|
|
|
За чиновниками будут следить в режиме онлайн
В мажилисе презентовали новый законопроект «О доступе к информации», который инициировали депутаты. По задумке разработчиков, с принятием документа, а он является срочным, государственные органы станут ближе к народу, министры будут ежегодно отчитываться перед населением, граждане смогут оперативнее получать интересующую их информацию, в стране будет создано «открытое правительство», а заседания парламента вновь будут показывать онлайн. К открытому правительству Казахстан идет на протяжении последних нескольких лет. Одно время в интернете даже транслировались не только заседания мажилиса, но заседания кабинета министров. Правда, очень быстро такое удовольствие закончилось, и если в тот же мажилис журналистам доступ не закрывали, то в правительство последние два года попасть достаточно сложно. На заседание же кабинета министров - нереально. Теперь же народные избранники разработали новый проект закона «О доступе к информации», который, в большей степени, касается не журналистов, а именно граждан страны, которые на равных со всеми смогут следить за тем, что делают те, кто живет на народные деньги. Например, если до этого момента перед населением отчитывались только акимы, то уже в ближайшем будущем публичный спрос будет с руководителей государственных органов, министров и ректоров национальных ВУЗов. К слову, буквально несколько недель назад на республиканском августовском совещании работников образования заместитель премьер-министра Бердибек Сапарбаев возмущался тем фактом, что финансирование национальных ВУЗов за последние годы увеличилось в 14 раз, однако никакого спроса за выделенные средства нет, так как ректоры данных учебных заведений не отчитываются. Теперь же можно будет спросить за каждую копейку. Причем, граждане будут иметь право расспрашивать о проводимой политике, планах и многих других вещах. Заложены в законопроекте и нормы о создании открытого правительства. Отдельный интернет-ресурс, который планируется создать в течение года после принятия законопроекта будет разделен на четыре части. Здесь государственные органы обязаны будут размещать открытые данные, под которыми подразумевается, статистическая и иная информация, не имеющая служебной тайны или государственных секретов. По сути, это единая база данных государственных органов, как республиканских, так и местных. На данном портале, обещают разработчики, казахстанцы смогут ознакомиться с проектами республиканского бюджета, бюджетов государственных органов, в том числе, местных акиматов. Здесь же будут опубликованы отчеты об исполнении бюджетов. Но главное, люди смогут оставлять свои комментарии и пожелания, куда лучше направить те или иные средства. Третье направление - создание открытого портала нормативно-правовых актов. К слову, такой портал сегодня в стране имеется, только там далеко не все документы, либо их сложно найти. Разработчики же предлагают собрать на единой площадке законы, нормативно-правовые акты, решения, чтобы физические и юридические лица могли без проблем получать всю необходимую информацию, а также участвовать в обсуждении новых норм и поправок и высказывать свое мнение о тех или иных решениях, а также оценивать работу государственных органов. Если говорить о статистике, то сегодня около 40 процентов информации в государственных органах является открытой, 20 процентов составляют государственные секреты и, оставшиеся сорок - приравнены к служебной информации. Законопроект же должен обеспечить сокращение последних двух составляющих. То есть, 10% будет относиться к госсекретам, 20% - к информации служебного характера. И, в итоге, 70% информации должна стать открытой для общества. Причем, сокращаются и сроки запроса: на официальный запрос от физических и юридических лиц работники бюджетных организаций обязаны будут ответить в течение 20-ти дней, что на десять дней быстрее, чем в действующем законодательстве. При этом, информация не должна быть банальной «отпиской». За нарушение норм нового законодательства предусматривается административная ответственность. Правда, конкретные поправки в кодекс об административных правонарушениях законодатели еще не внесли поправки. Говорят, этот вопрос необходимо еще обсудить на рабочих группах, чтобы наказание было соизмеримо содеянному. Между тем, у экспертов в области информации уже возникает ряд вопросов к данному законопроекту. Хотя его и называют - безусловным прорывом для Казахстана в части продвижения демократических реформ. А существование закона позволит приблизить страну к членству в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и в глобальной инициативе «Открытое правительство», а также повысит международные рейтинги страны, тем не менее, сам факт принятия закона не гарантирует вхождение в ОЭСР и Открытое правительство, поскольку у этих авторитетных международных организаций существуют требования, которым в настоящее время предлагаемый проект закона не соответствует. По мнению заместителя директора центра исследования правовой политики Татьяны Зинович, проект требует значительной доработки. В частности, в проекте необходимо четко установить главный принцип режима доступа к информации - принцип максимальной открытости (презумпции открытости) информации. Открытый доступ к информации должен быть правилом, а ограничение доступа - исключением. Также следует предусмотреть принцип максимального упрощения доступа к информации, чтобы избежать формального и ограничительного толкования предусмотренных законом процедур в дальнейшем на практике. «Одним из главных недостатков проекта является отсутствие в нем правил трисоставного теста - совокупности условий для ограничения доступа к информации согласно международным стандартам, которая включает проверку на вред и общественный интерес. Положения законопроекта следует существенно пересмотреть в части норм об ограничении доступа к информации, особенно оснований для отказа в предоставлении информации», - считает она. Серьезным недостатком законопроекта также является отсутствие положений об органе внесудебного государственного контроля за реализацией права на доступ к информации. Рекомендуется предусмотреть создание или определение такого органа, который должен пользоваться операционной и институциональной независимостью, иметь достаточные финансовые, кадровые и другие ресурсы для эффективного выполнения своих функций, а также быть наделен адекватными полномочиями, в том числе по проведению проверок, рассмотрению жалоб на нарушения права на доступ к информации, изданию обязательных предписаний. Подобное мнение высказывает и эксперт Международного центра некоммерческого права (ICNL) Гульмира Кужукеева: «Законопроект, представленный на обсуждение в рамках рабочей группы, в целом содержит ряд прогрессивных нововведений. Так, в нем есть улучшение процедуры предоставления информации, расширенный перечень информации, которая не должна быть ни при каких обстоятельствах закрыта, а также перечень информации, которая будет доступна через интернет и т.д. Однако, не могу сказать, что он кардинально поменяет ситуацию в области доступа к информации, если будет принят в той редакции, которая обсуждалась на первом заседании рабочей группы». При этом, у экспертов есть надежда, что в ближайшие рабочие группы будут решены поставленные перед разработчиками вопросы - это доступ к служебной информации и создание независимого надзорного органа в области доступа к информации. «Чтобы закон заработал, нужно не просто предусмотреть в административном кодексе ответственность за нарушение закона, но также иметь определенный орган, который бы отслеживал, контролировал ситуацию в области применения этого закона. И который бы имел право рассматривать жалобы физических и юридических лиц на действия государственных органов, по вопросам нарушения права на доступ к информации, имел бы право давать обязательные предписания для госорганов и мог бы давать предложения по совершенствованию тех или иных норм законодательства в области доступа к информации, а также мог бы инициировать проверки на предмет эффективности реализации этого закона в отдельных государственных органах», - считает Кужукеева. Проблем с внесением данной нормы сегодня нет, однако имеются сложности в том, при каком ведомстве создавать этот орган чтобы он действительно был независимым и имел финансирование для работы. То же самое касается служебной информации, точнее, нет четкого определения информации данного типа и прозрачных механизмов, как такая информация будет закрываться. В общем, вопросов пока больше, чем ответов.
Автор: Анжела Лилина, Астана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |