В частности, в правила внесены следующие изменения: в заголовок вносится изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется; преамбуле изложена в следующей редакции: «В соответствии с подпунктом 7-2) пункта 1 статьи 27-1 Закона Республики Казахстан «О персональных данных и их защите» и подпунктом 268-1) пункта 15 Положения о Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2019 года №501, ПРИКАЗЫВАЮ:»; в Правилах функционирования государственного сервиса контроля доступа к персональным данным, утвержденных указанным приказом: пункт 1 изложен в следующей редакции: «1. Настоящие Правила функционирования государственного сервиса контроля доступа к персональным данным (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 7-2) пункта 1 статьи 27-1 Закона Республики Казахстан «О персональных данных и их защите» (далее - Закон), подпунктом 268-1) пункта 15 Положения о Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2019 года № 501 и определяют порядок функционирования государственного сервиса контроля доступа к персональным данным.»; пункт 2 изложен в следующей редакции: «2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия: 1) SMS-шлюз Единого контакт-центра «1414» - компонент «электронного правительства» для отправления и приема SMS-сообщений; 2) токен аутентификации - электронный ключ, в виде набора определенного количества цифр и букв, предназначенный для дополнительной проверки подлинности инициатора и (или) оператора; 3) банк - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, которое в соответствии с Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» правомочно осуществлять банковскую деятельность; 4) инициатор - информационная система, инициирующая запрос на доступ к персональным данным; 5) токен верификации - электронный ключ в виде набора определенного количества цифр и букв, предназначенный для подтверждения получения согласия инициатором и (или) оператором от субъекта персональных данных; 6) персональные данные - сведения, относящиеся к определенному или определяемому на их основании субъекту персональных данных, зафиксированные на электронном, бумажном и (или) ином материальном носителе; 7) государственный сервис контроля доступа к персональным данным (далее - государственный сервис) - услуга, обеспечивающая информационное взаимодействие собственников и (или) операторов, третьих лиц с субъектом персональных данных и уполномоченным органом при доступе к персональным данным, содержащимся в объектах информатизации государственных органов и (или) государственных юридических лиц, включая получение от субъекта персональных данных согласия на сбор, обработку персональных данных или их передачу третьим лицам; 8) субъект персональных данных (далее - субъект) - физическое лицо, к которому относятся персональные данные; 9) собственник базы, содержащей персональные данные (далее - собственник) - государственный орган, физическое и (или) юридическое лицо, реализующие в соответствии с законами Республики Казахстан право владения, пользования и распоряжения базой, содержащей персональные данные; 10) оператор базы, содержащей персональные данные (далее - оператор) - государственный орган, физическое и (или) юридическое лицо, осуществляющие сбор, обработку и защиту персональных данных; 11) уполномоченный орган в сфере защиты персональных данных (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере защиты персональных данных; 12) токен безопасности - электронный ключ в виде набора определенного количества цифр и букв в формате JWT, предназначенный для обеспечения информационной безопасности пользователя, также используется для идентификации его владельца; 13) услугодатель - центральные государственные органы, загранучреждения Республики Казахстан, местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимы районов в городе, городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также физические и юридические лица, оказывающие государственные услуги в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 14) база мобильных граждан (далее - БМГ) - единая база абонентских номеров сети сотовой связи пользователей «электронного правительства»; 15) SMS-шлюз Единого контакт-центра «1414» информационной системы «Мобильное правительство» - компонент «электронного правительства» для отправления и приема SMS-сообщений; 16) проактивная услуга - государственная услуга, оказываемая без заявления услугополучателя по инициативе услугодателя; 17) оператор информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства» (далее - оператор «электронного правительства») - юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан, на которое возложено обеспечение функционирования закрепленной за ним информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства»; 18) шлюз «электронного правительства» (далее - ШЭП) - информационная система, предназначенная для интеграции объектов информатизации «электронного правительства» с иными объектами информатизации «электронного правительства»; пункт 4 изложен в следующей редакции: «4. При соответствии информационных систем единым требованиям в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832 и наличии протоколов испытаний на соответствие требованиям информационной безопасности, процесс получения доступа к персональным данным осуществляется следующими способами: 1) посредством отправки инициатором и (или) оператором запроса на доступ к персональным данным и получение ответа от субъекта SMS-сообщения через SMS-шлюз Единого контакт-центра «1414» о согласии (отказ) на сбор и (или) обработку персональных данных или их передачу третьим лицам (далее - запрос/ответ через Единый контакт-центр «1414»); 2) посредством отправки инициатором и (или) оператором, в том числе банками и организациями, имеющими согласование с уполномоченным органом в сфере защиты персональных данных, запроса на доступ к персональным данным и получение ответа от субъекта в информационной системе инициатора и (или) оператора о согласии (отказ) на сбор и (или) обработку персональных данных или их передачу третьим лицам (далее - запрос/ответ средствами инициатора и (или) оператора); 3) посредством отправки инициатором, оказывающим проактивные услуги запроса на доступ к персональным данным и получение ответа от субъекта в информационной системе инициатора согласии (отказ) на сбор и (или) обработку персональных данных или их передачу третьим лицам (далее - запрос/ответ средствами инициатора, оказывающим проактивные услуги); 4) посредством отправки инициатором, в соответствии со статьей 9 Закона Республики Казахстан «О персональных данных и их защите» запроса на доступ к персональным данным и получение ответа от субъекта в информационной системе инициатора согласии (отказ) на сбор и (или) обработку персональных данных или их передачу третьим лицам (далее - запрос/ответ в режиме протоколирования); 5) посредством отправки инициатором и (или) оператором запроса в Государственный сервис в виде SMS-сообщения с буквенно-цифровым или цифровым одноразовым кодом, отправленным через информационную систему «Мобильное правительство» на доступ к персональным данным и получение ответа в виде SMS-сообщения с буквенно-цифровым или цифровым одноразовым кодом в Государственный сервис согласии (отказ) на сбор и (или) обработку персональных данных или их передачу третьим лицам (далее - запрос/ответ в Государственный сервис осуществляются посредством SMS-сообщений, отправленных через информационную систему «Мобильное правительство»);»; пункт 6 изложен в следующей редакции: «6. Процесс получения доступа к персональным данным посредством запроса/ответа средствами инициатора и (или) оператора осуществляется согласно подпунктам 1), 2) и 3) настоящего пункта.»; Пункт 6 дополнены подпунктами 1), 2) и 3) следующего содержания: «1) процесс получения доступа к персональным данным посредством запроса/ответа средствами инициатора, оказывающим проактивные услуги, состоит из: получения инициатором согласия у субъекта на доступ к его персональным данным следующими способами: системы биометрии; электронные цифровые подписи; бумажные носители информации; отправки инициатором запроса на доступ к персональным данным к государственному сервису с открытым ключом электронно-цифровой подписи (далее - эцп) в токене верификации и кода проактивной услуги (предоставляется инициатором); проверки государственным сервисом наличия токена верификации в запросе на доступ к персональным данным; проверки государственным сервисом подписи токена верификации на соответствие, представленного эцп; проверки государственным сервисом соответствия бизнес-идентификационного номера и кода проактивной услуги; проверки государственным сервисом соответствия бизнес-идентификационного номера в токене верификации организации и бизнес-идентификационного номера, указанный в запросе на доступ к персональным данным; проверки государственным сервисом на соответствие возможным способам получения доступа к персональным данным и указанным в токене верификации; проверки государственным сервисом даты формирования токена верификации; формирования государственным сервисом токена безопасности на период оказания проактивной услуги при прохождении всех проверок токена верификации; отправки инициатором и (или) оператором запроса на доступ к персональным данным с включенным в запрос токеном безопасности к собственнику; проверки собственником токена безопасности на соответствие запросу и сроку действия; обработки запроса и отправление ответа собственником инициатору и (или) оператору; 2) процесс получения доступа к персональным данным посредством запроса/ответа в режиме протоколирования, состоит из: отправки инициатором запроса на доступ к персональным данным к государственному сервису с открытым ключом эцп в токене верификации (с пометкой об отсутствии полученного согласия) и кода из справочника оснований получения доступа к персональным данным без получения согласия субъекта персональным данных; проверки государственным сервисом наличия токена верификации в запросе на доступ к персональным данным; проверки государственным сервисом подписи токена верификации на соответствие, представленного эцп; проверки государственным сервисом бизнес-идентификационного номера на предмет возможности получения токена безопасности в режиме протоколирования; проверки государственным сервисом соответствия бизнес-идентификационного номера в токене верификации организации и бизнес-идентификационного номера, указанный в запросе на доступ к персональным данным; проверки государственным сервисом даты формирования токена верификации; формирования государственным сервисом токена безопасности на период 15 минут при прохождении всех проверок токена верификации; отправки инициатором и (или) оператором запроса на доступ к персональным данным с включенным в запрос токеном безопасности к собственнику; проверки собственником токена безопасности на соответствие запросу и сроку действия; обработки запроса и отправление ответа собственником инициатору и (или) оператору; 3) процесс получения доступа к персональным данным посредством запроса/ответа в государственный сервис осуществляются посредством sms-сообщений, отправленных через информационную систему «мобильное правительство», состоит из: отправки инициатором и (или) оператором запроса на доступ к персональным данным к государственному сервису; проверки государственным сервисом наличия запроса на доступ к персональным данным в процессе обработки; при наличии запроса на доступ к персональным данным в процессе обработки, государственный сервис отправляет статус «ожидание ответа от субъекта». при отсутствии запроса на доступ к персональным данным в процессе обработки, государственный сервис отправляет запрос на получение абонентского номера сети сотовой связи субъекта к бмг. при отсутствии абонентского номера сети сотовой связи субъекта в бмг, субъект осуществляет регистрацию на веб-портале «электронного правительства». после получения абонентского номера сети сотовой связи субъекта от бмг, государственный сервис отправляет запрос на доступ к персональным данным субъекту посредством sms-сообщения с буквенно-цифровым или цифровым одноразовым кодом через информационную систему «мобильное правительство»; после получения ответа от государственного сервиса статуса «ожидание ответа от субъекта» и идентификатора запроса государственного сервиса, инициатор и (или) оператор отправляет повторный запрос с идентификатором запроса государственного сервиса; отправка токена безопасности государственным сервисом при повторном запросе доступа к персональным данным инициатором и (или) оператором с буквенно-цифровым или цифровым одноразовым кодом, соответствующим отправленному коду через информационную систему «мобильное правительство»; отправки инициатором и (или) оператором запроса на доступ к персональным данным с включенным в запрос токеном безопасности к собственнику; проверки собственником токена безопасности на соответствие запросу и сроку действия; обработки запроса и отправление ответа собственником инициатору и (или) оператору;»; в пункте 7: подпункты 5), 6), 7), 8) и 9) изложены в следующей редакции: «5) идентификатор справочника, сформированный государственным сервисом, который включает следующие данные, предоставленные инициатором и (или) оператором: наименование услуг, в рамках которых будет получен доступ к персональным данным; список идентификаторов сервисов «ServiceID» ШЭП; период оказания услуги; время хранения и обработки персональных данных; 6) признак способа отправки запроса и получения ответа от субъекта; 7) идентификатор справочника, сформированный государственным сервисом, с причинами получения согласия способами 3 и 4 в соответствии с пунктом 4 настоящих правил; 8) токен верификации указывается при выборе способа 2,3 и 4 в соответствии с пунктом 4 настоящих правил; 9) токен аутентификации;»; подпункт 10) исключить; дополнить подпунктом 11) следующего содержания: «11) данные для проверки подлинности инициатора (логин/пароль или токен аутентификации);»; Пункт 10 дополнен частью второй следующего содержания: «При получении согласия у субъекта способами, запрос/ответ средствами инициатора и (или) оператора и запрос/ответ средствами инициатора в рамках оказания проактивной услуги, инициатор и (или) оператор формирует запрос на доступ к персональным данным с отображением информации к каким персональным данным будет предоставлен доступ и на какой период.»; пункт 13 дополнен подпунктом 8) следующего содержания: «8) Уникальный идентификатор токена безопасности сформированный государственным сервисом;»; пункт 14 дополнен подпунктом 6) следующего содержания: «6) Проверка токена безопасности в государственном сервисе на предмет создания в государственном сервисе и отзыв со стороны субъекта.»; дополнены параграфом 5 следующего содержания: «Параграф 5. Процесс отзыва токена безопасности 16. Запрос на отзыв токена безопасности формируется субъектом посредством систем «электронного правительства»; 17. На основании запроса на отзыв токена безопасности государственный сервис формирует заявку на отзыв токена безопасности к инициатору и (или) оператору для рассмотрения; 18. Инициатор и (или) оператор рассматривает заявку на отзыв токена безопасности в течение 15 рабочих дней. Субъект или его законный представитель не может отозвать согласие на сбор, обработку персональных данных в случаях, если это противоречит законам Республики Казахстан, либо при наличии неисполненного обязательства согласно статьи 8 Закона «О персональных данных и их защите»; 19. При условии положительного рассмотрения, инициатором и (или) оператором, заявки на отзыв токена безопасности, государственный сервис переводит токен безопасности в статус «не активный»; 20. При условии отрицательного рассмотрения, инициатором и (или) оператором, заявки на отзыв токена безопасности, инициатор и (или) оператор должны указать причины и основание отказа в отзыве токена безопасности; В основании для отказа в отзыве токена безопасности указывается ссылка на нормативный документ, договор (номер, дата, наименование) или иное неисполненное обязательство; 21. При условии отсутствия рассмотрения, инициатором и (или) оператором, заявки на отзыв токена безопасности, в течение 15 рабочих дней, государственный сервис переводит токен безопасности в статус «не активный». Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. |