<< Назад
Далее >>
0
0
Два документа рядом (откл)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Информация о документе
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Кибербуллинг в образовательной среде: невидимая угроза для молодежи (Турысбекулы Мади)

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Кибербуллинг в образовательной среде: невидимая угроза для молодежи

 

Турысбекулы Мади

 

В эпоху цифровых технологий буллинг вышел за пределы коридоров образовательных учреждений, переместившись в онлайн-пространство. Кибербуллинг (травля в Интернете) - стал особенно опасным явлением, так как позволяет агрессорам скрываться за маской анонимности, а жертва подвергается непрерывному давлению даже в собственном доме.

 

Масштаб проблемы в Казахстане и мире

 

В Казахстане проблема кибербуллинга среди молодежи приобретает тревожные масштабы. Анонимные паблики в социальных сетях, специализирующиеся на травле студентов и школьников, стали распространенным явлением. К сожалению, в стране не ведется детальная статистика по буллингу, что затрудняет оценку реального масштаба проблемы.

По данным ЮНИСЕФ, более трети молодых людей в мире сталкиваются с кибербуллингом, а 22% сообщают, что подвергались травле в социальных сетях неоднократно. В исследовании, проведенном организацией «Cyberbullying Research Center», выявлено, что около 37% молодых людей испытывали кибербуллинг в течение своей жизни, при этом 30% подвергались ему более одного раза[1].

 

Психологические последствия кибербуллинга

 

Психологи указывают, что воздействие онлайн-травли на психическое здоровье подростков часто недооценивается. Жертвы кибербуллинга испытывают:

·           Повышенный уровень стресса и тревожности;

·           Депрессивные состояния;

·           Снижение успеваемости и отказ от посещения учебного заведения;

·           Социальную изоляцию;

·           Снижение самооценки и формирование негативных комплексов.

В особо тяжелых случаях, подростки, подвергающиеся систематической травле, могут предпринимать попытки самоповреждения или даже суицида.

 

Особенности кибербуллинга

 

Кибербуллинг имеет ряд отличительных черт, делающих его особенно опасным:

1.        Анонимность агрессоров, позволяющая им избегать ответственности;

2.        Широкая аудитория свидетелей - унижение происходит на глазах сотен или тысяч людей;

3.        Круглосуточное воздействие - в отличие от традиционного буллинга, жертва не может укрыться от травли дома;

4.        Долговременность воздействия - материалы, размещенные в Интернете, могут сохраняться годами;

5.        Разнообразие форм - от словесных оскорблений до шантажа и вымогательства.

 

Правовые аспекты противодействия кибербуллингу

 

Действующее законодательство Республики Казахстан предоставляет родителям пострадавших детей и подростков, а также совершеннолетним учащимся правовые механизмы для защиты от кибербуллинга. Хотя специальной статьи о буллинге не существует, пострадавшие могут обратиться с заявлением по следующим статьям:

·           Клевета (ст. 73-3 КоАП РК);

·           Оскорбление (ст. 131 УК РК);

·           Нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 147 УК РК);

·           Вымогательство (ст. 194 УК РК).

Эти правовые инструменты позволяют привлечь виновных к ответственности и добиться справедливости.

В то же время в ряде стран уже существуют эффективные правовые механизмы борьбы с кибербуллингом:

·           США: В 49 штатах приняты законы против буллинга, многие из которых включают и кибербуллинг. Например, в Нью-Йорке действует Закон о достоинстве всех учащихся (DASA), требующий от школ немедленного реагирования на случаи травли[2].

·           Австралия: Действует Национальная стратегия безопасных школ, включающая комплексную программу «eSafety Commissioner», направленную на борьбу с онлайн-травлей[3].

·           Финляндия: Программа KiVa, основанная на систематическом подходе к предотвращению буллинга, демонстрирует впечатляющие результаты по снижению случаев травли в школах на 40-50%[4].

 

Ответственность образовательных учреждений

 

Образовательные учреждения несут ответственность за безопасность своих учащихся, даже если травля происходит в онлайн-пространстве. Согласно международным стандартам, школы и колледжи обязаны:

a.        Разрабатывать и внедрять политику противодействия буллингу;

b.        Обучать персонал распознаванию признаков травли;

c.        Проводить профилактические мероприятия с учащимися;

d.        Оперативно реагировать на случаи буллинга;

e.        Оказывать психологическую поддержку пострадавшим.

 

Рекомендации по предупреждению и противодействию кибербуллингу

 

Для образовательных учреждений:

1.        Создание системы мониторинга для раннего выявления случаев кибербуллинга;

2.        Внедрение программ цифровой этики в образовательный процесс;

3.        Организация анонимных каналов сообщения о случаях травли;

4.        Проведение регулярных тренингов по цифровой безопасности;

5.        Привлечение IT-специалистов для выявления и блокировки анонимных ресурсов, используемых для травли.

 

Инновационные подходы:

1.        Технология «цифрового отпечатка»: Разработка системы, позволяющей идентифицировать авторов анонимных сообщений по особенностям их письменной речи и поведения в сети;

2.        Применение искусственного интеллекта для мониторинга и выявления потенциально опасного контента в социальных сетях;

3.        Создание «зон цифровой гигиены» в образовательных учреждениях, где проводится регулярный мониторинг онлайн-активности;

4.        Внедрение системы «цифровых наставников» из числа старших учащихся для поддержки и консультирования младших;

5.        Разработка мобильных приложений для оперативного реагирования на случаи кибербуллинга.

 

Заключение

 

Кибербуллинг представляет серьезную угрозу психологическому благополучию молодого поколения. Решение этой проблемы требует комплексного подхода, включающего образовательные, психологические, технологические и правовые меры. Только совместными усилиями родителей, педагогов, психологов, IT-специалистов и самих детей можно создать безопасную цифровую среду для развития и обучения молодежи.

_____________________________________________________________________________

© 2025 Все права защищены. Настоящая публикация является интеллектуальной собственностью автора и защищена законом об авторском праве. Любое использование материалов данной публикации (полностью или частично) допускается только при условии указания прямой активной ссылки на оригинальный источник. Несанкционированное использование, копирование или распространение материалов без соответствующего разрешения является нарушением закона.

 

Дисклеймер: Мнения, выраженные в данной публикации, принадлежат исключительно автору и могут не совпадать с официальной позицией каких-либо органов и организаций. Представленный анализ и рекомендации отражают точку зрения автора на проблему кибербуллинга и приведены в информационных целях. Материал не заменяет профессиональную юридическую или психологическую консультацию. В случае реальной ситуации кибербуллинга рекомендуется обратиться к соответствующим специалистам.