|
|
|
Как повысить качество образования юристов и в последствии улучшить целую отрасль экономики Казахстана?
Шпигоцкий Иван Александрович. Член Северо-Казахстанской палаты юридических консультантов «ZANGER». Учредитель и директор ТОО «Центр правовой защиты и консалтинга» Магистр юриспруденции
В своей предыдущей статье «Заветам Ленина верны» или о том, как юристов хотят «поставить в осадное положение» я высказал свое мнение о том, что «качество теоретических знаний будущих выпускников организаций ТиПО и ВУЗов нашей страны по специальности «Юриспруденция» оставляет желать лучшего, и выдвинул несколько идей по улучшению этой ситуации. Сегодня хотелось бы именно об этом. Как все, надеюсь, прекрасно помнят, изначально, одними из целей создания палат юридических консультантов озвученных на собраниях, в департаментах юстиции (проходивших по всей стране в период обсуждения проекта закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи») являлись: 1) Развитие сферы оказания КАЧЕСТВЕННЫХ юридических услуг со стороны каждого юриста; 2) Развитие и улучшение КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ будущих выпускников юридических факультетов организаций ТиПО и ВУЗов, путем привлечения в будущем квалифицированных и профессиональных юристов в различных областях права; В связи с этим, хотелось бы отметить, что (по моему сугубо личному мнению) сфера деятельности «Юриспруденция» в РК на текущий момент в части качества получаемого образования, мягко говоря, отстала от современной жизни. На текущий момент, (по моему скромному мнению) далеко не во всех, но во многих, организациях ТиПО и ВУЗах готовят лишь, простите, подобие юристов, которые совершенно не способны отвечать современным реалиям жизни (об этом так же говорили мои коллеги в своей статье: «Развитие юридического сообщества в Казахстане: реалии и перспективы»). Что можно сказать, если многие студенты - выпускники юридического факультета ВУЗа не способны ответить на элементарные вопросы из основ государства и права (проверено мною лично и не однократно), разве такой с позволения сказать «специалист» будет способен достойно представлять интересы своего клиента (или тем более клиента Вашей фирмы) в суде или государственном органе? Разве он (или она) будут способны честно следовать принципу состязательности в ходе судебного процесса? Думаю, ответ напрашивается сам собой. При этом такие «горе специалисты» чрезмерно амбициозны и хотят получать огромные гонорары за (извините) протирание штанов.
На чем основаны такие мои выводы?
1. Во-первых на личном опыте. В свое время, я учился в хорошем колледже, где были достаточно сильные преподаватели теоретики, однако, все мы знаем, что теория и практика всегда отличаются друг от друга, особенно в юриспруденции. У меня была возможность получать дополнительные практические навыки в период моего обучения, так как мой отец был одним из лучших практикующих юристов в Северо-Казахстанской области и его имя было известно не только в Северном Казахстане, но и во многих других регионах страны. Но моим однокурсникам повезло меньше и практические навыки они получали лишь в период производственной и учебной практики, которая в общей сложности заняла не более 3 месяцев. В итоге, они вышли из колледжа лишь с теоретическими знаниями и мизером практических навыков. Как итог этого обучения - лишь малая часть моих однокурсников по колледжу сейчас работает по специальности. Кроме того, я уже длительно время пытаюсь найти себе помощника (среди выпускников организаций ТиПО и ВУЗов), который в ходе собеседования при приеме на работу мог бы правильно ответить хотя бы на вопрос о том, что такое «Государство» или что такое «Норма права», или составить грамотно (в соответствии с требованиями типовых правил документирования или хотя бы без грамматических ошибок) любой документ (например претензию в адрес должника на основе предоставленных документов). 2. По данным Национального доклада о состоянии и развитии системы образования РК (по регионам за 2017 год) «В среднем по стране каждый 10-й выпускник получает диплом с отличием. Высокая доля отличников-выпускников колледжей в г. Нур-Султан и Алматинской области и ВКО…», при этом СКО стоит на предпоследнем месте в рейтинге «Доли выпускников организаций ТиПО, получивших диплом с отличием от общего количества выпускников ТиПО» с показателем 5,8%, хуже показатели были только в Мангистауской области, там показатель был 5,1%. 3. Так же хотелось бы отметить, что доля преподавателей ТиПО, имеющим высшую и первую категорию по данным все того же доклада в СКО составляет 45,9 % с этим показателем наша область находится в середине рейтинга, далеко не самый худший показатель на мой взгляд, однако уверен что повышение практических навыков значительно повысит этот показатель (это на мой взгляд можно сделать только путем разработки программы повышения квалификации преподавателей юридических дисциплин не только силами министерства образования, но и мин.юста в которой будет предусмотрена обязанность приглашения для дачи лекций на таких семинарах повышения квалификации действующих, практикующих юристов, нотариусов, медиаторов, адвокатов, частных судебных исполнителей). 4. При этом согласно все тому же Национальному докладу в СКО одна из самых низких показателей доли привлечения с производства мастеров производственного обучения 3,8%,тогда как в ЗКО этот показатель составляет 20,6% (то есть, по сути, в процесс обучения будущих специалистов в СКО привлекают на несколько порядков меньше практикующих специалистов, чем на западе. Этот показатель дает возможность предположить, что более 60% выпускников ВУЗов и организаций ТиПО знают лишь теорию своей будущей профессии, а как мы все прекрасно знаем теория и практика далеко не всегда совпадают на все 100%). (Это можно исправить путем опять-таки привлечения практикующих юристов, нотариусов, медиаторов, адвокатов, частных судебных исполнителей для дачи лекций и семинаров для студентов организаций ТиПО и ВУЗов). 5. И еще немного статистики: В 2016 году по данным комитета статистики и Информационно-аналитической системы «Талдау» в СКО было выпущено 3632 учащихся коллежей (из них 229 по специальности «Правоведение»), 1166 студентов ВУЗов (около 100 по специальности «Юриспруденция») и еще 50 магистрантов с защитой диссертаций (Из них 5 по специальности «Юриспруденция»). Итого 4848 человек (из них 344 юриста) вышли в мир как «готовые специалисты в своей области знаний». Теперь внимание вопрос: Как Вы считаете, сколько человек из этого количества выпускников действительно готовы с первых дней эффективно и качественно отстаивать интересы своих клиентов или клиентов наших компаний в суде? Я выдвину свое предположение, основанное исключительно на тех статистических данных и данных доклада министерства образования, которые я приводил выше: 5,8 - 6% то есть примерно 20-21 человек из 344!!! Как Вы считаете это хороший показатель Качества юридического образования СКО? Я так не думаю. Что с этим всем можно сделать? А сделать на самом деле мы можем многое!!! Но двигаться необходимо поступательно и обдумано, а не «рубить с плеча», как это предлагают наши многоуважаемые законодатели. Нельзя изменить целую отрасль экономики внеся необдуманные изменения лишь в один нормативно правовой акт. Нужен системный подход, и я предлагаю начать со следующего: Сегодня в РК идет активная работа по проекту «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест», реализуемого Министерством труда и социальной защиты населения РК при финансовой и технической поддержке Всемирного банка. В рамках данного проекта планируется разработать, утвердить и в дальнейшем применять более 500 (пятисот) так называемых «Профессиональных стандартов». Согласно статье 117 ТК РК Профессиональный стандарт - стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда, которые в свою очередь должны стать основой для переработки действующих образовательных стандартов. Это те НПА, по которым обучают будущих специалистов СУЗы и бакалавров и магистров ВУЗы. Вся соль состоит в том, что на текущий момент сфера юриспруденции, как всегда осталась в стороне от современных тенденций в социально-трудовой сфере и образовании. Так на сегодняшний день в Казахстане отсутствуют: 1. Отраслевая комиссия по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений в сфере оказания юридических услуг; 2. Отраслевая рамка квалификаций в сфере оказания юридических услуг; 3. Профессиональные стандарты в сфере оказания юридических услуг; Это те организации и НПА, которые необходимы для разработки профессиональных стандартов, а так же для поднятия статуса юриста в Казахстане. Это в первую очередь нужно нам с Вами для того, чтобы мы могли не просто отсеивать совершенно безграмотных «недоюристов» из отрасли, но и принимать активное участие в поднятии статуса юриста в Казахстане в целом. В связи, с чем предлагаю следующее шаги для исправления ситуации: 1. В тесном сотрудничестве с коллегиями адвокатов, палатами ЧСИ (филиалами республиканской Палаты ЧСИ в регионах), нотариальными палатами и палатами медиаторов, выйти с предложением в Минюст о создании «Отраслевой комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений в сфере оказания юридической помощи»; 2. После создания комиссии, указанной в первом пункте и в тесном сотрудничестве с коллегиями адвокатов, палатами ЧСИ (филиалами республиканской Палаты ЧСИ в регионах), нотариальными палатами и палатами медиаторов выйти с запросом в Минюст на разработку и утверждение «Отраслевой рамки квалификаций в сфере оказания юридической помощи»; 3. После реализации первых двух пунктов плана совместно с Республиканскими Палатами и Коллегией разработать и направить на утверждение в НПП «Атамекен» Профессиональный стандарт «Юридические услуги» в которой в обязательном порядке предусмотреть карточки профессий со следующим кодами согласно Национальному классификатору занятий: 3.11 2611-1-001 Специалист по контрактам 3.12 2611-1-002 Юрисконсульт 3.13 2611-1-003 Юрист 3.14 2611-2-001 Адвокат 3.15 2611-2-002 Советник юридический 3.16 2611-3-012 Юрист по интеллектуальной собственности 3.17 2611-4-001 Нотариус 3.18 2611-5-001 Медиатор 3.19 2611-6-001 Судебный исполнитель, частный 3.20 2611-9-005 Юрист-консультант 3.21 3411-0-001 Помощник в области юриспруденции (общий профиль) 3.22 3411-0-002 Помощник юриста 3.23 3411-0-004 Юрисконсульт (средней квалификации) Почему именно в минюст, объясню… В подпункте 2 пункта 2 статьи 148 Трудового кодекса РК установлено, что «Обеспечение организации социального партнерства возлагается на: … отраслевом уровне - на уполномоченные государственные органы соответствующих сфер деятельности»;
Что дают нам проведение таких мероприятий:
· Во-первых, это признание со стороны правительства страны, сферы оказания юридической помощи, отдельной самостоятельной и живой отраслью экономики и, как следствие, признание всех нас (профессиональных юристов) полноправными участниками рынка, которые готовы не только (как многое думают, но это далеко не так) «Грести деньги лопатой непонятно за что», но и повышать свой личный профессиональный уровень, а так же передавать свои знания и навыки другим, в том числе будущим поколениям. · Во-вторых, наличие отраслевой комиссии по социальному партнерству дает нам возможность участвовать в разработке образовательных стандартов, тем самым, закладывая основы компетенций будущих юристов. (Об этом сказано в пункте 1 ст. 45-1 Закона «Об образовании»: Социальное партнерство в области профессионального образования ориентировано на повышение результатов деятельности системы образования, достижение уровня подготовки кадров с учетом потребностей отраслей экономики и работодателей, укрепление связей обучения с производством, в том числе путем внедрения дуального обучения, привлечение дополнительных источников финансирования, включая средства работодателей на основе государственно-частного партнерства.) Уверен, что указанные мероприятия позволят не только повысить уровень образования будущих юристов, но так же выдвинут профессию юриста на новый, истинно профессиональный уровень. Что нам даст создание профессиональных стандартов в области оказания юридической помощи? 1. Каждый из нас (а многие из нас имеют собственные пусть пока и небольшие, но юридические фирмы, где так же трудятся юристы, юрисконсульты и иные специалисты в области юриспруденции), сможет объективно и вполне законно оценивать квалификацию собственных подчиненных по тем критериям, которые будут прописаны в стандартах нами самими; 2. На основании данных профессиональных стандартов мы, как работодатели (а так же другие компании в различных сферах бизнеса), сможем активно и эффективно применять различные современные системы оплаты труда к своим сотрудникам (юристам, юрисконсультам и помощникам юристов) (например, широко применяющаяся сегодня во многих крупных зарубежных копаниях (в том числе юридических)), так называемая «грейдерная система оплаты труда. (Грейдерная система имеет определенное сходство с тарифной, поскольку обе строятся на иерархическом расположении должностей внутри организации. Разница между ними состоит в том, что в случае тарифной системой оплаты труда тарифы устанавливаются в зависимости лишь от сложности работы, в то время как грейды учитывают целый комплекс факторов, среди которых квалификация, возможные последствия допущенной ошибки и т.д.); 3. Кроме этого, на основе (разработанных нами самими) профессиональных стандартов и скорректированных нами образовательных стандартов мы сможем: 3.1 Разработать предусмотренные законом (об адвокатской деятельности и юридической помощи) и действенные стандарты оказания юридической помощи; 3.2 Обеспечить повышение квалификации членов палат и коллегии в соответствии с утвержденными стандартами; 3.3 Разработать предусмотренные законом (об адвокатской деятельности и юридической помощи) и применять действенные и адекватные требования к лицам, проходящим аттестацию в члены палат и коллегии на основе профессиональных, а так же образовательных стандартов и стандартов оказания юридической помощи действующих в наших палатах и коллегиях; Все эти мероприятия (в случае их осуществления) помогут не только улучшить качество образования будущих юристов, но и дадут основу для дальнейших действий по планомерному, обдуманному и правильному реформированию целой отрасли. Эти действия и дальнейшие шаги (которые я постараюсь описать в следующих своих публикациях) смогут дать толчок развитию не только каждого юриста в Республике в отдельности, но и целой отрасли экономики «оказание юридических услуг». В дальнейшем (при правильных действиях правительства и законодателей в этом направлении) это приведет к поднятию статуса юриста в Казахстане на принципиально новый уровень. И Казахстан сможет, как участник международных отношений, с гордостью заявлять о том, что Казахстанские юристы (и качество их образования) если не самые лучшие, то точно входят в пятерку лучших в мире.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |