|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
С.И. Климкин
АЛМАТЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 2. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА. КЛАССИФИКАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Лекция 3. ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. ОРГАНЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА. СОЗДАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Лекция 4. УЧРЕДИТЕЛИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА. УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Лекция 6. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Лекция 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ Лекция 8. ТОВАРИЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ Лекция 9. ДРУГИЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРИЩЕСТВ Лекция 10. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО Лекция 11. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ Лекция 12. НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОИМЕНОВАННЫЕ В ГК РК Лекция 13. НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ Лекция 14. УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ Использованные нормативные правовые акты
В Казахстане нет недостатка в национальной учебной, научной и прикладной литературе по вопросам субъектов гражданских правоотношений. Так, помимо основных, базовых изданий по гражданскому праву (Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть). Комментарий (постатейный), в 2-х кн. 3-е изд., испр. и доп., с использованием судебной практики / Отв. ред. М.К. Сулейменов. Алматы, 2007; Гражданское право. Том 1. Учебник для вузов (академический курс) / Отв. ред. М.К. Сулейменов, Ю.Г. Басин. Алматы: КазГЮА, 2000; Гражданское право. Общая часть. Курс лекций / Под ред. А.Г. Диденко. Алматы: Нур-пресс, 2006, также публикуются материалы научных конференций, выпущены в свет десятки работ, посвященных тем или иным вопросам, связанным с субъектами гражданских правоотношений. Отдельных статей вообще не счесть. В настоящее время под руководством М.К. Сулейменова заканчивается работа над четвертым изданием постатейного комментария к Общей части Гражданского кодекса РК. Назовем лишь основные специальные работы, которые следует использовать при изучении курса: Грешников И.П. Субъекты права. Ч. 1: Юридическое лицо в праве и законодательстве. Алматы: LEM, 2001; Субъекты гражданского права / Под ред. М.К. Сулейменова. Алматы: НИИ частного права КазГЮУ, 2004; Климкин С.И. Юридические лица (сборник статей). Алматы: Норма-К, 2004; Карагусов Ф.С. Основы корпоративного права и корпоративное законодательство Республики Казахстан. Издание второе, дополненное. Алматы: Бастау, 2011; Карагусов Ф.С. Правовое положение коммерческих организаций по законодательству Республики Казахстан. Алматы, 2012; Юридические лица. Практические ситуации и тестовые вопросы / Под ред. С.И. Климкина. Алматы: Раритет, 2008; Климкин С.И. Товарищество с ограниченной ответственностью: Комментарий к Закону Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года. 2-е изд., испр. и доп. Алматы: Юрист, 2016; Карагусов Ф.С. Основы корпоративного законодательства Республики Казахстан: Учебное пособие. Алматы: Каспийский общественный университет, 2017. И все же в процессе изучения курса «Субъекты гражданских правоотношений» (или «Юридические лица») студенты юридических вузов и колледжей сталкиваются с проблемой отсутствия специальной учебной литературы, в которой бы содержался требуемый материал, изложенный в доступной и легко воспринимаемой форме. Поэтому при подготовке настоящего краткого курса лекций мы ставили перед собой задачу восполнить данный пробел. Другой особенностью работы является использование по возможности максимального числа казахстанских нормативных правовых актов. Мы исходили из того принципа, что юрист не может, да и не должен знать всё. Однако он обязан знать, где, в каком НПА следует искать ответы на возникающие вопросы. Использованные в работе нормативные правовые акты даны по состоянию на 17 января 2018 г.
Под физическими лицами понимаются граждане Республики Казахстан, граждане других государств, а также лица без гражданства. Гражданское право, определяя правовой статус физических лиц, по общему правилу, не делает различий между указанными категориями лиц. Согласно части первой ст. 1 Закона РК от 20 декабря 1991 г. «О гражданстве Республики Казахстан», гражданство РК определяет устойчивую политико-правовую связь лица с государством, выражающую совокупность их взаимных прав и обязанностей. Статья 3 этого Закона определяет, что гражданами Республики Казахстан являются лица, которые: постоянно проживают в Республике Казахстан на день вступления в силу настоящего Закона; родились на территории Республики Казахстан и не состоят в гражданстве иностранного государства; приобрели гражданство Республики Казахстан в соответствии с настоящим Законом. За гражданином Республики Казахстан не признается гражданство другого государства. Правовое положение иностранцев определяется Законом РК от 19 июня 1995 г. «О правовом положении иностранцев». Иностранцами в Республике Казахстан признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства. Лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства, признаются лицами без гражданства. Иностранцы имеют все права и свободы, а также несут все обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных законами и международными договорами. Они все равны перед законами Казахстана. Таким образом, установление отдельных особенностей в правовом положении иностранцев и лиц без гражданства следует рассматривать как исключение из общего правила. Например, осуществление индивидуального предпринимательства иностранцам и лицам без гражданства запрещается (пункт 1 ст. 30 Предпринимательского кодекса РК от 29 октября 2015 г.). Согласно подпункту 10) пункта 2 ст. 91 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 г., лица без гражданства не могут быть усыновителями. Статьей 23 Земельного кодекса РК от 20 июня 2003 г. установлено, что в частной собственности иностранцев, лиц без гражданства могут находиться земельные участки, предоставленные (предоставляемые) под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением. В их собственности не могут находиться земли, предназначенные для ведения товарного сельскохозяйственного производства и лесоразведения. Также не допускается предоставление земельных участков, расположенных в пограничной зоне и пограничной полосе Республики Казахстан, в частную собственность иностранцам, лицам без гражданства. В соответствии с частью второй п. 1 ст. 25 Закона РК от 17 января 2002 г. «О торговом мореплавании», иностранцы и лица без гражданства не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана и старшего механика. Согласно пункту 2 ст. 5 Закона РК от 23 июля 1999 г. «О средствах массовой информации», запрещается иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами акций (долей, паев) юридического лица - собственника средства массовой информации в Республике Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере. Пунктом 4 ст. 5 Закона РК от 19 октября 2000 г. «Об охранной деятельности» иностранцам, лицам без гражданства запрещено осуществлять все виды охранной деятельности, учреждать или быть учредителями (участниками) частных охранных организаций, иметь в доверительном управлении частную охранную организацию. Особый правовой статус имеют оралманы. Подпунктом 13) ст. 1 Закона РК от 22 июля 2011 г. «О миграции населения» определено, что оралман - это этнический казах, постоянно проживавший на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами, и его дети казахской национальности, родившиеся и постоянно проживавшие после приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами, прибывший (прибывшие) в Республику Казахстан в целях постоянного проживания на исторической родине и получивший (получившие) соответствующий статус в порядке, установленном настоящим Законом. Любой гражданин характеризуется такими юридическими свойствами, как правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Под гражданской правоспособностью понимается способность гражданина иметь гражданские права и нести обязанности. Она возникает в момент рождения и прекращается со смертью. В содержание правоспособности входит возможность иметь на праве собственности имущество, наследовать и завещать имущество, свободно передвигаться по территории республики, свободно покидать ее пределы, выбирать место жительства, создавать юридические лица, заключать сделки, иметь право интеллектуальной собственности и т.д. Граждане приобретают и осуществляют права и обязанности под своим именем, которое включает в себя фамилию, собственно имя, а также по желанию - отчество. Однако законодательством могут быть предусмотрены случаи анонимного приобретения гражданами прав и осуществления обязанностей или использования псевдонима (вымышленного имени). Такое право предоставлено, например, автору произведения Законом РК от 10 июля 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах». При этом следует отметить, что данное правило не вполне соответствует пункту 7 статьи 15 ГК, по которому приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается, и на практике приводит к возникновению спорных ситуаций. От правоспособности следует отличать дееспособность, то есть способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Возникновение дееспособности в полном объеме связано с достижением гражданином совершеннолетия. Однако Гражданский кодекс предусматривает два основания, когда дееспособность может возникнуть до достижения восемнадцатилетнего возраста. Это: а) вступление в брак (брачно-семейное законодательство РК допускает снижение возраста для вступления в брак до двух лет при наличии уважительных причин); б) эмансипация, то есть объявление гражданина полностью дееспособным, когда он работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства с согласия его законных представителей либо при отсутствии такого согласия - по решению суда (статья 22-1 ГК РК). Что касается предпринимательской деятельности граждан, то, помимо Гражданского кодекса РК, она регулируется Предпринимательским кодексом РК и иными актами законодательства. Индивидуальным предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан Республики Казахстан, оралманов, направленная на получение чистого дохода, основанная на собственности самих физических лиц и осуществляемая от имени физических лиц, за их риск и под их имущественную ответственность. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей заключается в постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя в органе государственных доходов по месту нахождения. Обязательной государственной регистрации подлежат индивидуальные предприниматели, которые отвечают одному из следующих условий: 1) используют труд наемных работников на постоянной основе; 2) имеют от такой деятельности совокупный годовой доход, превышающий необлагаемый налогом размер.1 При этом физическое лицо, не использующее труд работников на постоянной основе, вправе не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя при получении установленных налоговым законодательством Республики Казахстан следующих доходов: 1) облагаемых у источника выплаты; 2) имущественного дохода; 3) прочих доходов. Выделяют личное предпринимательство граждан, осуществляемое одним физическим лицом самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного права, допускающего пользование и (или) распоряжение имуществом, и совместное предпринимательство, осуществляемое группой физических лиц (индивидуальных предпринимателей) на базе имущества, принадлежащего им на праве общей собственности, а также в силу иного права, допускающего совместное пользование и (или) распоряжение имуществом. В свою очередь, формами совместного предпринимательства являются: - предпринимательство супругов, осуществляемое на базе общей совместной собственности супругов; - семейное предпринимательство, осуществляемое на базе общей совместной собственности или крестьянского фермерского хозяйства, или общей совместной собственности на приватизированное жилище; - простое товарищество, при котором частное предпринимательство осуществляется на базе общей долевой собственности. ____________________ 1 Законом РК от 30 ноября 2017 г. «О республиканском бюджете на 2018-2020 годы» минимальный размер заработной платы на 2018 г. установлен в 28 284 тенге.
Имущественные вопросы при указанных видах совместного предпринимательства регулируются: а) при предпринимательстве супругов: помимо общих положений ГК об общей совместной собственности - статьей 223 ГК и главой 7 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье»; б) при семейном предпринимательстве: помимо общих положений ГК об общей собственности - статьями 224-227 ГК, статьями 41-49 Предпринимательского кодекса РК, Законом РК от 16 апреля 1997 г. «О жилищных отношениях»; в) в простом товариществе: помимо общих положений ГК об общей собственности - главой 12 ГК. При осуществлении своей деятельности индивидуальные предприниматели вправе открывать расчетные счета, использовать персональные бланки деловой документации, печать, штампы. Индивидуальные предприниматели несут ответственность по своим обязательствам всем свои имуществом, на которое может быть наложено взыскание в соответствии с законами РК. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет называют частичной. В ее объем входит возможность самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами и созданными ими объектами интеллектуальной собственности, вкладами, внесенными кем-либо на их имя, а также совершать мелкие бытовые сделки. Несовершеннолетние от четырнадцати до восемнадцати лет являются полностью деликтоспособными, то есть способными нести самостоятельную ответственность за причиненный их действиями вред (ст. 926 ГК РК). Несовершеннолетние до четырнадцати лет (малолетние) вправе самостоятельно совершать лишь соответствующие их возрасту мелкие бытовые сделки, исполняемые при самом их совершении. При причинении ими вреда третьим лицам ответственность по его возмещению лежит на их законных представителях, если они не докажут отсутствие своей вины (вина проявляется в форме пороков воспитания и/или надзора). Если же вред малолетним был причинен в то время, когда он находился под надзором учебного заведения, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять за ним надзор, а также лица, обязанного осуществлять надзор на основании договора, эти учреждения и лица отвечают за вред, если не докажут, что вред возник не по их вине в осуществлении надзора (статья 925 ГК). Если гражданин вследствие психического заболевания (шизофрении) или слабоумия (олигофрении) не может понимать значение своих действий или руководить ими, он может быть признан судом недееспособным. От его имени сделки совершает назначенный над ним опекун. Он же несет ответственность за причиненный таким гражданином вред, если не докажет отсутствие своей вины в осуществлении надзора. Наконец, если гражданин вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, он в судебном порядке может быть ограничен в дееспособности (статья 27 ГК). В таком случае над ним устанавливается попечительство. Примечательно, что ГК КазССР 1963 г., также допускавший ограничение в дееспособности такую категорию граждан, предусматривал более широкую оговорку в отношении условий: «себя или свою семью». В жизни возникают ситуации, когда местонахождение гражданина неизвестно. В этом случае возможно признание гражданина безвестно отсутствующим с тем, чтобы устранить неопределенность в правоотношениях с его участием. Гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его жительства о нем нет сведений. Над имуществом безвестно отсутствующего лица устанавливается опека, и из этого имущества производятся выплаты в пользу лиц, которых он должен содержать, погашается задолженность по налогам и иным его обязательствам. Если же в месте его жительства о нем нет сведений в течение трех лет, то по заявлению заинтересованных лиц гражданин может быть объявлен умершим. Указанный трехгодичный срок является общим. Гражданский кодекс устанавливает также два специальных срока. Так, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основания предполагать его гибель от несчастного случая (например, авиа- или морская катастрофа, когда тело обнаружено не было), срок составляет шесть месяцев. Военнослужащие или иные лица, пропавшие без вести в связи с военными действиями, могут быть объявлены умершими не ранее, чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Объявление гражданина умершим по своим юридическим последствиям приравнивается к фактической смерти. Так, например, открывается наследство, а брак считается прекращенным.
Лекция 2.
В гражданском обороте помимо граждан выступают также и иные его участники. Но в отличие от лиц физических, имеющих естественное, природное происхождение, эти участники являются порождением права и называются юридическими лицами. Гражданско-правовая наука предлагает значительное количество теорий, так или иначе пытающихся объяснить сущность юридического лица. Только за период существования СССР были выдвинуты: «теория государства» (С.И. Аскназий), «теория коллектива» (А.В. Венедиктов, С.Н. Братусь, О.С. Иоффе), «теория социальной реальности» (Н.Г. Александров, Д.Н. Генкин, В.П. Грибанов), «теория юридического лица как системы социальных взаимоотношений» (О.А. Красавчиков), «теория директора» (Ю.К. Толстой, С.Ф. Кечекьян). В Республике Казахстан наибольшую популярность получила теория «персонифицированного (или обособленного) имущества», смысл которой в основном сводится к следующему: необходимость и важность института юридического лица определяются прежде всего тем, что он позволяет отделить образуемого субъекта имущественных отношений от тех, кто образовал юридическое лицо, со всеми вытекающими последствиями. При этом в отечественной литературе также высказываются мнения в пользу теорий «фикции» и «социальной реальности». Согласно пункту 1 ст. 33 ГК РК, юридическим лицом признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Гражданское право традиционно выделяет следующие признаки юридического лица: - организационное единство; - имущественная обособленность; - самостоятельная имущественная (также используется выражение «гражданско-правовая») ответственность; - выступление в гражданском обороте от своего имени. Организационное единство как признак юридического лица имеет двоякий смысл. С одной стороны (мы его называем «внешняя оформленность») - это возможность создания и существования юридического лица в одной из предусмотренных законом организационно-правовых форм. Так, статья 34 ГК РК устанавливает, что коммерческие юридические лица могут быть созданы только в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества, акционерного общества и производственного кооператива. Некоммерческие юридические лица создаются в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского кооператива, фонда, религиозного объединения и в иной форме, предусмотренной законодательными актами. С другой стороны (его внутренняя оформленность) - это, собственно, и есть организационное единство, заключающееся в том, что данное юридическое лицо как единое целое, способное выполнять свои задачи и функции, отличается четкой внутренней структурой, имеет свои органы управления и т.д. Если внешняя оформленность юридического лица устанавливается законодательными актами, то внутренняя - законодательными актами и учредительными документами. Имущественная обособленность заключается в том, что при создании юридического лица, как правило, имущество, внесенное его учредителями в качестве вклада в уставный капитал (в счет оплаты акций, в виде взноса и т.п.), становится принадлежащим самому юридическому лицу. Данное обстоятельство ярко проявляется, например, при создании хозяйственных товариществ, акционерных обществ, производственных кооперативов и практически всех некоммерческих организаций, которые становятся собственниками этого имущества. Однако в некоторых случаях собственником такого имущества остается учредитель (учредители). Такая ситуация имеет место в отношении государственных предприятий и учреждений, как государственных, так и частных. Также право собственности не переходит к юридическому лицу в случае, если в качестве вклада (в счет оплаты акций) имущество передается лишь во владение и пользование. По общему правилу, юридическое лицо по своим обязательствам отвечает всем своим имуществом. Но из этого правила имеются исключения. Например, казенные предприятия и учреждения отвечают по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении деньгами. Участники полного товарищества, как и полные участники коммандитного товарищества, по их обязательствам несут неограниченную (полную) ответственность. Но при этом ответчиками при возникновении спора будут выступать указанные юридические лица самостоятельно; ответственность же учредителя (-ей) или участников является дополнительной (субсидиарной). Наименованию юридического лица посвящена статья 38 ГК РК: юридическое лицо имеет свое наименование, позволяющее отличить его от других юридических лиц. Оно включает в себя его название (например, «Байтерек») и указание на организационно-правовую форму (например, «акционерное общество», «товарищество с ограниченной ответственностью»). При этом наименование юридического лица не должно полностью или в существенной части дублировать наименования юридических лиц, зарегистрированных в Республике Казахстан. Таким образом, ГК обязывает указывать в наименовании организационно-правовую форму юридического лица. Наличие такого требования объясняется тем, что коммерческие организации могут быть созданы лишь в предусмотренных ГК организационно-правовых формах. Некоммерческие организации, несмотря на неисключительный характер пункта 3 ст. 34 ГК, также не могут быть созданы в формах, не предусмотренных ГК и иными законодательными актами. Поэтому регистрирующие органы должны иметь легкодоступную информацию, позволяющую избежать любого двусмысленного толкования вопроса о соответствии законодательству организационно-правовой формы создаваемого юридического лица. Это требование также направлено на защиту кредиторов и иных заинтересованных лиц, которые вправе иметь достаточную информацию о возможном контрагенте. Включение указания на организационно-правовую форму в наименование юридического лица - наиболее простой и надежный способ обеспечить реализацию этого права. Этим же достигается еще одна цель. Указание в наименовании юридического лица его организационно-правовой формы позволяет при возникновении каких-либо споров без затруднений использовать специальное законодательство об этих формах в тех случаях, когда некоторые вопросы регулирования правового положения организации не нашли своего отражения в учредительных документах или если положения учредительных документов этого юридического лица входят в противоречие с императивными нормами законодательства. Законодательство предусматривает ряд случаев, когда наименование юридического лица должно включать дополнительную информацию. В целях защиты права на фирменное наименование пункт 3 ст. 1020 ГК устанавливает, что не может быть использовано фирменное наименование, похожее на фирменное наименование уже зарегистрированного юридического лица настолько, что это может привести к отождествлению соответствующих юридических лиц, а также к введению в заблуждение относительно выпускаемых ими товаров или оказываемых услуг. И еще один вопрос, связанный с понятием и признаками юридического лица. Юридическое лицо не может считаться созданным до его государственной регистрации. Подписание учредительного договора и (или) утверждение устава - это еще не создание юридического лица, а лишь намерение учредителей. Факт же государственной регистрации - это и есть момент его «рождения». Даже при возникновении юридического лица на основании акта органа государственной власти (например, постановления Правительства) оно будет считаться созданным не с момента вступления в силу этого акта, а момента государственной регистрации этой организации в установленном порядке. Такой подход позволяет провести четкую грань между юридическими лицами и схожими с ними иными феноменами гражданского права, например, между полным товариществом и простым товариществом (Глава 12 ГК), между так называемой «компанией одного лица» и индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица. В основе классификаций юридических лиц могут лежать различные критерии (основания). Так, по целям создания Гражданский кодекс РК делит юридические лица на два вида: коммерческие и некоммерческие. К первым, в соответствии со ст. 34 Кодекса, отнесены организации, преследующие извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие же организации не имеют извлечение дохода в качестве такой цели и не распределяют полученный чистый доход между участниками. Перечень коммерческих организаций является закрытым: они могут быть созданы лишь в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества, акционерного общества и производственного кооператива. Формы некоммерческих организаций также названы в ГК, однако их перечень открыт: они могут быть созданы и в иных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательными актами. Юридическая значимость деления организаций на виды обосновывается: 1) вызванным практической необходимостью введением в ГК исключительного перечня форм коммерческих организаций, а некоммерческих - и в иные законодательные акты; 2) необходимостью установления для тех и других организаций различного налогового режима; 3) необходимостью четкого и однозначного решения вопроса о возможности распределения чистого дохода юридического лица между его участниками. При этом, однако, следует отметить, что указанное деление в законодательстве проводится не вполне последовательно и является предметом дискуссий в научной литературе. Так, например, акционерное общество может являться как коммерческой, так и некоммерческой организацией. Некоммерческие организации вправе извлекать доходы от своей деятельности, и это обстоятельство широко применяется на практике. Государственное предприятие не распределяет полученный чистый доход среди участников, что является признаком некоммерческого юридического лица. В зависимости от прав участников (учредителей) на имущество созданных ими организаций выделяют юридические лица, на имущество которых его учредители (участники): - сохраняют обязательственные права (хозяйственные товарищества, акционерные общества, кооперативы); - сохраняют право собственности или иное вещное право (государственные предприятия, учреждения); - не сохраняют имущественных прав (общественные объединения, фонды, религиозные объединения). Очевидно, что за рамками данной классификации оказалось несколько организационно-правовых форм некоммерческих организаций (объединения индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц в форме ассоциации (союза), нотариальные палаты, коллегии адвокатов, арбитражная палата и др.). Поэтому Законом РК от 12 января 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая и Особенная части)» статья 36 была дополнена пунктом 5 следующего содержания: «Права учредителей (участников) на имущество созданных ими юридических лиц иных организационно-правовых форм определяются законодательными актами Республики Казахстан». В зависимости от формы собственности различают государственные и негосударственные юридические лица. В своем подавляющем большинстве юридические лица являются негосударственными. Собственно, к государственным относятся лишь государственные предприятия и государственные учреждения. Все остальные организации являются частными. Таковыми следует считать и акционерные общества, а также товарищества с ограниченной ответственностью с контрольными пакетами акций (долями участия в уставном капитале), принадлежащими государству, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании. Определенные сложности в толковании может вызвать и пункт 5 ст. 13 Закона РК от 16 января 2001 г. «О некоммерческих организациях», согласно которому под государственным фондом понимается фонд, созданный решением государственных органов, которым в установленном порядке передано право владения, пользования, распоряжения государственной собственностью, осуществляющих цели и задачи фонда за счет средств государственного бюджета. Имущество государственного фонда формируется, в том числе, за счет средств государственного бюджета Республики Казахстан. Поскольку пунктом 4 ст. 36 ГК РК фонды отнесены к юридическим лицам, на имущество которых их учредители (участники) не сохраняют имущественных прав, использование термина «государственный» является не вполне некорректным. Это - негосударственное юридическое лицо, собственник принадлежащего ему имущества. Гражданский кодекс РК особо выделяет дочерние и основные организации, а также зависимые и взаимно участвующие акционерные общества. Как и дочерняя, основная организация, зависимые и взаимно участвующие акционерные общества не являются самостоятельными организационно-правовыми формами юридического лица. Дочерней организацией признается такое юридическое лицо, преобладающая доля уставного капитала которого принадлежит другому юридическому лицу (основной организации), либо если в соответствии с заключенным между ними договором (либо иным образом) основная организация имеет возможность определять принимаемые дочерней организацией решения. Законодательное деление организаций на основные (материнские) и дочерние направлено на установление следующих позиций: - дочерняя организация не отвечает по долгам своей основной организации; - основная организация отвечает субсидиарно с дочерней организацией по сделкам, заключенным последней во исполнение указаний основной организации; - при банкротстве дочерней организации по вине основной организации последняя несет субсидиарную ответственность по ее долгам; - участники дочерней организации вправе требовать возмещения основной организацией убытков, причиненных по ее вине дочерней организации, если иное не установлено законодательными актами. Акционерное общество признается зависимым, если другое (участвующее, преобладающее) юридическое лицо имеет более двадцати процентов его голосующих акций. Законодательство возлагает на преобладающее юридическое лицо обязанность незамедлительно публиковать сведения о приобретении им соответствующей части акций зависимого акционерного общества. Выделение зависимых и взаимно участвующих акционерных обществ имеет не столь важное практическое значение, как признание организаций дочерними и основными, поскольку они поглощаются понятием «аффилиированные лица». Возможны и иные классификации юридических лиц. Так, в соответствии с подп. 31) пункта 1 ст. 3 Бюджетного кодекса РК от 04 декабря 2008 г., субъектами квазигосударственного сектора являются государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилииро-ванными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Законом РК от 28 февраля 2007 г. «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» в отдельную группу выделены организации публичного интереса. К ним относятся финансовые организации (за исключением юридических лиц, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой), акционерные общества (за исключением некоммерческих), организации-недропользователи (кроме организаций, добывающих общераспространенные полезные ископаемые), хлебоприемные предприятия и организации, в уставных капиталах которых имеется доля участия государства, а также государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения. Место регистрации юридического лица влияет на его национальность. Организации, зарегистрированные в Республике Казахстан, называются национальными, а за ее пределами - иностранными. Предпринимательский кодекс РК предусматривает три категории субъектов частного предпринимательства: малого (включая субъектов микропредпринимательства), среднего и крупного предпринимательства. При этом за основу берутся критерии: среднегодовая численность работников и среднегодовой доход. Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство со среднегодовой численностью работников не более ста человек и среднегодовым доходом не свыше трехсоттысячекратного месячного расчетного показателя. Субъектами микропредпринимательства являются субъекты малого предпринимательства со среднегодовой численностью работников не более пятнадцати человек или среднегодовым доходом не свыше тридцатитысячекратного месячного расчетного показателя. Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, не относящиеся к субъектам малого и крупного предпринимательства. Субъектами крупного предпринимательства являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, отвечающие одному или двум из следующих критериев: среднегодовая численность работников - более двухсот пятидесяти человек и (или) среднегодовой доход - свыше трехмиллионнократного месячного расчетного показателя.
Лекция 3.
Правоспособность и дееспособность - понятия, традиционные в цивилистике. Однако в отличие от лиц физических, в отношении организаций термин «дееспособность» не используется. Это вызвано самой сущностью юридических лиц, которые становятся способными своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их с момента государственной регистрации.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание ВВЕДЕНИЕЛекция 1. ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦАЛекция 2. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА. КЛАССИФИКАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦЛекция 3. ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. ОРГАНЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА. СОЗДАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦЛекция 4. УЧРЕДИТЕЛИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА. УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫЛекция 5. НАИМЕНОВАНИЕ И ИНЫЕ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦАЛекция 6. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦЛекция 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯЛекция 8.ТОВАРИЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮЛекция 9. ДРУГИЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРИЩЕСТВЛекция 10. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВОЛекция 11. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВЛекция 12. НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОИМЕНОВАННЫЕ В ГК РКЛекция 13. НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМЛекция 14. УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХИспользованные нормативные правовые акты |