| ||||||||||||||||||||
|
|
|
04.11.2025 Распределение исполнительных документов посредством государственной автоматизированной информационной системы исполнительного производства
Онтаев Ерлан Пернешевич, Председатель Президиума РПЧСИ
Ряд публикаций в социальных сетях и СМИ по вопросу обжалования группой коллекторских организаций приказа Министерства юстиции по вопросам распределения исполнительных документов носят явно поверхностный и однобокий характер. В этой связи считаю необходимым отметить следующее. Приказом Министерства юстиции от 01.10.2025 г. внесены изменения в Правила распределения исполнительных документов посредством государственной автоматизированной информационной системы исполнительного производства между частными судебными исполнителями, утвержденные приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 652 (вступили в силу 17 октября 2025 года). Основная цель изменений — приведение приказа в соответствие с законодательством Республики Казахстан. Кроме того, изменён порядок распределения алиментных дел: теперь они будут равномерно распределяться между всеми ЧСИ. Ранее в ряде регионов действовали специализированные алиментные конторы, которые постепенно будут упразднены. Следует подчеркнуть, что указываемые в публикациях вопросы отмены права коллекторских организаций самостоятельно выбирать ЧСИ данным приказом не регулируются и изменениями не затрагиваются. Вместе с тем проблема злоупотреблений со стороны МФО и коллекторских организаций при выборе судебного исполнителя, их аффилированности, неравномерности нагрузки ЧСИ давно требует решения. Взыскания в пользу МФО и коллекторов не требуют особой квалификации, как правило это небольшие суммы. На практике исполнительные документы в пользу МФО и коллекторов предъявляются ограниченному кругу «своих» ЧСИ: в итоге у одних ЧСИ — десятки тысяч дел, у других — лишь сотни. Проведённые по инициативе и содействии Республиканской палаты проверки Генеральной прокуратуры неоднократно выявляли нарушения: аффилированность и сращивание коллекторов и МФО с ЧСИ, различные незаконные требования к судебным исполнителям как условие передачи им исполнительных документов и др. Здоровой конкуренции между ЧСИ (как это пытаются преподнести) здесь никакой нету. Подобная практика фактически ставит судебного исполнителя в зависимость от корпоративных взыскателей, что неизбежно подрывает его процессуальную нейтральность и объективность. В итоге нарушается баланс между интересами заемщиков и МФО с коллекторами, принцип равенства сторон, подрывается доверие к институту исполнительного производства в целом. Отношения судебного исполнителя со сторонами должны оставаться исключительно в процессуальной плоскости. Тезис о якобы «неприкосновенном праве» коллекторов и МФО самостоятельно выбирать судебного исполнителя - несостоятелен. Представим, если бы обращаясь в ЦОН, банк или др. каждый мог по своему усмотрению выбирать исполнителя — это привело бы к хаосу и подрыву системы. Следует помнить: речь идет не об обычных договорных отношениях, а о принудительном исполнении вступивших в законную силу актов суда и иных исполнительных документов. О необходимости решения указанных проблем указывалось также Депутатами Мажилиса, в том числе в рекомендациях по итогам Правительственного часа. Решение этих вопросов будет рассматриваться на законодательном уровне.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |