а также повышению престижа данных профессий. С докладами выступили министры просвещения, науки и высшего образования, труда и соцзащиты. Также заслушаны председатель НПП «Атамекен» Раимбек Баталов, ряд руководителей региональных колледжей. В 2025 году, объявленном Годом рабочих профессий, планируется серьезная перезагрузка системы профессионально-технического образования. Изменения направлены на создание современных условий для подготовки кадров. На сегодня в 772 казахстанских колледжах готовят специалистов по 15 направлениям. Уровень трудоустройства по рабочим профессиям достигает 70%. Глава Правительства отметил, что в условиях развития экономики и появления новых производств Казахстану не хватает квалифицированных рабочих. Подготовка кадров остается важным приоритетом государственной политики и требует системного подхода, в котором будут учтены интересы и потребности рынка труда, бизнеса и обучающейся молодежи. За последние годы в Казахстане уже внедрен комплекс мер в области профессионального образования. Введено бесплатное обучение рабочим профессиям в колледжах, увеличен объем государственного заказа на подготовку кадров. Ранее за счет бюджета в колледжи ежегодно поступало порядка 93 тыс. студентов, в текущем году их количество выросло до 142,5 тыс. Также на 50% выросли стипендии для учащихся колледжей. Кроме того, продолжается работа по улучшению материально-технической базы образовательных организаций ТиПО. В рамках проекта «Жас маман» для переоснащения 180 колледжей из республиканского бюджета выделено 48 млрд тенге. Премьер-Министр обратил внимание на то, что несмотря на предпринятые меры, потенциал в подготовке кадров недостаточно раскрыт - необходимо модернизировать систему профтехобразования. «Нужно активно внедрять международные отраслевые стандарты и сертификацию. Для этого министерству просвещения необходимо провести независимую оценку качества работы, завершить профилизацию и ранжирование колледжей с определением технологических лидеров», — подчеркнул Олжас Бектенов. Особое внимание будет уделено системе стимулирования учебных заведений и внедрению KPI, которые будут мотивировать колледжи на повышение качества образования. Ключевая задача - разработка Комплексного плана по реформированию технического и профессионального образования. Соответствующее поручение дано министерству просвещения совместно с заинтересованными госорганами, акиматами и палатой «Атамекен». Документ должен учитывать конкретные меры по техническому переоснащению колледжей, повышению квалификации преподавательского состава, улучшению образовательных программ и внедрению механизмов оценки качества работы учебных заведений. Глава Правительства также подчеркнул необходимость обеспечения преемственности между образовательными программами университетов и колледжей. На сегодня 30 ведущих вузов страны установили партнерство с более 100 колледжами, реализующими смежные образовательные программы. «Нужно активно развивать дуальное обучение, расширять целевую подготовку кадров для конкретных предприятий в рамках госзаказа. Колледжи должны стать «центром притяжения» для молодежи, работодателей и инвесторов», — отметил Олжас Бектенов. Министерству труда и палате «Атамекен» совместно с отраслевыми госорганами поручено создать Цифровой банк навыков на основе европейского классификатора, а на базе цифровой платформы Национальной системы квалификаций - реестр сертифицированных выпускников колледжей. Данные цифровые решения позволят наладить процесс трудоустройства выпускников. Вместе с тем Премьер-Министр отметил важность вовлечения в образовательный процесс и подготовку кадров по рабочим профессиям предпринимательского блока. «Мировой опыт показывает, что качество подготовки кадров обеспечивается за счет четкого разделения зоны ответственности между государством, предприятиями и учебными заведениями. Поэтому мы хотим повысить роль и активность участия бизнеса в этом процессе. Самое главное в этой большой совместной работе - выпускники колледжей должны быть востребованы на рынке труда и получать достойную оплату», — добавил Олжас Бектенов. В рамках работы по повышению статуса рабочих профессий и развития профтехобразования министерствам науки и просвещения поручено пересмотреть структуру госзаказа, увеличив количество грантов для выпускников колледжей, продолжающих обучение в университетах по родственным специальностям.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |