|
|
|
Конференция «Международный опыт противодействия коррупционным преступлениям в органах государственных доходов»
Пресс-служба КГД МФ РК
С 10 по 11 сентября 2015 года в городе Астане прошла международная конференция «Международный опыт противодействия коррупционным преступлениям в органах государственных доходов», организованная Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - Комитет) при поддержке Офиса программ Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Всемирной таможенной организации (ВТамО). Практика проведения антикоррупционных мероприятий берет свое начало в 2009 году, когда таможенная служба РК совместно с ОБСЕ и ВТамО организовали в столице РК семинар на тему «Стратегические методы совершенствования антикоррупционной работы в таможенных органах. Международный опыт». По итогам данного мероприятия экспертами компетентных органов иностранных государств и международных организаций, а также представителями казахстанской стороны были разработаны и представлены рекомендации в сфере партнерства с частным сектором, кодекса поведения государственных служащих, автоматизации бизнес-процессов и будущим шагам по борьбе с коррупцией. Конференция является продолжением вышеуказанного семинара, цель которой - изучение возможности применения на практике в РК конструктивных рекомендаций (положительный опыт) по снижению коррупции в государственных органах, ответственных за поступление денежных средств в доход государства. На первом этапе мероприятия представители Комитета представили отчет о проделанной работе по итогам прошедшего семинара, а также осветили актуальные задачи антикоррупционной деятельности государственных органов РК. В свою очередь эксперты международного уровня - представители компетентных органов иностранных государств, международных организаций, научных кругов и бизнес-сообщества - поделились своими знаниями и опытом по противодействию коррупционным преступлениям. По итогам конференции казахстанская сторона совместно с приглашенными гостями выработали практические шаги по предметному сравнению своей действующей антикоррупционной практики с международным опытом и по расширению масштабов совместных программ, заложили солидную основу как для коррекции национальной программы по предотвращению коррупции, так и для ее успешного перевода в плоскость практической реализации.
О практике и принимаемых мерах по совершенствованию антикоррупционной работы в органах государственных доходов
Из выступления на международной конференции в г. Астане руководителя Управления внутренней безопасности КГД МФ РК Хусаинова Б. X. (10-11 сентяоря 2015 года, г. Астана) В Стратегии «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства» коррупция выделена в качестве одной из актуальных угроз национальной безопасности нашей республики. В целях снижения ее негативного влияния на формирование государственности и развитие казахстанской демократии Президентом Республики Казахстан утверждена Антикоррупционная стратегия на 2015-2025 годы и Правительством реализуется План мероприятий на 2015-2017 годы по реализации Стратегии. К ключевым направлениям антикоррупционной политики относятся: - противодействие в государственной службе; - общественный контроль; - в квазигосударственном и частном секторе; - в судебных и правоохранительных органах; - повышение антикоррупционной культуры; - международное сотрудничество. Для Комитета государственных доходов минимизация коррупционных рисков является одной из важных задач, стоящих на повестке дня. Так как у нас сконцентрированы административные функции налоговых и таможенных органов, правоохранительные функции по расследованию экономических преступлений. Очень большая штатная численность. Учитывая в целом достаточно высокую коррупциогенность деятельности Комитета (контроль финансовых потоков, взаимодействие с бизнесом), по функциям в отдаленных местах, где тяжело осуществлять контроль (таможенная граница), на предприятиях (налоговая проверка), нам надо принимать нестандартные решения. Мы все это хорошо понимаем. Решение вопроса путем полного охвата всех сотрудников контролем затратно, а в последующем неэффективно, т.к. надо за контролерами установить дополнительный контроль. Человеческий фактор всегда будет ключевым в данной схеме. Нам надо принимать системные решения, исключающие условия для коррупции. И здесь очень важно знать, прогнозировать, проводить более скрупулезный анализ не только текущей ситуации, но и последствий новых законодательных инициатив, новых бизнес-процессов. В этой связи я хотел бы остановиться на основных направлениях антикоррупционной политики нашего Комитета: Первое - улучшение налогового и таможенного администрирования. Второе - совершенствование правоохранительной деятельности службы экономических расследований. Третье - совершенствование правоохранительной деятельности подразделений внутренней безопасности. Четвертое - внедрение новых, прогрессивных подходов в кадровой политике. По первому направлению разработана «Модель перспективного развития на 2015-2017 годы» и «План приоритетных задач Комитета», мероприятия которых синхронизированы с 5 (пятью) институциональными реформами, инициированными Главой государства. В рамках него минимизируются прямые контакты должностных лиц с населением при оказании государственных услуг, реализации контрольно-надзорных и разрешительных функций. В результате к настоящему времени из 52 государственных услуг, оказываемых органами государственных доходов, 34 услуги автоматизированы (69,4%) и оказываются в электронном виде. К примеру, за прошлый год 78% услуг предоставлено в электронном виде. Осуществляется внедрение электронного аудита (е-аудит), который позволит сократить время непосредственного нахождения проверяющих у налогоплательщика. Вводится единое окно при прохождении таможенных процедур и реализуются меры по развитию системы электронного декларирования. За исключением пограничного контроля, объединены контрольные функции на таможне. Совершенствуется система управления рисками (СУР). Внедряется инструмент интеллектуального анализа данных Data mining для разработки рисков. Осуществлен переход на субъектоориентированность, внедрен так называемый «зеленый коридор» для 300 крупных налогоплательщиков. Планируется внедрение «зеленого коридора» для участников внешнеэкономической деятельности с низким уровнем риска. По второму направлению в рамках совершенствования и регламентации правоохранительной деятельности Службы экономических расследований проводится работа по формированию слаженных правовых механизмов по выявлению, пресечению и предупреждению экономических преступлений. Утвержден Порядок взаимодействия оперативно-следственных подразделений и подразделений, осуществляющих налоговый и таможенный контроль. Разработан Порядок организации досудебного производства. Разработаны Правила взаимодействия с Национальным банком и Комитетом финансового мониторинга. Таким образом, исключены отдельные потенциальные условия и факторы, благоприятствующие коррупционным проявлениям со стороны сотрудников СЭР. По третьему направлению руководством Комитета государственных доходов инициирован ряд действенных организационных и практических мер. Для реализации правоохранительных мер по противодействию коррупции в собственных рядах создано Управление внутренней безопасности Комитета. В целях предупреждения возможного сращивания сотрудников Управления внутренней безопасности по корпоративному принципу штаты подразделений внутренней безопасности сформированы из числа сотрудников разных правоохранительных и специальных государственных органов (финансовая полиция, таможня, органы внутренних дел и др.). Выведено на новый уровень межведомственное взаимодействие с Антикоррупционной службой, к исключительной компетенции которой отнесено расследование дел, связанных с коррупцией. В рамках него реализуется предметный План совместных мероприятий. По четвертому направлению в целях усиления ответственности по подбору кадров в органы государственных доходов в рамках Правил пяти «П» закреплен принцип поручительства, заключающийся в освобождении от должности руководителя за коррупционные преступления подчиненного. Для мотивации работы сотрудников Службы экономических расследований разработаны Правила по отбору лучшего оперативного сотрудника, оперативного сотрудника по розыску и следователя. Проводится оценка компетенции руководящего состава, как в центре, так и на местах. Расширяется инструментарий проверок при приеме на работу и повышении по службе. В целом надо сказать, что Комитет государственных доходов ведет открытую политику. Мы круглосуточно доступны для обращений граждан и организаций. Посредством мобильного приложения WhatsApp принимаем сведения о правонарушениях в экономической сфере, в том числе связанных с фактами коррупции. Присутствуем в социальных сетях. В результате на сегодня поступает очень много обращений. Реагируем по каждой поступающей информации. Это залог доверия к нам и необратимости наказания для коррупционеров. С учетом изложенного хотел бы дальше рассказать немного о складывающейся коррупциогенной ситуации в Комитете. Анализ показал, что большая часть коррупционных уголовных правонарушений была связана со злоупотреблением служебными полномочиями и получением взяток. При этом в основной массе коррупционные дисциплинарные правонарушения сопряжены с созданием условий для коррупции и связаны с оказанием неправомерного предпочтения физическим и юридическим лицам при подготовке и принятии решений. Таким образом, выявлять и пресекать коррупцию - это наша работа. Ряд выявленных нами схем работал долгое время. Теперь совместно с Антикоррупционной службой с ними ведем беспощадную войну. Подход стандартный. Если мы в наших рядах находим коррупционера, возбуждаем дело. Доводим до суда. Увольняем. Инициируем принятие системных мер, чтоб такие правонарушения больше не повторялись. Теперь хотел бы перейти к тому, что способствует коррупционным проявлениям в нашей системе, так называемым первопричинам. Первое - несовершенство отдельных стандартов государственных услуг и инструкций, регламентирующих порядок осуществления контрольно-надзорных, разрешительных и правоохранительных функций, нормы которых при правоприменении нередко создают условия для совершения коррупционных деяний. Здесь необходимо отметить, что если по государственным услугам имеются достаточно детальные стандарты, то по контрольно-надзорным, разрешительным и правоохранительным функциям таковые полностью не сформированы. Данная проблема относима непосредственно и к деятельности подразделения внутренней безопасности. Скрывать не буду. Но мы работаем над ней. В результате решения принимаются исходя из субъективных условий, связанных с профессиональной подготовкой и морально-нравственными качествами работников. В таком же плане можно отметить, что остается нереализованным потенциал по правоприменению принципа поручительства, закрепленного в Правилах пяти «П», о котором я говорил выше, предусматривающего освобождение от должности руководителя в случае установления вины подчиненного. Второе - как следствие первого, сохраняются коррупционные риски, связанные с прямым контактом должностных лиц с населением, при реализации контрольно-надзорных, разрешительных и правоохранительных функций и оказании отдельных государственных услуг. Третье - крайне низкий уровень оплаты труда и социальных гарантий работников. Это, прежде всего, касается работников административного блока. К примеру, ежемесячная заработная плата ведущего специалиста таможенной и налоговой службы (со стажем от одного года до двух лет) после всех социальных отчислений (удержания подоходного налога, пенсионных выплат) составляет чуть более 35 месячных расчетных показателей. Причем других конкретных адресных социальных гарантий для работников органов государственных доходов, в том числе связанных с обеспечением жильем и оплатой учебы детей, не предусмотрено. Четвертое - низкий уровень правовой культуры отдельных работников подразделений органов государственных доходов и самого населения. Пятое - слабая информационная работа по повышению антикоррупционной модели поведения граждан и улучшению общественной атмосферы неприятия коррупции. К тому же еще не сформирована идеология предупредительно-профилактической и информационной работы по формированию антикоррупционной модели поведения работников и атмосферы неприятия коррупции. В результате четко не определены в этом процессе роль и место профильных подразделений, ответственных за формирование методологии по административным (государственным услугам, видам контроля и надзора) и правоохранительным процедурам, подразделений человеческих ресурсов и внутренней безопасности. Шестое - отдельными профильными подразделениями Комитета, ответственными за совершенствование данной методологии, в достаточной мере не осознается важность предметной антикоррупционной работы. Не уделяется должное внимание анализу коррупционных рисков по направлениям своей деятельности. При этом конкретные мероприятия по их локализации и нейтрализации, в том числе нормативно-правового и методологического характера, не инициируются. В результате одни и те же нарушения из года в год повторяются, и причины, способствующие им, не устраняются (т.е. непрерывная работа над конкретными ошибками не проводится). Тогда как ведь именно выявление и минимизация коррупционных рисков, условий и причин, сопутствующих их возникновению, является ключевым звеном в системе противодействия коррупции. Скажу прямо, что ситуацию только карательными методами и силами Антикоррупционной службы и Управления внутренней безопасности Комитета кардинально не исправить. Нам необходимо консолидироваться в нейтрализации этой угрозы. На кону экономическое благополучие государства и общественно-политическая стабильность в обществе. С учетом вышеуказанных условий и факторов, способствующих коррупционным проявлениям, нашим подразделением инициировано: 1. Формирование и утверждение Перечня коррупционно опасных функций и подразделений органов государственных доходов, с сегментацией на виды государственных услуг, разрешительные, контрольно-надзорные и правоохранительные функции, а также функции, связанные с конфликтом интересов. В последующем, с учетом реализации мер по совершенствованию деятельности подразделений, предполагается его уточнение (не реже одного раза в год). 2. Разработка Плана мероприятий по снижению уровня коррупции в органах государственных доходов на 2015-2017 годы, ориентированного на устранение условий и факторов, способствующих коррупционным проявлениям. Наряду с этим представляется востребованной реализация следующих мероприятий: 3. Разработать Регламент антикоррупционной работы в органах государственных доходов. В данном регламенте предполагается заложить основные ведомственные подходы по превенции коррупции: - по непрерывному анализу коррупционных рисков; - незамедлительному реагированию на факты коррупции в собственных рядах путем закрепления четких механизмов реализации принципа поручительства; - недопущению кадровых назначений по командному принципу; - формированию антикоррупционной культуры поведения работников органов государственных доходов и атмосферы непринятия коррупции. Это позволит всецело задействовать силы и средства всех подразделений Комитета государственных доходов, как правоохранительных, так и профильных подразделений, и объединить их усилия на снижении коррупционного фактора. 4. Функционально закрепить за одним из заместителей руководителей подразделений Комитета ответственность за ведение антикоррупционной работы: - по анализу коррупционных рисков, - регламентации и дорегламентации контрольно-надзорных, разрешительных и правоохранительных функций. Реализация вышеуказанных мероприятий в целом может позволить придать работе по противодействию коррупции более поступательный характер и обеспечить баланс между системными предупредительно-профилактическими и правоохранительными мерами. В этой связи прошу международных экспертов, с учетом опыта становления и развития ваших органов государственных доходов, оказать нам содействие и выработать рекомендации по востребованным мерам по противодействию коррупционным проявлениям. В заключение своего выступления хотелось бы поблагодарить наших гостей за участие, пожелать успехов в деятельности. Полагаю, что полученная в ходе конференции информация и предложенные вами рекомендации будут способствовать достижению нашей общей цели в противодействии коррупции.
Из выступлений участников международной конференции
Грузия Г-жа Мака Хведелидзе Давыдовна, заместитель начальника Департамента международных отношений Службы доходов Грузии: - Для нас очень большая честь приехать в Казахстан обменяться с коллегами опытом. Служба доходов Грузии является объединенной налоговой и таможенной администрацией, а также администрацией, которая отвечает за санитарный и ветеринарный пограничный контроль. В течение этих двух дней у нас была возможность присутствовать на интересной конференции, где мы говорили о борьбе против коррупции в таможенных органах. Как известно, Грузия провела очень серьезную реформу и борьба против коррупции - приоритет в реформировании Грузинской таможни. Мы преодолели очень много препятствий, очень многое прошли, но самое главное - это то, что мы разрушили миф о том, что понятие о коррупции у нас в менталитете. Я уверена, что каждая страна, изучая практику других стран, может это внедрить у себя. Но надо принять соответствующие меры, создать команду и, самое главное, подходить к этой проблеме как к проблеме системы. Вся система должна измениться, должна быть политическая воля. У Казахстана есть серьезный потенциал, есть большая воля. И на государственной службе, я уверена, вы сможете преодолеть все препятствия.
Г-жа Лейла Асылбекова, заведующая Сектором изучения компетенций НИИ Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан: - Основной миссией сегодняшней конференции является совершенствование нового государственного органа с учетом тех рекомендаций, которые были внесены в 2008 году. Приехали спикеры из разных стран, ведущих позитивную политику по борьбе с коррупцией. Яркие представители из Швейцарии, Исландии, Грузии. Они действительно приятно удивлены смелыми шагами Комитета госдоходов, так как первая международная конференция была в стенах Таможенного комитета. Соответственно, в большинстве своем крен падал на появление рисков именно в системе таможенной службы. Сегодняшняя действительность показывает, насколько мы правильно идем, в каком направлении движемся. Думаю, и казахстанский опыт будет полезен в борьбе с коррупцией. В связи с этим были приглашены очень хорошие эксперты казахстанской науки, из Академии госуправлений при Президенте, присутствует целый Центр противодействия коррупции, были приглашены эксперты Европейского союза, которые работают по линии модернизации государственной службы. Мне приятно видеть, что молодое поколение современного государственного служащего воспитывает в себе нетерпимость, готово напрямую говорить о тех вопросах, которые беспокоят его как гражданина нашей страны.
США Г-н Эдвард Гринволд, старший юрист Главного консультативного офиса Таможенно-пограничной службы США в Чикаго: - Это большая честь - приехать в Казахстан по приглашению казахстанских властей, представительства Казахстана в ОБСЕ. Я всегда очень рад поделиться информацией с международными партнерами, как искоренить коррупцию. Я рассказывал коллегам, какое у нас законодательство, этические нормы поведения. Нарушается законодательство в США очень редко. И у нас очень строгий юридический режим, допустим, как мы себя ведем, какие у нас ограничения на государственной службе. Часть опыта США, думаю, может перенять и Казахстан. Казахстан - очень великая и огромная страна с большим потенциалом и возможностями увеличить международную торговлю. У Казахстана значительные шансы стать серьезным игроком в мировой торговле.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |