|
|
|
Цивилизационная безопасность и верховенство права через призму
Елюбаев Жумагельды Сакенович, д.ю.н., профессор, академик РАЕН, MCIArb, председатель Палаты юридических консультантов «Kazakhstan Bar Association», Почетный президент KPLA
(Тезисы доклада на Международной научно-практической конференции «Цивилизационная безопасность общества и человечества в формате верховенства права», посвященной выдающимся ученым-правоведам Алексееву Сергею Сергеевичу и его талантливому ученику Нагашбаю Амангалеевичу Шайкенову, город Костанай, 22 ноября 2024 года) _____________________________________________________________
Мир меняется, можно сказать «перевернулся» … Межгосударственные отношения на грани катастрофы… Идут войны, гибнут люди… Количество бедных стран растет… Наблюдается повсеместное попрание прав и законных интересов людей… Международное право не соблюдается странами и правителями… И нам, гражданам Республики Казахстан, не чем похвастаться, поскольку государственное управление «ручное», осуществляемое Главой государства, а вся остальная власть, центральная и региональная, производна от политической воли Президента страны, все выполняют его поручения, озвученные в ежегодных Посланиях к народу, на многочисленных форумах и встречах. Правительство Казахстана, министры, акимы и вся рать чиновничества живут и действуют в фарватере только политической воли Главы государства и не проявляют инициативы по эффективному управлению институтами государственной власти, экономикой и социальной сферой. В стране не действует важный демократический принцип «сдержек и противовесов» во взаимоотношениях ветвей власти, что приводит к дисбалансу процесса управления.
Коррупция, некомпетентность чиновников, олигархический капитализм, отсутствие реально действующих демократических принципов развития гражданского общества, нарушение прав и законных интересов граждан, проблемы в судебной системе, связанные с обеспечением независимости судей, свидетельствуют о проблемах по обеспечению верховенства права, законности и правопорядка в стране. Такая ситуация в отдельно взятой стране, а также нарушенный миропорядок на нашей многострадальной планете, ставит вопросы цивилизационной безопасности и верховенства права на первое место. К сожалению, пока же об этом говорят только правозащитники, ученые, гуманитарные и неправительственные организации, эти вопросы обсуждаются на различных форумах международных институтов…, но, как говорят а «воз и ныне там». Что же понимается под цивилизационной безопасностью? Из многочисленных научных исследований усматривается, что под «цивилизационной безопасностью» понимается гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность жизненно важных интересов человека, общества и государства. При этом, при самом простом обобщении цивилизация, нуждающаяся в защите, это нечто всеобщее, как некий общепринятый стандарт, правило, эталон, к которому должны стремиться все субъекты международных отношений. Однако, современный мир с его конфликтами, войнами, разделением сфер влияния, идеологическим и религиозным разнообразием не обеспечивает цивилизационную безопасность. Поэтому эта тема должна активно обсуждаться на всех платформах межгосударственных и общественных сношений. Эта тема должна быть предметом и научных исследований в целях выработки рекомендаций для нормализации отношений между странами, обществами, цивилизациями. При этом одним из инструментов обеспечения цивилизационной безопасности является гарантия обеспечения верховенство права в каждой стране, а также в международных отношениях. В теории существуют различные подходы в понимании термина «верховенство права». Одни полагают, что это правовая доктрина, согласно которой никто не может быть выше закона, все равны перед законом, никто не может быть наказан иначе как в установленном законом порядке и только за его нарушение. Другие определяют «верховенство права», как устойчивую систему законодательства, государственных и общественных институтов, принципов и правил общежития, обеспечивающих реализацию четырех универсальных принципов: ответственности, справедливости законов, открытости управление, доступности и беспристрастности правосудия. Существуют и другие подходы, однако суть их сводится к одному, в стране, обществе, межгосударственных отношения должно быть «господство права». Здесь речь идет о таком принципе управления, в соответствии с которым все лица, учреждения и структуры, государственные и частные, в том числе само государство, должны функционировать под действием законов, которые были публично приняты, в равной степени законы должны исполняться судебными органами и которые совместимы с международными нормами и стандартами в области прав человека. Для этого также необходимы меры, обеспечивающие соблюдение принципов примата права, равенства перед законом, ответственности перед законом, беспристрастного применения законов, разделения властей, участия в принятии решений, правовой определенности, недопущения произвола и процессуальной и правовой транспарентности. Здесь уместно остановиться на философских и политико-правовых идеях видного ученого, профессора, поистине выдающегося правоведа, крупного мыслителя современности, Сергея Сергеевича Алексеева, и одного из его заслуженных и талантливых учеников - профессора Н.А.Шайкенова. Они внесли значительный вклад в развитие правовой науки, а находясь в коридорах власти способствовали тому, чтобы их страны, Россия и Казахстан, развивались по демократическому пути, в гражданском обществе формировались демократические институты, которые реально влияли бы на управление государством. В этом они достигли значительного успеха. Так, С.С.Алексеев, критически рассматривая экономическую и политическую ситуацию в Российской Федерации, сопровождающуюся недооценкой права, подчеркивал, что важнейшей причиной всех бед стало крушение права, которое он характеризовал как правовой кризис. Для преодоления его Сергей Сергеевич видел один путь - понимание и возрождение права. В биографических публикациях, посвященных мэтру справедливо отмечается, что своим главным научным трудом Сергей Сергеевич называл книгу «Восхождение к праву», подводящую итог его полувековых исследований. В ней он обосновывает необходимость возвышения правоведения как науки, подчеркивает ее место среди естественных, технических и гуманитарных наук. Одновременно определяет и характеризует право, как величайшую социальную ценность. При этом, как истинный ученый, он не занимался пустым восхвалением отечественного права, видя и подчеркивая недостатки в государственно-правовом регулировании. Неслучайно одна из его последних работ называется «Крушение права».[1] Как отмечают один из авторов, исследовавших научное наследие С.С.Алексеева, своими работами он заложил основы позитивистской концепции права, развил идеи о догме права, его логике, смысле, ценности и историческом значении. При этом, право им рассматривается не только как объективная реальность, великое свершение цивилизации, проявляющиеся в правовых идеях и правовых конструкциях, но и как силу, способную противостоять насилию и произволу.[2] Правовые доктрины, разработанные Сергей Сергеевичем, стали достоянием не только его последователей, но они были применены им на государственной службе, где он непосредственно участвовал в формировании государственной системы Российской Федерации, после распада СССР, отстаивая демократические подходы в управлении страной и обществом, был непосредственным участником разработки Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ и других важных законодательных актов страны. Одним из замечательных и выдающихся учеников Сергей Сергеевича является Нагашбай Амангалеевич Шайкенов. Н.А. Шайкенов являлся крупным ученым, талантливым, неординарным учеником известного правоведа С.С.Алексеева. Он внес значительный вклад в разработку концептуальных проблем правовой науки: сущность права, право и интересы в обществе, формирование правового общества, правовое обеспечение рыночных преобразований. Нагашбай Амангалеевич принимал активное участие в создании проектов целого ряда важнейших законодательных актов. Будучи Министром юстиции Республики Казахстан, вел упорную борьбу за правовую реформу, реанимировал Министерство юстиции, пересмотрел его функции и задачи, в результате которых это министерство заняло главенствующее положение в системе правоохранительных органов. Он был одним из главных разработчиков Государственной программы правовой реформы, утвержденной постановлением Президента Республики Казахстан. В рамках программы Правовой реформы предпринимал комплекс мер, направленных на возрастание роли права в обществе, создание необходимой законодательной и правоприменительной базы осуществляемых реформ. Его усилиями ускорено принятие Гражданского кодекса (общая часть) - основополагающего акта сферы рыночных отношений. По инициативе Н.А.Шайкенова были конституционно разделены следственная работа и прокурорский надзор. С 1995 г. введены квалификационные экзамены для судей. Одним из приоритетных направлений правовой реформы стала подготовка юридических кадров. Этим должен был заняться Казахский государственный юридический институт, созданный президентским Указом от 14 марта 1994 г. Открытие специализированного высшего юридического заведения стало возможным благодаря непосредственному участию Н.А.Шайкенова. По его инициативе был открыт Центр правовой информации при Министерстве юстиции Республики Казахстан, Институт законодательства, «Юридическая газета» (на русском языке) и газета «Зан» (на казахском языке), специализированное юридическое издательство «Жеті жаргы». Советская эмблема юстиции «Щит и меч» заменена на новую «Весы на фоне солнца». В казахстанском юридическом и научном сообществах известны его крылатые афоризмы (максимы): Ø «Вне права нет свободы». Ø «Только Право дает голос Свободе. Потому что Право есть мера цивилизованности общества». Ø «Мы можем с полным основанием утверждать, что без права нет свободной рыночной экономики, а значит и материального благополучия». Ø «Право есть освоенная обществом мера свободы». Здесь уместно привести высказывание мэтра казахстанской цивилистики, академика Национальной академии наук, доктора юридических наук, профессора Майдана Кунтуаровича Сулейменова, который в одном из своих трудов, посвященных памяти Нагашбай Амангалеевича отмечает, что «Нагашбай Шайкенов свято следовал этим максимам. Он был настоящим подвижником права и верил, что только в правовом государстве возможны и свобода, и рыночная экономика, и гарантии соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Об этом еще одна его максима: «Если попытаться одной формулой раскрыть социальную ценность права, то достаточно сказать, что нет личности иной, чем правовая, ибо только право нормативно выделяет личность, защищает ее автономию, экономическую самостоятельность». Идею права и защиты прав личности он отстаивал всегда и пытался воплотить в законах, подготовкой которых он руководил, и в Конституции, которую он написал.» Наверное лучше и не скажешь, характеризуя личность Нагашбай Амангалеевича Шайкенова. Резюмирую, хочется сказать, что личности Сергея Сергеевича Алексеева и его ученика Нагашбай Амангалеевича Шайкенова навсегда останутся не только в памяти нынешних ученых-правоведов, но и в сердцах россиян и казахстанцев, желающих видеть свои страны процветающими, демократическими и социальными, где право, справедливость и гуманизм являются основой бытия.
[1] См. А.С.Шабуров, Сергей Сергеевич Алексеев: ученый, учитель, человек. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/128120/1/978-5-8295-0886-9_2023_010.pdf [2] См. М.Л.Занина. Видные ученые-юристы России (Вторая половина ХХ века). Энциклопедический словарь биографий / Под ред. д.ю.н. В.М.Седых. - М.: РАП, 2006, С.17
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |