|
|
|
Инструкция № 37 Главной налоговой инспекции Министерства финансов Республики Казахстан О порядке начисления и уплаты налога на добавленную стоимость (утверждена приказом Министра финансов Республики Казахстан от 26 июня 1995 года № 159) Текст Инструкции в первоначальной редакции Настоящая инструкция разработана в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года № 2235, имеющим силу закона, "О налогах и других обязательных платежах в бюджет". Раздел I. Понятие о налоге на добавленную стоимость Налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости, добавленной в процессе производства и обращения товаров, работ или услуг, а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммами налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары, работы или услуги, и суммами налога, подлежащими уплате (уплаченными) за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Раздел II. Объекты обложения налогом на добавленную стоимость 1. Объектом обложения налогом на добавленную стоимость является облагаемый оборот и облагаемый импорт. 2. Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, выполненных работ или указанных услуг, осуществляемых в пределах Республики Казахстан, за исключением освобожденных от налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктами 1 - 7 пункта 31 настоящей Инструкции и осуществляемых для собственных производственных нужд, а также оборот, определенный в соответствии с положениями, предусмотренными международными договорами, участником которых является Республика Казахстан. В соответствии с Соглашением глав государств - членов Содружества Независимых Государств облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, работ или услуг в пределах государств - членов Содружества Независимых Государств. 3. Термин "реализация" по отношению к товарам означает продажу, обмен, безвозмездную передачу или передачу заложенных товаров в собственность залогодержателя. Реализация работ или услуг означает выполнение работ или оказание услуг. 4. Оборот по реализации товаров, работ или услуг определяется по выбору налогоплательщика: по методу начислений или кассовому методу учета. При кассовом методе учета реализация определяется исходя из стоимости отгруженных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по которым произведена оплата. При учете по методу начислений реализация определяется исходя из стоимости отгруженных товаров, выполненных работ или оказанных услуг независимо от факта оплаты. С начала и до конца налогового года применяется только один из выбранных методов. 5. В случае выплаты заработной платы и других выплат в натуральном выражении в стоимость выдаваемых товаров включается сумма налога на добавленную стоимость по ставке 20 процентов. 6. Облагаемым импортом являются импортируемые товары, за исключением освобожденных от налога в соответствии с подпунктами 8 10 пункта 31 настоящей Инструкции, а также импортируемых в соответствии с международными договорами, участником которых является Республика Казахстан. Выпуск товаров для свободного обращения на таможенную территорию Республики Казахстан, страной происхождения<*> которых является государство - член Содружества Независимых Государств (СНГ), производится без уплаты налога на добавленную стоимость. Выпуск товаров для свободного обращения на таможенную территорию Республики Казахстан, страной происхождения которых не является государство - член СНГ, производится при условии оплаты налога на добавленную стоимость, за исключением случаев, когда налоговые органы предоставляют отсрочку по импортируемым товарам на три месяца в соответствии с пунктом 54 настоящей Инструкции. Примечание. Порядок определения страны происхождения товаров регулируется Соглашением о правилах определения страны происхождения товара от 24.09.93 года, принятым главами правительств государств членов Содружества Независимых Государств, а также изменениями и дополнениями к нему. 7. В случае, если товары поставлены налогоплательщику для целей его предпринимательской деятельности, но были использованы им или иными лицами в личных целях безвозвратно, то использование этих товаров будет рассматриваться в качестве облагаемого оборота. 8. В случае снятия с учета хозяйствующего субъекта плательщика налога на добавленную стоимость, остатки его товаров рассматриваются в качестве облагаемого оборота с целью взаиморасчетов с бюджетом. Например, на момент снятия с учета по налогу на добавленную стоимость у налогоплательщика имелись остатки нереализованных товаров на сумму 100 тыс. тенге, по которым 20 тыс. тенге налога ранее было отнесено в зачет (в уменьшение платежей по налогу на добавочную стоимость). При окончательном расчете с бюджетом сумма налога на добавленную стоимость в размере 20 тыс. тенге должна быть уплачена в бюджет. Раздел III. Плательщики 9. Плательщиками налогов на добавочную стоимость являются юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, которые встали или обязаны встать на учет по налогу на добавленную стоимость. В соответствии с положениями Гражданского кодекса Республики Казахстан юридическими лицами являются: - хозяйственные товарищества, созданные в форме: а) полного товарищества; б) коммандитного товарищества; в) товарищества с ограниченной ответственностью; г) товарищества с дополнительной ответственностью; д) дочернего и зависимого хозяйственного товарищества; - производственные кооперативы; - государственные предприятия, объединения и организации; - некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью; - совместные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, расположенные на территории Республики Казахстан. Физическими лицами являются: граждане Республики Казахстан, граждане других государств, а также лица без гражданства. 10. С разрешения Главной налоговой инспекции подразделения юридического лица могут рассматриваться в качестве самостоятельных налогоплательщиков. 11. Плательщиками налога по импортируемым товарам являются юридические и физические лица, осуществляющие импорт на таможенную территорию Республики Казахстан, независимо от того, занимаются ли эти лица предпринимательской деятельностью, встали ли они на учет по налогу на добавленную стоимость. Раздел IV. Постановка на учет и снятие с учета по налогу на добавленную стоимость 12. Налогоплательщик обязан подать заявление о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость не позднее 15 дней со дня окончания периода (не более двенадцатимесячного), в течение которого размер облагаемого оборота налогоплательщика превысил минимум облагаемого оборота: 1000-кратную величину минимальной месячной заработной платы месяца, в котором произошло превышение. Если размер облагаемого оборота превысил минимум облагаемого оборота за период менее чем двенадцатимесячный, налогоплательщик обязан встать на учет, не дожидаясь окончания двенадцатимесячного периода. С целью постановки на учет или снятия с учета по налогу на добавленную стоимость двенадцатимесячным периодом является период начиная с 1 июня 1994 года по 31 мая 1995 года включительно. Размером минимума облагаемого оборота за указанный период является 250 тыс. тенге. В случае, если за указанный период у налогоплательщика не произошло превышение установленного минимума, налогоплательщик вправе подать заявление о снятии его с учета или о добровольной постановке его на учет по налогу на добавленную стоимость. Если юридическое или физическое лицо начало свою предпринимательскую деятельность в феврале 1994 года и имело следующие облагаемые обороты: 1. Февраль 1994 года - 50000 тенге 2. Март " - 30000 тг. 3. Апрель " - 25000 тг. 4. Май " - 50000 тг. 5. Июнь " - 10000 тг. 6. Июль " - 5000 тг. 7. Август " - 2000 тг. 8. Сентябрь " - 15000 тг. 9. Октябрь " - 20000 тг. 10. Ноябрь " - 30000 тг. 11. Декабрь " - 10000 тг. 12. Январь 1995 года - 20000 тг. 13. Февраль " - 10000 тг. 14. Март " - 15000 тг. 15. Апрель " - 20000 тг. 16. Май " - 10000 тг. 17. Июнь " - 65000 тг. 18. Июль " - 85000 тг. 19. Август " - 100000 тг. 20. Сентябрь " - 300000 тг. Двенадцатимесячным периодом для названного лица является период начиная с 1 июня 1994 года по 31 мая 1995 года включительно. Облагаемый оборот за период июнь 1994 года - май 1995 года составил в сумме 167000 тенге, что меньше минимума облагаемого оборота, равного 250000 (250х1000, где 250 - установленная минимальная заработная плата в июле месяце) тенге. Не позднее 30 июня 1995 года указанное лицо имеет право подать заявление о снятии его с учета по налогу на добавленную стоимость. В случае отсутствия такого заявления со стороны налогоплательщика оно рассматривается в дальнейшем в качестве налогоплательщика. В случае, если лицо начало свою предпринимательскую деятельность, например, в июле 1995 года и облагаемый оборот его за период июль - сентябрь 1995 года составил 485000 тенге, такое лицо обязано подать заявление о постановке его на учет по налогу на добавленную стоимость не позднее 15 октября 1995 года, поскольку фактический облагаемый оборот за период июль - сентябрь 1995 года (не более двенадцатимесячного) превысил облагаемый минимум, равный сумме 400000 (400х1000, где 400 - установленная минимальная заработная плата в сентябре месяце) тенге, и с 1 октября 1995 года такое лицо будет являться налогоплательщиком. В случае, если лицо начало свою предпринимательскую деятельность в июне 1995 года и за период июль 1995 года - август 1996 года имело следующие облагаемые обороты: 1. Июль 1995 года - 5000 тг. 2. Август " - 2000 тг. 3. Сентябрь " - 15000 тг. 4. Октябрь " - 20000 тг. 5. Ноябрь " - 30000 тг. 6. Декабрь " - 10000 тг. 7. Январь 1996 года - 20000 тг. 8. Февраль " - 10000 тг. 9. Март " - 15000 тг. 10. Апрель " - 20000 тг. 11. Май " - 10000 тг. 12. Июнь " - 65000 тг. 13. Июль " - 300000 тг. 14. Август 1996 года - 100000 тг. При минимальной заработной плате в размере 280 тенге (цифра условная), установленной на период июль - декабрь 1995 года, и в размере 400 тенге (цифра условная) - на период январь - август 1996 года, превышение минимума облагаемого оборота наступит в июле 1996 года, т.е двенадцатимесячным периодом будет являться период начиная с 1 августа 1995 года по 31 июля 1996 года включительно. В этом случае лицо обязано подать заявление о постановке его на учет по налогу на добавленную стоимость не позднее 15 августа 1996 года. Начиная с 1 сентября 1996 года такое лицо будет являться налогоплательщиком. 13. Юридические и физические лица могут добровольно встать на учет по налогу на добавленную стоимость, даже если у них облагаемые обороты за период (не более двенадцатимесячного) не превышают облагаемый минимум. Лицо становится налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в первый день того месяца, который следует за месяцем его добровольной постановки на учет. 14. При постановке налогоплательщика на учет он имеет право на зачет сумм налога на добавленную стоимость по остаткам товаров на дату постановки на учет. Это означает, что сумма налога на добавленную стоимость, ранее учитываемая в цене товара, исключается из нее и относится в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", т.е в уменьшение платежей по налогу на добавленную стоимость. При этом следует иметь в виду, что при применении метода начислений по декларации в зачет относится вся сумма налога на добавленную стоимость по остаткам товаров, независимо от факта их оплаты. При кассовом методе учета - по декларации в зачет относится сумма налога по остаткам товаров, по которым произошла фактическая оплата. 15. Налогоплательщик обязан подать заявление о снятии с учета по налогу на добавленную стоимость в случае, если такое лицо прекратило деятельность, связанную с облагаемыми оборотами, или после истечения не менее двух лет с даты постановки на учет облагаемый оборот не превышал минимума за последний двенадцатимесячный период. Например, юридическое или физическое лицо начало свою предпринимательскую деятельность в июле 1995 года, встало на учет по налогу на добавленную стоимость, начиная с 1 сентября 1995 года. Право на снятие с учета по налогу на добавленную стоимость наступает лишь с 1 октября 1997 года и при условии, что за период сентябрь 1996 года - август 1997 года облагаемый оборот не превысил установленный минимум. В этом случае налогоплательщик подает заявление о снятии его с учета по налогу на добавленную стоимость не позднее 15 сентября 1997 года. Раздел V. Международные договоры 16. В соответствии с международными договорами, участником которых является Республика Казахстан, могут быть предусмотрены взаимные расчеты за товары, работы или услуги по ценам с учетом налога на добавленную стоимость в размере, согласованном между договаривающимися сторонами. В настоящее время в соответствии с соглашением между правительствами государств - членов Содружества Независимых Государств "О согласованных принципах налоговой политики", взаимные расчеты за товары и услуги осуществляются по ценам (тарифам) с учетом налога на добавленную стоимость. В соответствии с положениями названного Соглашения ставка налога на добавленную стоимость должна быть единой. В тех случаях, когда государства - члены Содружеств Независимых Государств применяют ставку в размере, превышающем 20 процентов, налогоплательщик Республики Казахстан, разницу в ставках относит на затраты производства (обращения). Раздел VI. Размер облагаемого оборота 17. Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ или услуг исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость, но не ниже фактически сложившихся затрат. 18. При обмене товарами, работами или услугами или при их передаче безвозмездно облагаемый оборот определяется исходя из уровня цен, без включения в них налога на добавленную стоимость, сложившегося у налогоплательщика на момент обмена или передачи, но не ниже фактически сложившихся затрат. 19. Если товары поставлены налогоплательщику для целей его предпринимательской деятельности, но были использованы налогоплательщиком или иными лицами в личных целях безвозвратно, то их использование будет рассматриваться в качестве облагаемого оборота по реализации этих товаров, стоимость которых определяется исходя из применяемых цен на момент их использования, но не ниже фактически сложившихся затрат. 20. В случае снятия с учета хозяйствующего субъекта плательщика налога на добавленную стоимость остатки его товаров рассматриваются в качестве облагаемого оборота с целью взаиморасчетов с бюджетом, и их стоимость определяется по ценам не ниже фактически сложившихся затрат. 21. При натуральной оплате труда товарами собственного производства, а также покупными облагаемым оборотом является стоимость товара, определенная исходя из применяемых цен на дату выдачи товара. 22. Для строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций облагаемым оборотом является стоимость выполненных и принятых к оплате (оплаченных) заказчиком работ. Строительно-монтажные работы, выполненные хозспособом, не облагаются налогом на добавленную стоимость. При этом ранее отнесенные в зачет (уменьшение платежей) суммы налога на добавленную стоимость по материалам и услугам, использованным в процессе строительства объекта, сторнируются (вычитаются) и относятся на затраты производства. 23. Облагаемым оборотом при изготовлении товаров из давальческого сырья и материалов является стоимость их обработки. 24. В размер облагаемого оборота включаются суммы акциза по подакцизным товарам. 25. Облагаемым оборотом при продаже товаров, по которым не предусмотрен зачет по налогу на добавленную стоимость, ранее приобретенных с налогом на добавленную стоимость, является доход, полученный в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью (с учетом инфляции). Пример 1: Предприятие приобрело для общего пользования сотрудниками спортинвентарь по цене 120 тенге, включая налог на добавленную стоимость в сумме 20 тенге. Налог в сумме 20 тенге не был отнесен в зачет (уменьшение платежей), т.к. указанный товар не подлежал использованию в целях предпринимательской деятельности. При продаже указанного товара за 150 тенге, объектом обложения налогом на добавленную стоимость будет являться разница в ценах: 150-120=30 тенге, подлежащая обложению по ставке 20 процентов. Тогда исчисленная сумма налога на добавленную стоимость составит 5 тенге (30х20%:120%). Пример 2: При продаже основных средств за 150 тыс. тенге, приобретенных до 1 июля 1995 года с учетом налога на добавленную стоимость по цене 120 тыс. тенге, по которым налог не был принят в зачет, облагаемым оборотом является разница в ценах - 30 тыс. тенге (150000-120000). При этом исчисленная сумма налога на добавленную стоимость составит 5 тыс. тенге (30000х20%:120%). 26. Не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость: а) стоимость возвратной тары, в т.ч. стеклопосуды, имеющей залоговую стоимость, за исключением реализации такой тары предприятиями-изготовителями; б) обороты по реализации продукции, полуфабрикатов, работ и услуг одними структурными единицами предприятия для промышленно-производственных нужд другим структурным единицам этого же предприятия (внутризаводской оборот). Под структурными единицами понимаются структурные подразделения предприятия, не имеющие расчетного счета и самостоятельного баланса. Раздел VII. Корректировка облагаемого оборота 27. В случае, когда стоимость реализованных товаров, работ или услуг изменяется в ту или иную сторону, соответствующим образом корректируется размер облагаемого оборота. 28. В случае получения оплаты за отгруженные товары, выполненные работы или оказанные услуги при применении налогоплательщиком метода начислений, после использования налогоплательщиком права отнесения в зачет сумм налога на добавленную стоимость по сомнительным долгам облагаемый оборот подлежит увеличению на стоимость указанной оплаты. Раздел VIII. Размер облагаемого импорта 29. Товары (имущество), импортируемые на таможенную территорию Республики Казахстан, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, если иное не предусмотрено международными договорами. В размер облагаемого импорта включается таможенная стоимость товаров, определяемая в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан, а также суммы сборов, пошлин, налогов, подлежащих уплате при импорте товаров (имущества) в Республику Казахстан. 30. По выбору физического лица размер облагаемого оборота, вместо изложенного в пункте 29 настоящей Инструкции, может определяться исходя из суммы, эквивалентной сумме начисленных сборов, пошлин (по специфическим ставкам в соответствии с таможенным законодательством) и налогов (акцизов), подлежащих уплате при импорте. При этом сумма налога на добавленную стоимость по импорту определяется методом увеличения суммы начисленных сборов, пошлин и налогов на коэффициент в размере 1,2. Так, например, при импорте физическому лицу предъявлено к уплате таможенной пошлины - 1200 тенге, сбора за таможенное оформление - 105 тенге, акциза (по подакцизным товарам) - 3500 тенге; всего - 4805 тенге. Налог на добавленную стоимость в этом случае составит 5766 тенге (4805х1,2). Раздел IX. Обороты и импорт, освобожденные от уплаты налога на добавленную стоимость 31. Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации следующих товаров, работ или услуг, а также следующие виды импорта: 1) аренда и продажа права владения и пользования землей или аренда зданий, за исключением: платы за проживание в гостиницах, платы за предоставление участка для парковки и хранения автомобилей или иных транспортных средств, первой реализации построенного объекта; 2) финансовые услуги. Под финансовыми услугами понимаются: - предоставление ссуд, кредитов, кредитных гарантий и любого обеспечения денежно-кредитных операций; - операции, связанные с ведением депозитов и текущих счетов, платежами, переводами, долговыми обязательствами, чеками и коммерческими обращающимися платежными средствами; - операции, связанные с обращением акций, облигаций, сертификатов, векселей, чеков и других ценных бумаг (кроме услуг по их хранению); - операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот, являющихся законными средствами платежа (кроме используемых в целях нумизматики); - операции по страхованию и перестрахованию; 3) почтовые марки (кроме коллекционных), маркированные конверты и открытки; 4) операции, связанные с приватизацией имущества юридических лиц, находящегося в государственной собственности; 5) работы или услуги, осуществляемые некоммерческими организациями, если они связаны: - с реализацией товаров или оказанием услуг, связанных с медицинской помощью; - оказанием услуг по защите и социальному обеспечению детей, престарелых и инвалидов; - оказанием услуг в области образования, культуры, физкультуры и спорта; - проведением обрядов и церемоний религиозными организациями. Некоммерческими организациями являются те организации, которыми соблюдаются следующие условия: - регистрация в виде политических партий, массовых движений, профессиональных, творческих союзов, религиозных, благотворительных, любительских, спортивных или других некоммерческих организаций; - включение в ее устав положения о том, что доходы или средства организации не могут быть использованы ее членами или иными лицами для собственной выгоды; - соблюдение уставных требований; б) услуги, выполняемые уполномоченными на то органами, в связи с которыми взимается государственная пошлина; 7) похоронно-ритуальные услуги, услуги кладбищ и крематориев; 8) импорт национальной валюты, иностранной валюты (кроме используемой в нумизматических целях), а также ценных бумаг; 9) импорт товаров, если он подпадает под перечень товаров, освобожденных от акцизов: а) подакцизные товары, импортируемые физическими лицами по нормам, утвержденным Кабинетом Министров Республики Казахстан; б) товары, необходимые для эксплуатации транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов, багажа и пассажиров во время следования в пути и в пунктах промежуточной остановки, а также приобретенные за границей для ликвидации аварии (поломки); в) товары, оказавшиеся вследствие повреждения до пропуска их через таможенную границу Республики Казахстан непригодными к использованию в качестве изделий и материалов; г) товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Казахстан; д) товары, ввозимые в благотворительных целях по линии государства, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия; е) конфискованные, бесхозяйные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству; ж) товары, ввезенные для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, и освобождаемые в соответствии с международными договорами, участником которых является Республика Казахстан; з) товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан, освобождаемые в рамках таможенных режимов, установленных таможенным законодательством Республики Казахстан, за исключением режима "Выпуск товаров для свободного обращения; 10) импорт товаров физическими лицами по нормам, соответствующим нормам беспошлинного ввоза товаров, утвержденным Кабинетом Министров Республики Казахстан. 32. В случае, если налогоплательщик передает (продает) действующее предприятие или самостоятельно функционирующую часть предприятия другому налогоплательщику, то такая передача (продажа) освобождается от налога на добавленную стоимость. Раздел X. Экспорт товаров 33. Экспорт товаров облагается по нулевой ставке, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, участником которых является Республика Казахстан. Экспортом товаров считается вывоз товаров с таможенной территории Республики Казахстан. Подтверждающим документом экспорта является грузовая таможенная декларация, оформленная в соответствии с таможенным законодательством. Обложение по нулевой ставке означает начисление сумм налога на добавленную стоимость в размере, равном нулю. Налогоплательщик, реализующий товары по нулевой ставке, имеет право на зачет (уменьшение платежей в бюджет) или возмещение из бюджета сумм налога по приобретенным товарно-материальных ценностям, работам или услугам, используемым в предпринимательской деятельности. При наличии международных договоров, участником которых является Республика Казахстан, экспорт может облагаться налогом на добавленную стоимость в порядке, установленном в этих договорах. Экспорт товаров (работ, услуг) в государства - члены Содружества Независимых Государств производится по ценам (тарифам) с включением сумм сумм налога на добавленную стоимость по ставке 20 процентов (до заключения новых соглашений). Раздел XI. Привилегии для дипломатических и приравненных к ним представительств 34. Реализация товаров или услуг, предназначенных для официального пользования иностранных и дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, облагается по нулевой ставке в той мере, которая предусматривается соответствующими международными договорами, участником которых является Республика Казахстан. Применение нулевой ставки в отношении дипломатических и консульских работников осуществляется на основе договоренностей с другими государствами. Раздел XII. Налогообложение международных перевозок 35. Оказание услуг или выполнение работ в связи с международными перевозками товаров или пассажиров облагается по нулевой ставке, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, участником которых является Республика Казахстан. 36. Услуги, связанные с транспортировкой, погрузкой, разгрузкой, перегрузкой товаров, экспортируемых с таможенной территории Республики Казахстан за пределы государств - членов Содружества Независимых Государств, а также услуги, связанные с обслуживанием транзитных грузов, следующих за пределы государств членов Содружества Независимых Государств, облагаются по нулевой ставке. Нулевая ставка не применяется в отношении услуг по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке товаров, отправляемых с территории одного государства - члена СНГ другому государству - члену СНГ, путь следования которых проходит через территорию Республики Казахстан. 37. Выручка от реализации проездных билетов пассажирам по международным рейсам подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке в том случае, если пункт назначения находится за пределами государств - членов Содружества Независимых Государств. Раздел XIII. Налогообложение драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них 38. Драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, сдаваемые в Государственное хранилище, облагаются по нулевой ставке. Раздел ХIV. Ставки налога на добавленную стоимость 39. Ставка налога на добавленную стоимость равняется 20 процентам от размера облагаемого оборота, кроме случаев, указанных в пункте 40 настоящей Инструкции. 40. По нулевой ставке облагаются обороты по реализации товаров, работ или услуг, указанные в пунктах 33 - 38 настоящей Инструкции. 41. Ставка налога на добавленную стоимость по облагаемому импорту равняется 20 процентам от размера облагаемого импорта, включающего в себя таможенную стоимость товаров, определяемую в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан, а также суммы сборов, пошлин, налогов (акцизов), подлежащих уплате при импорте товаров в Республику Казахстан. Раздел XV. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет 42. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет (чистая сумма налога на добавленную стоимость, начисленная за отчетный период), определяется как разница между суммой начисленного налога, подлежащего получению (полученного) по облагаемым оборотам, и суммой налога, относимого в зачет, подлежащего уплате (уплаченного) поставщикам в соответствии с пунктами 43 - 46 настоящей Инструкции. Раздел XVI. Налог на добавленную стоимость, относимый в зачет при определении взносов в бюджет 43. При применении налогоплательщиком метода начислений суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, является сумма налога, подлежащего уплате по выставленным налоговым счетамфактурам по фактически поступившим товарам, в том числе по импортируемым, включая основные средства (за исключением зданий и легковых автомобилей), выполненным работам или оказанным услугам, в течении отчетного периода, которые используются или будут использоваться для целей облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке. При применении налогоплательщиком кассового метода учета, помимо вышеизложенных положений по отнесении сумм налога на добавленную стоимость в зачет, должен иметь место факт оплаты. 44. В случае, когда налогоплательщик имеет облагаемые обороты и обороты, освобожденные от налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктами 1 - 7 пункта 31 настоящей Инструкции, в зачет по налогу на добавленную стоимость принимается сумма налога, определяемого по удельному весу облагаемого оборота в общей сумме оборота. Например, налогоплательщик за отчетный период имеет общий оборот по реализации на сумму 20000 тенге, не включая НДС, из них облагаемый оборот составляет 14000 тенге, не облагаемый (освобожденный) - 6000 тенге. Удельный вес облагаемого оборота в общей сумме оборота по реализации составил 70 процентов (14000:20000х100%). Если за этот период сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате (уплаченная), составила 8000 тенге, то в зачет принимаются только 70% от суммы 8000 тенге, т.е. 8000х70%:100%=5600 тенге. Сумма налога в размере 2400 тенге (8000-5600) относится на затраты налогоплательщика. 45. При применении налогоплательщиком метода начислений, если часть или весь размер уплаты за отгруженные товары, выполненные работы или оказанные услуги являются сомнительным долгом, налогоплательщик имеет право уменьшить сумму, подлежащую взносу в бюджет, только по истечении двух лет после завершения отчетного периода, в котором был учтен налог на добавленную стоимость, связанный с возникновением сомнительного долга. 46. Налог не принимается в зачет, если подлежит уплате в связи с получением товаров, работ или услуг, связанных с проведением мероприятий, не относящихся к предпринимательской деятельности налогоплательщика. Раздел ХVII. Налоговые счета-фактуры 47. Налогоплательщик, который встал на учет по налогу на добавленную стоимость, производящий отгрузку товаров, выполнение работ или оказание услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость, обязан выставить лицу, получающему указанные товары, работы или услуги, налоговый счет-фактуру. 48. Налоговый счет-фактура представляет собой счет, выполненный по форме, приведенной в приложении 2 к настоящей Инструкции. 49. В случае приобретения товаров в розничной торговле покупателями, которые не являются налогоплательщиками, может быть использована упрощенная форма счета-фактуры, приведенная в приложении 3 к настоящей Инструкции. 50. Лицо, которое не встало на учет по налогу на добавленную стоимость, обязано выписывать налоговые счета-фактуры с отметкой о без налога на добавленную стоимостьп. Такое же требование предъявляется к счетам-фактурам, выписанным по товарам, работам или услугам, освобожденным от налога в соответствии с подпунктами 1 - 7 пункта 31 настоящей Инструкции. 51. Налоговый счет-фактура выписывается в день отгрузки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Раздел ХVIII. Представление декларации и уплата налога на добавленную стоимость 52. Каждый налогоплательщик обязан: а) представить декларацию по налогу на добавленную стоимость за каждый отчетный период; б) уплатить налог в бюджет за каждый отчетный период до или в день установленного срока по представлении декларации. 53. Декларация по налогу на добавленную стоимость представляется за каждый отчетный период не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме, приведенной в приложении 1 к настоящей Инструкции. Начиная с 1 июля 1995 года все налогоплательщики по налогу на добавленную стоимость независимо от вида деятельности составляют декларацию по единой форме. 54. Налог по импортируемым товарам уплачивается в день, определяемый таможенным законодательством Республики Казахстан для уплаты таможенных платежей, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате налогоплательщиками, состоящими на учете по НДС по импорту оборудования и медикаментов, перечень которых определяется Правительством Республики Казахстан. Органы налоговой службы предоставляют отсрочку уплаты налога на добавленную стоимость на импортируемые товары, предназначенные для промышленной переработки, на три месяца. Разрешение на отсрочку предоставляется налоговым органом, на контроле у которого находится налогоплательщик. Погашение указанных сумм задолженностей в течение трехмесячного периода налоговые органы производят методом взаимозачетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость по реализованной продукции. На сумму непогашенной задолженности начисляется пеня с первого дня после истечения указанного трехмесячного периода. Пример За прибывший 2 июля 1995 года груз таможенный орган предъявил к уплате налог на добавленную стоимость в сумме 100 тыс. тенге. Товары были выпушены в свободное обращение 3 июля 1995 года на основании разрешения на отсрочку. Если у налогоплательщика согласно декларации сумма чистого налога на добавленную стоимость, начисленного за отчетный период (июль), составила 20 тыс. тенге, за август - 40 тыс. тенге, сентябрь - 50 тыс. тенге, то по окончании трех месяцев (июль-сентябрь) задолженность по импортируемым товарам в сумме 100 тыс. тенге не подлежит перечислению в бюджет, так как за этот период налог на добавленную стоимость поступит в сумме 110 тыс. тенге (20 + 40 + 50 = 110). Если сумма чистого налога на добавленную стоимость, начисленного за период июль-сентябрь, составила в размере 55 тыс. тенге, то начиная со 2 октября 1995 года сумма непогашенной задолженности в размере 45 тыс. тенге (100 - 55 = 45) должна быть перечислена в бюджет на отдельный субсчет оНДС по импортируемым товарамп с начислением пени за каждый день неуплаты. После перечисления сумм задолженности на указанный счет налогоплательщик имеет право на их зачет (без учета сумм пени). 55. В случае реализации импортируемых товаров, некоторым дана отсрочка на три месяца, без промышленной переработки налог на добавленную стоимость исчисляется в соответствии с пунктом 17 настоящей Инструкции без применения штрафных санкций за нецелевое использование таких товаров. В случае непогашения задолженности по истечении трех месяцев штрафные санкции применяются в порядке, изложенном в пункте 54 настоящей Инструкции.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |