|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Л. Кизина, профессиональный бухгалтер РК, бухгалтер-практик, (CAP), CIPA, победитель конкурса «Superбухгалтер 2014»
НУЖНО ЛИ ВЫБИВАТЬ ЧЕК ЧЕРЕЗ ККМ ПРИ РАСЧЕТАХ ПО ТЕРМИНАЛУ? НАДО ЛИ МЕНЯТЬ ККМ, ЕСЛИ У НАС МИНИКА?
Компания с начала 2015 г. при расчетах по Терминалу не выбивала чеки через ККМ. Теперь хочет исправить все до конца года, выбить все одной суммой и приложить бухгалтерскую справку. Как все это оформить правильно в 1С, чтобы не получился двойной расчет с поставщиками? Надо ли менять ККМ, если стоит Миника?
Положения Налогового кодекса. На основании пункта 1 статьи 645 Налогового кодекса на территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин, если иное не установлено настоящим пунктом, а иное в данном случае не установлено. В соответствии с подпунктом 18 статьи 644 Налогового кодекса денежные расчеты - расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек. Торговые автоматы и терминалы оплаты услуг, осуществляющие денежные расчеты при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег, оснащаются контрольно-кассовыми машинами, модели которых включены в государственный реестр. POS-терминалы должны быть подключены к кассовому аппарату и при проведении оплаты через POS-терминал, покупателю должен быть выдан чек кассового аппарата, при этом отдельно пробивать фискальный чек не требуется. В кассовой книге, компания должна отражать сумму, проведенную по кассе нарастающим итогом, и в том числе отражать сумму, проведенную через POS-терминал. В Z-отчете отдельными строками отражаются: суммы, проведенные при оплате наличными и суммы проведенные через POS-терминал. Сумма наличных должна совпадать с фактическим наличием денежных средств в кассе. Сумма, проведенная через POS-терминал - совпадать с чеками POS-терминала, которые подписываются клиентами и остаются у кассира. POS-терминал может заменить контрольно-кассовую машину только в том случае, если его модель включена в государственный реестр контрольно-кассовых машин. Если POS-терминал отсутствует в государственном реестре контрольно-кассовых машин, то при совершении операции через терминал, необходимо пробивать фискальный чек через контрольно- кассовую машину. В соответствии с пунктом 1 статьи 650 Налогового кодекса ответственное лицо налогоплательщика при эксплуатации контрольно-кассовой машины: 1) осуществляет ввод информации о денежном расчете в соответствии с руководством по эксплуатации контрольно-кассовой машины; 2) в случае отсутствия электроэнергии или неисправности контрольно-кассовой машины заполняет и выдает товарный чек; 2-1) в случае временного отсутствия сети телекоммуникаций, предоставляемых оператором фискальных данных, использует автономный режим работы контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и передачи данных; 3) заполняет книгу учета наличных денег; 4) при завершении смены выполняет процедуру «конец смены» путем снятия сменного отчета (Z-отчет) согласно техническим требованиям изготовителя модели контрольно-кассовой машины. Сменные отчеты, книги учета наличных денег и товарных чеков, а также чеки аннулирования, возврата и контрольные чеки, по которым проведены операции аннулирования и возврата, должны храниться налогоплательщиком в течение пяти лет с даты их печати или полного заполнения. Таким образом, компания обязана заполнять книгу учета наличных денег по данным своей контрольно-кассовой машины и Z-отчета по ней. Книга учета наличных денег заполняется при совершении операций через ККМ. Административная ответственность. В соответствии со статьей 284 Кодекса об административных правонарушениях: Неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении на территории Республики Казахстан денежных расчетов, производимых при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг посредством наличных денег, а также применение контрольно-кассовой машины, являющейся неисправной или не состоящей на учете в органе государственных доходов по месту использования - влекут предупреждение. Действия (бездействие), предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, субъектов малого предпринимательства в размере 15, на субъектов среднего предпринимательства - в размере 30, на субъектов крупного предпринимательства - в размере 50 МРП. Не заполнение книги учета наличных денег при эксплуатации контрольно-кассовой машины либо несоответствие показаний сменных отчетов данным книги учета наличных денег на соответствующую дату, либо непроведение записи в книге учета наличных денег при осуществлении в контрольно-кассовой машине операций аннулирования ошибочно введенной суммы или возврата наличных денег за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги - влечет предупреждение. Деяние, предусмотренное частью девятой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, субъектов малого предпринимательства в размере 20, на субъектов среднего предпринимательства - в размере 30, на субъектов крупного предпринимательства - в размере 40 месячных расчетных показателей. Нормативная база. В соответствии с Приказом и. о. Министра финансов Республики Казахстан от 28 июля 2015 года № 425 «О внесении изменений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 30 декабря 2008 года № 637 «О некоторых вопросах налогового администрирования», в соответствии со статьями 644, 645 Налогового кодекса внесены изменения в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 30/12/2008 № 637 «О некоторых вопросах налогового администрирования»: приложение 22 (форма товарного чека, который выдается в случаях технической неисправности контрольно-кассовой машины или отсутствия электроэнергии) к указанному приказу изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу; приложение 24 (форма книги учета наличных денег) к указанному приказу изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу. Данный приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования (Информационно-правовая система нормативных правовых актов РК «Әділет» 11 сентября 2015 г.). Книгу учета наличных денег заполняете, исходя из тех граф, которые там есть. Отражаете сумму по кассе нарастающим итогом (в том числе проведенную по POS-терминалу). При этом, в кассовой книге не отражается оплата через платежные карточки, эти данные отражаются только в книге учета наличных денег. Согласно пункту 7 статьи 7 ЗРК от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» внесение исправлений в кассовые и банковские первичные документы не допускается. В остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы с указанием даты внесения исправлений. В соответствии с подпунктом 2 статьи 1 ЗРК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» первичные учетные документы - документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет. Комментарии. Следовательно, книга учета наличных денег не относится к первичным кассовым документам, а является регистром учета, составляемом на основании первичных документов. Согласно статье 284 Кодекса об административных правонарушениях при эксплуатации контрольно-кассовой машины несоответствие показаний сменных отчетов данным книги учета наличных денег на соответствующую дату - в первый раз влечет предупреждение. Не пробитие своевременно по контрольно-кассовой машине чеков при оплате через POS-терминал, первоначально повлекут предупреждение (статья 284 Кодекса об Административных правонарушениях). После пробивания суммы по чекам по POS-терминалу попадают в ККМ, как безнал и в итоге они выходят в общей сумме оборота поступлений за день. Вы заполняете книгу учета наличных денег с учетом чеков по POS-терминалу. В 1С ведете разноску (делаете проводки по кассе и банку, как делали ранее без изменений), то есть фактически поступившие деньги в кассу проводите приходными кассовыми ордерами Д1010 К1210 и т. д., если клиент расплачивается по POS-терминалу, то деньги поступают на счет в банке и проводки по кассе в данном случае не делаются. Сумма Z-отчета не совпадает с количеством наличных денег в кассе, так как состоит из двух сумм наличных денег по пробитым фискальным чекам и чеки по POS-терминалу (безналичный расчет). То есть, кассовую книгу в бухгалтерском учете заполняете по факту поступления наличных денег в кассу, она не заполняется на суммы, поступившие по безналичному расчету по чекам, пробитым по POS-терминалу, соответственно делаете проводки. В книге учета наличных денег заполняете все колонки в соответствии с их названиями, при этом ее данные не будут идти с кассовой книгой (разрыв на чеки по POS-терминалу). Следовательно, при установке кассового аппарата нового образца с передачей данных в онлайн режиме при оплате покупателем покупки пластиковой банковской карточкой нужно пробивать сумму на кассовом аппарате, при этом сумма поступает на расчетный счет в банк. Суммы при расчете пластиковыми картами подлежат отражению в книге учета наличных денег, а в кассовой книге (в программе 1С) приходуете фактически поступившие наличные деньги в кассу (то есть, проводки по кассе при оплате пластиковыми карточками не делаются). Двойного налогообложения не возникает. Если вы с начала 2015 г. при расчетах по POS-терминалу не выбивали чеки через ККМ, и теперь хотите исправить все до конца года выбив все одной суммой и приложить бухгалтерскую справку, то исправления нужно будет внести только в книгу учета наличных денег, в 1С и в кассовую книгу никакие исправления (по данной ошибке не вносите. Все проводки проведены, верно, деньги по POS-терминалу проведены через банк, а не через кассу в 1С. В соответствии с пунктом 3 статьи 645 Налогового кодекса торговые автоматы и терминалы оплаты услуг, осуществляющие денежные расчеты при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег, оснащаются контрольно-кассовыми машинами, модели которых включены в государственный реестр. Выдержка из государственного реестра ККМ, утвержденного приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 декабря 2008 года № 635 (с дополнениями по состоянию на 26/06/2015):
Если ККМ (Миника) включена в данный перечень, то менять ККМ не нужно.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |