|
|
|
Новый процессуальный институт - приказное производство по делам об административных правонарушениях
Председатель Шортандинского районного суда Б.Нұржан
В связи с модернизацией действующего административного законодательства снижена нагрузка на суды, увеличено количество статьей, по которым дела об административных правонарушениях переданы на рассмотрение уполномоченными на то государственным органам. Такие дела как дорожно-транспортные происшествия в результате нарушения правил дорожного движения рассматриваются судами и входят в категорию наиболее распространенных правонарушений, что влияет на нагрузку в страховых организациях и рост дел об административных правонарушениях. В связи с чем внесены изменения в административный кодекс, согласно которым участники процесса могут ходатайствовать о немедленном рассмотрении дела и немедленном вступлении в законную силу, что позволило сократить сроки получения страховых выплат. Кроме того, Верховным Судом Республики Казахстан прилагаются большие усилия по снижению нагрузки на судей. В частности, с внедрением пилотного проекта «Ночной суд» (рассмотрение бесспорных дел в удобное для граждан нерабочее время) сокращено количество административных дел, рассматриваемых в общем порядке, существенно сократилась нагрузка на судей в дневное время. На VIII Съезде судей 20 ноября 2020 года Глава государства затронул вопросы оптимизации судебных процессов и внедрения бесконфликтных механизмов разрешения споров, что позволит уйти от бюрократизации судебного процесса, в результате которой чрезмерно регламентированные процедуры ведут к волоките и порождают в обществе справедливую критику. Поэтому, как полагает Касым-Жомарт Токаев, необходимо оптимизировать судопроизводство, исключить излишний формализм. Приведенные выше меры привели к новой идее по снижению судейской нагрузки. Это - внедрение института приказного производства в административном судопроизводстве. До последнего времени приказное производство было институтом исключительно гражданского процессуального права. Однако в настоящее время такая форма упрощения процесса как приказное производство появилась в уголовном судопроизводстве. Введение приказного производства в административный процесс придаст импульс для дальнейшего поступательного правового развития Казахстана, направленного на защиту конституционных прав граждан, исключение волокиты. Принимаемые меры по дальнейшему реформированию административного процесса и совершенствованию правосудия позволят в кратчайшие сроки рассматривать дела об административных правонарушениях без лиц и без проведения судебного заседания, принимать по ним процессуальные решения, при этом минимизировать затраты государства и сторон судебного процесса. Поскольку процедуры привлечения виновных лиц к ответственности в порядке уголовного и административного судопроизводства схожи, и ответственность за совершение противоправных деяний наступает при соблюдении процессуальных норм, предлагаю внести приказное производство в Административный кодекс по аналогии с Уголовно-процессуальным кодексом. Например, в целях уменьшения нагрузки на суд считаю целесообразным при ведении дела об административном правонарушении в приказном производстве максимально сократить процессуальные формы сбора доказательств с направлением дела в суд в срок до суток, а рассмотрение дел производить единолично судьей в срок (от суток до трех) с момента его поступления в суд без вызова участников процесса и проведения судебного заседания. Этот простой способ может применяться по делам, в которых установлен факт административного правонарушения, а также имеется согласие лица, в отношении которого возбуждено дело, лицо не оспаривает свою вину и согласно с правовой квалификацией его действий и санкция совершенного правонарушения одним из основных наказаний предусматривает предупреждение или штраф, и если лица, в отношений которых возбуждено дело, заявили ходатайство, а потерпевший (в случае его участия), выразил согласие о рассмотрении дела в порядке приказного производства без исследования доказательств, их вызова и участия в судебном рассмотрении. Исключениями по приказному производству являются дела, по которым санкция предусматривает безальтернативно административный арест, лишение специального права, лишение разрешения либо приостановление его действия, исключение из реестра, приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов, а также административное выдворение за пределы Республики Казахстан, конфискацию, принудительный снос. Особенность приказного производства состоит в том, что нет принятия дела судьей, проведения судебного заседания и нет назначения других наказаний кроме предупреждения и штрафа, а также дела вступают в законную силу немедленно. Об этом ходатайствует само лицо, в отношении которого возбуждено дело, то есть рассмотрение дела без судебного заседания производится с его согласия, которое оформляется в виде протокола. В случае рассмотрения административного дела в порядке приказного производства следует предусмотреть возможность улучшения положения привлекаемого к ответственности лица, по аналогии с сокращенным производством по делу об административном правонарушении, а именно наложение штрафа в размере пятидесяти процентов от указанного в санкции статьи размера. Следует предусмотреть в приказном производстве право на возвращение административного дела уполномоченному органу, если отсутствуют основания для применения приказного производства, или суд не согласен с квалификацией правонарушения, видом наказания в виде штрафа, в чем и будет состоять отличие от сокращённого производства по делу об административном правонарушении. Например, при поступлении дела об административном правонарушении в порядке приказного производства по ст. 610 ч.1 КоАП, по которой санкция предусматривает штраф или лишение права управления транспортным средством, а нарушитель неоднократно привлекался за аналогичное правонарушение, суд своим постановлением может не согласиться с видом наказания и вернуть дело уполномоченному органу для направления его на рассмотрение в общем порядке. При решении вопроса об освобождении от административной ответственности в связи с примирением сторон в порядке приказного производства следует предусмотреть вынесение процессуального решения о прекращении дела за примирением сторон, также в порядке применения медиации, при наличии заключенного медиативного соглашения или заявления от участников по примирению. Введение такой нормы существенно сократит количество судебных заседаний, позволит экономить время, ресурсы и быстро разрешить вопросы ответственности сторон и возмещения вреда, а также сократит сроки выплаты страховых сумм. Вместе с тем сократится и нагрузка на судей, что послужит основанием для улучшения качества работы по более сложным делам, позволит судьям планировать свои рабочие графики. Предлагаемые изменения придадут импульс для дальнейшего поступательного правового развития Казахстана, усилят защиту конституционных прав граждан, позволят исключить волокиту и уменьшат нагрузку на суды.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |