|
|
|
Источник: Департамент гос. доходов по Карагандинской обл. (krg.kgd.gov.kz/ru)
02.05.2018 Основания для назначения выборочных налоговых проверок
Зачастую у налогоплательщиков при назначении выборочной проверки возникают вопросы относительно оснований назначения налоговой проверки, т.е. при получении от налогового органа извещения о выборочной налоговой проверке первый вопрос: почему и как? ДГД по Карагандинской области по вопросам, касающимся понятия выборочной проверки, порядка ознакомления налогоплательщика и оснований, послуживших отбору налогоплательщика на выборочную проверку, сообщает следующее. В Налоговый кодекс с 2018 года включены дополнения и изменения с целью приведения в соответствие с Предпринимательским кодексом РК и определены виды налоговых проверок, такие как выборочная и внеплановая. Это статья 145 Налогового кодекса, где дано понятие видов налоговых проверок: Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) выборочные налоговые проверки; 2) внеплановые налоговые проверки. Согласно пункту 2 статьи 145 Налогового кодекса выборочными налоговыми проверками являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов). Статьей 147 Налогового кодекса предусмотрено оповещение налогоплательщика налоговым органом о проведении выборочной проверки. Так налоговые органы не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения выборочной комплексной и (или) выборочной тематической проверки направляют или вручают извещение о проведении выборочной налоговой проверки налогоплательщику (налоговому агенту) по форме, установленной уполномоченным органом, если иное не установлено настоящей статьей. Извещение направляется или вручается налогоплательщику (налоговому агенту) по месту нахождения, указанному в регистрационных данных. Извещение, направленное по почте заказным письмом с уведомлением, считается врученным со дня получения ответа почтовой или иной организации связи. Форма извещения утверждена приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 8 февраля 2018 года № 146 «О некоторых вопросах налогового и таможенного администрирования» приложение 20. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 февраля 2018 года № 16450, опубликован 13 марта 2018 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан. В извещении указываются форма налоговой проверки, перечень подлежащих проверке вопросов, предварительный перечень необходимых документов, права и обязанности налогоплательщика (налогового агента) при проведении налоговой проверки, а также другие данные, необходимые для проведения налоговой проверки. Отбор налогоплательщиков в список выборочных проверок производится уполномоченным органом с использованием системы управления рисками, в Налоговом кодексе это Глава 17. До 2018 года критерии оценки степени рисков по отбору налогоплательщиков для проведения налоговых проверок являлись конфиденциальной (служебной) информацией. Однако с 2018 года с внесением изменений в Налоговый кодекс согласно статье 137 Налогового кодекса критерии степени рисков являются конфиденциальной информацией, за исключением следующих критериев: - налоговая нагрузка; - среднемесячная заработная плата на одного работника; - отражаемые в налоговой отчетности суммы расходов и доходов; - сделки с налогоплательщиками, имеющими взаиморасчеты с лицами, снятыми с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость, в том числе ликвидированными, бездействующими, банкротами; - отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов; - многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность; - нарушения, выявленные по результатам камерального контроля; - неоднократное приближение к предельному значению установленных настоящим Кодексом показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы; - критерии, которые могут снизить степень риска; - критерии, утверждаемые уполномоченным органом совместно с уполномоченным органом по предпринимательству; - критерии в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость. В соответствии с пунктом 3 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан и статьей 137 Налогового кодекса принят Совместный приказ Министра финансов РК от 20 февраля 2018 года № 251 и исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2018 года № 74 по утверждению критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов (объектов) при проведении выборочной налоговой проверки. Первым субъективным критерием оценки степеней рисков является коэффициент налоговой нагрузки, который определяется в соответствии с приказом Министра финансов РК от 20 февраля 2018 года № 253 «Об утверждении Правил расчета коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента), за исключением физических лиц, не зарегистрированных в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей и не занимающихся частной практикой». Общий показатель степени риска проверяемого субъекта рассчитывается по критериям оценки степени риска, относящимся к конфиденциальной (служебной) информации. Выборочные проверки назначаются в отношении налогоплательщиков, отнесенных к высокой степени по каждому риску, исходя из приоритетности проверяемых субъектов (объектов) с наибольшим показателем степени риска и штатной численности должностных лиц структурных подразделений органов государственных доходов, осуществляющих проверки. Списки налогоплательщиков, подлежащих выборочной проверке, формируются на полугодие. Кратность проведения выборочной проверки по налогоплательщику определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по критериям оценки степени рисков и не должна превышать одного раза в год. Отдельно следует напомнить, что некоторые налогоплательщики, пытаясь избежать проведения выборочной налоговой проверки, прибегают к миграции из одной области в другую область, но у налоговых органов налажено взаимодействие между регионами по обмену информацией и данные действия не послужат в дальнейшем основанием по не проведению выборочной проверки. Кроме того, налоговым законодательством налогоплательщику, подлежащему выборочной проверке предоставляется право заранее подготовиться с возможностью сдачи дополнительных форм налоговой отчетности до начала проведения проверки для устранения имеющихся нарушений. В заключении следует отметить, что добросовестное соблюдение норм налогового законодательства позволит избежать налогоплательщикам вхождения в группу риска, подлежащую включению в список выборочных проверок с высокой степенью риска.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |