|
|
|
Сервисная модель полицейской службы на примере полиции Акмолинской области
Тулеуов Азамат Сагындыкулы, кандидат юридических наук, PhD
Мы живем лозунгами. Один из последних - сервисная модель полицейской службы в Республике Казахстан. В ее основе должно быть Доверие к человеку в полицейской форме. И это доверие надо еще и заслужить! По приказу или нормативному акту оно не появится. И нижеследующий пример показывает, что полиция Акмолинской области не заслуживает доверия. По крайней мере - пока. Рассмотрим на конкретном примере. Фабула: нарушение законодательства руководством и работниками ТОО «Т» в сфере исполнения судебных актов. Началась оно давно, с 2011 года. О том - многочисленные судебные акты, вступившие в силу. Имеется запреты на демонтаж недвижимого имущества, исполнительные листы о взыскании сумм и, соответственно, наложенные аресты на имущество ТОО «Т». В соответствии с действующим правом исполнение судебного решения является способом судебной защиты, что требует от государства принятия необходимых мер по обеспечению его реализации. Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, а право на судебную защиту полностью реализованным, если окончательное, вступившее в силу судебное решение не исполняется. На органы внутренних дел возложены исполнение судебных актов, требований судей, оказание содействия судебным исполнителям в принудительном исполнении исполнительных документов. Но Директор ТОО «Т» гр-ка К., привлекая подрядчиков, с 2019 года пытается разобрать крышу здания, которое является общей долевой собственностью двух субъектов права, ТОО «К» и ТОО «Т». С января 2019 г., по словам Директора ТОО «К» г-жи Б., чьи интересы непосредственно затрагивает незаконный демонтаж, поскольку его производственные цеха находятся под одной крышей, обивают пороги полиции с требованием прекратить эти действия, дать им правовую оценку - привлечь к установленной Законом ответственности по ст. 430 УК РК (Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта либо исполнительного документа). Для демонтажа необходимы согласие второго собственника зданий и сооружений, проектная документация, Решения на проведение комплекса работ по постутилизации объектов (снос строений). Ничего этого нет. Уголовное дело в отношении К. в 2019 г. все же возбудили, а затем - прекратили! Дважды. Этим незаконному прекращению дела дал оценку Следственный суд г.Кокшетау, указав о незаконности его прекращения. И что вы думаете? После этого делу дан ход? Незаконные действия получили должную оценку и демонтаж прекращен? Виновные понесли установленную Законом ответственность? Как бы не так! Для полиции не является доказательством многочисленные Акты, составленные судебными исполнителями, как государственным, так и частным о том, что демонтаж имел место! И ТОО «К» обращалось по фактам демонтажа более 20 (двадцати)!!! раз. И дело не сдинулось… В чем причина бездействия полиции? Как считает Руководитель пресс-службы Департамента полиции Акмолинской области г-жа Пинчук Г.Т. правопорядок еще может быть соблюден. Похоже, что она переживает за бездействие полицейских больше, чем они сами. Но дело, кажется, только в имидже конкретного Департамента полиции… Бездействие же полиции развязывает руки правонарушителям. Дело дошло до нанесения телесных повреждений и побоев работнику ТОО «К» Директором и юристом ТОО «Т». Административным судом г. Кокшетау они привлечены к административной ответственности по ст. 73-1 КРКоАП. Со скрипом в отношении Директора ТОО «Т» К. возбуждено уголовное дело по ст. 430 УК РК. И? Проходят процессуальные сроки, почти ежедневно сотрудники ТОО «К» вызывают полицию по факту демонтажа крыши (правонарушители так же и находятся на территории завода), а следователь интересуется лишь полномочиями лица, подавшего от ТОО «К» заявление о правонарушении. Зачем? Ведь есть факты демонтажа при наличии запретов и арестов. А для того, чтобы не работать: нет человека (с полномочиями) - нет проблемы, старый добрый сталинский метод. Вот и вся сервисная модель. Несмотря на факты неисполнения судебных актов, на который указывают судебные исполнители. В чем причина бездействия полиции? Во-первых, ненацеленность полиции на реальную защиту прав субъектов. Имеют место попытки отговорить писать заявления о преступлениях под предлогом не подведомственности или даже бесперспективности «дела». В таких условиях говорить об элементарном развитии производства не приходится. Об инвестиционной привлекательности Казахстана не приходится и мечтать! Во-вторых, безграмотность сотрудников в почему-то считающемся «непрофильным» гражданском праве. Как уже неоднократно писалось в юридической литературе складывается впечатление, что наша полиция руководствуется «своим» гражданским правом, своим представлением об архитектурно-строительной деятельности, «своим» исполнительным правом. Хотя в данном конкретном деле - в задачах органов дел на органы внутренних дел возложены исполнение судебных актов. Что делать? Театр начинается с вешалки, а сервисная модель - с изменения парадигмы полицейской службы. Главным показателем деятельности полиции должны стать права субъектов права, граждан и юридических лиц, а не показатели и цифры. Необходимо создавать условия привлекательности полицейской службы при строгом контроле со стороны гражданского общества. Автор этих строк имеет опыт общения с полицией Грузии с 2007 года. Поразила не экипировка, техническая оснащённость и заработная плата (высокая, привязанная к курсу доллара, так что никакая девальвация не затрагивает; к слову - так же, как и у судей, иных правоохранительных и специальных органов), а оперативность реакции на правонарушение. Полицейский - образец защитника, быть им престижно. Это высокопрофессиональные специалисты, имеющие в штате экспертов в различных отраслях права. Этого нет в нашей стране. В штате не предусмотрены эксперты по отраслям права. Это сказывается на квалификации. Как выйти из этой ситуации? На первых порах, до создания своей экспертной службы, можно было бы предложить привлекать к оценке деяний, квалификации правонарушения научных работников, педагогические кадры профильных ВУЗов, имеющих высокие рейтинги именно в юридических дисциплинах (прискорбно что юридические факультеты пооткрывались даже в пединститутах, некоторых районных центрах). За плату, соответственно. В фабулах дела не указывать личности, наименования и место нахождения лиц для предупреждения оказания неправомерного влияния на экспертов или личной заинтересованности экспертов. Обозначить сроки, предоставляя документы в электронном виде с отслеживанием хода дела в электронном формате. Это лишь одно из предложений. А пока бездействие полиции Акмолинской области, способствующей нарушению Закона- продолжается.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |