|
|
|
«Санкционный комплаенс: Руководство для участников МФЦА»
Нурсултан Сулейменов - директор группы OLYMPEX ADVISERS Айдана Токина - старший юрист OLYMPEX ADVISERS
Введение
В современной глобализированной экономике, где компании и финансовые учреждения тесно взаимосвязаны на международном уровне, понимание и соблюдение санкционных требований становится неотъемлемой частью успешного ведения бизнеса. Понимание необходимости соблюдения санкционного комплаенса участниками Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) начинается с разъяснения значимости и влияния международных санкций на глобальный бизнес-ландшафт. Санкции — это политические и экономические инструменты, используемые государствами или международными организациями для достижения внешнеполитических и экономических целей, включая предотвращение нежелательных действий других государств или отдельных лиц. Для компаний, работающих на международном уровне, особенно важно быть в курсе и строго следовать санкционным ограничениям, введенным против стран, организаций и физических лиц. Несоблюдение этих требований может привести не только к значительным финансовым потерям в виде штрафов и замораживания активов, но и нанести ущерб репутации компании, что, в свою очередь, может оказать влияние на ее способность вести бизнес на глобальном уровне. Таким образом, эффективное управление санкционным риском и внедрение мер по соблюдению санкционных требований являются критически важными аспектами для поддержания устойчивости и конкурентоспособности компаний в сложной международной обстановке. В этом контексте настоящее руководство по санкционному комплаенсу для участников МФЦА предлагает комплексный подход к пониманию и применению санкционных требований, помогая компаниям МФЦА ориентироваться в сложных юридических и экономических условиях, обеспечивая при этом соблюдение всех необходимых международных стандартов и норм.
Основная часть
Перед тем как перейти к обсуждению обязательств участников МФЦА, важно осознавать, что строгое соблюдение санкционных требований имеет ключевое значение не только с юридической точки зрения, но и для поддержания стабильности, репутации и привлекательности центра на глобальной экономической арене. Такой подход позволяет МФЦА обеспечивать высокий уровень доверия у международных инвесторов и партнеров, способствуя таким образом притоку иностранных инвестиций и поддержанию его статуса, как надежной и прозрачной финансовой площадки. Таким образом, основная часть нашего руководства посвящена разъяснению правил и процедур, которые помогут участникам МФЦА эффективно управлять санкционными рисками и укреплять свои позиции на мировом рынке. Обязательства участников МФЦА Комитет МФЦА по регулированию финансовых услуг (AFSA) играет центральную роль в поддержании стандартов и безопасности в МФЦА. AFSA обладает широкими полномочиями, необходимыми для исполнения своих функций и регулирования деятельности в рамках МФЦА, особенно в части соблюдения санкционных требований. Основная задача AFSA — это предотвращение, выявление и пресечение действий, включая финансовые преступления, которые могут угрожать репутации МФЦА или влиять на финансовую деятельность в рамках центра. Такие меры регулирования играют ключевую роль в поддержании доверия и обеспечении безопасности внутри финансовой экосистемы МФЦА. Так, правила МФЦА предусматривают, что одной из целей регулирования является предотвращение, выявление и пресечение действий, включая финансовые преступления, которые могут нанести ущерб репутации МФЦА или финансовой деятельности, осуществляемой в МФЦА. Для этих целей регистратором МФЦА запрашивается свидетельство/юридическое заключение о санкционном воздействии и должной осмотрительности в отношении нового участника и его аффилированных лиц, особенно когда касается наличия иностранного элемента при осуществлении регистрационных и пострегистрационных действий (изменения в структуре собственности, запуск новых финансовых продуктов, M&A, в рамках регулярных проверок).
Правовое регулирование санкций в МФЦА Вопросы санкций урегулированы правом МФЦА только в рамках правил по противодействию отмывания денег и финансирования терроризма (ПОД/ФТ). Согласно правилам ПОД/ФТ МФЦА должен создавать и поддерживать эффективные системы и средства контроля для обеспечения соблюдения санкций Совета Безопасности ООН или РК, а также принятия мер по обеспечению соблюдения односторонних санкций, введенных в отдельных юрисдикциях таких как Европейский союз, Великобритания (Министерство финансов Великобритании) и Соединенные Штаты Америки (OFAC)[1]. Однако на практике AFSA запрашивается проверка иностранных лиц на предмет наличия в санкционных списках Совета Безопасности ООН, США, ЕС, Великобритании, а также помимо указанных в ПОД/ФТ источников в санкционных списках Канады и Австралии, в связи с чем они кратко описаны ниже. Свидетельство/заключение, запрашиваемое офисом регистратора, дается консалтинговыми или юридическими компаниями, являющимися участниками МФЦА и имеющими лицензию на оказание вспомогательных услуг, или казахстанскими юридическими или консалтинговыми фирмами, признанными Chambers Global, Legal 500 или IFLR 1000. Olympex Advisers входит в число таких компаний, предоставляющих профессиональные услуги в соответствии с действующим правом МФЦА. Подготовка такого сертификата/заключение предполагает не только проверку наличия отдельных физических и юридических лиц в санкционных списках отдельных стран, но и анализ влияния таких санкционных ограничений на участника и сам МФЦА в целом, при наличии аффилированных лиц в санкционных списках. Требование, связанное с проверкой лиц на наличие в санкционных списках, касается не только процедур регистрации или пост-регистрации. AFSA настоятельно рекомендует участникам МФЦА проводить процедуру санкционного комплаенса при ведении бизнеса с иностранными партнерами в целях исключения риска вторичных санкций, которая предполагает наличие санкционных оговорок в соглашениях, контрактах и иных совместных документах, внутренние правила, регламентирующие алгоритм действий при формировании партнерских отношений, при осуществлении деятельности, а также в случаях, если партнер становится санкционным лицом. Тщательная оценка рисков и качественный внутренний контроль способствует минимизации рисков, связанных с санкционными режимами, и являются залогом безопасного сотрудничества и осуществления плодотворной деятельности.
Обзор санкций Санкции являются мощным инструментом международного воздействия, имеющим значительное влияние на экономику и политику стран-мишеней. Бизнес, вовлеченный в международные операции, должен тщательно следить за изменениями в санкционных режимах, чтобы избежать юридических и финансовых рисков. В США функции управления программами экономических санкций и контроля за их исполнением возложены на OFAC. У OFAC действуют программы экономических санкций в отношении ряда стран, таких как: Афганистан, Беларусь, Бурма, Центральноафриканская Республика, Куба, Демократическая Республика Конго, Эфиопия, Гонконг, Иран, Ирак, Ливан, Ливия, Мали, Никарагуа, Северная Корея, Сомали, Южный Судан, Сирия, Россия, Венесуэла, Йемен, Зимбабве, а также связанных с определенной деятельностью - транснациональных преступных организаций, контролем над торговлей необработанными алмазами, заложниками и незаконно задержанными граждан США, иностранным вмешательством в выборы США, кибербезопасностью, антитеррористической деятельностью, борьбой с незаконным оборотом наркотиков и иные[2]. Основная часть лиц, подпадающих под санкционные программы OFAC, отражена в санкционном списке лиц особых категорий и запрещенных лиц США (SDN), однако имеются и другие санкционные списки OFAC. Санкции Европейского союза основываются на ряде нормативных правовых актов органов на Совета Европейского союза, которые направлены на защиту ценностей ЕС, его основных интересов и безопасности; укрепление и поддержку демократии, верховенства закона, прав человека и принципов международного права; сохранение мира; предотвращение конфликтов и укрепление международной безопасности. Ключевую роль в подготовке, поддержании и пересмотре санкций играет Европейская служба внешних связей. Европейским союзом введены более 30 санкционных режимов.[3] Великобритания реализует ряд режимов санкций посредством положений, принятых в соответствии с Законом о санкциях и борьбе с отмыванием денег 2018 года (Закон о санкциях). Закон о санкциях обеспечивает основную правовую основу для Великобритании для введения, обновления и отмены санкций[4].· ограничение транзакций и других банковских услуг. Канадские санкции вводятся в соответствии с Законом об Организации Объединенных Наций (UNA), Закона о специальных экономических мерах (SEMA), Закон о правосудии для жертв коррупции среди иностранных должностных лиц (JVCFOA). Канада ввела санкции в соответствии с UNA и SEMA в отношении ряда стран, таких как Центрально-Африканская Республика, Корейская Народного-демократическая Республика, Демократическая Республика Конго, Иран, Ираак, Ливия, Россия, Сомали, Сирия, Украина, Венесуэла и другие страны. Санкции, налагаемые Канадой на конкретные страны, организации или отдельных лиц, различаются и могут включать в себя различные меры, включая ограничение или запрет торговли, финансовых операций или другой экономической деятельности между Канадой и целевым государством, а также арест или замораживание имущества, находящегося в Канаде[5]. Австралия применяет режимы санкций Совета Безопасности ООН и автономные режимы австралийских санкций в соответствии с австралийскими законами о санкциях. Режимы автономных санкций Австралии в первую очередь реализуются в соответствии с Законом об автономных санкциях 2011 г. (Автономный закон) и Положениями об автономных санкциях Австралии 2011 г.[6] Санкции, налагаемые вышеуказанными юрисдикциями на конкретные страны, организации или отдельных лиц, различаются и могут охватывать различные меры: · экономические санкции, включая эмбарго на поставки оружия, ограничение импорта и экспорта, другие торговые ограничения; · финансовые санкции, включая замораживание активов; · иммиграционные санкции, известные как запреты на поездки; · санкции в отношении воздушных судов и судов.
Правило 50% При этом следует учесть, что ограничения могут быть применены не только к физическим и юридическим лицам, находящимся в санкционных списках государств, но и к компаниям, которые находятся под контролем санкционных лиц, так называемое Правило 50%. Однако подход контроля и владения отличаются в зависимости от юрисдикции. Например, подход Великобритании и ЕС заключается в том, что санкционное лицо: - владеет прямо или косвенно более чем 50% акций в компании, - имеет право (прямо или косвенно) назначать или смещать большинство членов совета директоров организации; - есть основания полагать, что лицо сможет обеспечить ведение дел организации в соответствии с его желаниями (Назначение большинства членов административных, управленческих или надзорных органов, единоличный контроль, оказание влияния на деятельность компании)[7]. Другой позиции в этом плане придерживается США, где под Правилами 50% понимается следующее: любая организация, которой в совокупности прямо или косвенно владеют 50 или более процентов одного или нескольких заблокированных лиц, сама считается заблокированным лицом[8].
Заключение
В контексте постоянно изменяющегося международного санкционного ландшафта, МФЦА и его участники сталкиваются с рядом вызовов, требующих тщательного и системного подхода к соблюдению санкционных требований. Роль AFSA в поддержании высоких стандартов соблюдения санкций неоценима, поскольку это напрямую влияет на доверие международных инвесторов и партнеров. Таким образом, соблюдение санкционных требований представляет собой сложный процесс, сопровождающийся множеством нерешенных вопросов и вызовов. Например, с учетом того, что санкционный режим вводится каждой юрисдикцией самостоятельно, санкционные списки каких стран должны учитываться при проведении санкционного комплаенса участниками МФЦА? Кроме того, в законодательстве МФЦА не предусмотрены четкие алгоритмы действий в случае попадания участников в санкционные списки, что создает неопределенность для инвесторов и бизнеса. Также стоит учитывать, что санкционные режимы постоянно обновляются и расширяются, требуя регулярной актуализации регламентов и процедур. В этой связи, Olympex Advisers активно участвует в формировании правоприменительной практики и готов предложить свои экспертные знания для решения данных вопросов. Мы будем и дальше информировать вас о нововведениях и делиться своей экспертизой в будущем. Исключение ответственности Информация в настоящей статье не является юридической или профессиональной консультацией. Информация в настоящей статье является общей и носит исключительно рекомендательный характер.
[1] Sec. 1.4.(f) AIFC Anti-Money Laundering And Counter-Terrorist Financing And Sanctions Rules [2] https://ofac.treasury.gov/sanctions-programs-and-country-information [3] https://www.eeas.europa.eu/eeas/european-union-sanctions_en [4] https://www.gov.uk/guidance/uk-sanctions [5] https://www.international.gc.ca/world-monde/international_relations-relations_internationales/sanctions/current-actuelles.aspx?lang=eng [6] https://www.dfat.gov.au/international-relations/security/sanctions [7] UK financial sanctions general guidance, https://www.gov.uk/government/publications/financial-sanctions-faqs; The EU Best Practices for the effective implementation of restrictive measures, General Secretariat of the Council, 11623/24, 3 July 2024, https://www.consilium.europa.eu/en/policies/sanctions/ [8] https://ofac.treasury.gov/media/6186/download?inline
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |