|
|
|
Думан Ахметов Партнер Международная юридическая фирма Integrites, Казахстан
Данная информация составлена исключительно как общее руководство и не может быть использована как специализированное правовое заключение.
В настоящее время в Казахстане защита прав интеллектуальной собственности сохраняет свою актуальность. В числе государственных органов, вовлеченных в орбиту защиты интеллектуальной собственности, важное место занимают таможенные органы республики, поскольку деятельность последних непосредственно связана с предотвращением поступления контрафактной продукции и серого импорта в республику. Согласно п.9 ч.1 ст.8 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республики Казахстан» на таможенные органы возложены задачи обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза в пределах представленной компетенции. В Республике Казахстан задачи по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами осуществляются посредствам ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, а также в рамках осуществления таможенного контроля. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) представляет собой совокупность зарегистрированных по заявлению правообладателей объектов авторских прав и смежных прав, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. ТРОИС ведется таможенными органами и подлежит опубликованию, в том числе на официальном интернет-ресурсе, веб-портале таможенных органов. Как указывалось выше, включение объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС осуществляется на основании заявления правообладателя. Также заявление может быть подано в таможенный орган уполномоченным представителем правообладателя. Помимо сведений о заявителе заявление должно содержать ходатайство о защите прав на объекты интеллектуальной собственности, описание товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности с указанием кодов товаров согласно Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза подлежащих защите, а также сведения о товарах, которые, по мнению заявителя, имеют признаки нарушений прав интеллектуальной собственности. Дополнительно в заявлении должно содержаться обязательство правообладателя о возмещении убытков декларанту, чьи товары были приостановлены таможенным органом в результате квалификации товаров как товары с нарушением прав интеллектуальной собственности - в случаях, если будет установлено, что товары не являются товарами с нарушением прав интеллектуальной собственности. Правообладатель либо его представитель должны приложить к заявлению документы, подтверждающие права интеллектуальной собственности, в качестве которых могут рассматриваться свидетельства о регистрации товарных знаков либо лицензионный договор, а также договор страхования гражданско-правовой ответственности заявителя за причинение вреда другим лицам. Допускается представление в таможенный орган с подачей заявления образцов товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и товаров с нарушением прав интеллектуальной собственности, в том числе их изображения в электронном виде. Решение о включении объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС принимается таможенным органов в течение тридцати календарных дней с момента подачи заявления и всех необходимых документов. Таможенный орган вправе запросить дополнительную информацию у заявителя либо соответствующих государственных органов и продлить срок рассмотрения заявления до трех месяцев. Положительное решение таможенного органа о включении объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС оформляется приказом, о чем заявитель уведомляется в письменной форме. Обращаясь к практической составляющей, можно отметить, что особых проблем с внесением в Казахстане объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС не возникает. Как правило, при подаче всех необходимых документов, заявитель может рассчитывать на положительное решение таможенного органа. Полагаем, этому вопросу способствует хорошая регламентация процедур действующим законодательством. В рамках таможенного контроля, который непосредственно связан с защитой интеллектуальной собственности, таможенный орган при обнаружении признаков нарушения прав интеллектуальной собственности вправе приостановить выпуск товаров сроком до десяти календарных дней. При этом таможенный орган, принявший решение о приостановлении товаров, обязан не позднее одного рабочего дня следующего за днем приостановления выпуска товаров, сообщить о данном факте декларанту либо его представителю. Сообщение должно содержать причины приостановления выпуска, сведения о правообладателе объектов интеллектуальной собственности. Также таможенный орган уведомляет правообладателя, чьи объекты внесены в ТРОИС о факте приостановления товаров, которые содержат признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, и направляет ему сведения о декларанте. На практике порой возникают вопросы, по каким критериям таможенный орган приостанавливает выпуск товаров, как устанавливаются признаки нарушения прав интеллектуальной собственности. Следует отметить, что таких критериев оценки в законодательстве Казахстана нет, порядок определения признаков нарушения прав интеллектуальной собственности не регламентирован, что требует более детальной проработки данного вопроса, поскольку непосредственно затрагивает имущественные интересы, как декларанта, так и правообладателя. В настоящее время таможенные органы приостанавливают выпуск товаров, руководствуются информацией, включенной в ТРОИС, т.е. при совпадении тех или иных признаков ввозимых в республику товаров с объектами интеллектуальной собственности ТРОИС, таможенный орган принимает меры реагирования и приостанавливает выпуск. В настоящем случае основным критерием является информация из реестра объектов интеллектуальной собственности. Таким образом, в рамках таможенного контроля таможенный орган вправе приостановить выпуск товаров сроком на десять календарных дней. По запросу правообладателя указанный срок может быть продлен таможенным органом, но не более чем на десять рабочих дней. Основным назначением указанного выше срока является установление правообладателем факта нарушения его прав на объекты интеллектуальной собственности в результате ввоза третьим лицом тех или иных товаров, а также защита своих прав и интересов от такого рода посягательств. Практическое назначение представляемого правообладателю срока на установление всех обстоятельств и защиту своих интересов достаточно существенно, поскольку является единственным и основным барьером для проникновения контрафактной продукции в свободное обращение. Однако длительность предоставляемого правообладателю срока даже с учетом возможности его продления до двадцати дней оставляет много вопросов. На практике правообладатель должен реагировать очень оперативно, что бы предотвратить возможное нарушение. Однако этому препятствуют сроки на доставку уведомления таможенных органов о приостановлении выпуска товаров, которые порой занимают половину установленного срока, осмотр, отбор образцом и экспертиза приостановленных товаров для установления фактов контрафакта либо серого импорта, переговоры с декларантом либо обращения с иском в суд. В рамках обращения в суд и получения определения о возбуждении гражданского дела, что является основанием для таможенного органа к дальнейшему задержанию товаров, учитывая все процессуальные сроки, уложиться в представленный срок достаточно сложно. Таким образом, на практике в большинстве случае товары выпускаются в свободное обращение, поскольку правообладатели не успевают реагировать на полученные уведомления. После истечения срока приостановления выпуска товаров помимо прочих оснований, таможенный орган при отсутствии определения суда о возбуждении гражданского дела, обязан задекларировать товар и выпустить его в установленном порядке. Поскольку таможенным законодательством Казахстана не предусмотрены полномочия таможенных органов инициировать разбирательства по факту нарушения прав интеллектуальной собственности и передавать дела в другие правоохранительные органы, правообладатель остается один на один с вопросами о защите своих прав и интересов. В этом случае законодательство Казахстана не предусматривает вмешательство таможенного органа в эти вопросы, что показывает неполноту функций таможенного органа в части защиты прав интеллектуальной собственности. Ведение реестра и временное приостановление товаров с учетом имеющих пробелов в законодательстве не решает тех задач, которые поставлены перед таможенными органами в сфере защиты интеллектуальной собственности. Полагаем, в рамках освещенной практической проблемы хорошим примером может послужить практика, сложившаяся в России, где таможенные органы по фактам незаконного использования товарных знаков, нарушения авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав, при ввозе товаров на таможенную территорию вправе приостанавливать товар и направлять материалы для возбуждения административных производств и привлечения виновных к ответственности. В заключении следует отметить, что в Казахстане созданы хорошая нормативно-правовая база и структура государственных органов, которые позволяют обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности. Однако освещенные выше практические проблемы требует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |