|
|
|
Изменения в законодательстве Республики Казахстан о страховых спорах
Б.Карина, Судья Павлодарского городского суда
Страхование представляет собой отношение по имущественной защите интересов физических и юридических лиц (застрахованных) при наступлении определенных страховых случаев посредством выплаты страховых возмещений за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплачиваемых им страхователями страховых платежей, а также из иных источников, не запрещенных законодательством. Существует несколько разновидностей страхования: страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование, страхование средств железнодорожного, воздушного, водного транспортов, страхование грузов, страхование гражданской правовой ответственности автотранспортных средств и другие. Отношения, возникающие в области обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, и устанавливающие правовые, финансовые и организационные основы его проведения регламентируются Законом Республики Казахстан №446 от 1 июля 2003 года «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств». 12 июля 2022 года принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития страхового рынка и рынка ценных бумаг, банковской деятельности. Основные изменения, касающиеся урегулирования страховых споров, были внесены в следующие законодательные акты: Гражданский кодекс РК (Особенная часть), Закон РК «О страховой деятельности», Закон РК «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств». Пункт 5 статьи 90 Закона РК «О страховой деятельности» с 1 января 2024 года излагается в следующей редакции: «5. Лица, указанные в части второй пункта 1 статьи 86 настоящего Закона, являющиеся страхователями (застрахованными, выгодоприобретателями), а также страховщик вправе обратиться в суд в соответствии с законодательством Республики Казахстан после получения решения страхового омбудсмана. Таким образом, с 1 января 2024 года предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора, вытекающий из страховых споров. С этого же времени вводятся в действие и следующие изменения. Закон РК «Об обязательном страховании ГПО ВТС» дополняется следующими пунктами в статье 1 Закона: «9-1) упрощенное оформление транспортного происшествия – оформление документов о транспортном происшествии без участия сотрудников органов внутренних дел в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Законом;»; «11-1) упрощенный порядок урегулирования страхового случая – урегулирование страхового случая при упрощенном оформлении транспортного происшествия в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Законом и нормативным правовым актом уполномоченного органа». Порядок регулирования страхового случая в упрощенном порядке оговорен в статье 22-2 Закона, и может быть применим в случае отсутствия потерпевших, которым причинен вред жизни и (или) здоровью при совершении транспортного происшествия. Оформляется путем составления декларации об урегулировании страхового случая на согласованных условиях. Пункт 1 статьи 29-1 Закона РК «Об обязательном ГПО ВТС» с 12 сентября 2022 года излагается в следующей редакции: «1. При наличии спора, возникающего из договора обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, страхователь (потерпевший, выгодоприобретатель) вправе в письменной форме: - направить страховщику (в том числе через филиал, представительство, иное обособленное структурное подразделение, интернет-ресурс страховщика) заявление с указанием требований и приложением документов, подтверждающих его требования, либо - направить заявление страховому омбудсману (напрямую страховому омбудсману, в том числе через его интернет-ресурс, либо через страховщика, в том числе через его филиал, представительство, иное обособленное структурное подразделение, интернет-ресурс) или в суд для урегулирования споров, возникающих из договора обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, с учетом особенностей, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О страховой деятельности».». До 12 декабря 2022 года порядок определения вреда по обязательному страхованию ГПО ВТС действовал на основании Постановления Правления НБ РК от 28 января 2016 года №14 «Об утверждении Правил определения размера вреда, причиненного транспортному средству. Теперь, с 12 декабря 2022 года действует постановление «Об утверждении Требований к специализированному программному обеспечению и правил определения размера вреда, причиненного транспортному средству». Согласно Закону РК «О страховой деятельности» рассмотрение страховых споров проводится Страховым омбудсманом. Понятие Страховой омбудсман, его статус, принципы деятельности, порядок избрания и досрочное прекращение его полномочий содержится в статье 86 Закона РУ «О страховой деятельности». Страховой омбудсман – это независимое в своей деятельности физическое лицо, осуществляющее урегулирование разногласий межу страховыми организациями, страхователями (застрахованными, выгодоприобретателями) и страховыми организациями, возникающих из договоров страхования. Физические и юридические лица праве разрешить спор с Страховой компанией путем обращения к Страховому омбудсману путем подачи письменного заявления, с обязательным уведомлением страховую компанию о намерении обратиться к Страховому омбудсмену. Сумма требований по разногласиям не должна превышать 10 000 МРП. Решение принимается страховым омбудсманом единолично, в форме решения, состоящее из описательной, мотивировочной и резолютивной частей, и доводится до сведения сторон. Решение страхового омбудсмана по разногласиям между страховыми организациями является обязательным для страховых организаций. В случае неисполнения страховой организацией решения страхового омбудсмана в установленный им срок страховой омбудсман обязан не позднее трех рабочих дней информировать об этом уполномоченный орган с приложением документов, подтверждающих факт нарушения требований настоящего Закона и нормативных правовых актов уполномоченного органа. В случае несогласия с решением страхового омбудсмана страхователь (застрахованный, выгодоприобретатель), страховщик вправе обратиться за защитой своего права в суд в соответствии с законодательством Республики Казахстан. При этом исполнение решения страхового омбудсмана для страхователя (застрахованного, выгодоприобретателя) не является обязательным. Срок рассмотрения страховых споров Страховым омбудсманом составляет 2 месяца. Так, Страховым омбудсменом в 2022 году рассмотрено 1418 дел, из них с принятием решения – 1108. За 5 месяцев 2023 года рассмотрено 875 дел, с вынесением решения – 796 или 91% от числа поступивших дел. Заявление для урегулирования разногласий по страховому спору подается по адресу: Республика Казахстан, г.Алматы, ул.Рыскулбекова, 28/7, 2 этаж (ЖК «Байт-Тал»), тел. 7 (727) 382-41-74, 7 (727) 265-54-70, 7 708 151 5235 или посредством сайта form.kz. Сайт form.kz содержит информацию: порядок обращения к Страховому омбудсмену, образцы заявлений и извещений и возможность получения консультации в онлайн-режиме.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |