|
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА от 10 августа 2001 года № 23/4313 к проекту Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров" Предлагаемые изменения в Уголовный кодекс Республики Казахстан и в Закон Республики Казахстан "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими" вносятся в соответствии с протокольным решением заседания Совета Безопасности, состоявшегося 15 марта 2001 года под председательством Главы государства, и направлены на усиление уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, а также включение Списка наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан (далее - Список), и Сводной таблицы об отнесении наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, обнаруженных в незаконном хранении или обороте, к небольшим, крупным и особо крупным размерам (далее Сводная таблица) в качестве приложений в Закон "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими". Учитывая то, что нелегальный рынок наркотиков в республике формируется в основном за счет таких наиболее опасных их видов, как героин, опий и некоторых других, поступающих контрабандным путем, введение более строгой уголовной ответственности за эти действия является объективной необходимостью и должно служить инструментом защиты общества от экспансии наркотиков извне. Ряд сохраняющих свою значимость обстоятельств, связанных с растущей ориентированностью азиатского рынка производства нелегальных наркотиков, расположенных прежде всего в отдельных странах Юго-Западной Азии, на рынки их сбыта в Европе, продолжает создавать условия для незаконного использования нашей территории в интересах международного наркобизнеса. Об этом свидетельствуют данные о росте объемов изъятия героина из нелегального оборота: с 1995 года по 2000 год этот объем возрос с 25 гр. до 262 кг. Предлагается перевести ответственность за рассматриваемую контрабанду, предусмотренную частью первой статьи 250 УК, из категории преступлений средней тяжести в категорию тяжких преступлений. Соответственно предусмотрено увеличение верхних порогов санкций, предусмотренных частями второй и третьей данной статьи УК. При этом в санкции части третьей, устанавливающей ответственность за совершение контрабанды организованной группой, предлагается в качестве наказания предусмотреть обязательную конфискацию имущества. Одно из основных изменений, предлагаемых к внесению в Закон "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими", связано с новой редакцией статьи 38 Закона, предусматривающей применение при привлечении к ответственности прилагаемых к Закону Списка и Сводной таблицы. Предложенная редакция названной статьи позволяет решить серьезную правовую коллизию, связанную с тем, что наличие определенного размера обнаруженных наркотиков и прекурсоров, как и самих этих веществ, остается важнейшим условием наступления ответственности (административной либо уголовной) за нарушения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, и потому должно быть закреплено в законе, как того требует действующее законодательство, в частности, статья 3 Уголовного кодекса Республики Казахстан, а не в подзаконном акте - постановлении Правительства Республики Казахстан "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах, подлежащих контролю" от 9 марта 1998 года № 186. Назрела необходимость пересмотра в Сводной таблице нижних пределов небольших размеров наркотических средств каннабисной группы и опия в сторону их увеличения, с целью отнесения большинства деяний, связанных с их приобретением, хранением и перевозкой без цели сбыта, к административным правонарушениям. Практика показывает, что за наркопреступления, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Казахстан, к ответственности привлекаются большей частью лица, использующие эти вещества для личного потребления. В результате места лишения свободы заполнены фактически больными людьми, требующими прежде всего соответствующего медицинского вмешательства. С целью определения размеров указанных наркотических средств при Комитете по борьбе с наркоманией и наркобизнесом Министерства юстиции была созвана рабочая группа из представителей Министерства внутренних дел, Комитета национальной безопасности, Центра судебных экспертиз Министерства юстиции, Генеральной Прокуратуры и Верховного Суда. Рабочей группой предложены следующие размеры опия и наркотических средств каннабисной группы: ___________________________________________________________________ Наименование | Размеры в граммах | ----------------|--------------------------------------------------| |Небольшие от ...|Крупные свыше ... |Особо крупные| |до ... |до ... включительно|свыше | -------------------------------------------------------------------| Марихуана: | а) высушенная 0,5-50,0 50,0-1000,0 1000 | б) невысушенная 5,0-200,0 200,0-5000,0 5000 | -------------------------------------------------------------------| Гашиш 0,5-5,0 5,0-200,0 5000 | -------------------------------------------------------------------| Солома маковая: | а) высушенная 0,5-20,0 20,0-500,0 500 | б) невысушенная 2,5-100,0 100,0-2500,0 2500 | -------------------------------------------------------------------| Опий, включая 0,1-2,0 2,0-100,0 100 | нейтральные | наполнители | ___________________________________________________________________| Внесение изменений в Сводную таблицу позволит: - правоохранительным органам, осуществляющим борьбу с наркобизнесом, усилить свои действия по выявлению непосредственных организаторов преступлений и сбытчиков наркотических средств; - снизить напряжение, связанное с загруженностью следственных изоляторов и исправительных колоний; - укрепить реабилитационную систему для наркозависимых лиц. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 ноября 2000 года № 1647 были внесены изменения в Список наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан. Принципиальные изменения касались изъятия из него жидких кустарных растворов наркотиков и были обусловлены необходимостью при определении меры ответственности учитывать конкретное количество наркотических средств или психотропных веществ в граммах, а не объем жидкости, использующейся для его растворения. Поэтому, вместо позиции "Кустарно приготовленные препараты, содержащие опийные алкалоиды, в том числе наркотически активные (морфин, кодеин, тебаин)" и были введены позиции "Экстракционный опий", "Ацетилированный опий", "О-3 моноацетилморфин", "О-6 моноацетилморфин", как часто встречающиеся объекты изъятий из незаконного оборота и употребления. В Сводной таблице предложены размеры этих средств. Список наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан, дополнен списком лекарственных средств, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, подлежащие контролю в Республике Казахстан и разрешенные к применению в ветеринарии, который содержит перечень лекарственных препаратов, могущих быть использованными как диагностические, лечебные и профилактические средства при наличии соответствующей лицензии, и списком многокомпонентных лекарственных препаратов, содержащих малые количества наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, не подлежащих контролю в Республике Казахстан, куда включены лекарственные средства, в которых содержание контролируемых веществ минимально и их извлечение с целью незаконного оборота нецелесообразно. Изменены нормы Закона, касающиеся транзита наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Принятие предложенных изменений и дополнений в Закон "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими" и Уголовный кодекс Республики Казахстан не повлечет дополнительных расходов бюджетных средств. Проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров" вносится на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Премьер-Министр
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |