В соответствии с подпунктом 32) статьи 7 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» утвержден стандарт организации оказания онкологической помощи населению Республики Казахстан согласно приложению к настоящему приказу. Организации, оказывающие онкологическую помощь, в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Казахстан, Кодексом, отраслевыми нормативными правовыми актами, настоящим Стандартом и осуществляют свою работу на основании государственной лицензии на медицинскую деятельность. Онкологическая помощь оказывается медицинскими организациями вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющими лицензию на медицинскую деятельность по подвиду «Онкология», в целях обеспечения территориальной доступности онкологической медицинской помощи населению по месту их жительства и (или) прикрепления с учетом права выбора медицинской организации, во взаимодействии с общественными организациями. Онкологическая помощь в регионах координируется медицинской организацией, определяемой решением местных государственных органов управления здравоохранением областей, городов республиканского значения и столицы. Онкологическая помощь оказывается врачами, имеющими сертификат специалиста в области здравоохранения по специальностям «Онкология», «Онкология радиационная», «Онкология химиотерапевтическая», «Радиология», «Ядерная медицина», и по специализациям: «Маммология», «Онкологическая хирургия». Онкологическая помощь оказывается населению в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП) и регулируется статьей 196 Кодекса. При проведении профилактических скрининговых обследований и при подозрении на ЗН диагностические исследования проводятся в рамках ГОБМП и в системе обязательного социального медицинского страхования (далее – ОСМС), оказание услуг регулируются статьями 196 и 200 Кодекса. Обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями прикрепленных пациентов с ЗН осуществляется в рамках ГОБМП в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 августа 2021 года № ҚР ДСМ-89 «Об утверждении правил обеспечения лекарственными средствами и медицинскими изделиями в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования, а также правил и методики формирования потребности в лекарственных средствах и медицинских изделиях в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 24069). Обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями пациентов с ЗН в амбулаторных условиях осуществляется согласно приказу Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 августа 2021 года № ҚР ДСМ-75 «Об утверждении Перечня лекарственных средств и медицинских изделий для бесплатного и (или) льготного амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан Республики Казахстан с определенными заболеваниями (состояниями)» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 23885). За координаторами онкологической помощи в регионах закрепляется анализ и составление заявок на лекарственные средства и медицинские изделия на амбулаторном уровне, которые согласуются с республиканским координатором. Отказ от онкологической помощи пациентов регламентирован статьей 136 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 137 Кодекса. Оказание онкологической помощи без согласия пациента допускается в соответствии с пунктом 1 статьи 137 Кодекса. Онкологическая помощь пациентам с ЗН осуществляется на первичном, вторичном и третичном уровнях в форме плановой медицинской помощи в виде специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской реабилитации, паллиативной медицинской помощи в амбулаторных, стационарных, стационарозамещающих условиях, а также на дому и в санаторно-курортных организациях. Мониторинг за соблюдением преемственности и комплексности в оказании онкологической помощи на первичном и вторичном уровнях возлагается на координаторов онкологической помощи в регионах. Онкологическая помощь оказывается в соответствии с клиническими протоколами, а в случае их отсутствия в соответствии с современными достижениями науки и практики в области онкологии с учетом принципов доказательности. Для обеспечения индивидуального подхода к оказанию медицинской помощи пациентам с ЗН в организациях, оказывающих онкологическую помощь, создаются МДГ на первичном, вторичном, третичном уровнях. МДГ состоит из руководителя (врач менеджер здравоохранения или врач по специальности «Онкология»), врачей по специальностям: «Онкология»; «Онкология и гематология детская»; «Онкология радиационная», «Онкология химиотерапевтическая», «Радиология», «Ядерная медицина», «Маммология», «Онкологическая хирургия», «Ультразвуковая диагностика по профилю основной специальности», «Эндоскопия по профилю основной специальности», «Патологическая анатомия», «Цитопатология», «Хоспис и паллиативная помощь», средний медицинский работник для ведения протокола заседания. В сложных клинических случаях привлекаются профильные специалисты соответствующих специальностей и специализаций, а также специалисты психолого-социального профиля. Работа МДГ строится на принципах комплексности, преемственности оказания онкологической помощи. МДГ принимает решение в пределах уровня оказания медицинской помощи. На первичном уровне функции МДГ возлагаются на утвержденные врачебно-консультативные комиссии медицинских организаций первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП) и клинико-диагностической помощи (далее – КДП). На вторичном и третичном уровнях МДГ создаются из специалистов в каждой организации, оказывающей онкологическую помощь. В случае расхождения мнений, решение принимается путем открытого голосования, учитывая предшествующие решения. Решение МДГ организации третичного уровня является приоритетным при рассмотрении вопроса о тактике, выборе метода лечения и в спорных случаях. Решение МДГ оформляется в виде заключения МДГ согласно приложению 2 к настоящему Стандарту. Основными задачами МДГ являются: На первичном уровне: 1) коллегиальный выбор методов диагностики, динамического наблюдения, психологическая коррекция пациентов со ЗН; 2) постановка и снятие с динамического медицинского наблюдения пациентов в зависимости от клинических групп. На вторичном уровне: 1) определение тактики лечения; 2) мониторинг эффективности лечения пациентов со ЗН в амбулаторных, стационарных и стационарозамещающих условиях; 3) направление на получение медицинских услуг на третичный уровень; 4) мониторинг постановки и снятия с динамического медицинского наблюдения пациентов со ЗН в зависимости от клинических групп. На третичном уровне (республиканские организации): 1) оценка эффективности лечения пациентов со ЗН в амбулаторных, стационарных и стационарозамещающих условиях на первичном и вторичном уровнях; 2) выработка рекомендаций по новым методам терапии, с учетом персонифицированного подхода и предшествующего лечения. На заседаниях МДГ рассматриваются: 1) все первичные пациенты с верифицированным диагнозом ЗН. В случае установки диагноза ЗН после проведенного планового оперативного лечения заседание МДГ проводится в отделении, по результатам полученного гистологического заключения; 2) пациенты с подозрением на ЗН, диагностика которых затруднена; 3) пациенты с рецидивом ЗН; 4) пациенты, нуждающиеся в изменении тактики лечения в связи с возникшими осложнениями, противопоказаниями, прогрессированием процесса; при получении дополнительных данных в процессе лечения; 5) пациенты в случае невозможности выполнения рекомендаций предыдущего заседания МДГ по причине осложнений, прогрессирования, наличия противопоказаний, отказа пациента; 6) пациенты, нуждающиеся в направлении на диагностику и лечение в организации третичного уровня и за рубеж; 7) пациенты, нуждающиеся в таргетных и иммунопрепаратах. Решение МДГ осуществляется организациями, оказывающими онкологическую помощь, на всех уровнях. За организацией, координирующей онкологическую помощь в регионах, закрепляется анализ работы всех комиссий МДГ медицинских организаций. Заключение МДГ вносится в медицинскую информационную систему (далее – МИС) в медицинскую карту амбулаторного пациента по форме № 052/у (далее – медицинская карта амбулаторного пациента) и (или) медицинскую карту стационарного пациента по форме № 001/у (далее – медицинская карта стационарного пациента), утвержденные приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 октября 2020 года № ҚР ДСМ-175/2020 «Об утверждении форм учетной документации в области здравоохранения» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21579) (далее – Приказ № ҚР ДСМ-175/2020), с последующим автоматическим формированием записи в журнале заседаний МДГ. В случае направления пациентов на лечение в организацию, оказывающую онкологическую помощь на вторичном или третичном уровнях, в МИС формируется выписка из протокола заседания МДГ с принятым решением, которая поступает в организацию направления на согласование. Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. |