|
|
|
Концепция совершенствования оценочной деятельности в Республике Казахстан * Скрябин С.В. **Энгель Ю.Ф.
Институциональное становление оценочной деятельности в РК берет свои начала с середины 90-х годов. Этот этап характеризуется первыми попытками создания неправительственных саморегулируемых организаций оценщиков. С 1996 года по их инициативе была организована регулярная учеба методам оценки с помощью Центра рыночной экономики «Арман» и Российского Общества Оценщиков, с которыми было заключено двустороннее соглашение о сотрудничестве. В 1997 году ряд других организаций создали и зарегистрировали в органах юстиции КАО, как Ассоциацию юридических лиц, которая в 1998 году на очередной международной конференции в Париже КАО была принята действительным членом Международного Комитета по Стандартам Оценки (МКСО), аккредитованного в ООН. Членами КАО была разработана квалификационная характеристика для новой специальности «Оценщик (эксперт по оценке имущества)», которая 7 августа 1997 года была утверждена Министерством труда и социальной защиты. В этот же период был образован уполномоченный орган, введена система лицензирования оценочной деятельности. В 2000 году деятельность в сфере оценки получила свое законодательное закрепление в рамках Закона Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон об оценочной деятельности), призванного регулировать отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности с целью установления рыночной или иной стоимости объектов оценки, а также закрепления прав и обязанностей субъектов оценочной деятельности. __________________ * Директор Института законодательства РК, кандидат юрид. наук, доцент ** Начальник отдела законопроектных работ, магистр права
На момент принятия Закона об оценочной деятельности в Казахстане не было сложившейся системы подготовки, организации деятельности оценщиков. Ситуация сегодня осталась без существенных изменений. Практика оценочной деятельности выявляет множество проблем, требующих концептуальных проработок и новых решений как на институциональном, так и на методологическом уровне. Безусловно, деятельность оценщиков имеет существенное значение для обоснования решений, принимаемых участниками рынка. При отсутствии надежной информации о стоимости любой рынок (например, недвижимости) не может функционировать эффективно. Поэтому заинтересованных лиц в качественном предоставлении услуг по оценке множество. Начиная с участников оборота (в том числе и иностранных), регулирующего органа и Правительства, необходимо лучше понять и определить роль оценщиков в эффективном функционировании рыночных отношений. Институты, осуществляющие функции регулирования в отношении профессиональной оценки, должны обеспечить соответствующие возможности для ее развития, так как эта профессия занимает центральное положение для надлежащего функционирования рынка имущества и в силу расширения экономики (Международные стандарты оценки (МСО-2003, Шестое издание)). Вместе с тем сообщество оценщиков Казахстана в настоящее время не способно позиционировать себя в качестве сформировавшегося профессионального кластера. Тому существует ряд причин: - принижение роли и значения оценки, превращение оценочной деятельности в обслуживающую структуру рыночных агентов; - неэффективное управление оценочной деятельности со стороны уполномоченного органа; - неуделение должного внимания профессиональному саморазвитию и этическим нормам поведения оценщика. К примеру, наше законодательство не предъявляет каких-либо этических требований к оценщику, а уполномоченный орган оценивает работу оценщика по условным признакам (соответствие отчета установленным требованиям оформления). Такой формальный подход к определению способности осуществлять оценочную деятельность не требует глубоких познаний области и методов исследования объекта оценки. Главную роль в данном процессе занимает оформление, а не профессионализм. Все вышеуказанное предопределяет необходимость концептуального изменения законодательной модели регулирования деятельности организаций, осуществляющих оценочную деятельность в Казахстане. Внесение соответствующих изменений и дополнений в законодательные акты в настоящее время должно быть направлено на обеспечение стабильного развития всех необходимых элементов системы профессиональной независимой оценки и должно позволить сделать еще один шаг по вхождению Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Вхождение же Казахстана в международное экономическое сообщество, в том числе вступление в ВТО, подразумевает более широкое применение на территории Республики Казахстан позитивного международного опыта в дальнейшем развитии общества оценщиков через призму саморегулирования. Остановимся подробнее на трех концептуальных положениях представляемой модели совершенствования оценочной деятельности в Республике Казахстан:
1. Допуск лиц к занятию оценочной деятельностью В соответствии с постановлением Правительства от 2 ноября 2001 года за № 1389 в настоящее время осуществляется выдача лицензий по оценке имущества. Действующим порядком лицензирования установлено, что при выдаче лицензии квалификационный уровень заявителя определяется на основании формальных критериев: а) наличие необходимого стажа работы по оценочной деятельности; б) предоставление в подтверждение стажа отчетов о проведенных оценках имущества. Например, претенденту, изъявившему желание получить лицензию на оценку интеллектуальной собственности, стоимости нематериальных активов при наличии диплома о высшем образовании по специальности «Оценка» необходим один год стажа работы с приложением четырех отчетов по оценке интеллектуальной собственности, стоимости нематериальных активов за один год. Однако такой порядок малоэффективен, что породило большое количество оценщиков, которых нельзя даже отнести к профессионалам. Сдача квалификационных экзаменов и/или прохождение аттестации в профессиональных организациях законом не предусмотрены. Позитивный опыт ряда зарубежных стран свидетельствует о полном отсутствии системы лицензирования оценочной деятельности, передачи полномочий по отбору кандидатов на занятие оценочной деятельности на усмотрение самих саморегулируемых организаций. Сразу оговоримся, представленная модель является переходной и не означает замену государственного регулирования (лицензирование) саморегулированием. Она только создает определенные условия для этого в отдаленной перспективе и ставит задачу повышение роли в регулировании оценочной деятельности самими профессиональными сообществами оценщиков. Проектом Закона предполагается введение института оценки соответствия претендента на получение разрешения на занятие оценочной деятельностью через квалификационные экзамены. Мы уже отмечали, что назрела объективная необходимость перехода от института оценки, функционирующего по формальным признакам, к механизму, ориентиром которого является профессионализм. Уполномоченный орган не может в полной мере проверить соответствующий уровень подготовки претендента на получение лицензии в силу объективных обстоятельств, поскольку в большинстве своем Министерство юстиции РК представлено специалистами в области права, далеких от методики и других нюансов оценочной деятельности. Подобная функция приемлема для самих организаций оценщиков, имеющих как теоретический, так и практический базис знаний и умений в этой сфере. Представляется оправданным предусмотреть два этапа разрешительной процедуры по получению права на занятие оценочной деятельностью. Уполномоченный орган с позиции представителя государства выдает лицензию претенденту на занятие оценочной деятельностью при наличии квалификационного свидетельства, выдаваемого палатами оценщиков. Квалификационное свидетельство выдается палатой оценщиков по итогам экзамена, проводимого в целях выявления квалификационного уровня лиц, претендующих на право занятия деятельностью по оценке имущества. Палатой оценщиков для приема экзаменов образуется квалификационная комиссия, в состав которой должно входить нечетное число членов. В обязательном порядке в квалификационную комиссию входят по одному представителю из числа сотрудников уполномоченного органа, Республиканской профессиональной палаты оценщиков (в случае, если палата оценщиков является ее членом). Остальной количественный состав может быть представлен членами палаты оценщиков, осуществляющей присвоение квалификационного свидетельства и сторонними лицами. Председателем квалификационной комиссии избирается оценщик из числа соответствующей палаты оценщиков. К экзамену должны допускаться лица, которые соответствуют определенным требованиям, исчерпывающий перечень которых должен найти свое законодательное закрепление. К их числу можно отнести: - наличие высшего образования по специальности «оценка» и/или иное высшее образование; - опыт работы в области оценки не менее двух лет. Лица, прошедшие экзамен, в течение месяца со дня его сдачи получают квалификационное свидетельство. Правила прохождения квалификационного экзамена лицами, претендующими на право занятия деятельностью по оценке имущества, утверждается уполномоченным органом (в последующем при создании Республиканской палаты оценщиков утверждение единых правил, возможно, передать в их компетенцию с обязательным согласованием с уполномоченным органом в рамках перехода к полному саморегулированию). При этом важно предусмотреть механизм обратной связи, при котором, в установленных законодательством случаях, палаты оценщиков имеют право обратиться в уполномоченный орган с ходатайством о приостановлении или отзыве лицензии у оценщика. К примеру, основаниями приостановления лицензии по ходатайству палаты могут быть: - нарушение оценщиком при осуществлении оценочной деятельности законодательства Республики Казахстан, национальных стандартов оценки, правил деловой и профессиональной этики оценщика; - выявление нарушений оценщиком лицензионных требований и условий, а также его несоответствия квалификационным требованиям; - исключение оценщика из членов палаты оценщиков; Основаниями отзыва лицензии могут выступать: - неоднократные (более 2 раз) нарушения оценщиком национальных стандартов оценки и правил деловой и профессиональной этики оценщика; - неоднократные нарушения оценщиком при осуществлении оценочной деятельности законодательства Республики Казахстан; - предоставления оценщиком заведомо ложной информации при получении квалификационного свидетельства; - составление оценщиком недостоверного отчета об оценке имущества; - осуществление оценки имущества, оценку которого не вправе осуществлять. Вышеописанный механизм, на наш взгляд, послужит фильтром, обеспечивающим доступ на рынок оценочных услуг профессиональных кадров в этой сфере. Представленный механизм также должен включать в себя меры воздействия на палаты оценщиков, в целях исключения среди последних злоупотреблений представленными полномочиями по проведению квалификационных экзаменов. Это возможно достичь путем ужесточения требований к самой палате по соблюдению действующего законодательства, а также последствий за его нарушение. Таким образом, поднятие престижа профессии оценщика должно стать ключевой целью самих саморегулируемых организаций. В рамках рынка здоровой конкуренции палаты должны обеспечивать приток в стены саморегулируемой организации квалифицированных специалистов; обеспечивать повышение уровня профессиональных знаний своих членов; осуществлять информационное и методическое обеспечения их деятельности. При этом важно предусмотреть систему внутреннего контроля со стороны палаты оценщиков за профессиональной деятельностью своих членов в целях продолжение постлицензионного контроля в области соблюдения оценщиками законодательства об оценочной деятельности (стандартов оценки, правил деловой этики и т.д.).
2. Саморегулирование В рамках вышеуказанной позиции логически верным ходом является смена приоритетов в формировании палат оценщиков. Добровольное вступление в члены палаты оценщиков, как некоммерческой организации, закрепленное в действующем законодательстве, не будет способствовать целевой направленности передачи функций по формированию класса профессиональных оценщиков. Профессиональное сообщество должно нести долю ответственности за развитие рынка оценки, что невозможно обеспечить без объединения всех оценщиков в саморегулируемые организации. Именно консолидация всех оценщиков в рамках отдельных палат (по принципу обязательного членства) на современном этапе институционального реформирования оценочной деятельности позволит: - обеспечить повышение престижа оценщиков как профессионалов высоко класса; - развитие квалифицированного рынка оценочных услуг; - исключить приоритет сиюминутной денежной выгоды над независимостью и объективностью оценщика при осуществлении своей деятельности; - осуществлять внешний контроль уполномоченного органа за соблюдением оценщиками законодательства в области оценочной деятельности, а также внутренний контроль со стороны палат оценщиков за деятельностью своих членов; - повысить ответственность оценщика на рынке оценочных услуг за достоверность представленных отчетов; - формированию достоверной информацией о присутствии на рынке оценочных услуг тех или иных оценщиков. В целях исключения распространения и создания на территории РК палат в геометрической прогрессии, обладающих в достаточной степени большими полномочиями, представляется объективно необходимым установить исчерпывающий перечень требований к таким палатам: 1) количественной составляющей должно стать установление минимального числа членов палаты. Это число должно основываться на проведенном обобщении данных реестра лиц, получивших лицензию на осуществление оценочной деятельности, в соотношении с действующими на настоящий момент оценщиками. К примеру, 100; 2) качественная составляющая должна быть представлена наличием у саморегулируемой организации своих стандартов оценки, основанных на государственных и международных стандартах и согласованных с уполномоченным государственным органом. Таким образом, основными задачами палат оценщиков должны стать: - разработка и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики; - разработка и утверждение правил и условий приема в члены палаты оценщиков, прием и исключение из членов палаты по основаниям, предусмотренным Законом РК «Об оценочной деятельности в РК» и внутренними документами палаты; - установление дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении оценочной деятельности; - определение размера членских взносов и порядка их внесения; - присвоение квалификации оценщиков; - представление интересов своих членов в их отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями оценщиков; - контроль за осуществлением своими членами оценочной деятельности в части соблюдения ими требований законодательства в области оценочной деятельности, национальных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики; - ведение реестра членов палаты оценщиков и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным органом; - организация информационного и методического обеспечения своих членов; - рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб потребителей услуг в области оценочной деятельности на оценщика - члена палаты. В целях исключения наложения функций по осуществлению непосредственного предоставления на рынке услуг по оценке имущества и обеспечения развития оценочной деятельности на высокопрофессиональном уровне предлагается установить следующие ограничения в отношении лиц, являющихся членами исполнительного органа палаты, а также органа (лица), осуществляющего проверку деятельности членов палаты на соответствие действующему законодательству в области оценочной деятельности (стандартам, нормам профессиональной этики). Они не вправе: 1) осуществлять оценочную деятельность; 2) учреждать, быть членом органов управления, организации, осуществляющей оценочную деятельность, в том числе их аффилированных лиц, а равно состоять в трудовых отношениях с членами таких организаций. Вышеуказанные ограничения позволят обеспечить объективность и независимость лиц, являющихся членами исполнительного органа палаты, а также органа (лица), осуществляющего проверку деятельности членов палаты на соответствие действующему законодательству в области оценочной деятельности (стандартам, нормам профессиональной этики), при исполнении своих функциональных обязанностей. Завершающим шагом в построении системы саморегулирования оценочной деятельности должно стать создание единой профессиональной палаты оценщиков. Не ограничивая права палат на объединение, но в то же время для обеспечения исключения введения потребителей оценочных услуг в заблуждение относительно статуса палаты оценщиков, представленной на республиканском уровне, представляется возможным законодательно закрепить требования к созданию такой палаты. Представленная нами модель предполагает, что Республиканская палата оценщиков должна объединять в своем составе не менее половины зарегистрированных на территории Республики Казахстан палат оценщиков. Наименование юридического лица, не зарегистрированного в форме Республиканской палаты оценщиков, в соответствии с действующим законодательством не может включать в себя слова «Республиканская палата оценщиков». Основными направлениями деятельности единой палаты можно определить: - разработку предложений по совершенствованию государственной политики в области оценочной деятельности; - представление интересов палат оценщиков в государственных органах, органах местного самоуправления; - защиту прав и законных интересов палат оценщиков; - участие в разработке национальных стандартов оценки (утверждает их Комитет по техническому регулированию при согласовании с уполномоченным органом); - осуществление предварительной экспертизы нормативных правовых актов РК, регулирующих оценочную деятельность (в соответствии с ЗРК «О частном предпринимательстве»); - разработку программ профессиональной переподготовки оценщиков; - разработку рекомендаций о порядке присвоения квалификации оценщиков, стажировке и др.; - рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб палат оценщиков, потребителей услуг в области оценочной деятельности на палаты оценщиков; - ведение реестра членов Республиканской палаты оценщиков и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным органом.
3. Стандартизация оценочной деятельности Процесс оценки имущества представляет собой сложную аналитическую деятельность, направленную на обобщение количественных и качественных характеристик объекта оценки посредством соответствующих методик. Всеобъемлющий характер объекта оценки предопределяет отсутствие возможности разработки специальных методик для оценки всех объектов такой оценки. Как правило, оценщик в своей деятельности руководствуется существующими стандартами. Несмотря на это, до сих пор в Казахстане на республиканском уровне не сформирована база стандартов в области оценки имущества. В период независимости Казахстаном был принят ряд программных документов, определивших перспективу перехода на международные стандарты во всех стратегически важных сферах общественных отношений. Стратегия индустриально-инновационного развития до 2015 года; Программа по развитию национальных систем стандартизации и сертификации РК на 2004-2006 годы и др. В рамках имплементации правовых норм Республикой Казахстан на межгосударственном уровне принята Программа гармонизации стандартов оценки с международными требованиями на 2005-2007 годы, включающая около 1000 стандартов. Однако логического завершения процесс стандартизации в оценочной деятельности не нашел своего разрешения. В этих целях Проектом предполагается в рамках проводимых реформ в области технического регулирования установить общеобязательность соблюдения на территории Республики Казахстан всеми субъектами оценочной деятельности национальных стандартов, утверждаемых уполномоченным органом с учетом международных веяний и обязательств. Наряду с национальными стандартами допускается использование международных стандартов, а равно стандартов, разработанных и утвержденных палатами оценщиков, в части непротиворечия их национальным стандартам. Представленная модель, основанная на сбалансированной системе интересов государства и субъектов, осуществляющих оценочную деятельность в Республике Казахстан, позволит провести институциональное становление оценочной деятельности в Казахстане и изменить методологические подходы к оценке имущества в целом.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |