Решение специализированного межрайонного административного суда Восточно-Казахстанской области от 12 марта 2025 года № 6394-24-00-4/862
ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
город Усть-Каменогорск
Специализированный межрайонный административный суд Восточно-Казахстанской области в составе:
председательствующего судьи Каримовой Д.Б., при секретаре судебного заседания Байжумановой М.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по иску:
ИСТЕЦ: Божков Алексей Николаевич
ОТВЕТЧИК: аким города Усть-Каменогорск (далее - аким города)
ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА: аким Восточно-Казахстанской области (далее - аким области), республиканское государственное учреждение (далее - РГУ) «Департамент экологии Восточно-Казахстанской области Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан» (далее - Департамент экологии), республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Казгидромет» Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан по Восточно-Казахстанской и Абайской областям (далее - РГП «Казгидромет»), государственное учреждение (далее - ГУ) «Департамент по чрезвычайным ситуациям Восточно-Казахстанской области Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан» (далее - ДЧС), ГУ «Отдел внутренней политики города Усть-Каменогорска » (далее - Отдел внутренней политики), ГУ «Управление по мобилизационной подготовке, территориальной обороне и гражданской защите Восточно-Казахстанской области» (далее - Управление мобилизационной подготовки)
ТРЕБОВАНИЕ ИСТЦА:
1. О признании незаконным бездействие по отсутствию оповещения населения о значительном превышении хлороводорода и необходимости проведения защитных мероприятий в рамках гражданской защиты;
2. Обязать принять меры по реализации мер гражданской защиты в случае выброса сильнодействующих ядовитых веществ в городе Усть-Каменогорске начиная с января 2025 года
В СУДЕ УЧАСТВОВАЛИ: истец Божков А.Н., представитель ответчика Рамазанов Д.Е.,
представители заинтересованных лиц Жанчуринова Д.М., Ахмадиева К.Б., Шипилова К.Б., Мухаметжанов К.А., Калкенов Ж.М.
ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Согласно сведениям РГП «Казгидромет» от 19 ноября 2024 года 12.04 часов во все государственные органы было направлены сообщения о неблагоприятных метеорологических условиях (далее - НМУ) 20 ноября 2024 года.20 ноября 2024 года в социальных сетях были опубликованы видеозаписи, зафиксировавшие густой смог в районе Дворца культуры металлургов (далее - ДКМ) города Усть-Каменогорска Восточно- Казахстанской области (далее - ВКО).
По результатам мониторинга РГП «Казгидромет» на 20 ноября 2024 года установлено превышение среднесуточных предельно-допустимой концентрации (далее - ПДК) по оксиду углерода, взвешенным частицам РМ2, 5, диоксиду серы и диоксиду азота.
Согласно акта отбора проб атмосферного воздуха №28 от 20 ноября 2024 года и протокола испытаний проб атмосферного воздуха №28 от 20 ноября 2024 года Департаментом экологии установлено, что 20 ноября 2024 года в 14.20 часов по улице бульвар Гагарина дом 9 (Аллея) в городе Усть-Каменогорске имеется ПДК хлороводорода в 9, 9 раз (ПДК 0, 2; фактическое значение 1, 98).
20 ноября 2024 года в 19.25 часов Департаментом экологии направлено сообщение о фиксации превышения ПДК хлороводорода в районе ДКМ в группу мессенджера «WhatsApp» средств массовой информации Восточно-Казахстанской области (далее - СМИ ВКО).
Приказом руководителя ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» (далее - Отдел ЖКХ) №77 от 18 декабря 2024 года заместитель руководителя Отдела ЖКХ Шерубаев Р.Н. привлечен к административной ответственности в виде замечания за недостаточный контроль и ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по вопросу экологии.
Истец Божков А.Н. обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя тем, что днем 20 ноября 2024 года зафиксировано превышение хлороводорода в 9 раз, истец и проживающие в данном районе жители узнали о данном факте только вечером в 19.25 этого дня. Аким как руководитель гражданской защиты не провел своевременное оповещение жителей и не провел действия по объявлению чрезвычайной ситуации.
В письменном отзыве представитель ответчика акима Рамазанов Д.Е. в удовлетворении иска просил отказать, мотивируя тем, что РГП «Казгидромет» 19 ноября 2024 года была опубликована информация о прогнозном НМУ на 20 ноября 2024 года, однако в адрес акима города данная информация не поступала. Согласно информации от 20 ноября 2024 года фактическая концентрация «Оксида углерода» превышает ПКД на 2, 668, другие сведения об ухудшении качества атмосферного воздуха отсутствуют. В данный момент разработан алгоритм действий при НМУ по оповещению населения, разработанный экологическим бюро «Өскемен тынысы» при маслихате ВКО. В письменном отзыве представитель заинтересованного Департамента экологии Жанчуринова Д.М. сообщила, что по ситуации с загрязнением атмосферного воздуха 20 ноября 2024 года были направлены письма в органы полиции, РГП «Казгидромет», ДЧС, природоохранную прокуратуру, акиму области.
В письменном отзыве представитель заинтересованного лица акима области Төлегенұлы Б. разрешение спора оставил на усмотрение суда, сообщил, что вопрос по бездействию акима города по непринятию надлежащих мер при возникновении НМУ рассматривался в аппарате акима области по обращению Божкова А.Н. от 27 ноября 2024 года.
После заслушивания предоставлен ответ о том, что аким города освобожден от занимаемой должности в связи с истечением срока его пребывания на данной должности. Приказом №77 от 18 декабря 2024 года на заместителя акима города Шерубаева Р.Н. наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
В отзыве на иск представитель заинтересованного лица Отдела внутренней политики Калкенов Ж.М. просил в удовлетворении иска отказать, мотивируя тем, что уведомления о превышении хлороводорода в 9 раз, зафиксированного 20 ноября 2024 года, и об угрозе жизни и здоровья населения не поступали. Прогнозирование уровня загрязнения, передача предупреждений и их отмена, осуществляется РГП «Казгидромет».
В письменном отзыве представитель заинтересованного лица Управления мобилизационной подготовки Мухаметжанов К.А. разрешение спора оставил на усмотрение суда, сообщил, что в сводке по состоянию на 8.00 часов 20 ноября 2024 года имеется предупреждение о НМУ 2 степени от 19 ноября 2024 года. По сводке на 8.00 часов 21 ноября 2024 года объекты, использующие в производстве сильнодействующие ядовитые вещества, работали без происшествий. Объявление чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера местного масштаба по территории города осуществляется акимом города. В письменном отзыве представитель заинтересованного лица ДЧС Шипилова К.Б. разрешение спора оставила на усмотрение суда, сообщила, что в адрес ДЧС информация о превышении хлороводорода 20 ноября 2024 года не поступала, при ухудшении качества атмосферного воздуха, при котором создается угроза жизни и здоровью людей, принимаются экстренные меры по защите населения в соответствии с законодательством о гражданской защите.
В судебном заседании истец Божков А.Н. иск поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по мотивам, указанным в иске.
Представитель ответчика акима города Рамазанов Д.Е., представители заинтересованных лиц Департамент экологии Жанчуринова Д.М., Отдела внутренней политики Калкенов Ж.М. в судебном заседании в удовлетворении административного иска просили отказать по мотивам, указанным в отзывах на иск.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц РГП «Казгидромет» Ахмадиева К.Б., ДЧС Шипилова К.Б., Управления мобилизационной подготовки Мухаметжанов К.А. разрешение спора оставили на усмотрение суда.
Истцом срок на подачу иска не пропущен.
МОТИВИРОВОЧНАЯ ЧАСТЬ:
19 ноября 2024 года РГП «Казгидромет» известило о НМУ в городе Усть-Каменогорске 20 ноября 2024 года.
20 ноября 2024 года в 14.20 часов Департаментом экологии зафиксировано превышение ПДК хлороводорода в 9, 9 раз в одном из районов города. Информация о превышении ПДК хлороводорода Департаментом экологии размещена в 19.25 часов 20 ноября 2024 года в группе мессенджера «WhatsApp» СМИ ВКО.
Акимом города население города о данном факте и принятии необходимых мер гражданской защиты не извещалось.
Истец, считая, что аким города бездействовал, обратился с иском об оспаривании.
По требованию №1.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан (далее - Конституция) Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Согласно статьи 31 Конституции государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом.
Следовательно, высшей ценностью для государства является человек, его жизнь, права и свободы. Сокрытие должностными лицами фактов, угрожающих здоровью людей, влечет предусмотренную законодательством ответственность.
В силу статьи 9 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - АППК) каждый вправе в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в административный орган, к должностному лицу или в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Согласно пункта 1 статьи 210 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее - Экологический кодекс) под НМУ для целей настоящего Кодекса понимаются метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха в концентрациях, представляющих опасность для жизни и (или) здоровья людей. В силу пункта 2 статьи 210 Экологического кодекса при возникновении НМУ в городских и иных населенных пунктах местные исполнительные органы соответствующих административно-территориальных единиц обеспечивают незамедлительное распространение необходимой информации среди населения, а также в соответствии с настоящим Кодексом вводят временные меры по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на
период неблагоприятных метеорологических условий. Из материалов дела следует, что 19 ноября 2024 года РГП «Казгидромет» известило ответчика и других государственных органов, а также заинтересованных лиц о шторме НМУ в городе Усть-Каменогорск 20 ноября 2024 года. Установлено, что 20 ноября 2024 года в городе Усть-Каменогорске было НМУ 2 степени. По результатам мониторинга РГП «Казгидромет» на 20 ноября 2024 года установлено превышение среднесуточных ПДК по оксиду углерода, взвешенным частицам РМ2, 5, диоксиду серы и диоксиду азота.
20 ноября 2024 года в социальных сетях были опубликованы видеозаписи, зафиксировавшие густой смог в районе ДКМ города Усть-Каменогорска. Согласно акта отбора проб атмосферного воздуха №28 от 20 ноября 2024 года и протокола испытаний проб атмосферного воздуха №28 от 20 ноября 2024 года Департаментом экологии установлено, что 20 ноября 2024 года в 14 часов 20 минут по улице бульвар Гагарина дом 9 (Аллея) в городе Усть-Каменогорске имеется ПДК хлороводорода в 9, 9 раз (ПДК 0, 2; фактическое значение 1, 98). 20 ноября 2024 года в 19.25 часов Департаментом экологии направлено сообщение о фиксации превышения ПДК хлороводорода в районе ДКМ в группу мессенджера «WhatsApp» СМИ ВКО.
Судом установлено, что хлороводород - бесцветный, термически устойчивый ядовитый газ с резким запахом, дымящийся во влажном воздухе. Хлороводород особо токсичен, числится в списке сильнодействующих ядовитых веществ, относится к третьему классу опасности и в высоких концентрациях обладает удушающим действием. Вдыхание хлороводорода в больших количествах может привести к кашлю, воспалению носа, горла и верхних дыхательных путей, а в тяжелых случаях - к отеку легких, нарушению работы кровеносной системы и даже к смертельному исходу. Контактируя с кожей, может вызвать покраснение, боль и серьезные ожоги. Хлористый водород может вызвать серьезные ожоги глаз и их необратимое повреждение. Оксид углерода - газ, не имеющий цвета и запаха. Токсичное действие основано на том, что этот газ активно соединяется с гемоглобином крови, образуя нестойкое соединение карбоксигемоглобин.
В этом случае организм человека испытывает острый недостаток кислорода. Продолжительное вдыхание оксида углерода может оказаться смертельным для человека. Диоксид серы со временем прилипает к слизистой оболочке носа и дыхательных путей. Его краткосрочное воздействие на здоровье можно почувствовать быстро, но долгосрочные последствия очень опасны даже в степени снижения объема легких. Диоксид азота - разъедает глаза, кожу и дыхательные пути.
Воздействие вещества при высоких концентрациях может привести к асфиксии из-за оттека в горле. Вдыхание газа и пара может вызвать оттек легких. Таким образом, 20 ноября 2024 года вследствие НМУ 2 степени в городе Усть-Каменогорск в атмосферном воздухе имелось значительное превышение хлороводорода в 9, 9 раз, оксида углерода, диоксида серы и диоксида азота, что представляло опасность для жизни и здоровья людей.
Также судом установлено, что аким города действий, предусмотренных пунктом 2 статьи 210 Экологического кодекса, а именно обеспечение незамедлительного распространения необходимой информации среди населения, введение временных мер по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период НМУ, не принял.
Данные обстоятельства не отрицаются представителем акима города. Доводы стороны ответчика о том, что им не было известно о прогнозном НМУ, опровергаются материалами дела и копией рассылки РГП «Казгидромет» от 19 ноября 2024 года.
Согласно пункта 1 статьи 211 Экологического кодекса при ухудшении качества атмосферного воздуха, которое вызвано аварийными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и (или) здоровью людей, принимаются экстренные меры по защите населения в соответствии с законодательством Республики Казахстан о гражданской защите.
Факт превышения хлороводорода ПДК в 9, 9 раз в районе ДКМ 20 ноября 2024 года установлен Департаментом экологии.
Согласно анализа ситуации по факту превышения ПДК хлористого водорода в районе ДКМ в городе Усть-Каменогорске от 22 ноября 2024 года Департаментом экологии установлено, что вблизи места зафиксированного превышения ПДК расположены следующие промышленные объекты: 1. Усть-Каменогорский металлургический комплекс ТОО «Казцинк» (далее - УК МК), 2. АО «Востокмашзавод» (далее - ВМЗ), 3. ТОО « Усть-Каменогорская ТЭЦ», 4. АО «Ульбинский металлургический завод»,
5. ТОО «Камкор Локомотив», 6. ТОО «ПрогрессВторРесурсы», 7. АО « Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат». Согласно экологическим разрешениям, УК МК использует хлорсодержащие соединения в технологических процессах, а объемы выбросов хлористого водорода за 2024 год составляют 58, 1 тонны, что значительно превышает аналогичные показатели других предприятий. Также по результатам мониторинга атмосферного воздуха на постах наблюдения №1 (ул. Рабочая, 6) и №6 (ул. Назарбаева, 83/2) РГП «Казгидромет», 20 ноября зафиксированы превышения ПДК по оксиду углерода. Согласно экологическим разрешениям, объем выбросов оксида углерода за 2024 год в УК МК составляет 5771, 95 тонн/год, в ВМЗ - 47, 8 тонн/год.
С учетом указанных факторов основными вероятными источниками превышения ПДК хлористого водорода и оксида углерода являются УК МК и ВМЗ, которые расположены в непосредственной близости от точки зафиксированного загрязнения и имеют значительные объемы выбросов хлористого водорода и оксида углерода. Также установлено, что в настоящее время Департаментом экологии проводится проверка по данным фактам. Таким образом, факт ухудшения качества атмосферного воздуха, который вызван выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и при котором была создана угроза жизни и здоровью людей судом установлен. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что у ответчика имелись основания принять экстренные меры по оповещению населения о превышении хлороводорода и защите населения в соответствии с законодательством Республики Казахстан о гражданской защите.
В силу подпункта 2) пункта 3, подпункта 2) пункта 4 статьи 4 Закона Республики Казахстан «О гражданской защите» (далее - Закон) руководство государственной системой гражданской защиты осуществляют на территориальном уровне - акимы соответствующих административно-территориальных единиц. Органами управления гражданской защиты являются на территориальном уровне местные исполнительные органы. Согласно подпункта 1) пункта 3 статьи 15 Закона к полномочиям местных исполнительных органов в сфере гражданской защиты относятся информирование населения и организаций о мерах в сфере гражданской защиты. Подпунктами 10) и 12) статьи 1 Закона установлено, что гражданская защита - общегосударственный комплекс мероприятий, проводимых в мирное и военное время, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, организацию и ведение гражданской обороны, оказание
экстренной медицинской и психологической помощи населению, находящемуся в зоне чрезвычайной ситуации, включающий в себя мероприятия по обеспечению пожарной и промышленной безопасности, формированию, хранению и использованию государственного материального резерва. Система оповещения гражданской защиты - совокупность программных и технических средств, обеспечивающих информирование населения и государственных органов об угрозе жизни и здоровью людей, о порядке действий в сложившейся обстановке.
Следовательно, у ответчика как местного исполнительного органа, осуществляющего руководство государственной системой гражданской защиты имеется административное усмотрение в рамках Закона по информированию населения и государственных органов об угрозе жизни и здоровью людей, о порядке действий в сложившейся обстановке. В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 18 Закона физические лица имеют право на заблаговременное получение информации о риске возникновения опасных факторов чрезвычайных ситуаций, которым могут подвергаться, и о мерах необходимой безопасности.
Таким образом, суд считает, что права истца на получение своевременной информации о значительном превышении хлороводорода и необходимости проведения защитных мероприятий в рамках гражданской защиты нарушены бездействием ответчика.
Также суд считает, что бездействием ответчика нарушены принципы справедливости (статья 8 АППК) и соразмерности (статья 10 АППК).
Согласно части 4 статьи 6 АППК нарушение принципов административных процедур в зависимости от его характера и существенности влечет признание административных актов, административных действий (бездействия) незаконными.
Кроме того, согласно подпункта 1) части 2 статьи 129 АППК бремя доказывания несет по иску об оспаривании - ответчик, принявший обременительный административный акт. Стороной ответчика суду не представлены доказательства о действиях ответчика по факту превышения хлороводорода и других веществ в атмосферном воздухе города Усть-Каменогорска и надлежащего извещения населения об указанных фактах и мер проведения гражданской защиты населения.
Доводы стороны ответчика о том, что акиму города не было известно о ПДК хлороводорода 20 ноября 2024 года судом не приняты, установлено, что в группе СМИ ВКО включен специалист Отдела внутренней политики и который также получил сведения Департамента экологии.
Задачей административного судопроизводства является справедливое, беспристрастное и своевременное разрешение административных дел с целью эффективной защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц в публично- правовых отношениях (часть 2 статьи АППК).
Суд также обеспокоен длительным бездействием акима города по улучшению качества атмосферного воздуха в городе Усть-Каменогорске с ноября 2024 года по настоящее время. На основании вышеизложенного, применяя принцип справедливости, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного требования истца.
По требованию №2.
В статье 2 Закона указано, что законодательство Республики Казахстан о гражданской защите основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Полномочия акима города в сфере гражданской защиты установлены статьей 15 Закона.
Таким образом, аким города в силу положений Закона, регулирующего деятельность в сфере гражданской защиты, обязан его соблюдать в полном объеме. В части удовлетворения данного требования суд считает необходимым отказать, так как обязанность ответчика принять меры по реализации мер гражданской защиты в случае выброса сильнодействующих ядовитых веществ в городе Усть-Каменогорске предусмотрены Экологическим кодексом и Законом.
Необходимости налагать на ответчика дополнительную обязанность по требованию №2 суд не находит.
Таким образом, административный иск подлежит частичному удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 122 АППК и в порядке статьи 109 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - ГПК), в связи с удовлетворением иска, истцу следует возвратить уплаченную им государственную пошлину в сумме 1108 тенге из республиканского бюджета.
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ:
Руководствуясь статьями 151-152, 156 АППК, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Божкова Алексея Николаевича к акиму города Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области о признании незаконным бездействие по отсутствию оповещения населения о значительном превышении хлороводорода и необходимости проведения защитных мероприятий в рамках гражданской защиты; обязать принять меры по реализации мер гражданской защиты в случае выброса сильнодействующих ядовитых веществ в городе Усть-Каменогорске начиная с января 2025 года, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие акима города Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области по отсутствию оповещения населения о значительном превышении хлороводорода и необходимости проведения защитных мероприятий в рамках гражданской защиты.
В удовлетворении требований по возложению обязанности на акима города Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области принять меры по реализации мер гражданской защиты в случае выброса сильнодействующих ядовитых веществ в городе Усть-Каменогорске начиная с января 2025 года, отказать.
Обязать акима города Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить в адрес специализированного межрайонного административного суда Восточно-Казахстанской области о результатах исполнения решения суда.
Неисполнение решения суда в установленный срок влечет наложение денежного взыскания в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
Последующее неисполнение решения суда влечет наложение повторного денежного взыскания в размере, увеличенном на десять месячных расчетных показателей. Возвратить Божкову Алексею Николаевичу из республиканского бюджета судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1108 (одна тысяча сто восемь) тенге согласно электронного чека от 30 декабря 2024 года.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба участниками административного процесса и (или) ходатайство прокурором в судебную коллегию по административным делам Восточно-Казахстанского областного суда через специализированный межрайонный административный суд Восточно-Казахстанской области в течение двух месяцев со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Каримова Д.Б.