|
|
|
Источник: *Национального Банка РК (www.nationalbank.kz)
18.10.2019 Почти на 5,2 млн тенге оштрафовал Нацбанк банки за допущенные нарушения
Национальный банк РК по итогам третьего квартала 2019 года провел мониторинг и анализ нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, услуг микрофинансовых организаций (МФО) и коллекторских агентств, сообщает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу НБ. - И в результате данного анализа в отношении банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, коллекторских агентств, МФО и страховых организаций применены соответствующие меры воздействия, - говорится в сообщении. Так, в отношении банков в третьем квартале 2019 года применено 73 меры воздействия, в том числе: - 3 административных штрафа на сумму 5 176 250 тенге; - 69 рекомендательных мер надзорного реагирования; - 1 письменное предписание. Как отметили в Нацбанке, банками в большинстве случаев не соблюдаются следующие порядки, установленные банковским законодательством РК, а также нормативными правовыми актами Нацбанка, которые связаны с осуществлением: - обслуживания банковских займов; - платежей и переводов денег; - обслуживания банкоматов и банковских счетов. По порядку обслуживания банковского займа у банков выявлены нарушения, касающиеся: - недостоверного указания банком размера ГЭСВ в персональных условиях по договору банковского займа; - продажи банком заложенного имущества третьему лицу без проведения торгов, в нарушение требований закона об ипотеке; - нарушения сроков уведомления заемщика о наличии просроченной задолженности по займу; - несоответствия установленным нормам размера шрифта текста заявления к кредитному договору и другое. По порядку осуществления платежей и переводов денег выявлены нарушения, касающиеся: - необоснованного списания денег по договору банковского займа с использованием платежного ордера при отсутствии соответствующего распоряжения заемщика; - необоснованного взыскания банком денег в сумме неустойки (пени, штрафа) посредством платежного требования; - несвоевременного снятия ограничения на распоряжения деньгами на банковском счете при отзыве платежного требования; - необоснованного предъявления платежного требования при наличии денег на счете заемщика/ при наличии судебного акта на взыскание/на списание текущей задолженности; - перевода денег в пользу страховой компании без распоряжения клиента в рамках договора займа и другое. о порядку обслуживания банкоматов и банковских счетов выявлены нарушения, касающиеся: - не обеспечения оперативного выявления технических сбоев в работе банкоматов; - непредставления/несвоевременного предоставления ответов на обращения клиентов; - открытия банковского счета клиенту без соответствующего заявления клиента; - неполного информирования клиента при предоставлении выписок; - взимания банком комиссии при отсутствии предоставления банковских услуг; - несоблюдения порядка передачи клиенту ответа на его письменное обращение; - не предоставления ответов на входящие обращения клиента. В отношении коллекторских агентств в указанный период применено 5 мер воздействия, в том числе: - 2 административных штрафа на сумму 505 000 тенге; - 3 ограниченные меры, из них: 2 письменных предписания и 1 письменное предупреждение. Результаты проведенного анализа показали, что коллекторскими агентствами были допущены нарушения, связанные с: - непредставлением запрашиваемой уполномоченным органом информацией и документов; - несообщением при первичном контакте работником коллекторского агентства должнику информации, установленной правилами осуществления коллекторской деятельности; - неосуществление фиксации процесса взаимодействия с должником с помощью средств аудио- или видеотехники в помещении коллекторского агентства. В отношении МФО по итогам выявленных нарушений применено 8 мер воздействий, в том числе: - 4 административных штрафа на сумму 1 262 500 тенге; - 4 ограниченные меры воздействий, из них: 3 письменных предписания и 1 письменное предупреждение. Результаты проведенного анализа показали, что МФО были допущены нарушения, связанные с: - нарушением порядка списания просроченной задолженности по займу (без использования платежного требования); - несвоевременным представлением сведений в кредитное бюро; - несоответствием договора о предоставлении микрокредита требованиям законодательства Республики Казахстан; - несоблюдением требований законов Республики Казахстан и нормативных правовых актов уполномоченного органа. В отношении страховых организаций в третьем квартале 2019 года вынесены 3 рекомендательные меры надзорного реагирования. Страховыми организациями допущены нарушения, связанные с: - нарушением порядка оформления калькуляции и фотографирования поврежденного транспортного средства; - несвоевременным предоставлением письменного ответа на заявление клиента; - несоблюдением порядка осмотра и оценки поврежденного транспортного средства. Актуальные вопросы обращений и жалоб за данный период связаны с обязательным страхованием гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, аннуитетным страхованием, добровольными видами страхования автомобильного транспорта, залогового имущества, жизни, накопительного страхования жизни. Информация о принятых к вышеуказанным организациям мерах надзорного реагирования (кроме рекомендательных мер надзорного реагирования) публикуется на официальном интернет - ресурсе Национального банка Казахстана www.nationalbank.kz в разделе «Примененные меры воздействия и санкции».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |