 |  |  |  |
ПОСОЛЬСТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ В АСТАНЕ | ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ | РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ УВКПЧ ООН ДЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ | ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ |
 |  |  |  |
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТЮРЕМНАЯ РЕФОРМА (PRI) В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ | МЕЖДУНАРОДНАЯ АМНИСТИЯ | ПРАВОВАЯ ИНИЦИАТИВА ОТКРЫТОГО ОБЩЕСТВА | КОАЛИЦИЯ НПО ПРОТИВ ПЫТОК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
Разработка эффективного механизма расследования фактов пыток в странах Центральной Азии
Материалы Международной экспертно-практической конференции
г. Алматы, 22 февраля, 2013 года
Алматы, 2013
Материалы Международной экспертно-практической конференции. Разработка эффективного механизма расследования фактов пыток в странах Центральной Азии - Алматы, 2013 - 95 С.
Настоящий Сборник опубликован Центром исследования правовой политики при финансовой поддержке Посольства Великобритании в Астане. Мнения и взгляды, содержащиеся в материалах, не отражают точку зрения Посольства Великобритании в Астане.
© Центр исследования правовой политики 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММА
Международная экспертно-практическая конференция
«Разработка эффективного механизма расследования фактов пыток в странах Центральной Азии»
22 февраля, 2013 г.
г. Алматы, гостиница «Royal Tulip»
09.30 - 10.00 | Регистрация участников |
10.00 - 10.15 | Открытие конференции и приветственные выступления РОГОВ Игорь Иванович, Председатель Конституционного Совета Республики Казахстан ШПЕКБАЕВ Алик Жаткамбаевич, Заведующий отделом правоохранительной системы Администрации Президента РК Стивен ФРИМАН, Консул Посольства Великобритании в Республике Казахстан АРУТЮНЯН Армен, Региональный Представитель по Центральной Азии Управления Верховного комиссара по правам человека Организации Объединенных наций |
СЕССИЯ 1. Модератор: | Разработка эффективного механизма расследования фактов пыток ЗИНОВИЧ Татьяна, Заместитель директора Центра исследования правовой политики |
10.15 - 10.30 | Эффективное расследование фактов пыток и национальный механизм ВАНГ Хуксян, Вице-председатель Комитета ООН против пыток, Посол Министерства иностранных дел Китайской Народной Республики |
Подсессия 1. | Обсуждение перспектив разработки механизма расследования фактов пыток в республике Казахстан |
10.30 - 10.45 | Перспективы внедрения эффективного механизма расследования фактов пыток в Республике Казахстан АБДИРОВ Нурлан Мажитович, Депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан |
10.45 - 11.00 | Роль органов прокуратуры Республики Казахстан по противодействию пыткам РАМАЗАНОВ Даулет Мустафаевич, Старший прокурор отдела 7-го Департамента Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан |
11.00 - 11.15 | Развитие независимого механизма по расследованию случаев пыток в Казахстане СВАНИДЗЕ Эрик, Ведущий консультант совместного регионального проекта Европейского Союза и Совета Европы «Усиление борьбы с жестоким обращением и безнаказанностью», эксперт (бывший член) Европейского комитета по предотвращению пыток и других форм бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания |
11.15 - 11.30 | Обзор практики проведения доследственных проверок по сообщениям/заявлениям о пытках в РК и предложения Коалиции НПО Казахстана против пыток в отношении эффективного механизма расследования фактов пыток в РК МИЛЛЕР Анастасия, Директор Костанайского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, Председатель Общественной наблюдательной комиссии по Костанайской области, член Коалиции НПО Казахстана против пыток |
11.30 - 11.45 | Процессуальные гарантии защиты от пыток в Казахстане. Рекомендации ЧЕРНОБИЛЬ Татьяна, Независимый консультант по международному праву в области прав человека, Консультант проекта Amnesty International по Казахстану, Кыргызстану и Таджикистану |
11.45 - 12.15 | Кофе-брейк |
12.15 - 12.35 | Обсуждение |
ПОДСЕССИЯ 2. | Формирование механизма расследования фактов пыток в Кыргызской Республике |
12.35 - 12.50 | Состояние борьбы с пытками в Кыргызской Республике АБДЫЛАКИМОВ Бектурсун Кенжематович, Прокурор Управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики |
12.50 - 13.05 | Предложения по повышению эффективности расследования сообщений о пытках и жестоком обращении БАГИШБЕКОВ Сардар, Руководитель Общественного фонда «Голос Свободы» (Бишкек, Кыргызстан) |
13.05 - 13.25 | Обсуждение |
ПОДСЕССИЯ 3. | прогресс в реформе механизма расследования фактов пыток в республике таджикистан |
13.25 - 13.40 | Оценка текущей ситуации и прогресса по реформам, предпринимаемым государством для предотвращения пыток в Республике Таджикистан НАБИЕВ Наби Мирзонаимович, Старший следователь по расследованию уголовных дел особой важности Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан |
13.40 - 13.55 | Расследование пыток в Таджикистане: основные проблемы и возможные пути решения БАХРИЕВА Нигина, Директор Общественного Фонда «Нотабене» (Таджикистан) |
13.55 - 14.15 | Обсуждение |
14.15 - 15.00 | Обед |
ПОДСЕССИЯ 4. | МЕЖДУНАРОДНЫЙ опыт расследования фактов пыток |
15.00 - 15.15 | Предварительные замечания по механизмам расследования фактов пыток в Болгарии, Грузии и латиноамериканских странах Мишель ЛЕЙТОН, доцент кафедры права, заместитель директора Тянь-Шаньского политического института Американского университета в Центральной Азии |
15.15 - 15.30 | Расследование пыток в России: проблема эффективности и возможные пути решения ТАУБИНА Наталья, Директор ОФ «Общественный вердикт», Москва, консультант Правовой инициативы открытого общества |
15.30 - 15.45 | Новый Уголовно-процессуальный кодекс Украины: механизмы предотвращения и расследование фактов пыток БАНЧУК Александр, эксперт Центра политико-правовых реформ (Украина), к.ю.н. |
15.45 - 16.05 | Обсуждение. Подведение итогов сессии |
СЕССИЯ 2. Модератор: | ФОРМЫ ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ МЕКТЕПБАЕВА Сауле, Региональный директор Представительства Penal Reform International (Международная тюремная реформа) в Центральной Азии |
16.05 - 16.20 | Предложения в рамках законопроекта Республики Казахстан по национальному превентивному механизму АЗИМОВА Эльвира Абилхасимовна, Директор Департамента экспертизы международных договоров Министерства юстиции Республики Казахстан |
16.20 - 16.35 | Развитие механизмов гражданского контроля за деятельностью милиции в Украине ПИВОВАРОВ Вадим, Исполнительный директор ВОО «Ассоциация украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов |
16.35 - 17.00 | Кофе-брейк |
17.00 - 17.15 | Мониторинг соблюдения права на свободу от пыток в Кыргызстане: новые подходы и возможности АЗИМОВ Улугбек, эксперт по правовым вопросам, Независимая правозащитная группа, Кыргызстан |
17.15 - 17.30 | Практика организации фонда компенсации жертвам пыток ВОЛОЧАЙ Елена, Директор по развитию SeLeV Consulting Group, независимый эксперт по вопросам компенсации вреда жертвам нарушений прав человека, эксперт OSJI по вопросам компенсации морального вреда жертвам пыток в Центральной Азии |
17.30 - 18.00 | Обсуждение. Подведение итогов конференции |
СПИСОК УЧАСТНИКОВ
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
1. | ДОНАКОВ Талгат Советбекович | Заместитель Руководителя Администрации Президента РК |
2. | ШПЕКБАЕВ Алик Жаткамбаевич | Заведующий отделом правоохранительной системы Администрации Президента РК |
3. | АХМЕТОВА Инна Маликовна | Заведующий Государственно-правовым отделом Администрации Президента РК |
4. | ХАСЕНОВ Нурлан Жадрович | Заведующий сектором государственно-правового отдела |
5. | МОЛДАБАЕВ Саркытбек Сарсенбаевич | Инспектор отдела правоохранительной системы Администрации Президента РК |
сенат парламента республики Казахстан |
6. | АКЫЛБАЙ Серик Байсеитулы | Председатель Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам |
7. | АМИРОВ Иран Амирович | Член Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам |
8. | ЖУМАБАЕВ Ермек Жианшинович | Член Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам |
9. | КУБАЙЧУК Юрий Алексеевич | Член Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам 74-73-34 |
10. | ТУРЕГЕЛЬДИНОВ Жумабек Сулейменович | Член Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам ПЕРЕЗВОНИТ |
11. | ПОЛТОРАБАТЬКО Людмила Григорьевна | Член Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам |
МАЖИЛИС ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
12. | МУКАШЕВ Рахмет Желдыбаевич | Председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК |
13. | БЫЧКОВА Светлана Федоровна | Секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК |
14. | АБДИРОВ Нурлан Мажитович | Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК |
15. | АСАНОВ Жакип Кажманович | Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК |
16. | БАЙМАХАНОВА Галина Александровна | Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК |
17. | ЖУМАБЕКОВ Оналсын Исламович | Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК |
18. | КИКОЛЕНКО Ольга Андреевна | Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК |
19. | КОЖАХМЕТОВ Арман Тулешович | Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК |
20. | МЫРЗАХМЕТОВ Шалатай | Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК |
21. | РОМАНОВСКАЯ Светлана Юрьевна | Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК |
22. | САРПЕКОВ Рамазан Кумарбекович | Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК |
23. | ТИНИКЕЕВ Мухтар Бакирович | Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК |
24. | СОЛОВЬЕВА Айгуль Сагадибековна | Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента РК |
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
25. | РОГОВ Игорь Иванович | Председатель Конституционного Совета РК |
26. | БАХТЫБАЕВ Ильяс Жакипбекович | Член Конституционного Совета РК |
27. | БЕЛОРУКОВ Николай Васильевич | Член Конституционного Совета РК |
28. | МАЛИНОВСКИЙ Виктор Александрович | Член Конституционного Совета РК |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
29. | БЕКНАЗАРОВ Бектас Абдыханович | Председатель Верховного Суда РК |
30. | КАСИМОВ Акылтай Ахмеджанович | Председатель судебной надзорной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РК |
31. | ЖУКЕНОВ Абдрашид Толегенович | Судья надзорной судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РК |
32. | БОРИСОВ Владимир Михайлович | Судья Верховного Суда РК, Председатель Союза судей РК |
КОМИССИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
33. | ТУРСУНОВ Сагинбек Токабаевич | Председатель Комиссии по правам человека при Президенте РК |
34. | АБИШЕВ Тастемир Даутович | Заведующий Секретариатом Комиссия по правам человека при Президенте РК |
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
35. | ДАУЛБАЕВ Асхат Кайзуллаевич | Генеральный Прокурор РК |
36. | МЕРКЕЛЬ Иоган Давидович | Первый заместитель Генерального Прокурора РК |
37. | САКЕНОВ Каиргельды Ануарбекович | Старший помощник Генерального Прокурора РК |
КОМИТЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
38. | АБЫКАЕВ Нуртай Абыкаевич | Председатель КНБ РК |
39. | ДЖУЛАМАНОВ Нурлан Айтматович | Первый заместитель Председателя КНБ РК |
АГЕНТСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО БОРЬБЕ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ (ФИНАНСОВАЯ ПОЛИЦИЯ) |
40. | ТУСУПБЕКОВ Рашид Толеутаевич | Председатель Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) |
41. | ТЕМИРБУЛАТОВ Серик Габдуллаевич | Руководитель аппарата Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) |
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
42. | КАСЫМОВ Калмуханбет Нурмуханбетович | Министр внутренних дел РК |
43. | ДЕМЕУОВ Марат Ганович | Первый заместитель министра внутренних дел РК |
44. | ТЫНЫБЕКОВ Кайрат Сагатханович | Заместитель министра внутренних дел РК |
45. | КУРЕНБЕКОВ Амантай Жанкеевич | Заместитель министра внутренних дел РК |
46. | БЕРДАЛИН Бауржан Маратович | Председатель КУИС МВД РК |
47. | КОЖАЕВ Марат Шадетханович | Председатель Следственного комитета |
48. | ТЕМИРЖАНОВ Асхат Толешевич | Заместитель начальника Управления аналитической работы предварительного следствия Следственного комитета МВД РК |
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
49. | Имашев Берик Мажитович | Министр юстиции РК |
50. | Баймолдина Зауреш Хамитовна | Заместитель министра юстиции РК |
51. | Куставлетов Дулат Рашитович | Заместитель министра юстиции РК |
52. | Борчашвили Исидор Шамилович | Директор департамента стратегического планирования и организационно-аналитической работы |
53. | АЗИМОВА Эльвира Абилхасимовна | Директор Департамента экспертизы международных договоров |
54. | ЖУМАНИЯЗОВ Мейрам Арыстанович | Директор департамента законодательства МЮ РК |
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РК |
55. | ИДРИСОВ Ерлан Абильфаизович | Министр иностранных дел РК |
56. | СУЛЕЙМЕНОВ Усен Абдухадырович | Посол МИД РК по особым поручениям |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РЕСПУБЛИКИКАЗАХСТАН |
57. | ТУРГАНКУЛОВ Куандык Турганкулович | Председатель Центральной избирательной комиссии РК |
58. | САРСЕМБАЕВ Марат Алдангорович | Член ЦИК Республики Казахстан Член Комитета ООН по правам человека |
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН |
59. | ШАКИРОВ Аскар Оразалиевич | Уполномоченный по Правам Человека в РК |
60. | КАЛЮЖНЫЙ Вячеслав Афанасьевич | Руководитель Национального центра по правам человека РК |
61. | САЛАМАТОВ Ескали Амангельдинович | Заведующий экспертным отделом |
ИНСТИТУТ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
62. | ТУРСЫНБЕКОВА Салтанат Рахатовна | Директор Института Генеральной прокуратуры РК |
63. | ЖУМАГУЛОВ Санжар Калкаманович | Начальник управления научного обеспечения и международного сотрудничества |
ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
64. | СМАГУЛОВ Асылбек Айжарыкович | Директор Института законодательства РК |
65. | РАХМЕТОВ Саттар Муканович | Главный научный сотрудник отдела Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы |
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКСПЕРТЫ |
66. | СВАНИДЗЕ Эрик | Ведущий консультант совместного регионального проекта Европейского Союза и Совета Европы «Усиление борьбы с жестоким обращением и безнаказанностью», эксперт (бывший член) Европейского комитета по предотвращению пыток и других форм бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания |
67. | ВОЛОЧАЙ Елена | Директор по развитию SeLeV Consulting Group, независимый эксперт по вопросам компенсации вреда жертвам нарушений прав человека, эксперт OSJI по вопросам компенсации морального вреда жертвам пыток в Центральной Азии |
68. | БАНЧУК Олександр | Кандидат юридических наук, Центр политико-правовых реформ (Украина) |
69. | ПИВОВАРОВ Вадим | Сотрудник Ассоциации украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов |
70. | ЧЕРНОБИЛЬ Татьяна | Эксперт по международному праву |
71. | БАХРИЕВА Нигина | Независимый эксперт, Директор ОФ «Nota Bene», Таджикистан |
ТАДЖИКИСТАН |
72. | АШУРОВ Музаффар | Исполнительный аппарат Президента, Душанбе |
73. | НИДОЕВ Хусниддин | Аппарат Омбудсамана, Душанбе |
74. | АБДУЛХАКОВ Бахром Акрамович | Заместитель начальника Управления исправительных дел МЮ Таджикистан |
75. | РОМАНОВ Сергей | ОО Независимый центр по правам человека, Душанбе |
76. | НАВРУЗОВА Парвина | Центр по правам человека |
КЫРГЫЗСТАН |
77. | МАМБЕТОВА Аида | Аппарат Жогорку Кенеш Бишкек |
78. | БАГИШБЕКОВ Сардар | ОФ Голос свободы, Бишкек |
79. | АЗИМОВ Улугбек | Независимый эксперт, Бишкек |
80. | УТЕШОВА Наталья | МПГ, Бишкек |
81. | ТОРОЕВ Женишбек Исаевич | Директор Эдвокаси центра по правам человека, Кыргызская Республика |
АДВОКАТУРА |
82. | ТУГЕЛ Ануар Курманбаевич | Президент Союза адвокатов Казахстана |
83. | КАРЧЕГЕНОВ Кенжегали Кадырович | Председатель коллегии адвокатов г. Алматы |
84. | БАЙГАЗИНА Гульнар Бакировна | Адвокат, член Алматинской городской коллегии адвокатов |
85. | МУСИН Салимжан Альмуратович | Адвокат, член Алматинской городской коллегии адвокатов |
86. | КАНАФИН Данияр Кайратович | адвокат, член Президиума Алматинской коллегии адвокатов, доцент, к.ю.н. |
87. | КУНСЕРКИН Жангазы Каримович | Адвокат, член Алматинской коллегии адвокатов |
88. | ВОРОНОВ Виталий Иванович | Адвокат АГКА |
89. | РАМАЗАНОВА Лейла Адильхановна | Адвокат, Алматинской коллегии адвокатов |
90. | САЛИМБАЕВА Гаухар Джаксыбековна | Адвокат Алматинской городской Коллегии адвокатов |
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ |
91. | РАХИМБЕРДИН Куат Хажумуханович | Заведующий кафедрой уголовного права и уголовного процесса ВКГУ им. Аманжолова Директор Восточно-Казахстанского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности |
92. | СУЛЕЙМЕНОВА Гульнар Жахановна | Генеральный директор Евразийского центра права, адвокат АГКА, член НКС при Верховном Суде РК, к.ю.н., профессор |
93. | ДЖАНСАРАЕВА Рима Еренатовна | Заведующая кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики юридического факультета КазНУ им. аль-Фараби д.ю.н. |
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ МИССИИ |
94. | ВАН ЛЕУВЕН Петер | Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Нидерланды в РК |
95. | ФЭЙРФАКС Кеннет Джоунс | Чрезвычайный и Полномочный Посол США в РК |
96. | МОРАН Дэвид | Чрезвычайный и Полномочный Посол Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в РК |
97. | ХИКЛИНГ Стивен | Генеральный Консул Представительство Посольства Великобритании в Алматы |
98. | БЕРТРАНД Даниель | Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Бельгии |
99. | БЕРТОНЕ Жан-Шарль | Чрезвычайный и Полномочный Посол Французской Республики в Республике Казахстан |
100. | МИККО Киннунен | Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Финляндия в РК |
101. | Доктор Гидо ХЕРЦ | Чрезвычайный и Полномочный Посол Федеративной Республики Германии в РК |
102. | ВУОКА Ханна | Консул по вопросам развития Посольства Республики Финляндия в РК |
103. | ИВКОФФ Катрин | Советник по политическим вопросам Посольства Канады в РК |
104. | ДИКСОН Майкл | Советник по политическим вопросам Посольства США в РК |
105. | ПЮТКЕР Хендрикус | Заместитель Посла Королевства Нидерландов в РК |
106. | БУЧИНСКАЯ Ирина | Координатор по политике, правам человека и проектам Королевства Нидерландов в РК |
107. | АМБЛЭ Анне Марте | Заместитель Посла Королевства Норвегия в РК |
108. | БЛЕЙК-ДЖЕЙМС Томас | Советник по политическим вопросам Посольства Великобритании в РК |
109. | ЙЫЛДЫЗ Лейла | Координатор проектов по правам человека Посольства Великобритании в РК |
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ |
110. | ЗАРУДНА Наталия Николаевна | Посол, Глава Центра ОБСЕ в Астане |
111. | БУШЕЗ Аурелия | Посол, Глава делегации Европейского союза в РК |
112. | АРУТЮНЯН Армен Александрович | Региональный представитель УВКПЧ ООН для Центральной Азии |
113. | ГАЛАНТИ Флавия | Руководитель Проекта Европейского Союза в РК |
114. | МАРШАН Валери | Руководитель проекта Поддержка судебной и правовой реформы в РК, Представительства Европейского Союза в РК |
115. | РЕНЕ Мали | Глава отдела по техническому содействию Делегации Европейского Союза в РК |
116. | ЛЕВЧЕНКО Елена | Менеджер проектов Представительства Европейского Союза в Казахстане |
117. | ДЖЕКАБСОН Анэт | Атташе по политическим вопросам Делегации Европейского Союза в РК |
118. | БУХМАЙЕР Штефан | Советник по правам человека Центра ОБСЕ в Астане |
119. | КОЗЫРЕВ Олег | Координатор по правовым вопросам |
120. | ТУЛЛ Стивен | Резидент-координатор системы ООН в Казахстане, постоянный представитель ПРООН в Казахстане |
121. | ЧАПМАН Бенжамин | Глава казахстанского отдела, USAID/Центральная Азия |
122. | ДАЛЕ Ивар | Региональный представитель Норвежского Хельсинского Комитета по Центральной Азии |
123. | АБРАМОВ Вячеслав | Директор «Freedom House» в Казахстане |
124. | СЕЙТМУРАТОВА Наталья | Советник по правам человека, Региональное отделение УВКПЧ ООН по Центральной Азии |
125. | ДУЙСЕКОВА Лейла | Координатор национальных программ, Региональное отделение УВКПЧ ООН по Центральной Азии |
126. | МИТРОФАНОВА Ирина | Менеджер программ USAID, г. Алматы |
127. | АРТЕМЬЕВ Антон Олегович | Председатель Правления Фонда Сорос - Казахстан |
128. | МЕДЕВ Бахытжан | Координатор программ «Правовая реформа» Фонда Сорос - Казахстан |
129. | МЕКТЕПБАЕВА Сауле | Исполнительный директор Международной тюремной реформы (PRI)в Центральной Азии |
130. | ДАИРБЕКОВА Азалия | Президент Фонда Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) |
131. | УОРНЕН Элизабет | Программный директор представительства ICNL по Центральной Азии |
132. | АЙТМАГАМБЕТОВ Марат | Директор COUNTERPART |
133. | УОРУК Исик | Национальный демократический институт международных отношений (NDI) |
134. | ЕЛЬШИБАЕВА Маржан | Исполнительный директор Интерньюс-Казахстан |
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ |
135. | АКЫЛБЕКОВА Роза Максатбековна | Директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности |
136. | КАЛЕЕВА Тамара Мисхадовна | Президент международного фонда защиты свободы слова «Адиль Соз» |
137. | ТУРМАГАМБЕТОВА Жемис Утегеновна | Исполнительный директор общественного фонда «Хартия за права человека» |
138. | ДУВАНОВ Сергей | Руководитель Информационного центра Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности |
139. | ЛОСКУТОВ Игорь Юрьевич | Генеральный директор ТОО «Компания «ЮрИнфо» |
140. | ДЖАЛИЛОВ Адиль | Председатель Медийного Альянса Казахстана |
141. | ШОРМАНБАЕВА Айна Сергеевна | Президент ОФ «Международная правовая инициатива» |
142. | ДЖИВАГА Денис | Заместитель директора Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности |
143. | ТЮЛЕНЕВА Виктория | Руководитель Правозащитного центра КМБПЧиСЗ |
144. | ГУСАКОВ Юрий Анатольевич | Директор филиала «Казахстанского бюро по правам человека и соблюдению законности» г.Караганда |
145. | ИБРАЕВА Анара | Директор филиала «Казахстанского бюро по правам человека и соблюдению законности» г.Астана |
146. | МИЛЛЕР Анастасия | Директор Костанайского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности |
147. | КОВЛЯГИНА Светлана Романовна | Председатель ОНК, президент Общественного Фонда «Комитет по мониторингу уголовной реформы и правам человека» |
148. | ШОРМАНБАЕВ Амангельды Сергеевич | Независимый эксперт |
149. | БАТАЛОВА Зауреш Кабылбековна | Президент ОФ «Фонд развития парламентаризма в Казахстане» |
150. | ТУМЕНОВА Бахыт Ниязбековна | Президент ОФ «Амансаулык» |
151. | БАЙСАКОВА Зульфия Мухамедбековна | Председатель правления «Союза кризисных центров» в Казахстане |
152. | КОЗЫРЕВА Евгения Александровна | Президент Общественного Объединения «Феминистская лига» |
153. | АГИБАЕВА Мая Аскаровна | Главный редактор журнала «ЮРИСТ» |
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ |
154. | ЗИНОВИЧ Татьяна | Заместитель директора |
155. | МИРОШНИЧЕНКО Ольга | Координатор программ |
156. | ИСКАЛИЕВА Дина | Ассистент проекта |
ПЕРЕВОДЧИКИ |
157. | АСЫЛБЕКОВ Жалгас | Переводчик |
158. | НУРКАБАЕВА Гайни | Переводчик |
ЭКСПЕРТНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ
СВАНИДЗЕ Эрик,
Ведущий консультант совместного регионального
проекта Европейского Союза и Совета Европы
«Усиление борьбы с жестоким обращением и безнаказанностью»,
эксперт (бывший член) Европейского комитета
по предотвращению пыток и других форм бесчеловечного
или унижающего достоинство обращения или наказания
Развитие независимого
механизма по расследованию случаев пыток в Казахстане
Международных органов или документов, упоминаемых в заключении:
ЕКПП Европейский Комитет по предотвращению пыток и других форм бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания
ЕКПЧ Европейская Конвенция по защите прав человека и основных свобод
ЕСПЧ Европейский Суд по Правам Человека
КППЧ Комитет ООН по правам человека
КПП Комитет ООН против пыток
КСЕПЧ Комиссар Совета Европы по правам человека
НОЖДП Независимый орган по жалобам против действий полиции
ООН Организация Объединенных Наций
Пакт Международный пакт о гражданских и политических правах
Стамбульский протокол Руководство по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания
Конвенция против пыток Конвенция ООН против пыток и других форм жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания
Факультативный протокол Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток и других форм жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания
Введение
Абсолютный запрет пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения со всей очевидностью требует борьбы с безнаказанностью там, где такой запрет нарушается. В основе существующей сегодня обеспокоенности фактами безнаказанности лежат многочисленные получаемые в последнее время международными правозащитными структурами жалобы, в которых указывается на неспособность государств надлежащим образом исполнять позитивные обязательства по предотвращению пыток, в том числе путем исполнения процедурных обязательств по расследованию и привлечения к ответственности лиц, виновных в жестоком обращении.
Комитет против пыток, соответствующий специальный докладчик и другие органы и механизмы ООН, Европейский суд по правам человека продолжают выносить значительное количество заключений, мнений, решений против государств по докладам и делам, несмотря на то, что в течение многих лет ими устанавливались стандарты в этой области.
Настоящее заключение подготовлено в рамках реализации проекта «Integrating safeguards against torture in the law and practice of Kazakhstan» (Проект МИД Великобритании - 013) осуществляемого общественным фондом «Центр исследования правовой политики» на грант Посольства Великобритании в Астане. Заключение составлено приглашенным экспертом г-ном Э. Сванидзе на основе анализа законодательства, а также практики, сложившейся в этом отношении в Казахстане и отраженной как в документах соответствующих органов и механизмов ООН (докладе рабочей группы по универсальному периодическому обзору, заключительных комментариях и юриспруденции Комитета против Пыток и т.д.), так и результатах анкетирования некоторых адвокатов, практикующих в республике.
Заключение включает как себя обзор международных стандартов и передового опыта по данному вопросу, так и пакет предложений и рекомендаций по реформированию законодательства Республики Казахстан по исследуемому вопросу. При изложении международных норм и стандартов заключение прежде всего исходит из универсальных международных стандартов разработанных на уровне ООН, в том числе позитивных обязательств общего характера, изложенных в статьях 2 и 16 Конвенции против пыток 1984 г., согласно которой государства обязаны предпринимать эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры по предотвращению пыток и иных форм жестокого обращения, и которые уточнены в отношении рассматриваемой тематики в статье 13, которая гласит:
Каждое Государство-участник обеспечивает любому лицу, которое утверждает, что оно было подвергнуто пыткам на любой территории, находящейся под юрисдикцией этого Государства, право на предъявление жалобы компетентным властям этого Государства и на быстрое и беспристрастное рассмотрение ими такой жалобы. Предпринимаются меры для обеспечения защиты истца и свидетелей от любых форм плохого обращения или запугивания в связи с его жалобой или любыми свидетельскими показаниями.
Заключение основывается на требованиях и стандартах, предлагаемых в Принципах эффективного расследования и документирования пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Стамбульском Протоколе; Комментариях общего характера КПП №2 «Имплементация статьи 2 государствами-участниками» (2007), №3 «Имплементация статьи 14 государствами-участниками» (2012), его заключительных комментариях, юриспруденции, в частности решения по сообщению Герасимова против Республики Казахстан и других текстах и документах соответствующих органов и механизмов ООН.
Вместе с тем, в наиболее детальном и иллюстративном виде международные стандарты представлены в ЕКПЧ, иных Европейских инструментах, также юриспруденции ЕСПЧ, ЕКПП, текстах и документах других органов и механизмов Совета Европы. Принимая во внимание, что как Европейские, так и универсальные инструменты взаимно дополняют друг друга, а соответствующие органы взаимно ссылаются на них, заключение основывается на подходе, согласно которому, первые хотя и не являются юридически обязательными для Республики Казахстан, их следует рассматривать как основу для толкования и детализации вторых, т.е. универсальных стандартов прав человека, которыми она обязана руководствоваться. Помимо этого, Европейские подходы являются примерами лучшей мировой практики, которую Казахстану было бы полезно учитывать.
Основное внимание в заключении уделяется процедурным и связанным с ними обязательствам, вытекающим из запрета пыток и иного жестокого обращения, но они релевантны и в части процедур защиты других прав человека, как, например, права на жизнь, а также формирования внутригосударственных механизмов по рассмотрению, расследованию иных серьезных нарушений прав человека.
1. Законодательная база запрета пыток и жестокого обращения
· Фундаментальные международные стандарты
1. Наличие четкой внутригосударственной законодательной базы запрета пыток и жестокого обращения является краеугольным камнем обеспечения их эффективного предупреждения, которое в данном случае, достигается прежде всего фокусированной криминализацией пыток и других тяжких (как правило умышленных) форм жестокого обращения.
2. На универсальном межгосударственном уровне соответствующе аспекты обязательств государств наиболее детально обобщены в Комментариях общего характера КПП №2 «Имплементация статьи 2 государствами-участниками» (2007). Они включают в себя то, что государства-участники должны квалифицировать применение пыток в качестве преступления в соответствии со своим уголовным правом, исходя, как минимум, из элементов определения пытки, содержащегося в статье 1 Конвенции против пыток, и предписаний статьи 4.
В этом отношении подчеркивается ряд обстоятельств, а именно:
- Серьезные расхождения между определением, содержащимся в Конвенции, и определением, включенным во внутреннее право, открывают реальные или потенциальные лазейки для безнаказанности.
- Жестокое обращение может отличаться от пыток степенью боли и страданий и не требует доказательств относительно недопустимости целей. Комитет подчеркивает, что возбуждение преследования в связи с действиями, квалифицируемыми лишь в качестве жестокого обращения, притом, что этим действиям присущи еще и элементы пытки, явилось бы нарушением Конвенции.
- Определяя преступление, состоящее в применении пыток, как отличающееся от обычного посягательства или других преступлений, Комитет исходит из того, что государства-участники будут непосредственно расширять всеохватывающую цель Конвенции - предупреждение пыток и жестокого обращения. Обозначение и определение этого преступления содействуют достижению цели Конвенции, в частности, обращая внимание каждого человека, включая преступников, жертв и общественности в целом, на особую тяжесть преступления, состоящего в применении пыток. Кодификация этого преступления будет также а) подчеркивать необходимость надлежащего наказания, соответствующего тяжести совершенного преступления, b) усиливать сдерживающее воздействие самого запрещения, с) расширять возможности ответственных должностных лиц отслеживать конкретные преступления в форме применения пыток и d) наделять общественность средствами и правами осуществлять наблюдение и, в случае необходимости, оспаривать как действия, так и бездействие государства, которые представляют собой нарушение Конвенции.
Амнистии и помилования «нарушают принцип недопустимости отступления от принятых норм».
3. Европейские стандарты, а именно юриспруденция ЕСПЧ, следуют той же логике и указывают на определенные их дополнительные характеристики.
В частности, в решении по делу Падурец против Молдовы ЕПСЧ с большой озабоченностью принял к сведению, что пытки в Молдавии рассматриваются как «преступления средней тяжести», что позволяет отделить их от более тяжких преступлений и, таким образом, выносить более мягкие приговоры. Такая позиция абсолютно несовместима с обязательствами, вытекающими из статьи 3 Конвенции (о запрете жестокого обращения), с учетом особой тяжести такого преступления, как пытка.
В случаях, когда уполномоченному лицу государства предъявляются связанные с пытками и жестоким обращением обвинения, в целях обеспечения «эффективного средства защиты» к уголовному производству и приговору не должен быть применим срок давности, а амнистия и помилование не должны допускаться.
Согласно соответствующей трактовки обязательств по предупреждению жестокого обращения путем неукоснительного и эффективного применения уголовного законодательства, они включают не только необходимость надлежащей квалификации деяний, а именно по статьям, диспозиция которых четко указывает на криминализацию пыток или жестокого обращения, но и назначения адекватного наказания.
4. Менее серьезные нарушения, связанные с попранием гарантий против жестокого обращения, должны влечь за собой дисциплинарную, административную и / или гражданско-правовую ответственность.
· Запрет и криминализация пыток и других форм жестокого обращения в Казахстане
5. Конституция Республики Казахстан содержит норму (часть 2 статьи 17), которая соответствует общей международно-правовой формулировке соответствующего права. Она гласит, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.